Создание игральных карт. Откуда взялись игральные карты

Хорошо знакомые по всему миру, игральные карты нашли множество применений. С их помощью предсказывают будущее, ими развлекаются самые разные люди, они становятся участниками практически каждого шоу фокусника или иллюзиониста. Однако, прошлое карт настолько противоречиво и туманно, что до сих пор неизвестно, где же именно они появились.

Существует множество научных трактатов, которые рассказывают о возможных источниках их возникновения. Но давайте начнем с того, что первоначально карты выглядели совсем не так, какими мы привыкли их видеть.

Когда не было бумаги – они уже существовали

Как известно, бумага была изобретена в Китае примерно в 105 году нашей эры. Однако, были различные находки, датируемые более ранними годами, которые вполне могут оказаться прародителями современных карт. Первоначально изображения зверей, предметов или оружия наносились на металлические плашки, куски кожи, коры, бамбука или даже костяные таблички. Однако, слишком сложно отнести подобные находки именно к игральным картам как таковым.

Согласно теориям ученых, первоначально игральные карты появились в Китае, а уже благодаря торговым путям они попали в Индию и Персию. Есть также мнение, что родиной карт является Индия, в которой были найдены круглые плашки с изображениями, схожими с древними игральными картами. Существует достаточно много и других версий, но до сих пор никому так и не удалось доказать одну конкретную и доподлинно выяснить настоящую родину карт.

Прелесть подобного развлечения изначально заключалась в том, что картам не требовалось отдельного поля, как для шашек, шахмат или подобных им игр. Неудивительно, что заинтересованные торговцы увозили их на родину. Однако, самые ранние находки всё же вызывают достаточно сомнений насчет своей связи с нынешними игральными картами.

Почему именно Китай считается родиной карт

За Китаем закреплено множество изобретений, включая различные игры - к примеру, домино или маджонг. Однако, именно он считается на данный момент наиболее очевидным местом рождения современных игральных карт. Причин для подобного вывода довольно много.

В первую очередь это утверждено благодаря тому, что первое упоминание в исторических источниках, связанное с игральными картами, было именно в Китае, в 1294 году нашей эры.

Во-вторых, именно Китай являлся родиной печатного станка, что значительно упрощало производство игральных карт. И это еще с учетом того, что именно Китай являлся родиной бумаги.

В-третьих, игральные карты, которые были в Китае в то время, имеют огромное количество схожих черт с современными картами. Так, к примеру, у них была масть, которая обозначалась монетами. Помимо этого, они имели продолговатую форму, а изображения на них были крайне похожи на современных королей и дам.

Откуда появились самые первые карточные масти

Примечательно, что если в древних картах, которые были найдены в Китае, уже фигурировали монеты, то далее они претерпели некоторые изменения. После того, как карты попали в Египет, они значительно видоизменились, ведь был период правления мамлюков. Это было в первую очередь связано с тем, что их вероисповедание не позволяло им наносить на карты изображения людей. Благодаря этому, четыре масти превратились в монеты (уже устоявшиеся в Китае), клюшки, мечи и кубки.

Почему именно клюшки, спросите вы? Все достаточно просто. На карты наносились изображения предметов быта и окружения, которыми интересовались эти люди. А доподлинно известно, что у мамлюков было пристрастие к игре, похожей на современное поло. Впоследствии, когда игральные карты уже попали в Европу, клюшки превратились в булавы или палицы.

Особая деталь, на которую следует обратить внимание, заключается в том, что вне зависимости от количества самих карт в колоде, которое варьировалось от 12 до более сотни – мастей было ровно четыре. Как в китайских картах, так и у мамлюков, которые помогли картам попасть в Европу.

Как игральные карты появились в Европе

Как только игральные карты из Александрии попали на юг Европы, началось быстрое их распространение. Оно было настолько повсеместным и масштабным, что подобному факту даже было дано название «Вторжение игральных карт». И столь угрожающее название можно с легкостью обосновать.

