Настольные развивающие игры для дошкольников. Настольно-дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста

«Монополия», «Дженга», «Сет», «Супер-ферма», «Твистер»… Сегодня найти настольные игры, подвижные и логические, на реакцию и внимательность, развитие памяти и пространственного мышления, не составляет труда. Особенно опытным родителям. Но, к сожалению, многие родители малышей не всегда могут остановить свой выбор на какой-то игре.. Они сплотят вашу семью и разукрасят вечера смехом, весельем и духом доброжелательного соперничества. А обзор по играм для детей постарше вы сможете прочитать .

Memory Game

tiger-stores.com

Возраст: от 1 года

Игры-мемори очень распространены и встречаются в разных вариациях: с большими и маленькими карточками, круглыми и квадратными фишками, цветные и черно-белые. Мы остановили свой выбор на игре от магазина Tiger, так как она очень удобна для путешествий. Коробка с фишками невелика, фишки - круглые и удобные для детской руки, а прекрасный дизайн можно изучать долгое время.

Собери и разбери

mazakzabawki.pl

Возраст: от 2 лет

Количество участников: 2-4 игрока

На коробке будет написано, что игра предназначена для детей старше 8 лет. Не верьте! Двухлетние малыши с удовольствием разбираются в игре, особенно увидев яркие детальки. Цель игры - построить то, что изображено на карточках с заданиями. В идеале играть надо на время, но с малышами можно просто изучать цвета и счет, а также развивать моторику и внимание, стараясь повторить фигуру на карточке.

Черепашьи бега

blogspot.com

Возраст: от 3 лет

Количество участников: 2-5 игроков

Суть этой веселой игры проста: с помощью карточек игроки управляют черепашками, которые бегут к финишу по дорожке из 10 кирпичиков. В течение небольшой партии (10-20 минут) черепашки бегут то вперёд, то назад, могут тащить тех, кто забрался на них сверху, или ехать верхом на других. К тому же игра оформлена очень красочно.

Кот в мешке

babyradio.pl

Возраст: от 2-3 лет

Количество игроков: 2-5 игроков

Эта забавная игра поможет малышам развивать все виды памяти, мелкую моторику и пространственно-образное мышление. Первоначально все фигурки рассматриваются, проговариваются и отправляются в мешочек. Малышам выдается карточка и предлагается доставать фигурки из мешочка. Дети учатся узнавать на своих картинках те фигурки предметов, которые достали из мешочка. Потом игра усложняется - дети должны на ощупь доставать те фигурки, которые есть у них на карточках.

Это логично

ditya.com.ua

Возраст: от 4 лет

Игра, помогающая развить логику и усидчивость, подойдет для любителей загадок от 4-5 лет. В игре целых 84 задания - есть где развернуться. Все задания разного уровня сложности. Задача игрока - расположить фигурки животных и людей в домиках. Для этого на каждой карточке есть свои условия решения данной задачи.

Перед началом игры положите перед ребенком в ряд столько домиков, сколько указано на карточке. После этого изучите условия, которые на ней указаны, и начинайте расставлять фигурки. Закончив, проверьте, правильно ли ребенок выполнил задание. Решение головоломки вы найдете на ее обороте.

Дети Каркассона

happytable.ru

Возраст: от 4 лет

Количество участников: от 2 до 4 игроков

Игра «Дети Каркассон» любима многими детьми и взрослыми по всему миру. Игра учит детей правильно распоряжаться доставшимися им участками карты, развивает воображение и вызывает бурю восторга. Игра очень проста и увлекательна. Как правило, партии разыгрываются быстро, и дети просят играть снова и снова.

Составь портрет

mon-bebe.ru

Возраст: от 3 лет

Количество участников: от 1 игрока

В инструкции написано, что игра предназначена для детей от 3 лет, но нам кажется, что дети от года смело могут играть с детальками, изучая строение лица человека. Тем более что 49 деталей выполнены из натуральной древесины березы и окрашены нетоксичными красками. А становясь старше, ребенок с помощью мамы сможет создавать настоящие портреты своих родных. Игра поможет ребенку разобраться в море эмоций, настроений и характеров.

Летающие гномы

selectoys.ru

Возраст: от 4 лет

И снова в игре указан возраст 4 года, а играть могут дети с двух лет. Правила достаточно просты: у каждого игрока есть свой гномик, который должен долететь до своего домика. Свой домик - тот, что соответствует цвету владельца. За каждое попадание в цель игрок получает 10 очков, за попадание в чужой дом - 10 очков. Играть можно до 100 очков. Почему это будет интересно детям младше 4-х лет? Да потому, что это весело - отправлять гномиков в полет. К тому же игра учит цветам, счету и координации, развивает внимательность и мелкую моторику.

Шу-би-ду

mir-igrushki.ru

Возраст: от 4 лет

Количество участников: 2-4 игрока

В данной игре каждый игрок, не подглядывая, вытаскивает из мешка 3 ботинка. Их показывать нельзя. Затем все игроки вытягивают руки над столом таким образом, чтобы кулаками с зажатыми в них ботинками касаться кулаков других игроков. Все дети и взрослые хором кричат: «Шу-би-ду», разжимая кулаки, и бросают ботинки в центр стола. Задача быстро-быстро найти пары обуви в образовавшейся куче.

Додо

kubirubi.ru

Возраст: от 3 лет

Количество участников: 2-4 игрока

Настольная игра вместо книги перед сном? Легко! Игра «Додо» - это игра, в которой ребенок вместе со взрослым укладывает малыша (девочку или мальчика) спать. Для того чтобы игрушечный малыш уснул, надо пройти задания: найти «подушку», «любимую игрушку»,.. Но вашему ребенку могут попасть в руки и карты-фанты, которые будет исполнять взрослый. А там среди прочего маме придется и поухать, как сове, и поцеловать своего малыша. После прохождения всех заданий главный герой засыпает. Можно пожелать ему и вашему ребенку «спокойной ночи».

Животные Ouaps

profit-shop.ru

Возраст: от 3 лет

Количество участников: 2-4 игрока

Задача - найти карточку с изображением того или иного животного, чей голос прозвучал из звукового устройства. И хотя на игре указан возраст 3+, слушать звуки и рассматривать карточки можно вместе ребенком от 1 года.

