Сборник математических игр (для дошкольников). Игры математические Один - туда, один - сюда

Игры на математическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Игра «Правильный счет».

Цели: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

: мяч.

Описание : дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Игра «Кто где».

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

Описание : расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

Игра «Много-мало».

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Описание : попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет 9, а красных - 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 4 красных карточки. Что теперь можно сказать?

Игра «Отгадай число».

Цели : способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Описание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Счетная мозаика».

Цели: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.

Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Игра «Точка-путешественница».

Цели : познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Игровой материал и наглядные пособи я: тетрадь в клетку, ручка.

Описание : воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.

Игра «Читаем и считаем».

Цели: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; развивать умение сравнивать предметы по величине.

Игровой материал и наглядные пособия : счетные палочки.

Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаково. Сравнивать игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

В возрасте 2, 3 лет у ребенка появляются элементарные математические представления. Он уже знаком с основными направлениями: вперед, назад, вверх, вниз, вбок; способен различать предметы по размеру (большой, маленький, такой же), определять их множество (один, два, много).

Полезно иметь наборы одинаковых игрушек, например, деревянных елочек или грибочков. Детям очень нравятся обыкновенные матрешки, которые можно использовать и для сюжетных игр.

Найди пару

Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать

Необходимый инвентарь: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.

◈ Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.

Счетные палочки

Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.

Необходимый инвентарь : набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).

◈ Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

◈ Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

Яблоки созрели

Игра помогает освоить счет

Необходимый инвентарь : плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.

◈ Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.

◈ Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.

◈ Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.

◈ Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.

Помоги собрать урожай

Игра способствует разбитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.

◈ Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи.

◈ Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

Две дороги

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.

◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.

◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.

◈ Покатайте машины по дорогам.

◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.

Выбери дорогу

Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.

Необходимый инвентарь : картон или бумага, машинки разного размера.

◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.

◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.

Матрёшка

Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.

Необходимый инвентарь: набор матрешек.

◈ Почти все дети любят матрешки.

◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.

Кто быстрее

Игра помогает освоить понятия «длинное» - «короткое».

Необходимый инвентарь : две машинки, веревочки.

◈ Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.

◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.

◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.

Горка

Игра способствует развитию логического мышления.

Необходимый инвентарь : картон или дощечки.

◈ Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.

◈ С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.

◈ Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.

Строим башню

Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.

Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.

◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.

◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

Геометрические фигуры

Игра учит различать предметы по цвету и форме

Необходимый инвентарь : пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.

◈ Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы. ◈ Изучайте круги разного цвета.

◈ После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.

◈ Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.

Разберемся

Игра способствует развитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь : 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.

◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.

◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.

Один - туда, один - сюда

Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.

Необходимый инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.

◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.

◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».

◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».

Много мало

Игра способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями

Необходимый инвентарь : две одинаковые коробки, кубики одного цвета.

◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.

◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).

◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

«Раз ступенька...»

Игра помогает освоить счет

◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.

◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.

Геометрический магазин

Игра помогает изучить форму предметов, освоить счет

Необходимый инвентарь: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.

◈ Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д.

◈ Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.

Спрячь в ладошке

Игра развивает умение соотносишь предметы по величине

Необходимый инвентарь : маленький и большой шарики.

◈ Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.

◈ Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.

◈ Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.

◈ Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

Раздай тарелочки

Игра знакомит с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»

Необходимый инвентарь: 10 пластиковых тарелок.

◈ Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».

◈ Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка...».

◈ После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».

Грибок к грибку

Игра способствует развитию моторики, учит соотносить количественные множества, помогает освоить понятие «столько же, сколько»

Необходимый инвентарь : 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.

◈ Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте: «Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну».

◈ Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.

Подбери крышку

Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов

Необходимый инвентарь : кастрюли с крышками.

◈ Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.

◈ Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.

◈ Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

Бабушкины блины

Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку

Необходимый инвентарь : 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.

◈ Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

С самого рождения ребенок начинает познавать мир, он узнает много нового и интересного. Первые знания он получает от мамы, папы и тех людей, которые постоянно находятся с ним рядом.

К трем годам малыш начинает хорошо говорить, умеет слушать, много повторяет, поэтому в три - четыре года ребенка можно начинать обучать математике.

Обучать ребенка математике можно дома, в домашней, спокойной обстановке. Занятие должно проходить не более 20 – 25 минут, если вы видите, что ребенок устал или у него нет внимания, прекратите занятие.

Не ругайте ребенка, хвалите его, даже если у него ничего не получается.

Организовать занятие надо так, чтобы ребенку было интересно, проводите занятия в виде игры, во время игры ребенок легко запоминает необходимую информацию и не устанет.

Занятия проводите регулярно и если ребенок плохо усвоил предыдущий материал, не учите его чему - то новому, а вернитесь к старой теме и повторите ее снова.

Старайтесь чередовать занятия с умственной нагрузкой, с занятиями спортом или физическими упражнениями.

Самое лучшее время для занятий - это утро, когда ребенок хорошо отдохнул, позавтракал и хорошо воспринимает новую информацию или время после дневного сна.

Во время занятий ребенок не должен отвлекаться, поэтому уберите все со стола и приготовьте только тот материал, который вам понадобится для занятия.

Чтобы ребенку было интересно, приготовьте для него яркий реквизит, различные пособия и материалы, которых он раньше не видел. Материалы для занятий вы можете сделать самостоятельно или купить в магазине. После окончания занятия весь обучающий материал уберите, чтобы ребенок с ним не играл, и чтобы сохранить интерес к следующим занятиям.