На то время в Европе происходило множество различных столкновений, военных действий между странами и мелких стычек. За счет своей легкости, удобства транспортировки и малого размера, карты пользовались огромной популярностью у солдат. И, получается, с наступлением войск наступали и карты. В Великобританию карты попали тоже с наступлением военных действий.

По всей Европе обнаружено достаточно много документальных упоминаний карт. В 1377 году - первое упоминание о появлении карт в Швейцарии, в 1392 их уже заказывали в золоте для короля, а чего говорить только о количестве запретов на азартные игры, которые были практически везде!

Как появились разные колоды и масти карт

Стоило только игральным картам попасть в какую-либо новую страну, как сразу же их старались переделать под себя. Не слишком большим изменениям подверглись разве что карты Таро, которые сохранили в себе разделение на младшие и старшие арканы. Для игр как таковых они были не настолько удобны. Если же говорить именно об игральных картах, то они менялись крайне часто.

Получается, что каждый народ старался выразить в картах именно свои черты и национальные предпочтения. Благодаря этому масти постоянно менялись. Однако у каждой масти получилась довольно любопытная эволюция. Давайте рассмотрим самые известные колоды, которые сейчас существуют.

Итало-испанская колода

Мы не зря начали именно с нее, ведь она крайне похожа на древние игральные карты мамлюков, в которых слегка видоизменились клюшки.

  • Мечи (пики);
  • Кубки (черви);
  • Палицы (трефы);
  • Монеты (бубны).

Существующая до сих пор, она при полном составе должна состоять из 50 карт (с учетом двух джокеров, без них 48). Числовые карты начинались с единицы и заканчивались девяткой. Далее уже шли старшие карты, которые обозначались пажом, конем (рыцарем) и королем. В некоторых вариантах встречалась уменьшенная колода без восьмерок, а также существовали варианты с дополнительной картой «Королева».

Примечательно, что на картах этой колоды не писались цифры, а также не было буквенных обозначений.

Немецкая колода

Когда создавалась именно эта колода карт, ее желали сделать максимально показывающей огромное значение агрокультур в Германии.

  • Мечи превратились в листья, которые отвечали требованиям культуры Германии и по форме были условно схожи (пики);
  • Кубки в сердца, поскольку проводилась ассоциация с вином, которое данные кубки наполняло (черви);
  • Палицы уже стали не грубыми ветками деревьев, а превратились в жёлуди (трефы);
  • Монеты превратились в бубенцы, поскольку они были тоже круглой формы (бубны).

Даже в дальнейшем, когда французская колода захватила весь мир, немецкие ее варианты обладали не двумя, а четырьмя цветами мастей. Чтобы сохранить ранее существовавшие зеленую (листья) и желтую (бубенцы) масти.

В этой колоде примерно одинаковое количество карт с Итало-испанской. Схожим является и то, что в ней точно так же не было Дам, а исключительно короли или рыцари. Подобное легко объясняется тем, что в правящем сословии основную роль играли именно мужчины.

Швейцарская колода

По сравнению с немецкой, она претерпела сравнительно небольшие изменения. Мастями данной колоды являются:

  • Щиты, которыми стали мечи (пики);
  • Розы, бывшие сердца (черви);
  • Жёлуди (трефы);
  • Бубенцы (бубны).

Французская колода

Именно она стала самой знаковой. И самой популярной среди всех остальных колод. Видя современные масти, Вы видите именно французскую колоду.

В ней масти превратились в:

  • Пики;
  • Черви;
  • Трефы;
  • Бубны.

В таком виде, в каком мы их знаем, они появились, когда потребовалось упростить производство карт. Символы мастей должны были создаваться легко и практически каждым, чтобы понизить их себестоимость. И масти упростили до тех самых символов, которые сейчас известны всему миру. Но не только это стало удивительно верным маркетинговым ходом.