Съедобное-несъедобное

shusha-toys.ru

Возраст: от 3 лет

Количество участников: до 10 игроков

Очень простая игра на знание, что можно съесть, а что нет. Одновременно принимать участие в этой игре могут 10 человек. И хотя возраст снова стоит от 3-х лет, игрой можно будет увлечь и двухлетнего ребенка, тем более что детальки изготовлены из качественной древесины.

Лото 4 сезона от Djeco

spkopilka.ru

Возраст: от 2 лет

Количество участников: 1 и более

Компания Djeco предлагает малышам красочную и простую игру «Лото 4 сезона». Смысл игры: есть карточки-картинки, которым нужно найти место на игровых полях. В наборе 4 игровых поля - по количеству сезонов. Карточки поровну раздаются между игроками, которые начинают по-очереди искать круглые карточки с теми же рисунками, что и у них.

Зоомагия

igrotime.ru

Возраст: от 6 лет

Количество участников: 2-4 игрока

В одной волшебной стране перепутались все животные. Еще вчера это были слоны, носороги и овцы, а сегодня - совершенно невообразимые звери, которые никак не могут понять, кто они. Задача игроков "Зоомагии" - собрать животных из трёх частей: головы, туловища и задней части.

Маленькая дорожка

igrotime.ru

Возраст: от 2 лет

Количество участников: 2-4 игрока

Эта классическая настольная игра-ходилка, которая на долгое время удержит внимание ребенка. Задача игрока - помочь маленьким зверькам прийти к финишу первыми. Тот, чей герой приходит первым, получает призовую фишку. Игра помогает развить стратегическое мышление, усидчивость, а заодно повторить цвета.

Обзор подготовила Анна Копач

Уважаемые читатели, а какие настольные игры любят в вашей семье?

*Перепечатка материалов сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Самый главный вопрос, которым задаются все родители: как подготовить ребёнка к взрослой жизни. Главным помощником в этой работе выступает детский сад, где малыш проводит большую часть своего времени. А значит, работа дошкольного образовательного учреждения и семьи должна быть согласованной. В том числе это касается и таких важных с точки зрения успешности учебно-воспитательного процесса приёмов, как игры. Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры.

Цели и задачи настольно-печатных игр

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Настольно-печатные игры - важная часть предметно-развивающей среды в детском саду

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:

  • закрепление или отработка полученных знаний;
  • развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
  • тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:

  • закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
  • учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
  • выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
  • вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе - начинаются выяснения отношений и ссоры);
  • формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
  • методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
  • поощрять самостоятельность малышей.

Это интересно. Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.

Наглядный материал

Визуализация - это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов - цельное изображение в роли подсказки.

С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:

  • сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
  • пазлы (в том числе и объёмные);
  • наборы лото и домино;
  • кубики;
  • мозаики;
  • «бродилки» с фишками и игральным кубиком.

Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект

Это интересно. Простые пазлы можно сделать и своими руками. Достаточно разрезать на несколько неровных частей открытки с сюжетом, понятным всем.

Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой - тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.

Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.

Видео: пример настольно-печатной игры «Противоположности» в виде пазла

Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста

Возраст/группа Особенности развития Игры Примеры Время Примечания
2–2,5 (первая младшая) Игры должны быть с сюжетными картинками
  • кубики;
  • пазлы;
  • цветные картинки;
  • мозаика;
  • дидактические игры.
  • «Третий лишний»;
  • «Угадай дерево» (сравнить и выявить различия между двумя/тремя предметами);
  • «Кто что ест» (описать овощи/фрукты, изображённые на картинке) и т. д.
До 5 минут Если режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной
3–4 (вторая младшая) Интерес к играм в парах
  • складные кубики;
  • мозаика;
  • пазлы;
  • разноцветное домино;
  • геометрическое лото.
  • «Чьи детки?» (закрепить знания о домашних животных и их детенышах);
  • «Сложи квадрат»;
  • «Садовник» (ведущий выбирает садовника, который смотрит на картинку и, не называя, описывает овощ/фрукт).
7 минут Работа направлена на развитие речи
4–5 лет (средняя) Работа в микрогруппах (3–4 человека)
  • дидактические игры с картинками;
  • кубики;
  • пазлы;
  • лото (с картинками);
  • домино (с картинками);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Сложи узор»;
  • «Поможем кукле» (закрепить знания о предметах и их предназначении);
  • «Где это можно купить?» (на большие карточки с магазинами дети кладут картинки с изображением продуктов).
7–8 минут
5–6 лет (старшая) Осознанное участие в командных играх
  • дидактические игры (например, парные картинки);
  • кубики;
  • лото;
  • домино (с картинками и цифрами);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «С какого дерева листок» (дети берут карточку с изображением листочка и определяют, с какого дерева он слетел);
  • «Летит, плывёт, едет» (закрепить знания о видах транспорта: наземном, воздушном, водном).
10 минут Совмещение физической активности взрослого и ребёнка
6–7 лет (подготовительная) Нетерпимость по отношению к помощи взрослого
  • дидактические игры;
  • лото (с картинками, цифрами и буквами);
  • домино (классическое);
  • шашки;
  • бродилки;
  • шахматы (если программой предполагаются занятия этим видом спорта).
  • «Шиворот-навыворот» (подбор противоположных понятий, например, ведущий выкладывает картинку с осенью - дети описывают весну и пр.);
  • «Кому что нужно для работы?» (закрепить знания об орудиях труда, воспитывать интерес к труду взрослых).
10–12 минут Дети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий

Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость

Картотека настольно-печатных игр в детском саду

Картотека готовых игр группируется в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.

Первая младшая группа

Для этой категории малышей уместно использование материалов, предполагающих складывание цельных картинок из отдельных кусочков, обычно их чётное количество (от 4 до 6). Кроме того, нужно использовать мозаики, которые развивают мелкую моторику. В этом виде игр используется складывание картинок на основе шаблона.

Мозаика «Сложи картинку» развивает мелкую моторику малышей

Ещё один важный нюанс, касающийся методики проведения игры: поначалу малыши выполняют задание сами с помощью взрослого, затем без ассистента. Последним, самым сложным этапом работы может быть складывание картинок на скорость, но без соревновательного момента. Парные или коллективные игры на занятиях не вводятся, у каждого участника должен быть свой комплект материалов, чтобы исключить возможность ссоры.