Что должен знать ребенок 3-4 лет по математике

  1. Знать и различать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).
  2. Знать цифры до четырех. Уметь считать до четырех.
  3. Должен знать основные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.
  4. Уметь владеть понятиями: один – много, большой – маленький, низкий - высокий.
  5. Должен уметь складывать предметы по величине, цвету, форме.

Математика для детей 3- 4 лет

Изучение цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный)

Изучайте с ребенком цвета наглядно, показывая и рассказывая ребенку какой это цвет. Постоянно повторяйте какой это цвет. Затем вы можете использовать любые предметы с эти цветом, чтобы закрепить в памяти у ребенка. Проводите занятия в виде игры.

Красный цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это красный цвет.

На картинке нарисовано красное яблоко.

На картинке нарисован красный цветок.

На картинке нарисован красный помидор.

На картинке нарисована красная машина.

На картинке нарисован красный шарик.

На картинке нарисована красная пирамидка.

Синий цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это синий цвет.

На картинке нарисован синий бант.

На картинке нарисовано синее ведро.

На картинке нарисован синий дельфин.

На картинке нарисованы синие сапоги.

На картинке нарисована синяя птица.

На картинке нарисован синий зонт.

Желтый цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это желтый цвет.

На картинке нарисован желтый зонт.

На картинке нарисована желтая звезда.

На картинке нарисован желтый банан.

На картинке нарисована желтая лампа.

На картинке нарисованы желтые ласты.

На картинке нарисован желтый лимон.

Зеленый цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это зеленый цвет.

На картинке нарисован зеленый арбуз.

На картинке нарисована зеленая лягушка.

На картинке нарисована зеленая шляпа.

На картинке нарисованы зеленые листочки.

На картинке нарисована зеленая точилка.

На картинке нарисован зеленый стручок гороха.

Белый цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это белый цвет.

На картинке нарисован белый зайчик.

На картинке нарисована белая кружка.

На картинке нарисована белая птица.

На картинке нарисовано белое платье.

На картинке нарисован белый бантик.

Черный цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это черный цвет.

На картинке нарисован черный чайник.

На картинке нарисован черный блокнот.

На картинке нарисован черный компьютер.

На картинке нарисован черный зонт.

После изучения всех цветов посмотрите и выполните следующие упражнения. Ваш ребенок может укрепить свои новые знания. Изучив цвета, поиграйте с ребенком наглядно. Здесь у ребенка будут задействованы слуховая память, зрительная память, внимание.

Упражнения для закрепления материала

Упражнение первое

Рассмотрите следующую картинку и ответьте на вопросы.

На картинке есть зеленые кубики?

Покажи все красные кубики.

На картинке есть синие кубики?

Покажи все желтые кубики.

Расскажи и покажи все цвета кубиков.

Упражнение второе

Посмотрите внимательно на картинку и ответьте на следующие вопросы.

У мячика есть зеленый цвет?

У мячика есть синий цвет?

Расскажи и покажи какие цвета еще есть на мячике.

Учим цифры

Ребенок может выучить цифры до четырех, наглядно изучая разные предметы. В игровой форме легко усваивается любая информация.

После этого упражнения ваш ребенок может укрепить свои новые знания. Изучив цифры, посмотрите следующие упражнения и поиграйте с ребенком наглядно. Здесь у ребенка будут задействованы слуховая память, зрительная память, внимание.

Упражнение первое

Посмотрите с ребенком внимательно на картинку рассмотрите, что на ней нарисовано. Ребенок должен ответить на несколько вопросов.

Сколько корабликов нарисовано на первой картинке?

Сколько рыб нарисовано на первой картинке?

Сколько бегемотов нарисовано на второй картинке?

Сколько игрушек нарисовано на второй картинке?

Сколько игрушек нарисовано на первой картинке?

Упражнение второе

Посмотри внимательно на цифру в рамочке и нарисуй столько же мячиков красного цвета.

Посмотри на эту цифру в рамочке и нарисуй столько – же шариков зеленого цвета.

Посмотри на эту цифру в рамочке и нарисуй столько – же машинок синего цвета.

Посмотри на эту цифру в рамочке и нарисуй столько – же кубиков желтого цвета.

Интерактивная игра – учим фигуры

Очень важно дошкольнику 3-4 лет знать фигуры. Многие дети к этому возрасту знают, что такое квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Рассмотрим все фигуры и потренируемся на упражнениях.

Изучив фигуры, посмотрите следующие упражнения и поиграйте с ребенком наглядно. Здесь у ребенка будут задействованы слуховая память, зрительная память, внимание добавим счет.

Упражнения на закрепление материала

Упражнение первое

В этом упражнении даны фигуры, посмотрите на них внимательно и ответьте на следующие вопросы.

Сколько квадратов зеленого цвета?

Сколько прямоугольников красного цвета?

Сколько изображено треугольников желтого цвета?

Сколько треугольников зеленого цвета?

Сколько изображено кругов синего цвета?

Сколько кругов желтого цвета?

Сколько всего нарисовано квадратов?

Сколько всего нарисовано прямоугольников?

Сколько нарисовано треугольников?

Упражнение второе

Посмотрите на следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.

Из каких фигур построили дом?

Из каких фигур нарисовано дерево?

Сколько синих кругов на картинке?

Сколько всего красных треугольников?

Сколько желтых кругов?

Сколько кругов зеленого цвета?

Сколько треугольников синего цвета?

