Игры хантов и манси. Спортивные игры хантов и манси

Надежда Верещагина
Жизнь-игра народов Ханты-Манси Конспект совместного спортивного мероприятия с родителями - праздник подвижных игр.

Жизнь-игра народов Ханты , Манси. ”

конспект праздника спортивных игр с родителями

Цель : знакомить детей с играми народов Севера .

Задачи :

1. Закреплять навыки бега, прыжков, технику метания мяча в цель.

2. Развивать ловкость, быстроту, внимание, прыгучесть, координацию движений, умение увертываться от ловящего, ориентировку в пространстве, скорость бега.

3. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма, уважение к народам Севера , их традициям и обычаям.

4. Способствовать сплочению семьи путём проведения совместных игр .

Предварительная работа : Воспитатель беседует о коренных жителях Севера : Ханты и Манси . Рассказывает им о том, как Ханты выживают в суровых условиях Севера : ловят рыбу, охотятся на зверей и птиц в тайге, летом собирают грибы и ягоды.

Инвентарь : 6 пластины. 3 ориентира, снежок на каждого ребёнка, макет оленя – 2 шт., макеты нарт – 4 шт., имитации оленьих шкур – 2 шт., чум – 2 шт., стойки – 2 шт., маска «Хейро» (солнца, маска Совы.

Ход праздника Подвижных игр

Инструктор встречает детей в спортивном зале , украшенном в соответствии с тематикой праздника .

Инструктор :

В мечтах лечу, лечу,

В страну снегов и льдинок,

Увидеть там хочу

Рождение снежинок.

Мой Север - мой кумир,

Сейчас закрою веки :

И мне волшебный мир

Запомнится навеки.

Ира Куприянова

Дорогие ребята! Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по Северу. Ну что, готовы в путь? (гаснет свет, идёт презентация про Север)

Дети : Да!

Инструктор : (комментарий к презентации)

Ребята! А Вы знаете, в каком крае и в округе мы живем? СЛАЙД 1. Да, мы с вами живем в замечательном крае, в красивом Ханты-Мансийском округе . СЛАЙД 2-5. Здесь очень красивая природа, много богатств. А как он называется одним словом? (Югра)

Много веков здесь живут люди, которых мы называем коренными жителями Югры. Кто это? (Ханты и манси ) СЛАЙД 6-7-8. Сегодня мы узнаем немного о их жизни , о интересных их играх. А сделаем мы это в виде соревнований.

А сейчас внимание, вопрос? Как Вы думаете чем занимаются народы Ханты и Манси (ответы)

Все дети народов Ханты и Манси имитируют игры и действия взрослых в быту и в жизни , которое пригодятся в дальнейшей жизни оленеводов , охотников, рыболовов и просто жителей тайги. А там где живут народности севера Ханты и Манси очень много препятствий и конечно же их нужно преодолевать.

Большую часть своей жизни ханты и манси живут в лесу и питаются тем, что дает им лес. Что можно найти в лесу съедобное? СЛАЙД 9-10-11. Все это называют дикоросами (назвать слайд и перечислить картинку)

Большими помощниками в жизни коренных народов являются олени . СЛАЙД 12. Они дают им мясо, молоко. Являются средством передвижения. Прежде чем запрячь оленя в упряжку, надо его поймать. Для этого они используют длинную веревку, которая называется тынзян. СЛАЙД 13 Как Вы думаете Ханты и Манси занимаются охотой (ответы детей)

ЧИТАЮ СТИХ

Рады взрослые и дети

Когда беленький как снег,

В стаде первый олененок

Появляется на свет.

Когда появляются оленята, для народов севера - это праздник новых надежд на благополучие всего года. На празднике проводят игры и песни.

Это игра «Ловля Оленей»

Прыжки через нарты-сани

Полярная сова и евражки (грызун)

В поисках Хейро (солнце)

Кроме того, что олени дают мясо и молоко, из их шкур ханты и манси делают дома . А как называется дом, в котором живут ханты и манси ? СЛАЙД 14. «ЧУМ» (Слайд 14а)

Дом построили. Оленя поймали. Запрягли в упряжку и СЛАЙД 15…поехали. А вот куда поехали…

На речку. СЛАЙД 16. Зачем? Ханты и манси замечательные рыбаки. СЛАЙД 17.

Рыбкой запаслись. Пора и на охоту. Охотник должен быть сильным и ловким. СЛАЙД 18

Быть сильным для охотника важно, т. к ему часто приходится в поисках добычи, проходить большие расстояния по глубокому снегу на лыжах. СЛАЙД 10.

Инструктор : Сегодня на нашем празднике подвижных игр присутствуют родители… .представители малочисленных народов севера ханты и манси – Уляшева Елена Курманбаковна, бабушка Уляшевой Марии. Предоставляем ей слово…

говорит бабушка (продолжение презентации с 21 слайда)

Бабушка (приветствует гостей на родном языке) : Вуща вула» (северный диалект, «Пытя вэл» (восточный диалект) - «Здравствуй, живи!» .