«Кто спрятался в кубиках?»

  • познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей;
    развивать навык складывания элементов в единый сюжет;
  • повышать познавательную мотивацию.

Инструкция:

  1. «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их». Примечание: если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.
  2. «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик, на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».
  3. Вместе с детьми называем получившееся животное.

Мозаика, геометрические фигуры

  • закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала);
  • помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением;
  • развивать внимание, память;
  • воспитывать настойчивость в работе.

Инструкция:

  1. Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры, соответствующие каждому углублению».
  2. «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».

В первой младшей группе дети играют не вместе, а рядом

Вторая младшая группа

Кроме методических тонкостей, характерных для первой младшей группы, добавляется элемент командной игры.

Домино «Животные»

  • закрепить знания детей о домашних или диких животных;
  • научить соотносить зрительный и слуховой образ слова;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Инструкция:

  1. Каждый малыш получает по 4–5 костяшек.
  2. Воспитатель кладёт первую кость.
  3. Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.

На этом этапе можно давать задания для выполнения в парах.

Во второй младшей группе можно понемногу вводить элементы работы в парах

«Третий лишний» (тема «Посуда»)

  • научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 3 картинки.
  2. «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».
  3. «Какой элемент и почему лишний?»

Средняя группа

В работе с этой возрастной группой акцент делается на развитии речи. Поэтому все игры подразумевают детальный комментарий по ходу.

«Какое время года?»

  • закрепить знания малышей о временах года и определяющих их признаках;
  • развивать речь, логическое мышление.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт детям по 2–3 картинки с изображением характерных примет того или иного времени года (например, дети лепят снеговика, деревья в снегу, дворник расчищает дорожки).
  2. «Ребята, не показывайте никому свои картинки. Мы будем отгадывать то, что на них изображено». Обращаясь к малышу, просит описать его то, что нарисовано на первой карточке.
  3. Кто угадал, называет время года.
  4. Тот, кто загадывал, показывает картинку, чтобы убедиться, что сезон угадан верно.

Игра «Какое время года?» развивает логическое мышление и речевые способности ребёнка

«Парные картинки»

  • тренироваться находить сходства и различия между двумя картинками, научить отбирать одинаковые;
  • воспитывать умение выполнять правила игры.

Инструкция:

  1. Учитель берёт 2 картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Спрашивает что это, а также даёт добавочную информацию (они одинаковые).
  2. Затем педагог раздаёт детям по 6 карточек и просит найти пары.

В игре «Парные картинки» развивается способность объединять предметы на основании определённых признаков

Для усложнения можно выставить картинки в столбик, раздать малышам по набору из 3–4 карточек и попросить найти для своих пары в общем столбике.

Старшая группа

Отличительной особенностью работы с детьми этого возраста является то, что малышей нужно научить сопоставлять предметы по объединяющему признаку.

«Цифры»

  • обучить порядковому счёту от 1 до 10;
  • научиться сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке;
  • тренировать произвольное внимание, воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 2–3 центральных блока с изображениями цифр и 10 фигурных карточек с изображениями предметов в количестве от 1 до 10.
  2. Малыши должны соединить центральный блок с подходящими фигурными, чтобы получился цельный круг.

Игра «Цифры» тренирует навыки счёта и произвольное внимание

Подготовительная группа

«Что нужно врачу?»

  • обобщить знания детей о профессиях и расширить знания о назначении тех или иных предметов, связанных с работой;
  • развивать мелкую моторику, речь, умение логично строить высказывания.

Инструкция:

  1. На столе лежат разрезанные картинки (например, орудия труда).
  2. Дети собирают целые эпизоды.
  3. Объясняют предназначение полученных изображений.

«Когда это бывает?»

  • закрепить представления детей о временах суток;
  • воспитывать терпение и внимание.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает набор картинок с изображением сюжетов, относящихся к разным временам суток.
  2. Дети по очереди называют, что это за время и описывают свою картинку (например, «Это утро, потому что мы делаем зарядку»).

Игра «Когда это бывает?» закрепляет представления дошкольников о временах суток

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

  1. Введение - 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
  2. Собственно игра - 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
  3. Подведение итогов - 1–2 минуты. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

Автор Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи
Название Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото»
Возраст детей, группа 3–4 года, младшая
Описание игры «Что за форма» <…Цель: учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; развивать умение находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит воспитатель.
Ход игры:
  1. Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает картинки и предлагает по очереди назвать геометрическую форму предмета. Объясняет, чем отличается шарик от кубика.
  2. Предлагает построить домик из кубика и призмы, проложить к нему дорожку из кирпичиков. Обращает внимание детей на размеры «строительных материалов».
  3. Воспитатель просит каждого ребёнка взять по одной геометрической форме и назвать её.
  4. Дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки…>
Описание игры «Лото» <…Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закрепить знания об овощах, фруктах и цветах.
Ход игры:
  1. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад и цветник, и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов цветов. Дети рассматривают маленькие карточки.
  2. Воспитатель спрашивает у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней, где она растёт (на дереве). Затем уточняет, где растёт дерево вишня. Дети отвечают, что в саду. Воспитатель спрашивает, где растут цветы (в лесу, на клумбе, на лугу), огурцы (на грядке в огороде) и другие овощи.
  3. Педагог даёт детям рассмотреть карточки, на которых изображены огород, сад и цветник.
  4. «Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике, попало в цветник, что в саду - в сад. Все предметы должны встать на свои клеточки на карте».
  5. Кто первым закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…>

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html

Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Любая мать хочет, чтобы ее ребенок поменьше играл с планшетом и смотрел мультики по телевизору, а побольше читал книжки, складывал пазлы, играл в настольные игры. Я, в общем, тоже не исключение. И если с книгами и пазлами у нас дома всегда был полный порядок (а по мнению моих родственников, даже и перебор), то в настольные игры мы с сыном долгое время не играли. Видимо, сказался опыт моего собственного советского детства. Ведь какие тогда были игры? Скучноватая мозаика, лото, шашки и домино, вот и весь набор юного дошкольника. Со скуки умереть можно…

Но пришла пора разрушить стереотип. Настольные игры в настоящее время – это отличный способ провести время. Причем существуют игры не только для малышей, но и для взрослых, для компаний и вечеринок, для семейного времяпровождения, для отпуска и поездок. И это не стандартный «Набор дорожный» а-ля СССР, с магнитными шашками, миниатюрными шахматами и домино. Это яркие, забавные, весьма динамичные игры с потрясающим оформлением, удобными коробками и множеством аксессуаров, от которых в восторге не только дети, но и их родители.