Именно французская колода ввела обозначение мастей двумя цветами: красным и черным.

Подобные решения сделали ее наиболее простой в исполнении, запоминающейся, универсальной, и плюс ко всему она была более деликатной в отношении женщин. Именно во французской колоде изначально присутствовала Дама как постоянная карта. И ее весомость была неоспорима.

Редкий современный человек не держал в руках игральных карт. Версий их появления несколько, и исследователи до сих пор не пришли к единому мнению на этот счёт.

У карт древняя и весьма драматичная история. Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, — всего лишь легенда. Уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

Есть две главные версии . Первая — китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Китайцы усложнили игру в кости и получили домино. Затем вместо точек на табличках стали изображать фигуры, цветы и бытовые сцены. Такие таблички использовались для напоминающей пасьянс игры "маджонг", распространённой в Китае и Японии. Суть игры в том, чтобы из множества высыпанных на стол табличек составить пары одинаковых. Из Азии итальянские путешественники привезли в Европу идею использовать для игр карточки с изображениями. Удивительно, но ни кости, ни домино, ни маджонг не исчезли с появлением карт - прекрасный пример сосуществования разных ветвей эволюции.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — "Младшие Арканы" — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

Существует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты — это количество недель в году, четыре масти — четыре времени года. Зеленая масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. Желтая масть — это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть — символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.

Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Не было единообразия в карточных мастях. В ранних итальянских колодах они носили названия "мечей", "кубков", "денариев" (монет) и "жезлов". Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки — в "черви", денарии — в "бубны", а "жезлы" — в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии — "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья". Что касается русского слова "черви", то оно произошло от слова "червонный" ("красный"): понятно, что "сердца" изначально относились к красной масти.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 "Старших Аркана" плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех "старших мастей" и шута (джокера).

Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д"Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.

— легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках — скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. " " выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…

Туз — слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus — дьявол. Вполне возможно, что Daus — вариант искажения греческого "диаболос" — рассеиватель клеветы.

Самая сложная фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово "валет" вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. Именно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.

Все же каждый исследователь приводит свои толкования мастей и фигур. Отец Менестрье считал, что карты — это символы великих монархий (иудейская, греческая, римская, французская), а четыре дамы — не что иное как главные женские добродетели: набожность, материнство, мудрость и красота. Другие же считают, что "дамами" изображены такие исторические личности, как Мария Анжуйская, Агнесса Сорель, Изабелла Баварская и Жанна д"Арк. Но гипотезы так и остаются гипотезами.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман.

Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея — Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои — . И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе. С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и считались греховными. Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня - страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов. Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.

Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города. Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка. После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. Изменились и сами "картинки" — поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели — иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику. Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

В России карты появились в начале XVII столетия. К середине этого века они уже обрели популярность в качестве „пути" к преступлениям и разжиганию страстей. В „Уложении" 1649 г. при царе Алексее Михайловиче предписывалось с игроками поступать так, "как писано о татях", то есть бить их кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубания.

Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты,"…и у кого карты вынут, бить кнутом". Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.

Развитию „невинных" форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих. Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.

В XIX в. началась разработка новых рисунков игральных карт. Ей занимались академики живописи Адольф Иосифович Шарлеман и Александр Егорович Бейдеман. Стоит отметить, что в настоящее время их эскизы хранятся в Государственном Русском музее и в Карточном музее Петергофа. Однако в производство были запущены рисунки академика Адольфа Иосифовича Шарлемана, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

А.И.Шарлеман не создал принципиально нового карточного стиля. Рисунки на Атласных картах имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия. Понятие "атласные" в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас — это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек.


С конца XVIII века начался настоящий , охвативший всю русскую культуру. Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как "известный на Москве банкомет". Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру "на интерес". В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, бридж, ) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, "очко", штосс и сотни других, вплоть до безобидного "подкидного дурака") безраздельно царили среди простонародья.