…презентация…

Бабушка : Вот такой замечательно-необыкновенный наш край – Ханты -Мансийский автономный Округ. Могучий, бескрайний Север.

Инструктор : Елена Курманбаковна, вы столько знаете, стольким поделились с нами… может быть, вы проведёте с нами несколько игр? Мы будем рады. (бабушка заранее подготовлена)

(из числа родителей выбрать помощников ) .

1 задание : Бег по кочкам.

На старте 3 участника. У каждого в руках 2 пластины (имитация кочек) . По сигналу участники кладёт 1 пластину на пол, встают на неё ногами, затем кладут вторую пластину, переходят на неё, перекладывая первую пластину вперёд и переходя на неё и так до конца болота. Кто вперед справиться с заданием.

(инвентарь : 6 пластины. 3 ориентира)

2 задание : Охота на оленей.

На старте по 2 команды. По сигналу 1 участники бегут до отметки, садятся на голень. Берут в руки теннисный мяч (шар, снежок или др.) и с расстояния 3 м метают в оленя. Бегут к команде, передавая эстафету следующему игроку. (руки вверх, значит закончили игру)

(инвентарь : снежок на каждого ребёнка, макет оленя – 2 шт.)

Инструктор : Молодцы! Отлично справились и со 2 заданием!

3 задание : Юкагирская игра «Нарты-сани»

Эстафета. Дети делятся на две команды. Игроки по очереди должны добежать до нарт, перепрыгнуть через них двумя ногами и вернуться на линию старта. (Расстояние между нартами 1м, количество по 2 на команду.)

(инвентарь : макеты нарт – 4 шт.)

4 задание : Катание на оленьих шкурах.

На старте 2 команды. На полу перед стартом лежит оленья шкура (покрывала) . По сигналу двое родителей в каждой команде берутся за края шкуры, а по 1 участнику из команды (садятся на шкуру спиной к извозчику, которые тянут вперед шкуру до своего жилища (чума - сделанного из ватмана, либо до оленя) . Высаживают и так до тех пор, пока вся команда не будет перевезена.

(инвентарь : имитации оленьих шкур – 2 шт., чум – 2 шт., стойки – 2 шт.).

Инструктор : Молодцы, прекрасно покатались!

Бабушка : Вы уже знаете, что на Севере солнце очень редко и недолго радует своим теплом. Именно поэтому народы нашего севера обращаются к солнышку в своих песнях, сказках, играх с просьбой согреть их и подарить им как можно больше теплых и солнечных дней. Давайте и мы сейчас с вами позовем солнце, поиграем в игру «Хейро» в переводе с ненецкого «Солнце» .

4 задание : Подвижная игра «Хейро» . (ведущим берём родителя )

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят : «Хейро!» . Ведущий – Солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда Солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны)

Правила игры. Все игроки должны увёртываться от Солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Последнее задание : Полярная сова и евражки (грызуны) (ведущим так же можем взять родителя )

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Инструктор : Вот и справились мы со всеми заданиями и играми Елена Курманбаковна.

Бабушка : Замечательно справились!

Инструктор : А путешествие по Северу подошло к концу. О каких играх народов Севера вы узнали ? Вам понравились новые игры, которые провела Е. К.? Вы были активными, ловкими, быстрыми и внимательными. Молодцы! Всем спасибо!

Бабушка : А я хочу подарить вам на память эти магнитики (магнитики с тематикой ХМАО)

Ловля оленя - "Вяркукота" Играют в загоне для оленей в зимнее время мальчики 10-14 лет. Количество играющих не ограничивается. Для игры отбирают из стада оленя. Каждый игрок держит в руках аркан. Один из играющих удерживает оленя руками за рога, остальные игроки окружают его на расстоянии 15-20 м. Игрок, удерживающий оленя, отпускает его, и тот начинает бегать между игроками, которые стараются броском аркана поймать его. Игрок, который первым ловит оленя, уводит его в сторону, освобождает от петли и направляет его в сторону других игроков, которые также стараются заарканить его. Побеждает игрок, которому удается заарканить оленя большее количество раз.

Борьба Оленей - "Кор велит" Игра проводится в то время, когда у оленей отпадают рога. Участники прикрепляют их верёвками к голове. Двое становятся друг против друга, упираясь рогами. Задача соперников заключается в том, чтобы сбросить друг друга с головы рога. Победителем признают игрока, который смог сбросить рога у большинства игроков. Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы мышц шеи и спины, ловкости; воспитанию настойчивости, смелости и решительности; обучению знаниям и навыкам, необходимым оленеводу. В этом возрастном периоде среди детей манси появляются и другие традиционные средства физического воспитания - самобытные физические упражнения, которые позволяли более, избирательно развивать те или иные физические качества, обучать разнообразным двигательным действиям.