Предлагаем вашему вниманию топ-10 современных настольных игр. Все игры тестированы на собственном ребенке, а также на гостевых мальчиках и девочках возраста четырех, пяти, шести и восьми лет. Вердикт однозначен: одобрено детьми!

Летчик Луи

Эта веселая и динамичная игра придется по душе, прежде всего, маленьким мальчикам и покорит их наличием самого настоящего летающего летчика! Всего-то и нужно для счастья пара пальчиковых батареек, и вот уже летчик взлетает и закладывает крутой вираж!

Цель игры – не позволить летчику сбить кур, рассевшихся на насесте. И, умело отражая его налеты, сделать так, чтобы он приземлился точно на курятник соперника. Взрослым эта игра может показаться скучноватой. Но дети от нее в восторге. Жужжит, летит, тарахтит, чего еще желать-то? Между прочим, и девочки играют в «Летчика Луи» с удовольствием.

Тик так бумм

Игру «Горячая картошка» помните? Это ее современный аналог, только с лингвистическим уклоном. «Тик так бумм» – забава, предназначенная, в общем-то, для взрослых или для подростков, способных подбирать слова, в которых в нужном месте есть нужный слог. Вне сомнения, эта игра развивающая и весьма увлекательная. И есть в ней один аксессуар, который приведет в восторг любого мальчишку от нуля и до бесконечности лет. Это тикающая и взрывающаяся бомбочка, исполненная в точности как старинные пушечные ядра с фитилем.

Бомба зловеще тикает, угрожая взорваться в руках игрока. Нужно скорее подобрать искомое слово и вручить бомбу сопернику. И если взрослые могут играть по всем правилам, кидая кубик и вспоминая существительные, к примеру, со слогом «ма» в середине, то с дошкольником можно играть, попросту подбирая слова на заданную букву и перекидывая тикающую бомбочку друг другу. Ребенок четырех лет вполне справляется с этой задачей, а заодно учит новые слова, услышанные от других игроков.

Спящие королевы

Эта игра во всех магазинах рекомендована как «лучшая игра для маленьких девочек». Отчасти это справедливо, ведь и придумала ее маленькая девочка по имени Миранда, и основные действующие лица там – короли, королевы, шуты, рыцари, драконы, а также сонные зелья и волшебные палочки. Просто сказка!

Но, справедливости ради, стоит отметить, что и мальчишки играют в «Спящих королев» с большим удовольствием. Просто они не обращают внимания на прекрасные королевские наряды, а только следят за тем, как бы усыпить чужую королеву или похитить ее, строят козни и интриги, в общем, наслаждаются процессом.

Что касается образовательного момента, «Спящие королевы» помогут вырастить из вашего ребенка юного математика: в игре присутствуют карты с цифровым значением от одного до десяти, из которых предлагается складывать примеры. Так в игровой форме без скуки и затруднений дети учатся простейшим арифметическим действиям.

Доббль

Игра «Доббль» выглядит невероятно позитивно. Сразу хочется взять ее в руки и поиграть. Ее упаковка – это яркая круглая металлическая коробочка, как будто от леденцов, только вместо конфеток на ней нарисована веселая фиолетовая ладошка.

Игра содержит 55 круглых карт, на каждой из которых – восемь картинок: машинка, морковка, ромашка, привидение, дельфин, дракон, дерево, яблоко, сердце, паучок и другие простые и понятные детям изображения. Любые две карты имеют одну общую картинку. Ее и предлагается отыскать. Кто успеет раньше, тот и забирает карту себе.

«Доббль» хорош и своей компактностью, и тем, что предлагает множество вариантов игры. Он считается одним из лучших дорожных развлечений – и в машине, и на пляже, и в поликлинике в очереди к врачу, везде поможет скоротать время и весело провести досуг. А заодно потренирует наблюдательность и внимательность, умения, которые постоянно нужны нам в жизни.

Перемешка

Эта игра чем-то перекликается с «Добблем». Здесь тоже карты, 80 штук, на каждой изображено три картинки: мороженое, черепаха, чемодан, банан, пингвин и т.д. И здесь тоже нужно искать совпадения, вытаскивая все новые и новые карты из перемешанной и разложенной на столе стопки.

Суть игры проста: нужно быстрее других игроков сложить ряд из семи карт, связанных между собой повторяющейся картинкой. Особую увлекательность игре придает звонок, по которому очень весело тренькать, звякать и дзынькать, дети обожают это делать. Игра развивает внимательность и навык устного счета. И очень хорошо работает, когда нужно успокоить разыгравшихся шалунов и устроить им передышку, усадив за стол поиграть.

Сырный замок

Безусловный фаворит детей любого возраста, а также взрослых, неравнодушных к сыру и мышам. Игра покоряет своими забавными правилами, хитроумным устройством сырного замка и очень симпатичными аксессуарами. В комплект входит множество «сырных» фишек, а также шестнадцать разноцветных мышат. Построив замок с хитрыми ловушками и комнатками, в которых хранится семь видов ароматного, вкуснейшего в мире сыра, вы выбираете себе мышиную команду красного, желтого, синего или зеленого цвета, и игра начинается!

Чтобы заполучить сыр, нужно поставить двух мышат на две одинаковые картинки. Хотите сыр с плесенью, сырные шпажки или кусочек голландского? Старайтесь запомнить расположение комнат с сыром, ведь все они скрыты под разноцветной замковой черепицей! А главное, остерегайтесь ловушек: ведь они двигаются, и другие игроки могут запросто отравить ваших мышек в подземелье! Эта увлекательная и азартная игра – отличное развлечение для четырех участников, а также прекрасный тренинг для памяти и логического мышления.

Башня с привидениями

Очень красиво исполненная игра-мемори, тренирующая память. При всей своей внешней простоте (нужно отыскать, где прячутся малютки-привидения разных цветов, и уложить непосед спать), игра оформлена настолько привлекательно и изящно, что привлекает внимание и становится одной из любимых игр у ребенка.