Изучаем основные понятия

Дети дошкольного возраста 3-4 лет должны знать основные понятия: один – много, маленький – большой, высокий - низкий. Ребенок может наглядно запомнить, один или много предметов и сравнить их высоту, рассматривая разные предметы ему будет интересно и познавательно их сравнивать. В игровой форме легко усваивается любая информация. Проговаривайте с ребенком вслух каждое задание.

Рассмотрим следующие картинки один – много:

Рассмотрим следующие картинки маленький – большой.

Рассмотрим следующие картинки низкий - высокий.

Высокое дерево и низкое дерево высокий жираф и низкая лошадь

Упражнения на закрепление материала

Упражнение первое

Рассмотрите следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.

Какой кубик больше?

Какой кубик меньше?

Маленький кубик, какого цвета?

Большой кубик, какого цвета?

Сколько всего кубиков на картинке?

Упражнение второе

Рассмотрите внимательно с ребенком следующую картинку и ответьте на следующие вопросы.

Какая пирамидка больше?

Какая пирамидка меньше?

Из каких цветов состоит большая пирамидка?

Сколько колец зеленого цвета на маленькой пирамидке?

Сколько всего колец желтого цвета на двух пирамидках?

Сколько колец красного цвета на большой пирамидке?

Сколько всего колец зеленого цвета?

Развивающие игры для дошкольников

Игра 1 «Подводные лодки»

Игра «Подводные лодки» развивает внимание ребенка.

В море двигаются подводные лодки в направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляется вопрос: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?». Смотрите внимательно на вопрос, на движение лодок и их направление. При помощи стрелочек вы должны правильно ответить на вопрос. За правильный ответ вы получаете очки и играете дальше. Если у вас три не правильных ответа игра заканчивается.

Игра 2 «Задача Струпа – перезагрузка»

Главная суть игры сопоставлять значение левой карточки и цвет правой карточки.

Надо правильно определить совпадает название цвета на левой карточке с цветом текста на правой карточке. Если совпадает надо ответить «да», если не совпадает надо ответить «нет». Снизу даны две кнопки «да» и «нет». Можно использовать стрелки на клавиатуре. Если вы ответили правильно, вы набираете баллы и переходите играть дальше.

Игра 3 «Аэропорт»

Игра «Аэропорт» развивает внимание.

Главная суть игры указать, куда летит синий самолет и откуда летит красный.

В этой игре по небу летят вертолеты, самолеты и разные воздушные суда. По центру нарисован самолет, надо правильно ответить на поставленные вопросы и указать: «Куда летит самолет» и «Откуда летит самолет». Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 4 «Зрительный поиск»

Игра «Зрительный поиск» развивает внимание.

Главная суть игры найти фигуру не похожую на другие.

В этой игре даны разные геометрические фигуры, надо найти среди всех фигур одну, непохожую на другие.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 5 «Космос»

Игра «Космос» развивает внимание.

Главная суть игры надо быстро указать, куда летит космический корабль.

В этой игре летает космический корабль, надо быстро указать, куда летит космический корабль. Можно ответить с помощью стрелочек на экране.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 6 «Концентрация»

Игра «Концентрация» развивает внимание.

Главная суть игры надо запомнить, где находятся пары одинаковых объектов и прокликать после того как ячейки закроются.

В этой игре даны объекты надо запомнить, эти объекты, где они находятся, затем ячейки закрываются. Вам надо вспомнить, где находились эти объекты и прокликать эти ячейки.Если вы ответите правильно, то набираете очки и играете дальше.

Игра 7 «Найти монетку»

Игра «Найти монетку» развивает память и внимание.

Главная суть игры нажимать на клетку и найти монетку.

В этой игре надо найти монетки. На экране нарисованы домики, в этих домиках надо найти монетку, нельзя нажимать два раза подряд на один и тот же домик.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Игра 8 «Следопыт»

Игра «Следопыт» развивает память.

Главная суть игры надо запомнить следы животных и повторить их.

В этой игре на экране появляются следы животных, смотрите внимательно и запоминайте, в каком порядке появляются следы. Потом надо показать какой след появился первый, а какой второй.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Игра 9 «Бриллианты»

Игра «Бриллианты» развивает память.

Главная суть игры запомнить порядок зажигающихся фигур на экране и повторить его.

На экране загораются фигуры по очереди, запомните порядок зажигания этих фигур и повторите его. Сделать это можно с помощью мышки или курсора на клавиатуре.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Игра 10 «Сложная сортировка»

Игра «Сложная сортировка» развивает мышление и память.

Главная суть игры надо выбрать фигуру, которая полностью совпадает или не совпадает.

В этой игре дана фигура, которая расположена по центру экрана и под ней еще три фигуры. Надо найти точно такую-же фигуру, как нарисована по центру. Она должна быть, такая-же по цвету и по форме.Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Заключение

Занимайтесь своими детьми, развивайте творческие и умственные способности, помогите развить память и внимание у своего ребенка ведь это залог успешного будущего вашего ребенка.