Скользящее копье - "Наля" Играют только в зимнее время подростки и мальчики 10-14 лет, могут участвовать и взрослые мужчины. Игра проходит на участке дороги или реки, припорошенном свежим снегом. Количество игроков - от 2 до 10 человек. Для игры изготавливают копье из целой сосенки, растущей в низине, возле реки. Длина копья - 1,5 м, диаметр в носовой части - 2-3 см, в хвостовой части - 1,5 см. Носовая часть копья обычно закруглена. Копье тщательно зашкуривается и очищается от неровностей. Перед игрой его 2-3 раза опускают в прорубь, чтобы на его поверхности образовалась ледяная корка. Метают копье только в рукавицах. Команды проводят поперек дороги две черты на расстоянии 30-40 м одна от другой. Игроки располагаются за своей чертой напротив друг друга. Игрок одной из команд по жребию или договоренности начинает метать копье в сторону противников. Он становится лицом к черте, берет копье за середину и, делая небольшой замах назад, посылает копье вперед так, чтобы оно, упав плашмя на снег, заскользило прямо вперед в сторону противника. Игроки же противоположной команды должны остановить копье у своей черты, наступив на него ногой. Если им удается это сделать, они метают копье в обратном направлении. Если им не удается остановить копье, они должны отступить назад на то расстояние, которое копье проскользило за их чертой. Противоположная же команда выдвигается вперед на это же расстояние. Перед игрой участники заранее обговаривают границы игровой площадки, до которых необходимо продвинуться командам, чтобы победить в игре. Побеждает команда, которой удается вытеснить противников заграницы. Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы рук, плечевого пояса, глазомера; воспитанию выдержки и самообладания; обучала знаниям и умениям, необходимым охотнику.

"Охотники на лебедей" - "Тятпэйнта" Играют в летнее время во время пути к месту охоты на лебедей. Участвуют молодежь и взрослые мужчины. Количество игроков не ограничивается. Каждый участник игры имеет свою лодку (облас). Цель игры - как можно быстрее достичь того или иного места, где обычно обитают лебеди. Для этого необходимы прекрасное знание местности, сила, ловкость, выносливость, быстрота, поскольку лодку иногда приходится тащить по песку или нести на себе. Стартуют с одного берега реки или озер одновременно. После старта каждый участник устремляется к цели - озеру, реке, где обитают лебеди. Для этого он должен выбрать наиболее приемлемый для него маршрут, т. е. если он хорошо умеет грести веслом, то выбирает путь, где чаще всего встречаются реки, озера; если же он может быстро тащить лодку по песку, то он выбирает путь, где чаще всего встречаются безводные участки. Побеждает игрок, которому быстрее всех удается достичь цели.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию выносливости, ловкости; воспитанию выдержки, самостоятельности; обучению знаниям и навыкам ведения охотничьего промысла.

Стрельба из лука на меткость - "Пявсукохома" Играют в летнее время возле домов мальчики 10-14 лет. У каждого из игроков имеется лук со стрелами. Длина лука - 1,5 м, диаметр - 3 см. Кроме этого изготавливаются стрелы длиной 60 см, толщиной 1 см. На конце стрелы имеется утолщение в форме цилиндра диаметром 3 см. Для игры выбирают дерево с пышной кроной (сосну, кедр). Один из игроков по договоренности пускает стрелу так, чтобы она застряла в ветках дерева. Тем самым она становится мишенью. Затем следующий игрок старается своей стрелой сбить стрелу-мишень с веток. Если ему не удается это сделать и его стрела застревает в ветвях, она тоже становится мишенью для игроков. Третий игрок пытается сбить уже две стрелы и т. д. Игрок, которому удается сбить хотя бы одну стрелу, получает ее в дополнение к имеющимся. Следует отметить, что игроки стараются попасть в утолщение на конце стрелы, иначе она может сломаться; впрочем, это не запрещается правилами. Победителем становится игрок, которому удается первому сбить все застрявшие стрелы.

Прыжки с шестом - "Пям нятьмаш хамулкама" Играют на берегу реки, на песке мальчики от 9 до 12 лет. Количество игроков - 5-10 человек. Для игры из елки, березы, сосны изготавливают шесты длиной до 2 м, диаметром 5-6 см. Их тщательно очищают от сучьев и неровностей. Кроме того, на песке проводят линию, от которой производятся прыжки. Игрок ставит шест на линию, берется за его верхнюю часть правой рукой. Левой рукой игрок берется за шест на 50 - 60 см ниже. Затем он отступает от линии на 1,5-2 м, наклоняет шест под углом 50 - 60° так, чтобы верхний конец шеста уперся в плечо и, оттолкнувшись двумя ногами от земли, подтягивается на шесте с помощью рук. В прыжке игрок вытягивает ноги вверх, стараясь улететь как можно дальше вперед. Длина прыжка замеряется по ближней по отношению к стартовой линии точке. Затем прыгает следующий игрок и т. д. Побеждает игрок, которому удается прыгнуть дальше всех остальных участников игры.