На Западе "умственные" карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра.

Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карточные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода. В политических целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм. А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти — "серпы", "молоты" и "звезды". Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

Статьи на тему:


  • 5 фактов об истории 1. Весной 1986 года, насмотревшись сериала «Спрут», студент психфака МГУ Дмитрий Давыдов придумал игру «Мафия». Сначала зараза проникла во все общежития МГУ. Затем - во все ВУЗы...

  • Нарды - это одна из самых старых и популярных игр. Конечно, она не настолько древняя, как, скажем, шахматы. но это не умоляет её достоинств. Благодаря простым правилам она получила популярность по все...

  • В наши дни существует безумное количество различных автоматов, но все они имеют общего предка. Они происходят от первого автомата, который был изобретен в начале девяностых годов XIX века иммигранто...

  • «Магия "Монополии"» заключается в возможности начисто разорить своего лучшего друга без причинения ему реального вреда». Эдвард П. Паркер (Edward P. Parker) Одна и...

  • Белоруссия готова построить свой Монте-Карло. В пику Москве, решившей ограничить деятельность казино четырьмя зонами, Минск готовит правительственное постановление об открытии специальных игорных ко...

Хоть раз в жизни в карты играл каждый житель нашей страны. Будь-то простой подкидной дурак или аристократический преферанс. При этом большинство любителей карточных игр уверено, что в качестве валетов, дам и королей изображены некие абстрактные персонажи. Это не так…

Джокер: веселый колдун

Самое удивительное, что единственная карта в колоде не имеющая реального прототипа, это Джокер. Во многих карточных играх он не используется вовсе, а в других выступает в роли высшего козыря. При этом само слово Джокер в переводе на русский язык обозначает весельчака, шута и озорника. Правда, иногда Джокера рисуют в виде маленького чертенка, подчеркивая тем самым, историю его появления из гадальных карт Таро. В колоде магических карт Джокер является злым волшебником. В то же время самой популярной версией происхождения слова «Джокер» является название игры Джукер, в которой впервые и появился этот карточный персонаж.

Карточные короли: лучшие среди равных

Как утверждают исторические хроники, в Европе играть в карты начали в 14 веке. Не брезговали перекинуться в карты и особы королевских кровей. В это время к середине XVвека в Европе появились основные изображения дам, валетов и королей. В то далекое время, как и сегодня, колода карт насчитывала 52 листа, поделенных на четыре масти. Подобная цифра не случайна, ведь 52 это число недель в году, а масти – четыре времени года. Самое удивительное, что сегодня точно известно, кто являлся прототипом изображений королей в карточной колоде. Королем пик стал царь Давид, известный читателям из Ветхого завета. В роли короля треф выступил великий завоеватель Александр Македонский. Король бубен, не менее знаменитый правитель – Юлий Цезарь. Самым молодым с исторической точки зрения оказался король червей – Карл Великий. Символично, что каждый из прототипов карточных королей оставил свой неизгладимый след в истории человечества. Александр Македонский завоевал половину мира. Царь Давид оказался самым известным коронованным персонажем Ветхого Завета. Ну, а Карл Великий создал Священную Римскую империю. Гай Юлий Цезарь – прославился, как наиболее популярный диктатор древнего Рима.

Карточные дамы: само совершенство

Карточные дамы, также имели своих реальных прототипов. Однако это были вовсе не жены, людей давших прообраз карточным королям, а совершенно посторонние им особы. Дама червей – это воинственная Юдифь, совершившая немало подвигов на страницах Ветхого завета. Это именно она хладнокровно отсекла голову предводителю ассирийцев, спасая город детства от вторжения завоевателей. По другим источникам, считающихся более достоверными, червонной дамой стала великолепная Елена Троянская. По легенде, ее матерью являлась царица Спарты Леда, а отцом сам Зевс. Дама бубей – это супруга одного из рыцарей Круглого стола – Рагнель. В качестве трефовой дамы художники изображали либо греческую богиню Аргину, отвечавшую за тщеславие и пустую суету, либо Лукрецию, представляющую добродетель. Сложнее оказалось с дамой пик. На ее роль ее претендуют сразу три реальных женщины, образ каждой из которых в разное время появлялся на карточных листах. Чаще всего это Миневра – богиня мудрости, войны и победы. Реже дамой пик становилась Афина, также отвечавшая за успешные боевые действия или легендарная героиня средневековья Жанна д Арк.