Количество и счет

Игра «Кто найдет цветок для бабочки»

Воспитатель раскладывает по комнате бумажные цветы. Их количество должно соответствовать количеству играющих детей. Потом раздает детям по одной бабочке. Уточняет, сколько бабочек у каждого ребенка. Дети должны поблизости найти цветок и посадить на него свою бабочку. Воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание. Уточняет, чего больше (меньше): цветов или мотыльков

Игра «Медведь и пчелы»

Дети сидят на стульчиках - пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня - пчелка, Ира - пчелка, Валя - пчелка, Света - пчелка. Сколько у нас пчелок?» «Много пчелок»,- отвечают дети. «Сережа будет медведем,- говорит воспитатель и спрашивает: - Сколько медведей?» - «Медведь один». Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка - много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь - пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике одна пчелка. Сколько в каждом домике пчелок?» - «Одна».- «Не поймал медведь пчелок и пошел спать». Игра повторяется несколько раз. Воспитатель фиксирует внимание детей на понятиях «один», «много». Для этой игры можно изготовить шапочку медведю и пчелкам или использовать контурные изображения. После игры атрибуты убирают, обращая при этом внимание на то, где один предмет, а где много: «Вот одна шапочка, еще одна, еще одна, а вместе много»

Игра «Самолеты»

ЦЕЛЬ: закрепление понятий «один», «много».

На стульчиках стоят маленькие самолетики двух-трех цветов. Воспитатель. Вы все - летчики. Лена - летчица, Коля - летчик, Ира - летчица. Сколько у нас летчиков? Дети. Много. Воспитатель. Это аэродром. Там стоят самолеты. Сколько самолетов на аэродроме? Каждый из вас возьмет самолет. Сколько самолетов взял Женя? Сколько самолетов взяла Ира? Полетели красные самолеты. Теперь полетели желтые самолеты. Полетели все самолеты. Сколько самолетов? Дети. Много самолетов. Воспитатель. На посадку заходят красные самолеты. (Дети с красными самолетами садятся на стульчики.) Затем по сигналу воспитателя совершают посадку остальные группы самолетов. Во время игры педагог постоянно обращает внимание детей на количество самолетов: «Сколько самолетов в руках у Коли, Иры, Жени? Сколько самолетов летает? Сколько приземлилось? Сколько взлетело? Сколько садится?

»Игра «Разноцветные фонарики»

Воспитатель раздает каждому по разноцветному фонарику При этом спрашивает у ребенка, сколько фонариков у него в руках, сколько фонариков у его соседа, какого цвета фонарики. Фонарики зажглись и пустились в пляс. «Сколько танцует фонариков?» - «Много».- «Сколько фонариков в руках у Кати, у Нины, у Веры?» - «Один, еще один».- «Наступило утро. В комнате стало светло. Погасли синие фонарики (дети присели), погасли желтые фонарики, красные и зеленые. Сколько фонариков у Риты? Сколько фонариков у Тани?» Дети отвечают. Опять наступает вечер, становится темно, зажигаются фонарики и пускаются в пляс. Игра повторяется. После игры дети складывают фонарики в коробку, называя, сколько фонариков в руках у Коли, Светы, Иры, сколько фонариков положили Таня, Валя, сколько всего фонариков в коробке. Таким образом, воспитатель учит детей видеть не только множество в целом, но и его составные части, каждая из которых отличается определенным цветом предметов. Необходимо постоянно менять наглядный материал: этомогут быть цветы, куклы, фонарики, листья, фигурки животных и т. д.

Игра «Поезд»

ЦЕЛЬ: упражнение в нахождении предметов окружаю- щей обстановки: одного и много.

В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам «Зоопарк», «Дом посуды», «Дом игрушки». Дети, встав друг за другом, образуют паровоз и вагоны. Поезд готов к отправлению. Воспитатель спрашивает, сколько получилось паровозов, сколько вагонов. Раздается сигнал - и поезд начинает движение. Подъехав к зоопарку, останавливается. Воспитатель спрашивает: «Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?» Дети называют: «Один мишка, один лев, много обезьян». Поезд вновь отправляется в путь. Следующая остановка около «Дома посуды». Дети рассказывают, какая посуда продается, по сколько каких предметов посуды: «Много тарелок, много чашек, одна кастрюля, один половник, одна ваза, один кувшин, много ложек, много вилок». Третья остановка около «Дома игрушек». Игра продол- жается.

Игра «Бабочки и цветы»

ЦЕЛЬ: установление равенства между двумя группами предметов

На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько детей в группе. Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя бабочками. Пусть несколько детей скажут о том, что они «бабочки». Сколько бабочек? Много. Полетели «бабочки». Дети, размахивая руками- «крылышками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» - каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу. Педагог уточняет: на этом цветочке - бабочка, на этом цветочке - бабочка, на этом цветочке - бабочка. - Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек? - Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. Отдохнули «бабочки» и снова полетели. Игра повторяется 2-3 раза. Во время игры надо положить еще 1 -2 цветка, чтобы получилось не поровну. А потом спросить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.

Игра «Воробушки и автомобиль»

Дети-«воробушки» сидят в своих «гнездышках» - обручах, лежащих на полу в 2 ряда на небольшом расстоянии друг от друга. В противоположном углу комнаты с рулем в руках стоит ребенок - он водитель автомобиля. Воспитатель. Вы «воробушки». У каждого «воробушка» свое гнездышко. Сколько гнездышек, столько «воро- бушков». «Воробушки» вылетели из гнездышек, размахивая крылышками, летают. Воспитатель. Из гаража выезжает машина. «Воробушки» улетают в гнездышки. Автомобиль возвращается в гараж. Воспитатель. Всем ли «воробушкам» хватило гнездышек? Чего больше? Чего меньше? Может быть, поровну? Дети отвечают на вопросы, и игра повторяется

Игра «Скорый поезд»

Из стульев, поставленных в ряд, сооружают поезд. Играющих может быть и столько же, сколько стульев- вагонов, и больше или меньше. Пассажиры ходят по пер- рону, готовятся к отъезду. Раздается гудок. Пассажиры занимают свои места. Воспитатель вместе с детьми выясняет, всем ли хватило места, сравнивает, чего больше или меньше: вагонов или пассажиров. Определив, чего больше, меньше, поровну, дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка - пассажиры выходят. Игра начинается вновь. Воспитатель может убирать, добавлять количество вагонов, чтобы каждый раз при сравнении была новая для детей ситуация. В подобных играх лучше, если предметов будет на один больше, чем играющих. Это позволит избежать конфликтных ситуаций и не огорчит детей.