Игра с юлой - "Конат" Играют дети от 5 до 9 лет и взрослые, которые таким образом стараются быстрее усыпить детей. Количество игроков - 2-3 человека. Играют на полу или на столе. Для игры из любого дерева изготавливают диск диаметром 4-5 см, толщиной 1,5-2 см. В центре диска просверливают дырочку диаметром 5-10 мм. Кроме этого, изготавливают палочку длиной 12 см, диаметром 5-10 мм. Концы палочки заостряют. Затем палочку вставляют в центральное отверстие диска так, чтобы нижняя часть палочки была длиной 1,5-2 см, а верхняя - 10 см. Кто-нибудь из старших раскручивает юлу так, чтобы появилась иллюзия, что она стоит на месте, и при этом приговаривает: "Конат! Конат!" ("Спать! Спать!").

Вариант игры . Могут вращать юлу, перевернув ее основанием вверх, т. е. она должна вращаться на длинной части палочки. Но это гораздо сложнее сделать.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию подвижности кисти, точности движений; воспитанию выдержки и терпения.

"Тройной прыжок" - "Хамунлухма" Состязание проходит в летнее время на ровных площадках. Участники - мальчики 10-14 лет и часто взрослые. Количество участников не ограничивается. Перед началом состязания на песке проводят линию, от которой выполняются прыжки. Первый игрок встает как можно ближе к линии, не наступая на нее. Ступни ног должны быть вместе, носки направлены вперед. Сгибая ноги в коленях и убирая руки назад, игрок за счет быстрого разгибания ног в коленях и одновременного маха руками вперед-вверх выпрыгивает вперед. После этого он должен приземлиться на одну ногу и, сразу оттолкнувшись ею и вынося колено другой ноги вперед, приземлиться на две ноги. Затем он, оттолкнувшись двумя ногами, прыгает последний раз, чтобы приземлиться на две ноги. После этого кто-нибудь из участников проводит линию на месте его приземления (по последней точке касания относительно места отталкивания). Затем поочередно прыгают остальные участники. Побеждает тот участник, которому удается прыгнуть дальше всех.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию прыгучести, силы ног, ловкости, координации движений; воспитанию настойчивости, смелости, решительности.

Метание аркана на носы нарт - "Кану пыимана вялкулолкма"

Состязаются в зимнее время мальчики от 5 до 7 лет. Количество участников не ограничивается. Ездовые нарты (6-7 шт.) устанавливаются на расстоянии 1 м друг от друга в один ряд. Для игры необходимы также арканы. Один из участников состязания от заранее проведенной черты выполняет бросок аркана, стараясь захватить петлей аркана носы нарт. Если игрок захватывает петлей оба носа нарты, он в этом случае получает 1 очко, если ближний к себе нос - 2 очка. Если ему удается попасть на дальний нос нарты, он зарабатывает 3 очка. Затем броски поочередно выполняют другие участники. Выигрывает тот игрок, которому удается набрать наибольшее количество очков.

Вариант игры . Участники метают арканы на спор, стараясь попасть на носы второй и третьей нарт.

Педагогическое значение упражнения: упражнение способствовало развитию силы рук, гибкости позвоночника, ловкости; воспитанию настойчивости и смелости.

Метание аркана на хорей - "Вялкулолкма" Состязаются в зимнее время мальчики 7-13 лет и взрослые. Приезжают на стойбище, распрягают оленей и начинают состязаться. Количество участников не Участники состязания поочередно становятся боком к хорею так, чтобы ближняя к хорею нога находилась на расстоянии 50 см от него. Игроки отматывают только необходимую по длине часть аркана для метания на верхушку хорея; оставшуюся часть они прижимают к земле ближней к хорею ногой. Затем броском руки снизу через сторону они бросают аркан вверх так, чтобы тот зацепился петлей за верх хорея или охватил верх хорея.

Варианты игры: 1. Участник бросают арканы из трех попыток. 2. Участники бросают до попадания, т. е. если участник мажет, он продолжает бросать до попадания. 3. Все участники становятся одновременно боком к хорею по кругу на расстоянии 50 см от него и поочередно выполняют броски. Побеждает участник, который наиболее метко бросает аркан в цель ограничивается. Для состязания в снег втыкают хорей. Каждый участник имеет аркан. традиционный культура манси состязание

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы мышц шеи и спины, ловкости; воспитанию настойчивости, смелости и решительности; обучению знаниям и навыкам, необходимым оленеводу.

Стрельба из лука на дальность - "Лукитена найтулахама"

Состязаются летом на открытом месте (большой лесной поляне, дороге) мальчики и взрослые мужчины. Для состязания изготавливают лук из комлевой части сосны или кедра эллипсовидной формы длиной 1,5 м, диаметром 3 см. Тетиву изготавливают из оленьих жил или капроновой нити. Стрелы изготавливают из этого же дерева. Длина стрелы - 70 см, окружность - 1 см. Участники встают напротив друг друга на расстоянии 60-100 м и поочередно выстреливают стрелы вперед-вверх в сторону соперника. Если стрела не долетает до стоящего напротив участника, он подходит к упавшей стреле, а стрелок, выстреливший стрелу, отступает на это расстояние назад. Участник, подобравший стрелу, выстреливает ее в сторону соперника, стараясь заставить его отступить назад, и т. д. Побеждает тот, кому удается оттеснить соперника на большее расстояние.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию ловкости, точности движения, глазомера; воспитанию настойчивости, целеустремленности.