Валет: прислуга королей

В качестве валетов в колоде игральных карт, как в случае с дамами и королями выступили реальные исторические личности. Правда, если бы эти люди узнали, как обошлись с ними вероломные художники, создававшие колоды карт, то сильно обиделись. Валет в переводе с французского означает – слугу или лакея. Однако прототипы валетов ими никогда не являлись. Валет червей – это рыцарь Этьене де Виньеле – ближайший соратник Жанны д Арк. Валет пик – благородный рыцарь Огиер Датский. По преданиям он неоднократно убивал драконов, истребил немало великанов и вообще был закадычным приятелем феи Морганы. Впоследствии волшебница за ночи страстной любви наградила Огиера даром вечной молодости. Валет треф – знаменитый рыцарь Ланселот. В роли бубнового валета выступает неистовый Роланд.

Китайцы и домино

Кто же изобрел игральные карты: итальянцы, испанцы, французы или они подарок человечеству от нечистой силы? Увы! Автор игральных карт известен – это китайцы. Самое удивительное, что карты в Китае это не самостоятельная игра, а более простая и дешевая в производстве разновидность домино. Когда-то давно китайцы азартно играли в кости, затем они трансформировались в домино, которые в свою очередь переродились в карты. Произошло это в тот момент, когда домино перенесли на картон. Получились карты со шкалой очков, к которым со временем добавились фигуры. В словаре Чинг-цзе-Тунга упоминается, что карты изобретены в 1120 г. н.э., а спустя 12 лет получили распространение по всему Китаю. Существует правда, альтернативная, версия происхождения игральных карт из древнего Египта. Будто бы тысячелетия назад египетские жрецы зашифровали всю мудрость мира на в 78 золотых табличках. Часть из них символически изображалась в форме карт, причем 56 из них (Младшие Арканы) были игральными, а 22 (Старшие Арканы) использовались исключительно для гадания. Впрочем, как китайская, так и египетская версия происхождения игральных карт не более чем легенда, тогда как в Европе карты были известны с XIV века. Например, в 1367 году в Берне карточные игры были запрещены официальным указом, а в 1377 году посланник Папы Римского сетовал, что монахи режутся в карты прямо у стен своей обители.

February 6th, 2015

Казалось бы, что может быть проще и привычнее игральных карт? Подошел в любой киоск союзпечати и купил колоду. Обычно это будет колода не очень хорошего качества, зато с рисунками Шарлеманя (выполненными еще в XIX веке!) - атласные карты (на рисунке ниже).

Конечно, еще есть люди, предпочитающие пользоваться более дорогими колодами мировых брендов, предназначенными для покера или бриджа. Но в любом случае - колода карт - это предмет довольно обычный в современном обиходе.

В то же время с игральными картами связан целый ряд мифов и просто откровенных глупостей. Например, миф о том, что карты являются «библией дьявола», или что они произошли от загадочных карт таро, или что их придумали цыгане, чтобы обманывать простой люд, или евреи, чтобы вводить христиан в искушение азартными играми.

А еще тут можно вспомнить и попытки разнообразных оккультистов поставить в соответствие четырем мастям четыре стихии или увязать . Но чуть подробнее я бы хотел остановиться на мифе, в соответствии с которым масти объявляются символами орудий крестной смерти Христа:


  • трефы - это, конечно, сам крест. Тут, кстати, снова возводят поклеп на евреев, на языке которых «трефа» означает «нечистота», т.е. что-то типа: «клятые евреи наш Крест нечистым называют!».