Игра «Кот и мыши»

Упражняет детей в установлении равенства-неравенства между двумя группами предметов. Для игры подготавливают норки для мышек - стульчики, которые стоят в два ряда, один ряд напротив другого. Дети-мышки размещаются в норках. Кот спит. Мышки вышли из норок и отправились гулять. По сигналу: «Кот идет!» - все мышки прячутся в норки. Воспитатель спрашивает: «Сколько мышек? Сколько котов? Все ли мышки нашли норки? Чего больше, меньше, поровну, столько, сколько?» (Дети отвечают на разные вопросы.) Кот снова спит, мышки опять выходят погулять. (Воспитатель меняет количество норок, убирает или добавляет один стульчик.) Если одну мышку кот поймал, сравнивают, сколько норок и мышек. Кот отпускает мышку, она занимает свою норку; теперь норок столько же, сколько мышек, мышек столько же, сколько норок.

Игра «Рыбак и рыбки»

Помогает закрепить понятия «один» и «много», способствует формированию навыка в установлении ра- венства-неравенства между двумя группами предметов. Стулья стоят по кругу, их столько же, сколько детей. Стулья - это камешки на дне реки, за которыми будут прятаться рыбки. Один ребенок - рыбак. Он сидит на берегу с удочкой. Рыбки свободно плавают. По сигналу: «Идет рыбак!» - рыбки уплывают и прячутся за камешки. Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыбка, и за этим камешком спряталась рыбка. Сколько камешков, столько и рыбок. Чего больше, чего меньше: рыбок или камешков?» После ответов детей игра повторяется

Игра «Птички»

Формирует умение устанавливать равенство-неравенство между двумя группами предметов. Каждый ребенок-птичка делает себе домик, выкладывая шнур в виде круга. Гнездышки располагают в два ряда на небольшом расстоянии один от другого. Птички летают, радуются солнышку, поют свои песенки. Внезапно налетел ветер, погода испортилась, собирается дождь. Птички спрятались в домиках. Воспитатель: «В этом гнездышке - птичка, в этом гнездышке - птичка». Де- ти, рассматривая противоположный ряд, сравнивают гнездышки и птичек, устанавливают, чего больше, меньше, поровну.

Так же проводятся игры «Бабочки и цветы», «Жуки и стрекозы», «Лошадки» .

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Анжелика Антюхова
Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА

Д/И «НАОБОРОТ»

Цель : активизировать использование специальных терминов при назывании различных параметров величины предметов, пополнять лексику ребенка.

Правила игры :

Помнишь, мы строили домики, а потом сравнивали их, определяли, какие из них высокие, какие - низкие. Если мы скажем слово «высокий» , то какое слово можно назвать, чтобы оно показывало противоположное свойство предмета, свойство наоборот?

Правильно. Существует много слов, которые имеют противоположные значения. Наша игра так и называется «Наоборот» . Давай поиграем? Сначала ведущим буду я, а потом и ты сможешь выполнять эту роль.

Взрослый берет в руки мяч, бросает ребенку и говорит : «Низкий» отвечает : «Высокий» . Взрослый снова бросает мяч и говорит : «Длинный» . Ребенок ловит мяч, возвращает его и отвечает : «Короткий» .

Эта игра очень нравится детям, однако на первых порах они могут растеряться при ответе (не хватает словарного запаса) . Взрослый помогает им, подключает других детей , чтобы и они помогли отвечающему.

Сначала ведущим в игре является взрослый. Затем по мере усвоения и расширения словаря ведущими могут становиться дети. Ведущий определяется с помощью считалок, которые разучиваются в свободное время.

Продолжительность одной игры зависит от возможностей играющих. Взрослый учитывает это и старается не переутомить детей . Проводить игру рекомендуется в течение всего года, по-степенно расширяя словарный материал игры . В ней могут быть использованы параметры величины, веса, вкусовые и температурные свойства, временные понятия и т. д. Например : длинный - короткий, высокий - низкий, толстый - тонкий, старый - новый, горячий - холодный, веселый - грустный, смешной - серьезный, храбрый - трусливый, пустой - полный, мягкий - твердый, легкий - тяжелый, чистый - грязный, сильный - слабый, красивый - безобразный и т. д.

СРАВНЕНИЕ ПОЛОСОК

Цель : формировать представления о величине (длине) и способах сравнения по величине.

Готовится стол. На нем лежат полоски, разные по длине и цвету. Взрослый обращается к детям :

Ребята, давайте сравним полоски. Что вы можете сказать о длине этих двух полосок : они одинаковые или разные? Как вы это поняли? Докажите.