Состязание в изготовлении рыбацкого запора - "Четяха" Состязание проводится в летнее время на ровной площадке. Участвуют мальчики и взрослые мужчины. Количество участников - 4 человека. Для состязания специально подбирают бревно длиной 1,5 м, диаметром 50 см и делят его на четыре части. Кроме того, каждый участник имеет топор, клин и бревно, на котором будут изготавливаться рейки для запора. По команде судьи все участники начинают расщеплять свои части бревна на рейки - "жала". Для этого необходимо знать строение бревна (южная или северная сторона ствола и т. д.); кроме того, требуется хорошо отточенный топор. Побеждает участник, который быстрее и качественнее изготавливает "жала" для рыбацкого запора.

Вариант игры. В игре участвует большее количество игроков. Победителем становится тот участник состязания, который наколол большее количество "жал" с меньшим количеством отходов.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы ног, рук, ловкости, быстроты, координации движений; воспитанию настойчивости.

Баба" - "Течан" Играют в летнее время на лесных полянках недалеко от жилья подростки 14-15 лет и взрослые. Количество участников не ограничивается. Для состязания заранее изготавливают так называемые "бабы" - колотушки различной формы (обычно из березы, кедра). "Бабы" состоят из ручки и чурбана. Вес "бабы" - от 10 до 30 кг. Изготавливают также колья длиной 1 м, диаметром 10-15 см, которые на конце заостряются. Участник берет "бабу", слегка забивает кол в землю; затем по команде судьи начинает забивать кол в землю до самого конца. Судья подсчитывает количество ударов, которые потребовались участнику, чтобы забить кол в землю. Затем в борьбу вступает следующий игрок и т. д. Побеждает тот, кому удается забить кол за меньшее количество ударов.

Вариант игры. Состязаются две команды. Предварительно на кольях делают зарубки на определенной высоте, до которых необходимо забить колья. Два игрока одновременно забивают колья, следующая пара игроков вытаскивает их из земли, затем в борьбу вступает следующий игрок и т. д. Побеждает тот, кому удается забить кол за меньшее количество ударов.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы, ловкости, выносливости; воспитанию самостоятельности и инициативности; обучению знаниям и навыкам оленевода, промысловика.

Игра с кольцами - "Кусан юх" Играли в эту игру летом в лесу на полянках мальчики и девочки. В игре принимало участие 6-8 человек. Для игры из веток тальника толщиной примерно 1 см изготавливали 5-6 колец диаметром 15 см и палку (кол) длиной 90 см, толщиной 2-3 см, для чего использовали ветки сухостоя. Каждый игрок вбивал себе кол на расстоянии 2-3 м от линии броска. Игроки становились у линии напротив своих кольев, держа в руке все кольца, и старались по одному набросить их на колья. Тот, кто набрасывал на свой кол больше колец, становился победителем и считался самым метким и ловким игроком.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию глазомера, точности броска, ловкости; воспитанию выдержки и настойчивости.

Игра с диском - "Корки мэнру санрам"

Играли обычно в сосновом бору. Для игры из дерева (лучше молодой сосны) выпиливали диски диаметром от 16 до 30 см, толщиной 1,5-2 см. Перед игрой расчищали площадку шириной 2 м, длиной 10-15 м, а также проводили линию на земле, от которой в дальнейшем производились броски. Игрок вставал перед чертой и поочередно бросал диск так, чтобы он прокатился вперед как можно дальше. На месте падения диска делались отметки (клали ветку, камешек и др.). Побеждал тот игрок, чей диск укатывался дальше.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. Солнце (Хейро)

3 слайд

Описание слайда:

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети трой­ками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого. Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая бы­стрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препят­ствия. Каюр и собаки

4 слайд

Описание слайда:

Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое веду­щих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут(картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, ко­торые дети держат в руках. Правила игры. Бегать надо легко, уверты­ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута. Олени и пастухи

5 слайд

Описание слайда:

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут. Ловля оленей

6 слайд

Описание слайда:

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охот­ники сидят за кустами. На сигнал «Охот­ники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продол­жается: куропатки опять летают. Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих. Куропатки и охотники

7 слайд

Описание слайда:

Льдинки, ветер и мороз Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинка, Прозрачные льдинки, Сверкают, звенят Дзинь, дзинь … Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Льдинки, ветер и мороз

8 слайд

Описание слайда:

Игроки стоят в пяти - семи колоннах с оди­наковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ру­чейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей ко­лонне). На сигнал «Озера!» игроки останавли­ваются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Правила игры. Бегать надо друг за дру­гом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу. Ручейки и озера

9 слайд

Описание слайда:

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстоя­ние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает пра­вую руку тому, с кем он стоял в паре, го­воря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости. Правила игры. Здороваться можно толь­ко правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-раз­ному: важно, не торопясь; радостно, впри­прыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д. Здравствуй, догони!