Особенно радуют часы с настоящими крутящимися стрелками. Часы крепятся металлическими креплениями, что делает эту деталь игры очень устойчивой к детским пальчикам. И заодно помогает объяснить ребенку, что такое время и как оно отсчитывается. Также игра радует тем, что в ней отсутствует соревновательный процесс, проигрыши и победы, обиды и огорчения. Игроки выступают одной командой, ведь цель – уложить все привидения в кроватки до того, как часы пробьют полночь, и без сплоченной командной игры тут никак не обойтись.

Муравьиная тропинка

Всем тем, кому безумно надоело обычное домино, мы хотим посоветовать домино необычное – шестиногое! В игре «Муравьиная тропинка» домино из яркого качественного пластика выполнены в виде шестиногих муравьишек с невероятно забавными выражениями лица. Ножки у этих насекомых разноцветные. И чтобы выстроить тропинку из муравьев, нужно внимательно смотреть, сочетаются ли эти ножки друг с другом по цвету.

Правила игры очень просты и могут усложняться или упрощаться по желанию игроков и в зависимости от возраста ребенка. А можно и вовсе забыть о правилах и просто наслаждаться строительством, превратив домино в конструктор и создавая многоногое архитектурное произведение искусства. Игра тренирует внимательность и пространственное мышление, а также развивает чувство прекрасного у детей. И очень хорошо подходит для гиперактивных и неусидчивых мальчиков, учит их концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца.

Пинги Понго

Один из самых распространенных типов настольных игр – это игра-ходилка, где игровое поле поделено на отрезки пути и где нужно бросать кубик, чтобы определить, на сколько ходов вперед может продвинуться каждый участник. В моем советском детстве такие игры часто печатались в детском журнале «Веселые картинки», две такие бумажные игры до сих пор хранятся где-то на антресолях, склеенные и ветхие, но горячо любимые. «Пинги Понго» – современный аналог подобной игры.

Игровое поле здесь выполнено не из бумаги, а из плотного «неубиваемого» картона, также в коробке вы найдете кубик и – самое главное – четыре разноцветные семейки пингвинов, которые очень хотят скорее отправиться в путешествие к Южному полюсу. Помешать им в этом стремится хищная касатка, которая плавает по морю там и тут. Игра помогает научить детей устному счету, тренирует память, а главное – развлекает и объединяет детей самого разного возраста.

Эрудит (Скрабл)

Scrabble – самая знаменитая и самая любимая настольная игра в англоязычном мире. У нас она была известна еще в советские времена под названием «Эрудит» (на фото), а современная версия издается под названием «Скрабл». Но от перемены названия суть игры не меняется, и если вы хоть раз в жизни разгадывали классический кроссворд, то правила Скрабла поймете без труда.

Игровое поле – это клеточки, на которых нужно составлять слова. В начале игры каждый игрок выбирает себе семь фишек, которые лежат лицом вниз, и складывает из них слова. Заранее нельзя предугадать, получишь ли ты «ходовые» буквы (К, Т, Л, С, Р и т.п.) и много гласных или набор из Ы, Ъ, Х, Ц, Щ, Й, Ю, построить из которых слова крайне затруднительно. Поэтому игра каждый раз носит совершенно новый характер, и «кроссворд» на поле всякий раз складывается новый.

Каждая буква в игре оценивается в определенное количество очков. Дополнительные очки можно заработать и за размещение слова на разноцветных клеточках игрового поля. Поэтому перед игрой не забудьте обзавестись карандашиком и листком бумаги для подсчета очков каждого игрока. Игра, конечно же, предполагает умение писать и читать. Но и дошкольники, только осваивающие алфавит, просто обожают играть или наблюдать, а заодно и учить буквы, поэтому и образовательный эффект здесь присутствует.

Но все-таки, ИМХО, в любой настольной игре самое главное – это не развивающие и образовательные моменты, а fun, удовольствие, веселье и азарт. Особенно в наш электронный век, когда люди проводят досуг, уткнувшись каждый в свой экранчик с Интернетом. Переведите свои гаджеты в спящий режим, достаньте коробку с настольной игрой, проведите вечер в кругу семьи. Уверена, вы не пожалеете!

Уважаемые читатели! Расскажите, в какие настольные игры вы любите играть с детьми. Возможно, у вас есть свои фавориты, о которых мы не упомянули. Ждем комментариев и готовы тут же пополнить стройные ряды любителей настолок.

Фотограф:

Американцы привели неоспоримые доказательства того, что настольные игры в дошкольном возрасте улучшают математические способности и помогают добиться успехов в математике. Они спрашивали детей в возрасте 5-ти лет, в какие настольные игры они играли. И установили прямую закономерность: чем больше игр называли дети, в которые они когда-либо играли, тем лучше были их математические способности.

Правда об этом мы догадывались и без американцев. Сегодня наблюдается бум в развитии настольных игр, в том числе и для самых маленьких. Люди, мало знакомые с огромным миром настольных игр, с ходу вспоминают лишь традиционные - шахматы, шашки, домино и лото. Но мир настольных игр так велик, что стоит познакомиться с ним поближе.

Настольные игры для малышей от отечественных производителей

Разнообразные настольные игры относятся в педагогике к дидактическим (развивающим) играм, основная цель которых - научиться решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий. Так что американцы не открыли ничего нового, а лишь подтвердили положительное влияние настольных игр на развитие интеллектуальных способностей и формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Настольные игры обязательно должны быть в каждой семье, где подрастает малыш. Играть в них можно вдвоём, втроём и даже компанией - так ещё веселее. Что может быть лучше, чем проведенный вечер в игре с мамой и папой? Общаясь и играя, мы становимся ближе друг другу, искренней и внимательней.

Самые первые настольные игры (они же фактически и «напольные») появляются у малышей старше года. Это различные планшеты, мозаики, вкладыши, лото, домино, паззлы и другие игры. В простой игровой форме дети могут познакомиться с цветами и формами, животными и растениями, техникой и профессиями, буквами и цифрами. Настольные игры для малышей дают представление о форме, количестве, обучают систематизации и классификации.

В настоящее время такие игры выпускаются в трёх исполнениях: деревянные, картонные (печатные) и пластмассовые.