Вероятно, дети продемонстрирует способ приложения или наложения. Взрослый просит их рассказать, как нужно сравнить одну полоску с другой. Какие правила следует использовать для правильного соизмерения? Фактически взрослый пытается добиться от детей словесного выражения тех действий соизмерения, которые они производили. Многих такая просьба поначалу затруднит. Однако это вполне преодолимо.

Взрослый предлагает детям помочь ей и вместе рассказать правила соизмерения. Возникает живой диалог взрослого с детьми, в результате которого рождаются правила, понятные ребятам и доступные для повторения. Логика при определении правил такова :

1. Без точного соизмерения, сравнения полосок между собой трудно определить, какая из полосок длиннее, какая - короче.

2. Чтобы сравнить две полоски, нужно приложить одну из них к другой или наложить одну на другую (демонстрируется оба способа, дети воспроизводят действия взрослого на своих полосках).

3. Сначала концы обеих полосок совмещаются, уравниваются с одной стороны (слева) . Затем надо определить, совместились ли, совпали ли два других конца (края) полосок (справа) . Если края полностью совпали, то полоски одинаковые, равные по длине. Если края полосок не совпали, то полоски разные, неодинаковые : одна длиннее, чем другая.

Взрослый сопровождает словами действия детей , комментирует их, проговаривая правила соизмерения, помогает им. Просит ребят показать друг другу, как они сравнивали, и рассказать, какой результат получили (самая длинная полоска, самая короткая полоска, полоски одинаковые, равные по длине). Педагог обращает внимание своих воспитанников на то, что разговаривать во время занятия принято только по делу, при необходимости нужно предлагать свою помощь товари-щу, происходящее следует обсуждать в полголоса.

«ПРОВЕРИМ ВНИМАНИЕ» .

В качестве игрового материала используется несколько предметов, геометрических фигур, элементов строительного материала . (Сначала комплект для пары детей состоит из семи-восьми предметов; в дальнейшем набор материала и количество предметов будут меняться.) После знакомства с правилами игры детям предлагается в парах поиграть в нее.

Правила игры : ведущий раскладывает на столе несколько предметов из набора, например пять предметов из приготовленных для игры. Ребенок внимательно их рассматривает , пытаясь запомнить. Ведущий про себя считает до десяти. Затем предметы на столе накрываются салфеткой. Ребенок перечисляет предметы, находящиеся под салфеткой. Тот, кто правильно назвал все предметы, получает очко (например, цветной кружочек, элемент геометрической мозаики) . На столе меняется количество и состав набора предметов. Игра повторяется вновь.

ИГРА «СТОЛЬКО ЖЕ» .

Дети раскладывают цифры и числовые карточки перед собой. В игре можно использовать картину с изображением пейзажа. По заданию взрослого поднимают вверх числовую карточку или цифру, обозначающую количество названных объектов. Например, показывают цифрой, сколько стрекоз изображено на картине, поднимают числовую карточку, где столько же кружков, сколько бабочек, и т. п.

«СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ»

Игра заключается в том, что дети отсчитывают такое количество игрушек, которое будет задано. Задания могут даваться каждый раз по-разному. Но сначала надо догадаться, какое же число задано, и только потом выполнить задание. Например, предлагается отсчитать столько же игрушек, сколько кружков на указанной карточке (показывается карточка с тремя кружками) .

Ребята отсчитывают три игрушки из тех, что лежат на подносе, и ставят их перед собой.

Теперь рядом положите цифру. Дети выполняют задание.

Сколько ты отсчитал игрушек? Как ты догадался, что надо отсчитать три игрушки? Какую цифру ты положил? Почему именно эту?

Дети отвечают на вопросы.

Трудно было выполнить задание - догадаться, что следует отсчитать три игрушки? Игра называется «Считай, не ошибись» , и вы не ошиблись. Молодцы!

Итак, следующее задание такое : отсчитайте столько игрушек, сколько прозвучит ударов бубна. Удары бубна считайте про себя, чтобы не мешать друг другу.

Звучит два удара бубна. Дети откладывают две игрушки.

Игрушки вы отсчитали, а что еще нужно положить? Молодцы, кто догадался положить рядом цифру.

Взрослый задает несколько игровых заданий , обращает внимание на тех, у кого есть затруднения (но не высказывает вслух замечания) . Во время игры целесообразно не использовать многословных объяснений и не требовать этого от детей . Темп и успешность выполнения заданий делают игру интересной и привлекательной для дошкольников.

Примерные задания : отсчитать столько же игрушек, сколько картинок на доске, рядом положить цифру; отсчитать столько же игрушек, сколько матрешек на столе, рядом положить цифру; показать карточку, где столько же кружков, сколько дверей в комнате, рядом положить цифру; поднять цифру, которая покажет, сколько окон в комнате; отсчитать столько же игрушек, сколько человек сидит за каждым столом, рядом положить цифру; поднять цифру, которая покажет, сколько раз ударили молоточком.

В этой игре используются цифры, числовые карточки, игрушки. В качестве демонстра-ционного материала - плоскостные изображения предметов, объемные и звучащие игрушки. Дети могут попробовать давать задания (это подготовка к роли ведущего) . Варианты заданий : найти числовую карточку, где столько же кружков, сколько показывает эта цифра, рядом положить цифру; найти числовую карточку, где столько же кружков, сколько игрушек на столе, рядом положить цифру; найти цифру, показывающую, сколько картинок на доске, отсчитать столько игрушек, сколько картинок на этой карточке, рядом положить цифру.