10 слайд

Описание слайда:

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спра- у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.) - Вы смелые ребята? - Смелые! - Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый? - Я! Я!.. - Бегите! Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегаю­щих. Так повторяется игра и со следующей группой детей. Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от веду­щего. Ловить за шнуром нельзя. Смелые ребята

11 слайд

Описание слайда:

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее при­бежит и не заденет нарты. Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое. Нарты-сани

12 слайд

Описание слайда:

Группа играющих находится внутри очер­ченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает, пять-шесть раз. После чего он под­считывает отбитых оленей. Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель. Отбивка оленей

13 слайд

Описание слайда:

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого буб­на евражки бегают на площадке, на гром­кий удар бубна евражки становятся столби­ком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отме­чают тех игроков, кто отличился большей вы­держкой. Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов. Полярная сова и евражки

14 слайд

Описание слайда:

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной" из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, пере­ходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей» каждый игрок-каюр ловит свою пару. Правила игры. Преодолевая препятст­вия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил. Оленьи упряжки

15 слайд

Описание слайда:

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка идвое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, С нею - оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно... Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставления мамины - играющие оленята свободно бегают по тунд­ре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойман­ного олененка волк уводит с собой. Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ло­вить только по сигналу и только вне до­мика. Важенка и оленята

16 слайд

Описание слайда:

Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последова­тельности. Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность со­храняется и после привала. На новое стойбище

17 слайд

Описание слайда:

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть сопер­ника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике олене­водов. Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Ко­манда, перешагнувшая черту, считается по­бежденной. Перетягивание каната

18 слайд

Описание слайда:

Из числа играющих выбирается волк, остальные-олени. На одном конце площадки очер­чивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (кос­нуться). Пойманного волк отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга мож­но только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком. Волк и олени

19 слайд

Описание слайда:

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это бе­лый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По­лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры. Белый шаман

20 слайд

Описание слайда:

Играющие становятся в круг. Выбирают солн­це. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: Нянь-нянь (хлеб), Кежи-кежи (нож). Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуют­ся две группы пар: нянь-нянь икежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры. Правила игры. Выигрывают те пары, ко­торые придумали наиболее интересные фигуры. Солнце

21 слайд

Описание слайда:

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Пооче­редно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим счи­тается Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния. Ловкий оленевод

22 слайд

Описание слайда:

Играют парами на мате или на ковре. Играю­щие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Вы­игрывает тот, кто достиг цели, уложил про­тивника на лопатки. Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий. Хантыйская борьба

23 слайд

Описание слайда:

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Дер­жась за палку двумя руками и упираясь ступ­нями ног о ступни другого, начинают пере­тягивать друг друга. Выигрывает тот, кто пере­тянет соперника за черту. Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять по­ложения ступней ног. Борьба на палке

24 слайд

Описание слайда:

Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображаю­щего невод. На расстоянии 1,5-2 м от хоро­вода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она воз­вращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал. Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя. Невод

Ольга Александровна Елизарова
Подвижные игры народов ханты

Актуальность : В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных народов севера

Народные игры хантов являются неотъемлемой частью

физического

интернационального

духовного

патриотического воспитания

игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры . Они определяют весь ход игры , регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.

Основным условием успешного внедрения игр хантов в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в игры народов ханты .

Итак, игры народов ханты в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования чувства патриотизма, активной личности, которая сочетает в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Публикации по теме:

Подвижные игры народов Дагестана Неоценимым национальным богатством являются народные игры: дагестанские, русские, зарубежные. Они вызывают интерес не только как жанр устного.

Кубанские подвижные игры Ручеёк Цель: прививать интерес к кубанским народным играм, развивать быстроту, технику движений, точность. Играющие встают парами друг перед.

Игры и игрушки народов ханты и манси Игры и игрушки народов ханты и манси Мой народ, в каком краю земли Ты рождён природою предвечной? Сквозь туман веков тебя вели Труд и сила.

Конспект занятия «Медведь-священное животное народов ханты и манси» Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси. Цель: 1. Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты.

Народные подвижные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается.

Конспект занятия «Праздники и игры народов ханты и манси» Цель: Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Задачи: Расширять знания детей о коренном населении Ханты-Мансийского.

Подвижные игры народов Поволжья (средняя группа) Содержание 1. Русская народная игра «Горелки с платочком» 2. Русская народная игра «Горелки» 3. Русская народная игра «Малечена-калечена.

Игры и игрушки народов ханты и манси

Мой народ, в каком краю земли
Ты рождён природою предвечной?
Сквозь туман веков тебя вели
Труд и сила щедрости сердечной.
Роман Ругин

В данной работе дается представление об играх и игрушках народов ханты и манси, тема способствует расширению круга знаний о культуре и традициях этих народов.