  • пики - естественно, копье, которым сотник Лонгин пронзил сердце Спасителя.

  • бубны - гвозди, которыми Иисус был прибит к кресту.

  • червы - губка, пропитанная уксусом, которую дали Христу.

При этом еще и слово «козырный» выводят из слова «кошерный». В общем, как обычно, евреи во всем виноваты, они пособники дьявола, а играть в карты - значит, не ведая того, богохульствовать.

И вот, настоящая небольшая статья призвана развеять эти мифы и показать читателю основные вехи истории игральных карт.

Итак, кто же придумал игральные карты?

Китайцы. Как множество других вещей.

Китайцы первыми изобрели бумагу, соответственно и возможность делать приспособления для азартных игр из бумаги появилась именно в Китае.

Исторически в Китае имеется несколько типов игральных карт. На одних китайских игральных картах изображены фигуры китайских шахмат сянцы (точнее, иероглифы), на других - костяшки домино, на третьих - монеты. Последний тип так и называется «монетные карты».

А теперь внимание! Именно от «монетных карт» и произошли европейские игральные карты.

Так что давайте рассмотрим китайские монетные карты детально.

Колода китайских монетных карт выглядит непривычно для нас с вами. В такой колоде три (или четыре) масти, в каждой из которых девять (как вариант - десять) карт:

1. Монеты. Девять карт: от одной монеты до девяти монет.

2. Связки монет. Причем в каждой связке - сто монет. Девять карт: от одной связки (100 монет) до девяти связок (900 монет).

А что за связки монет?

Дело в том, что в Китае монеты были дырявыми (см. рисунок ниже):

А переносились монеты путем их нанизывания на веревки. По нашим временам - неудобно, а тогда - вполне себе ничего. Выглядело это примерно так:

3. Десятки тысяч монет. Изображаются такие количества монет уже не рисунками, а иероглифами. И снова девять карт: от 10000 монет до 90000 монет.

Итак, в китайских монетных картах масти находятся в иерархическом отношении, а каждая следующая масть получается умножением предыдущей масти на 100:


  • 1 -> 100 -> 10000

  • 2 -> 200 -> 20000


  • 9 -> 900 -> 90000

Или в табличном виде:
Монеты Связки монет Десятки тысяч (символы)
1 100 10000
2 200 20000
3 300 30000
4 400 40000
5 500 50000
6 600 60000
7 700 70000
8 800 80000
9 900 90000

А теперь давайте посмотрим, как китайские монетные карты выглядят. На рисунке ниже представлена часть колоды китайских монетных карт одного из типов (этих типов очень много, и в них даже я не разбираюсь).

Сверху вниз: монеты, связки монет, десятки тысяч монет.

Как видим, связки монет тут больше похожи на каких-то червяков, а на картах масти «десять тысяч» изображены забавные человечки (достоинство карты обозначают не они, а иероглифы сверху).

Обычно обозначения достоинства и масти китайских монетных карт еще более стилизованны, и понять, что изображено на карте, может только игрок или специалист.

Вот еще не самый сложный рисунок:

Подскажу: монеты - в середине, сверху - десятки тысяч, снизу - связки монет.

Помимо приведенного рисунка вы можете увидеть масти китайских монетных карт в такой игре, как маджонг. В этой игре, внешне больше похожей на домино, а по сути - на карточную игру румми, тоже есть три масти:


  • точки (это монеты);

  • бамбуки (связки монет по сто);

  • символы (десятки тысяч монет).

Выглядит это так:

Сверху вниз: точки, бамбуки, символы.

Кстати, особенностью монетных карт является то, что каждая масть в колоде не одна, как в привычных нам игральных картах, а несколько.