Если дети легко справляются с заданиями, их можно усложнить : отсчитать на одну игрушку больше, чем цветков на доске, рядом положить цифру, показывающую, сколько игрушек перед ребенком; отсчитать на одну игрушку больше, чем слышится ударов в бубен, рядом положить цифру, показывающую, сколько игрушек отсчитали; отсчитать игрушек на одну меньше, чем елочек на столе, рядом положить цифру.

Примерные задания : отсчитайте столько же игрушек, сколько ударов вы услышите, рядом положите цифру; отсчитайте столько игрушек, сколько лап у кошки, рядом положите цифру; отсчитайте игрушек на одну больше, чем показывает эта цифра, рядом с игрушками положите цифру; отсчитайте игрушек на одну меньше, чем я хлопну в ладоши, рядом положите цифру. Игра организуется в парах.

«УБИРАЕМ ЦИФРЫ ПО ЗАДАНИЮ» .

Я буду загадывать вам загадки. Если вы отгадали, какую цифру я загадала, уберите ее на поднос. Итак, уберите цифру, которая показывает, сколько у кошки ушей. (Дети убирают цифру «два» .) Сколько у кошки хвостов? (Убирают цифру «один» .) Какая цифра осталась? Кто сможет про нее рассказать стихотворение или придумать загадку? (После стихотворения убирают и последнюю цифру «три» .)

Примерные задания : убрать цифру, показывающую, сколько раз в году бывает у человека день рождения; убрать цифру, показывающую, сколько бантиков у Нади; убрать цифру, показывающую, сколько кружков на этой карточке; определить, какая цифра осталась, у всех ли именно эта цифра.

Задания могут быть самыми разными : убрать цифру, которая встречается в названии сказки, где жили медведи Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка; убрать цифру, которая показывает, сколько дверей в комнате, сколько больших стульев.

Какая цифра осталась? А может мы про нее сможем рассказать стихотворение или придумать загадку?

«ГДЕ, ЧТО НАХОДИТСЯ?»

Ребенок вместе со взрослым рассматривают комнату и задают вопросы друг другу : где находится тот или иной предмет - где находится красный мяч, кукла, чашки, ваза, кошка, ковер, синий мяч? Отвечая на вопросы, ребенок использует предлоги и наречия, указывающие на местоположение предметов : под, над, на, сверху, снизу, возле, около, рядом, близко, далеко, между, перед, впереди, позади, сзади (в данном случае не следует задавать вопросы относительно расположения предметов справа - слева от названного).

«КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?»

Правила игры таковы : ребенок закрывает глаза. Взрослый убирает одну из цифр. Остальные цифры остаются на своих местах. Просит ребенка открыть глаза и определить, какой цифры не стало. Если игра достаточно легка, можно предложить ребенку воспользоваться своим набором цифр и поднять ту цифру, которой недостает, которой не стало. На первых порах в качестве подсказки используется числовой ряд, который находится перед ребенком на столе. Позднее игра проводится без подсказки.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ» .

По сигналу ребенок закрывает глаза. Взрослый нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой, используя разные способы : меняет цифры местами, убирает один из предметов, оставляя цифры без изменения, или добавляет предмет в одну из групп, не меняя цифру. На первых порах, пока ребенок не достаточно хорошо овладел содержанием игры , делается одна-две ошибки, а затем количество ошибок можно увеличить. Ребенок открывает глаза и находит ошибку.

Возможны и обманные ходы, ловушки : все остается без изменений или группы предметов с их цифрами меняют свое местоположение, но ошибки, т. е. несоответствия между количеством предметов и цифрой, при этом не возникает. Задается тот же вопрос, можно ли исправить ошибку. Чтобы ответить на него, все равно приходится пересчитывать каждую группу предметов и проверять, верно ли стоит цифра. Только после этого возможно заключить, что ошибки нет. Чаще всего, исправляя ошибку, ребенок стремится восстановить прежний вариант, расположить предметы и цифры, как они стояли. Взрослый одобряет правильный ответ и предлагает найти также и другой способ исправления ошибки (добавить недостающий или убрать лишний предмет, чтобы цифра вновь соответствовала количеству, заменить цифру на другую и т. п.).

Игра повторяется несколько раз.

ИГРА «ЖИВЫЕ ЦИФРЫ» .

Правила игры : пять детей получают набор цифр от одного до пяти. Каждый берет по одной. Звучит бубен. «Живые» цифры разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все цифры становятся по порядку от одного до пяти слева направо. Ребята проверяют, правильно ли встали цифры. Затем каждой цифре в отдельности задают задание : хлопнуть в ладоши столько раз, сколько показывает его цифра, рассказать стихотворение про свое число, рассказать какую-нибудь загадку, попрыгать на одной ножке пять раз и т. п. «Живая» цифра выполняет задание и передает цифру тому, кто задавал задание. Когда состав детей -цифр полностью поменяется, игра начинается вновь.

«ПУТАНИЦА» .

Правила игры : на доске располагаются цифры. Ведущий просит детей закрыть глаза . Меняет цифры местами. Дети открывают глаза и находят цифры, стоящие не на своем месте. Восстанавливая порядок, ребенок должен не только молча передвинуть цифры, но и проговорить, что и почему он передвинет. Например, число «пять» больше четырех на один, поэтому стоит после четырех. Число «два» меньше числа «три» , поэтому стоит перед числом «три» .