Актуальность:
В настоящее время идет активный процесс возрождения национальной культуры ханты и манси. У этих народов сохраняется преемственность традиционного природопользования, ориентированного на сохранение традиционных промыслов и занятий, возрождение обычаев и обрядов.
Цель работы:
Расширить знания об истории и культуре народов Ханты и Манси.
Задачи:
изучить особенности воспитания детей ханты и манси;
раскрыть значение игрушек в воспитание детей ханты и манси;
познакомиться с национальными играми;
создать буклет с играми народов ханты и манси.
Методы исследования:
Для того чтобы выполнить свою работу, мной был составлен план, в котором выделены этапы моего исследования:
изучить дополнительную литературу;
посетить школьный музей, познакомиться с экспозицией «Быт народов Севера»;
познакомиться с традиционными игрушками, играми, народов ханты и манси;

Проанализировать и обосновать итоги исследования;

Основная часть
Одним из главных средств воспитания детей является игра. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к ней. Игра детей ханты и манси, практически всегда повторяют промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
Детям ханты и манси, возможно, будущим охотникам и оленеводам необходимы практические навыки, и они их получают через игры. Элементарные детские игры, которые на первый взгляд просты, непосредственно готовят ребенка к его будущей трудовой деятельности.

Воспитание детей
Жизнь в тайге и тундре тяжелая, она принуждает к хорошей организации семьи, к строгому распределению обязанностей и к их выполнению. Дети рано приобщаются к определенным обязанностям. С раннего детства родители старались занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол, и они играли, подражая, матери и старшим сестрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду.
Сейчас у детей ханты и манси появились разнообразные игрушки: мячи, машины, куклы и т.д. Но, дети любят игрушки, повторяющие предметы из реального мира: маленькие чумы, изображения оленей и нарт, куклы одетые в меховую одежду, гуделки, головоломки. Игры и игрушки детей ханты и манси отражают трудовую деятельность охотника, рыбака, оленевода.
В семьях ханты и манси существует особый подход к воспитанию мальчика и девочки. У мальчика воспитывают выносливость, трудолюбие, у девочки - хозяйственность, мастерство в приготовлении пищи, изготовлении одежды, обуви, утвари. Первые подарки для мальчика - нож, тынзян, лук со стрелами, для девочки - мешочки с набором сухожильных ниток, кусочками ткани, меха, кожи и бисера. Дети до 5-7 лет находились под присмотром матери. Они участвовали в заготовке топлива для очага, поддерживали огонь. Мальчики играли в охотников и оленеводов. Пользуясь игрушечным луком и арканом, они под руководством старших братьев усваивали навыки охоты и обращением с оружием. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились правилам упряжки и езды. Они стреляли по веткам, камням, набрасывали арканы на опавшие рога оленей, ветви кустов, носки нарт. Одна из любимых игр - бросание тынзяна (аркана). Состязаясь в ловкости мальчишки, стараются набросить петлю тынзяна на головки нарт или рога оленя, лежащие на земле. Распространенным занятием мальчиков в тундре является игра в охотника. В качестве игрушек используются детский лук со стрелами, изготовленный обычно из ели при помощи старших братьев или отца. Вырабатывая меткость, мальчики упражняются в стрельбе по неподвижным и по движущимся целям, стараясь попасть в подброшенную щепку или ствол дерева. Игры проходили в основном в лесу, у реки. Когда наступал охотничий сезон, взрослые готовились к охоте. Детские игры отображают это событие: идёт подготовка ловушек, выход в лес, изучение лесной азбуки. Дети перенимают опыт погони за зверем, умение обхитрить его, учатся использованию собак в охоте. Зимние игры мальчиков: метание тынзяна, прыжки через нарты, метание в цель камней, палок, шишек, колец, борьба, перетягивание верёвки, соревнования в силе. Увлекаются дети играми в оленей и оленеводов. Рано начинают ездить и управлять оленями. Весной по насту играют в охоту на лося. С 3-4 лет дети начинают ходить на лыжах. Существуют игры с копированием бега лесных животных (зайца, лисы, лося и др.). Мальчики летом играют в городки, лунки, в мяч, метания, поднятия различных предметов. В период массового лова рыбы дети помогают взрослым готовить и чинить сети, невода, ловушки. Для этого изготовляют себе небольшие ловушки: морды, сети, фитили и даже небольшой невод. Затем рыбачат с ним. Очень рано, особенно мальчики (с 5 лет), садятся в облас (лодку) и плавают самостоятельно.
Игрушки, изображающие оленей, разнообразны: из деревянных брусков, косточки звериной ступни, заячьи задние лапы, кусочки оленьего меха, утиные носы с продёрнутыми дужками от птицы в глазные отверстия. Вместо нарт использовали спичечные коробки, косточки. Лапки зверей, хвосты являются в играх предметами «охоты». Из позвонков щуки, а также из плодов рябины, шиповника делали бусы. Играли корешками и сучками, напоминающими зверьков и птиц.
Мальчики мастерили игрушки из дерева: нарты, морды, волчки-юлы, колыбельки, ножи, музыкальные погремушки (из зоба дичи), бубенчики, трещотки, свистульки, имитирующие голоса птиц, зверюшек. Для этого использовали листья, стебли растений, тонкие полоски бересты. Кроме игрового назначения колокольчики, бубенчики, побрякушки служили для отпугивания злых духов, являлись оберегами детей от сглаза.
Игры девочек связаны с куклой. Куклы обских угров (акань) отличаются по изготовлению головы, одежды. Но все куклы делаются без лица, ног, рук. В играх участвуют куклы женского и мужского пола, куклы-дети. Девочки вместе с взрослыми участвуют в заготовке бересты, коры, трав, ягод, дров, в изготовлении утвари-посуды. Учатся выделывать шкуры, плести бисерные украшения, делать сухожильные нитки, шить одежду и обувь. Игры детей - не только развлечение, они имеют важное значение для физического, эстетического, нравственного и духовного воспитания.