Причем, в маджонге такая же ситуация: там костяшек каждой масти четыре набора. Вот для иллюстрации полный набор маджонговых «точек»:

Вообще, в случае маджонга мы видим некое обратной движение маятника: раньше на картах изображали домино, а теперь на домино - карты...

Также интересно отметить, что в Европе тоже могут играть не одной, а несколькими колодами сразу, например, при игре в те же румми или при раскладывании пасьянсов.

Теперь о символизме мастей и об их происхождении. В древней европейской колоде было четыре масти: монеты, палки, кубки и мечи. Замечу, что эти масти сохранились сегодня в Италии и Испании. Вот эти масти (на примере троек):


И, как, возможно, заметил внимательный читатель, масть «монеты» явно происходит из Китая. И это, действительно, так.

Масть «палки» («дубинки») - тоже из Китая - это, так сказать европейское переложение китайской масти «связки монет».

Но откуда же взялись «мечи» и «чаши»?

Дело в том, что в Европу игральные карты попали не непосредственно из Китая.

Европейцы переняли карты не у китайцев, а у арабов. Скорее всего, в Европу попали так называемые мамлюкские игральные карты , распространенные тогда в Египте (именно мамлюки там в то время и правили). Произошло это в XIV веке. В Европе игральные карты даже назывались изначально арабскими словами - наиби, нейп.

В мамлюкских игральных картах уже было четыре масти: монеты, палки для поло, чаши и ятаганы.

Возможно, чаши - это просто арабская трактовка китайской масти «десятки тысяч». Но, может, и нет. «Мечи» же (ятаганы), по всей видимости, придуманы арабами.

Именно арабы ввели в колоду и так называемые придворные карты - всем знакомые Король, Дама и Валет. У арабов это были, соответственно: Султан, Первый визирь, Второй визирь. В ряде колод была еще четвертая придворная карта - некий «помощник».

Конечно, можно строить множество всяких гипотез о том, почему арабам понадобились новые масти и придворные карты, о том, по какой причине они решили переделать китайские монетные карты. Можно даже приплести сюда всякую мистику типа суфийских орденов или каких-нибудь каббалистов, которые тайно проживали среди арабов. Но, на мой взгляд, тут речь просто о том, что потребность именно в такой колоде была обусловлена правилами карточной игры, которые сложились в арабской культуре.

Как же выглядели мамлюкские игральные карты? Вот схематичные изображения придворных карт мамлюкской колоды:

Сверху вниз: монеты, палки для поло, чаши, ятаганы. Слева направо: султан, визирь, второй визирь.

Реально мамлюкские карты выглядели вот так:

На рисунке выше представлены три придворные карты масти «палки для поло». Слева направо: султан, визирь, второй визирь.

Итак, в XIV веке в Европу попали мамлюкские карты, которые были изменены в соответствии с европейской культурой. Как арабы переделали когда-то под себя китайские игральные карты, так и европейцы приспособили карты арабские к собственным потребностям.

Масти при этом практически не изменились (разве что ятаганы стали мечами, а палки для поло - просто палками), а вот рисовать карты стали по-европейски (в Европе не было запрета на изображение живых существ в отличие от мусульманского Востока). Придворные карты соответственно изменились на Короля, Рыцаря и Пажа (Оруженосца), плюс/минус Дама.

А в XV веке в Европе (а именно, в Италии) появились карты таро. Они произошли от обычных игральных карт путем добавления козырей (обычно козырей 21 штука) и особой карты под названием «Дурак».

Так что не игральные карты произошли от карт таро путем упрощения, а карты таро произошли от обычных игральных карт путем усложнения.

Причем созданы карты таро были именно для игры, а вовсе не для гаданий или передачи некоей оккультной мудрости. Играли с помощью карт таро в игру под названием «Триумфы». Триумфами изначально назывались и сами эти карты (слово «таро» возникло много позже).