Правила игры таковы : дети встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из детей и называет любое число. Ребенок, поймавший мяч, продолжает считать от названного числа (еще два числа) и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает кому-то из детей мяч и опять называет любое число. Используется прямой или обратный счет. Игра с прямым порядком следования чисел детям легче, чем игра с обратным порядком. Хотя на первых порах дошкольники испытывают затруднения в этой игре и в том и в другом случае, так как им сложнее считать от заданного числа, чем от единицы.

«ПОСМОТРИ ВОКРУГ» игра на развитие глазомера и ориентировку в признаках величины.

Правила игры таковы. Дети расходятся по комнате и внимательно осматривают окружающие предметы, сравнивают их между собой по разным признакам : высоте, ширине, толщине, длине. По сигналу взрослого ребята замирают на своих местах. Воспитатель подходит к каждому и спрашивает, что он заметил. Ребенок рассказывает. В ответе надо назвать признак величины и определить, какой предмет отличается по величине от какого.

Возможные варианты ответов : обеденный стол выше, чем кукольный столик; картина висит выше, чем тарелка; эта кисточка толще, чем эта; ковровая дорожка уже, чем ковер; у Кати волосы длиннее, чем у Маши. Необходимо помогать детям выделять разнообразные признаки, сравнивать два-три предмета между собой, четко формулировать ответ, используя полное название предмета, а не только указывая жестом на него. Иногда взрослый сам формулирует обратную зависимость.

Ребенок говорит :

Картина висит выше, чем тарелка.

Взрослый :

А тарелка висит ниже, чем картина.

Затем игра повторяется вновь.

ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ЦИФРАМИ

Вот какое стихотворение придумал С. Маршак про цифры :

Вот один, иль единица.

Очень тонкая, как спица.

А вот эта цифра «два» .

Полюбуйся какова :

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Все числа любят порядок, поэтому они строятся в ряд друг за другом, в определенном порядке. Впереди самое маленькое. А за ним число на единицу больше, следующее опять на единицу больше и так до бесконечности.

Мы сегодня узнали два числа : число «один» и число «два» . Какое из них меньше? (Дети отвечают.) Правильно, один. Значит, число «один» и будет стоять первым слева. (выкладываем на столе цифру 1.) Какое число больше числа «один» на один? (Дети отвечают.) Правильно, число «два» . Где должна стоять цифра «два» ? Правильно, после единицы. Сделайте так же.

Мы будем с вами знакомиться с разными числами и расставлять их по порядку.

А вот это – посмотри,

Выступает цифра «три» .

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

Определяется место числа «три» в числовом ряду :

Число «три» на один больше числа «два» , поэтому стоит после числа «два» . Детям предлагается разложить числовой ряд.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

Определяем место числа «четыре» в числовом ряду и объясняем, почему число «четыре» стоит после числа «три» (так как оно на один больше числа «три» ). Дети выкладывают числовой ряд и добавляют в него цифру «четыре» .

Используя в речи термины : число и цифра, взрослый разъясняет, что цифра - это знак числа и так же, как буква, обозначает звук. Только число (а не цифра) может быть больше или меньше другого числа на один - по количеству. Цифры могут отличаться величиной (показывает цифру «один» крупную и маленькую, цифру «четыре» маленькую и высокую, цветом (показывает наборы цифр синего и красного цвета) . Цифра «четыре» , какого бы цвета или размера она ни была, всегда обозначает число «четыре» .

Далее происходит знакомство с цифрой «пять» , анализируют ее. Объясняют, почему цифра «пять» стоит после цифры «четыре» : число «пять» на один больше числа «четыре» , поэтому пять стоит после четырех. Число «четыре» на один меньше числа «пять» , поэтому четыре стоит перед цифрой «пять» .

Читают стихотворение про цифру «пять» .

А потом пошла плясать

По бумаге цифра «пять» .

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

(С. Маршак)

СТИХИ О ЦИФРАХ, (для заучивания с детьми)

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет :

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее - нет.

(С. Маршак)

Не птица это.

Чуть ли не прямо

Цифра два!

Вот - шея гибкая.

Вот - тело.

К воде склонилась голова.

Ты птицу нарисуй умело.

И это будет цифра два.

(В. Бакалдин)

Две сестрицы - две руки

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки -

Левая и правая.

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

(С. Маршак)

Третья цифра - это три.

Хорошенько посмотри :

Это твой велосипед

На земле оставил след.

Ну-ка, сколько здесь полос?

Ну-ка, сколько здесь колес?

(С. Маршак)

Это заклинатель змей

Вышел с удочкой своей.

Перед ним танцует змейка -

Хвост крючком, дугою шейка,

Ты на змейку посмотри -

Да ведь это цифра три!

(В. Бакалдин)

Гляди, четыре - это стул,

Который я перевернул.

(Г. В и е р у)

Делал Егорка

С мамой уборку.

Опрокинул стул

В квартире,

Стал похож он На четыре.

(В. Бакалдин)

Цифра новая - четыре.

Стол стоит у нас в квартире.

Сколько ножек у него -

У стола у твоего?

(С. Маршак)

Идет четыре после трех.

Поговорим о четырех.

Четыре времени в году -

Я разговор о них веду.

Зима бела и холодна,

Пушистый снег несет она.

Весна бросает в землю зерна,

А лето трудится проворно.

За летом осень золотая

Несет корзины урожая.

(С. Маршак)

Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они - за две минуты.

(С. Маршак)

Это - фокусник-пятерка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнется - раз и два!

Обернется цифрой два.

Похожие публикации