Самая ранняя игра называется «Игра в медведя». 1 из участников «медведь» ложится на траву и изображает из себя медведя, а все другие, Ставши гуськом друг за другом, медленно обходя его, якобы беря ягодки, все разбегаются, а «медведь» вскакивает и бежит за ними. Кого поймает, тот ложится «медведем». Играют дети обоего пола, маленькие.
У мальчишек игры больше были связаны с лошадьми, упряжью. Коробка из-под спичек после того, как к ней прикручивали с обеих сторон оглобли из березового прутика, становились санями. Проколов ее иголкой, в отверстие продергивали двойную нитку – это были гужи. Дугу гнули из того же березового прутика. Затем футляр-лошадь впрягали в оглобли – и упряжка была готова. В сани грузили разные игрушки, и обоз отправлялся по полу избы в далекий путь до неведомого города. Там сани разгружали, переносили груз в мнимые амбары, брали новую поклажу, и обоз возвращался домой. Были и более будничные «поездки» - за дровами, за сеном, вывозили снег и навоз.
В возрасте 10 - 14 лет хантыйские дети уже начинают самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогают старшим в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. В связи с этим их игры все чаще имеют промысловую направленность, готовят к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствуют воспитанию всех физических качеств, специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем. У детей хантов в этом возрасте большой популярностью пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями: "Кто из нас быстрее?", "Оленья упряжка", "Деревянная нога", "Прыжки через нарты", "Заячьи следы", "Выбей чурочку", "Игра с кольцом" и другие.
Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за

Палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу и нельзя менять положения ступней ног.
Метание аркана на снег
Играют в зимнее время на стойбище. Каждый из игроков имеет аркан. В игре принимают участие дети от 9 до 13 лет, взрослые мужчины и даже старики. Выбирают припорошенную снегом лесную полянку. Все участники встают в линию лицом к полянке и поочередно с небольшим интервалом метают свои арканы так, чтобы они, пролетев по воздуху, приземлились на снег. При этом при приземлении петля аркана должна лечь на снег в форме круга, а остальная часть аркана – в виде точной прямой линии. Для этого игроки в конце броска поддергивают свои арканы, чтобы придать петле нужную форму. Побеждает игрок, которому удается придать

Своему аркану наиболее идеальную форму.
Игра с кольцами – Кусанг юх
Количество игроков – 6–8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5–6 колец диаметров 15 см и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2–3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2–3 м от общей линии броска.
Игра с палочками
Игрок брал 20 палочек, подбрасывал их вверх и ловил тыльной частью кисти. Пойманные таким образом палочки он подбрасывал заново вверх, не меняя положения кисти, и ловил их уже пальцами. Условие такое: нужно поймать пальцами нечетное количество палочек (1, 3, 5 и т.д.). Если игрок выполнял условия игры, он откладывал в сторону одну палочку и продолжал игру. В случае неудачи (поймано четное количество палочек) палочки переходили к очередному игроку. Когда у кого-нибудь из игроков оставалась одна последняя палочка, он должен был поймать ее мизинцем и безымянным пальцем. Победителем становился тот игрок, которому удалось первому набрать 20 палочек или собрать их большее количество, чем другим игрокам. Если за первый кон игры победитель не определялся, то в следующем коне каждому игроку засчитывалось количество палочек, пойманных ранее. После установления победителя подсчитывалось количество палочек, набранных каждым игроком. Игрок, имеющий меньшее количество палочек, получал наказание за плохую игру – “горячее”: определялась разница между количеством пойманных палочек каждым игроком и проигравшим; после этого каждый игрок бил (слегка) по тыльной части кисти проигравшего палочкой столько раз, сколько составляла эта разница, т.е. число ударов равнялось числу разницы.


Прыжки на двух ногах
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч. Игрок, достигший финиша первым, становился победителем. Игра развивает прыгучесть, силу ног и спины, быстроту, ловкость.
Стрельба из лука
Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу. Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.
Заключение
Изучение истории родного края, хантыйских сказок и легенд, декоративно - прикладного искусства ханты и манси - все это способствует развитию интереса к культуре, традициям, обычаям своего народа. Познакомившись с играми и игрушками детей ханты и манси, я пришла к выводу, что у этих народов исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения, включающий самобытные средства, формы и приемы, в котором мы усматриваем определенную системность.Результатом моей исследовательской работы стал буклет «Игры и игрушки детей ханты и манси».
В дальнейшем, я планирую познакомить детей с играми ханты и манси, надеюсь, что это вызовет интерес, и ребята попробуют поиграть в игры со своими сверстниками.
Куклы из шкурок белки
Похожие публикации