Кстати, вот интересный момент, показывающий, что сходные элементы в разных культурах могут развиваться похожим образом: помимо очковых карт в таро есть еще и козыри. На этих козырях мы видим разные аллегорические изображении и в том числе добродетели.

Вот три добродетели из так называемого «марсельского» таро (в других типах колод таро могут быть иные наборы добродетелей):

А в маджонге тоже помимо «очковых костяшек» (точек, бамбуков и символов) имеются костяшки с аллегориями добродетелей:


  • красный дракон - умеренность;

  • зеленый дракон - процветание;

  • белый дракон - доброжелательность, искренность и сыновняя почтительность.

Вот эти драконы:

А вот более традиционное их изображение (иероглифическое):

Как же появились знакомые нам символы мастей - бубны, трефы, черви и пики? Такие масти, кстати, принято называть французскими.

В общем-то, не трудно догадаться, что французские масти являются ни чем иным как упрощением и стилизацией исходных мастей (итало-испанских, в Италии и Испании, напомню, они используются до сих пор). Таким образом:


  • монеты превратились в бубны;

  • палки - в трефы;

  • чаши - в червы;

  • мечи - в пики.

Причем, по-видимому, французские масти произошли от итало-испанских не прямо, а через немецкую систему мастей (бубенцы, желуди, сердца, листья):

  • монеты - бубенцы - бубны;

  • палки - желуди - трефы;

  • чаши - сердца - червы;

  • мечи - листья - пики.

Или в виде рисунка:

Очевидно, что вывод о происхождении французских мастей от немецких вполне логичен, учитывая, что немецкие масти проще итало-испанских, но все еще являются полноценными рисунками, а не упрощенными знаками.

Итак, давайте подытожим:


  1. Игральные карты были изобретены в Китае.

  2. У китайцев их переняли арабы. У арабов - европейцы.

  3. Символы мастей (итало-испанские, немецкие, французские) не имеют никакого отношения ни к оккультизму, ни ко всякой дьявольщине.

  4. Карты таро - это особая форма игральных карт, которая создана на основе обычных игральных карт.

Надеюсь, было интересно.

Сегодня в восьми из каждых десяти домов Великобритании играют в карточные игры, но и в остальных, если хорошенько поискать, можно найти карточную колоду. Игра в карты настолько привычна большинству из нас, что нам даже кажется, что они существовали всегда.

Возможно, игральные карты были известны со времени создания человеком изобразительного искусства. Их история уходит так далеко в прошлое, что никто не может сказать точно, когда и где они появились впервые.

Кто придумал игральные карты?

Долгое время считалось, что игральные карты были изобретены китайцами, так как раньше бумажные деньги и игральные карты в Китае были практически идентичны. Мы знаем, что игральные карты существовали в Китае тысячу лет назад! Но все же в настоящее время нет ясности, кому отдать приоритет изобретения карт: китайцам, египтянам, арабам или индусам.

С самого своего появления карты стали одним из способов предсказания судьбы. Вполне возможно, что для этой цели они использовались до того, как стали применяться для различных азартных игр. В средние века с помощью игральных карт колдуны предсказывали будущее.

Когда игральные карты попали в Европу? Некоторые считают, что их привезли из своих походов крестоносцы. Другие говорят, что через сарацин они попали в Испанию или Италию, третьи - что цыгане привезли их в Восточную Европу. Несомненно, однако, что игральные карты были известны в Европе с XIII века.

Первоначально было много различных видов игральных карт. Распространены были, например, фигурные карты (их в колоде было 22, и среди них не было цифр) и цифровые карты (в этой колоде было 56 карт - и ни одной картинки). Французы первыми создали колоду из 52 карт. Они использовали цифровые карты и сохранили короля, даму, валета из фигурных карт. Эту 52-карточную колоду переняли англичане.

Самые ранние карты рисовались вручную, но с развитием резьбы по дереву игральные карты стали дешевле и очень быстро распространились среди простого народа.

Похожие публикации