Игры и игрушки, изготовленные из натурального экологически чистого дерева, несут в себе особую положительную энергетику и способствуют гармонизации состояния ребенка, соприкасающегося с деревянными поверхностями. Они более долговечны, но и стоят значительно дороже. Если есть возможность - покупайте лучше деревянные игры. У нас было лото от фирмы ЛЭМ, которое прошло через несколько рук и вернулось к нам спустя годы в том же состоянии. Что касается деревянных настольных игр, то их выпускают многие фирмы. Уже упомянутая белорусская компания ЛЭМ предлагает богатый и разнообразный выбор. Все выпускаемые игры удачные, кроме звукового лото - некачественная подборка звуков, детям скучно и непонятно. (Можете себе представить звук ножа, которым намазывают масло на хлеб?!). Удивительно, что при таком высоком качестве игр, в коробках, кроме маленького информационного листочка о производителе ничего нет. Ни правил игр, ни рекомендаций, ни пояснений…

Хорошие деревянные игры выпускают и другие фирмы: «Оксва», «Томик», «Step», «Климо» и т.д. При покупке внимательно смотрите на качество обработки деревянных поверхностей и наличие инструкций к игре. Казалось бы, играть в лото умеет каждый родитель, но к хорошей игре всегда прилагаются несколько вариантов игровых заданий и упражнений. Так как обычно игры рассчитаны на относительно продолжительный период использования (от года до трех, от двух до четырех, от трех до пяти и т.д.), то и вариантов игр должно быть несколько. Как-то раз случайно я нашла в интернете методические рекомендации к простой игре «Тактильные ладошки» (игра рассчитана на детей от 2 до 7 лет). Так вот, рекомендации были разбиты на четыре возрастные группы и в каждой группе по 5 вариантов игр. Способен ли столько придумать родитель, если он не педагог-методист?

Что касается пластмассовых настольных игр, то через наши руки прошли хорошие и качественные игры от фирмы «Корвет» и «Stellar». Пластмасса не прогибается, ярких цветов, к каждой игре - подробная инструкция. Эти же фирмы выпускают и настольно-печатные игры, не уступающие по качеству пластмассовым.

Кроме вышеперечисленных фирм, картонные настольные игры выпускает огромное количество компаний: «Дрофа-Медиа», «Русский стиль», «Простые правила», «Детская логика», «Звезда», «Astrel», «Step», «Смешарики», «ИгрИко», «Bondibon», «Эгри», «Эльф-маркет»и другие. У каждой из них огромный ассортимент игр. Как выбрать?

Например, издательство «Дрофа» на своем сайте разместило очень полезную таблицу, в которой есть оптимальное соотношение возраста и рекомендуемых игр. К каждой игре даётся подробное пояснение, - на формирование и развитие каких знаний, умений и навыков направлена та или иная игра. Это помогает быстро выбрать нужную игру.

Можно выбирать и по автору игр. Например, многие компании выпускают настольные игры от практикующего педагога Олеси Емельяновой. На её персональном сайте можно познакомиться со всей продукцией, а заодно сделать несколько игр своими руками вместе с автором.

С каких игр всё-таки стоит начинать?

В полтора-два года малыш уже может находить различия между похожими предметами, начинает различать и называть цвета, формы и объемы (большой-маленький, толстый-худой и т.д.). А значит, приходит время вводить игры на логическое мышление. К таким играм относятся игры на классификацию и на сериацию, игры на выделение части и целого.

С трёх лет добавляются игры на развитие внимания, памяти, интеллекта и образного мышления. Нужны игры, которые знакомят ребенка с окружающим миром, дают представления о происходящем вокруг. С четырех лет нужны игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве (бродилки, ходилки, лабиринты и т.д.).

У детей 3-4-х лет присутствует сильная внутренняя мотивация на познание, и поддержать её можно при помощи интересных развивающих игр, в том числе и настольных. Это незаменимые игры, если родители хотят, чтобы их ребенок тянулся к знаниям.

Сознательно не привожу конкретных названий игр отечественных производителей, так как только «Лото для малышей» по моим примерным подсчетам есть более чем в двадцати вариантах. Выбор конкретной игры - дело вкуса каждого родителя.

Настольные игры для малышей от западных компаний

На каждой игре обычно указан рекомендуемый возраст, однако он весьма условен. Некоторые игры для детей, например «от 6 лет» легко осваиваются четырехлетками. Поэтому приведенная ниже классификация ориентирована скорее не на рекомендации производителей, а на родительский опыт.

Игры от трёх лет

Вот что пишет производитель: «Катамино - это строительная игра, которая позволяет детям понять основы геометрии. Катамино - это множество головоломок с решениями, которые могут быть как очень простыми, так и экстремально сложными. Катамино - это головоломка для одного человека или стратегическая игра с короткими раундами для двоих… и т.д.». Мы начали играть с фигурками из игры уже в полтора года. Сначала просто строили замысловатые «домики с окошками», затем просто укладывали фигурки спать на игровое поле. Через год уже начали играть по правилам - для детей от трех лет. Любимая игра. Чем старше становятся дети, тем более сложные задания предлагает эта игра.

Тантрикс, или Запутанные дорожки. Простые, сложные и очень сложные головоломки разных типов, развивающие пространственное мышление. Рекомендуется производителем от трех лет.
В настольную игру Тантрикс можно играть в одиночку, собирая один из видов головоломок, средним количеством игроков, разыгрывая на столе нешуточные стратегические баталии или большим числом участников просто, играя в вариант на скорость и реакцию. Но вот что-то пока не встречала трёх-четырёхлеток, сильно увлечённых тантриксом…

Колорама. Замечательная настольная игра, подойдет как малышам, познающим мир формы и цвета, так и более взрослым деткам (от 3 до 8 лет), для которых найдется более увлекательная, соревновательная, форма игры. Качественная и увлекательная игра по вполне демократичной цене.

Производитель рекомендует детям от 6 лет, но многие родители, начав играть с трёхлетками, остались довольны результатом. Простая и красивая игра, в которой надо поочередно опускать фигурки рыбок, крабов и других морских обитателей в прозрачную рамку так, чтобы соперник в следующем ходе не смог подселить нового «жильца».Для малышей последнее условие неважно, они просто с удовольствием «отправляют в плаванье» морских звезд и рыб, не подозревая, что тем самым тренируют свои пальчики, координацию рук и глазомер (фигурку надо аккуратно «ронять» в рамку).

Мемо. Классическая игра на запоминание. Есть много вариантов со зверями и растениями, транспортом и принцессами. Не могу сказать, что у нас игра пользуется большой популярностью, но играем с двух лет в качестве тренировки памяти.

УНО Томас и друзья. Или Мое первое УНО. Рекомендуется производителем с трех лет. Упрощенныедетские варианты всемирно известной карточной игры УНО. Игра поможет малышу закрепить названия цветов, освоить азы устного счета вместе его любимыми героями. А так же разовьет внимательность и быструю реакцию.

Маленькие ведьмочки. Настольная игра для детей от трех лет на развитие памяти. Пять маленьких ведьм скрываются под большими шляпами. Если ты помнишь, под какой из шляп спряталась Ведьмочка выпавшего цвета, то она может ещё немного приблизиться к Ведьминой Горе. Первый кто достигнет горы - победитель.

Игры от четырёх лет

Этот вариант Активити отличается другим оформлением и более простыми правилами. Мы делали первые «заходы» в игру в возрасте трёх лет, к четырем - «разыгрались». Игра на развитие речи, слоник двигается только тогда, когда верно угадано слово. Большое разнообразие карточек, можно начинать с простых и понятных, постепенно переходя к сложным.

Алиас для малышей. Одна из популярных командных речевых игр. Рекомендована с 5 лет, но можно начинать и раньше. Цель игры - объяснять друг другу слова, описывая их, при этом не называя самих слов, а лишь пробуя натолкнуть к разгадке своего партнера по команде. Можно использовать синонимы или антонимы, намеки, имитировать звуки или изображать, главное - угадать слово.

Угадай кто? Это одна из самых популярных и полезных игр. Производитель рекомендуем от 6 лет. Но игра подходит вполне и для детей с 4 лет. Цель игры - угадать то, что изображено на карточке вашего соседа. «Угадай кто» развивает наблюдательность и системное мышление, а также очень помогает при освоении детьми логического мышления. По сути, похожа на речевую игру, когда надо отвечать только «да» или «нет». Нужно максимально быстро и точно формулировать вопросы и ответы. Недавно вышла версия этой игры в электронном виде, она дороже, но зато благодаря подсветке, звуку и яркому оформлению, дети проявляют куда больше внимание по отношению к игре: она увлекает их и позволяет получать важные знания с удовольствием.

Зигомар. Лёгкая семейная игра, в которой игрокам предстоит соревноваться в скорости, ловкости, пантомиме, наблюдательности и скорости реакции, составляя рожицы забавного клоуна Зигомара. Подвижная и каламбурная игра на быструю реакцию и правильную оценку ситуации и проворность пальцев. Мудреные правила рассчитаны на детей постарше. Но строить гримасы с клоуном можно уже с трех-четырех лет, начиная играть в Зигомара, как в простые и веселые пазлы.

Банда Пятачок. Игра-ходилка с забавными персонажами. Разноцветные поросята прыгают друг другу на спины, стремясь первыми прибежать к финишу. Хитрость и сноровка - главные преимущества в этой забавной детской игре, в которую могут играть даже малыши. Автор этой игры очень постарался, чтобы в процессе игру никому из детей не было обидно. Например, дети расстраиваются, если на кубике выпала единичка? У них есть возможность кинуть кубик ещё раз. Дети огорчаются, если к финишу первым приближается не их поросёнок? Они могут переставить кусок дорожки из начала в конец и удлинить дистанцию - хороший шанс догнать и обогнать других поросят! И продлить игру. В результате - много радости и позитива.

Веселый бобер. Настольная игра на развитие мышления, моторики и ловкости рук для детей от четырех лет. Правила очень просты: сначала игрокам нужно построить плотину (в инструкции все сказано). Бобер Вилли будет охранять плотину, а бобрята-дети пытаться утащить бревно. Надо вытолкнуть из плотины брёвна специальной палочкой так, чтобы не разозлить умиротворённого и радостного бобра. Внутри фигурки бобра находится датчик, который мгновенно заставляет зверушку «ругаться» в тот момент, когда плотина расшатывается слишком сильно. Короче, бревна нужно вынуть так, чтобы бобер не заметил и продолжил спать на вершине своей плотины.

Лото «Обучай-ка». Начинать играть можно с трех лет. Захватывающая игра для развития ассоциативного мышления, внимательности, моторики и сообразительности. Подходит для детей, которые не умеют читать, так как в игре используются и картинки, и слова. (Слова на русском языке). Принцип тот, же что и в обычном лото - постараться максимально первым закрыть свои карточки соответствующими фишками. Самое необычное - это конструкция-контейнер для карточек. В игре существует два уровня сложности и не менее трёх вариантов и комбинаций.

Лестница привидений. Очень веселая игра, в которой финал невозможно предсказать. В самом начале игры все фишки накрываются одинаковыми привидениями, затем эти привидения туда-сюда ходят, меняются местами и, в конце концов, путаются (похоже на «наперстки»). Когда вы в полной уверенности приводите свое привидение к финишу и снимаете белый наряд, то там вполне может оказаться фишка другого игрока. Мы начали играть с трех лет, упростив правила. Самый большой восторг был… у родителей. Дети тоже веселились, пытаясь подглядеть, чья же фишка под привидением. Игра отлично подходит для компании из четырех человек.

Выдерни морковку. Для детей от четырех лет. Цель игры - достать сочную морковку на вершине холма. Но дорога туда полна неожиданностей, глубокие ямы могут ждать вас на пути к цели. Только самые ловкие зайцы смогут добраться до заветной морковки. Игра учит различать цвета и считать, развивает мышление и внимательность.

Цыплячьи бега. Вариант классической игры «мемо» в оригинальном исполнении. Одна карточка всегда лежит вверх картинкой, а её пара - всегда вверх рубашкой. Для того, чтобы успешно передвигаться по полю, вам надо будет запомнить, где же прячется нужная картинка.

Один из первых лабиринтов жизни детей. Мы начали играть с трех лет по упрощенному варианту. В игре 4 мышки и 4 кусочка сыра. Цель - добраться до своего кусочка сыра. Игроки выбирают дорогу для своего мышонка, но соперник ставит блоки, отрезая путь, ведь ему тоже нужен сыр. Так мышатам приходится петлять по полю в поисках заветной цели. Исход игры непредсказуем, как и вероятный победитель. Кстати, для взрослых существует усложненный вариант этой игры.

Дети Каркассона. Детский вариант известной взрослой игры. Вот что написано в описании игры: «14-го июля каждого года народ Франции отмечает национальный праздник. В Каркассоне в этот день ребятня из окрестных деревень с шумом и задором носится по округе, сгоняя к своим домам выпущенных на волю домашних животных. В эту предельно упрощенную версию Каркассона наконец-то смогут сыграть и ваши маленькие дети, причем наравне со взрослыми. Здесь нет подсчета очков: победит тот, кто первым израсходует все фигурки».

Квазулу. Это игра на наблюдательность и реакцию для малышей. На пальцы надевают резиночки с изображениями разных животных. После броска кубиков игроки должны растопырить свои пальцы и дотянуться либо до детёнышей «своих» животных, либо до их еды, либо до изображения их жилища. Помимо визга и смеха за столом, родители получат и более полезные результаты: дети начнут с полувзгляда сопоставлять изображения на кубиках и улучшат координацию движений.

Гобблет для детей. Рекомендована производителем для детей от 5 лет, но можно начать и раньше. Увлекательная настольная игра для юных логиков и отличная тренировка для игры в «крестики-нолики». Правила похожи, но есть нюанс: фигурку противника можно сделать «своей» одним лёгким движением руки - накрыв её колпачком своего цвета. Правда, с колпачками такая же проблема, как и в «Лабиринте привидений»: надо запоминать, что скрывается внутри каждой фигуры, либо, в конце концов, может оказаться, что вы играете фигурой противника. Есть взрослый вариант этой игры.

Беги домой! (GoGoGo!). Простая, яркая и веселая игра для детей от 4 лет на внимательность и реакцию. Слон, рыбка, червячок, мышь и собака торопятся попасть к себе домой. Им нужна ваша помощь, потому что слону на роликах, рыбке на велосипеде и мышке на ходулях самостоятельно добраться до дома не так-то просто. Выигрывает тот, кто первым собрал четырёх разных зверей или четыре карты с одним животным. Обаятельные персонажи и их милые домики не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых, а заодно и помогут потренироваться в быстроте реакции.

Пингвины на льдине. Увлекательная настольная игра на равновесие. Эта игра про сложную, но весёлую жизнь целой колонии пингвинов на айсберге. Оказалось, что птички не очень любят купаться в Северном Ледовитом Океане, а больше любят греться и загорать прямо на своём айсберге, подставляя голову неяркому северному солнцу. Есть вот только одна проблема — на этом «ледяном пляже» места совсем-совсем мало: стоит одному из пингвинов повернуться, как кто-то обязательно падает…Настольная игра «Пингвины на льдине» развивает мелкую моторику, координацию движений и ловкость. Рекомендована детям с пяти лет, но можно начинать играть и раньше…

Как видите, игровой репертуар богат. Это означает, что в наших руках сделать жизнь ребенка познавательной, интересной и веселой. Играя вместе с родителями, дети получают новые знания, навыки и умения. Семейные настольные игры являются важным моментом для развития личности ребенка, и, что важнее, служат объединяющим и развивающим инструментом для всех членов семьи.

…И когда вечером, закончив все дела, вы решите включить телевизор - остановитесь. Сыграйте с ребёнком, впустите волшебство игры в его и в свою жизнь…

На сегодняшний день существует большое разнообразие детских развивающих настольных игр . Для ребенка всегда можно выбрать наиболее подходящий вариант, в зависимости от возраста, потребностей и возможностей малыша.

К сожалению, многие родители не понимают, зачем нужны настольные игры. Зачем нужно терять время на игру с детьми, когда в доме и так все есть компьютер и телевизор.

Основными преимуществами настольных игр является то, что для их проведения не требуется ни оборудование специальных игровых площадок (достаточно просто стола), ни наличие сложного инвентаря (большинство игр уже укомплектованы всеми необходимыми предметами - досками, карточками, фишками, игровыми кубиками и т.п.).

Использование настольных игр для детей

  • для проведения совместного семейного досуга и для сплочения членов семьи
  • при организации детских праздников, чтобы создать веселую, соревновательную атмосферу
  • в дороге, когда требуется чем-то занять заскучавшего ребенка
  • во время пребывания в больнице, когда активные движения игрока должны быть ограничены
  • в дошкольных и школьных детских учреждениях в качестве дидактического материала

Прелесть настольных игр состоит в том, что в них можно сыграть при любой погоде и в любое время суток, как вдвоем, так и большой компанией.

  1. Помимо развлекательной функции практически все настольные игры приносят пользу, как и развивающие игрушки, способствуя развитию личностных качеств и способностей ребенка. Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей дошкольного и школьного возраста.
  2. Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.
  3. Как правило, настольные игры подразумевают участие нескольких игроков. Взаимодействуя между собой в процессе игры и подчиняясь ее правилам, дети учатся правильно общаться друг с другом, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы сделать ход, сопереживать соперникам и достойно переживать как победу, так и поражение.
  4. Настольные игры способствуют правильному формированию личностных качеств детей.

Полезные функции настольных игр

  • Одни игры в красочной интересной форме обучают детей распознавать и запоминать различные предметы и явления, способствуют развитию внимания и расширению словарному запаса.
  • Другие - служат своеобразной подготовкой ребенка к жизни, предлагая ему в процессе игры различные проблемы, при решении которых он учится примерять на себя новые роли и тем самым развивает свои навыки и приобретает жизненный опыт.
  • Третьи - развивают физические способности, улучшая скорость реакции, ловкость, глазомер и координацию движений.

Вспомните, с какой радостью и вы играли в детстве в морской бой, шашки, шахматы, фанты, монополию и настольный футбол. Игры подарят детям радостные впечатления, удовольствие и, конечно же, пользу.

Повзрослев, ваш ребенок будет с удовольствием вспоминать о веселом времяпровождении всей семьи. Кто знает, возможно такие семейные посиделки за очередной увлекательной игрой станут доброй традицией, которая перейдет в последующие поколения.

Подготовила Марьяна Чорновил

Похожие публикации