Субкультура. Кто такие Ролевики? Субкультура ролевого движения Текстовые ролевые игры

Как определить кто живет с вами по соседству, учится плечо о плечо? К какой субкультуре принадлежать знакомые, прохожие?Я решил выложить более подробный рассказ о том, кто такие «Ролевики», чтобы дальнейшие мои «Байки Ролевика» были более понятны для читателей. И если тема вас заинтересует, то я буду более углубленно раскрывать интересный и увлекательный мир.

Ну чтож, начнем пожалуй. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»

Слова из песни…

Ролевики

— это объединение людей, которые любят историю, любят легенды и мифы. Но не просто любят читать, а еще и пробуют испытать на собственной «шкуре» то, что чувствовали наши предки или же герои легенд и сказок.

Если вас интересует, как чувствует себя человек в кольчуге под дождем, сколько можно пробежать в доспехе, как бы вы себя вели на месте великого мага, как инквизиторы доказывали вину ведьм, что значит получить мечом по шлему в рыцарском турнире или побыть принцессой, или же почувствовать себя в роли крепостного крестьянина — добро пожаловать в мир Ролевиков.

Но помните — нельзя путать туризм с иммиграцией. Сказка на словах — в реальной жизни превратится в суровые будни. Ролевики строят свой мир своими руками. Пока еще очень мало дальновидных спонсоров и поэтому, для того, чтобы стать рыцарем – вам надо обзавестись доспехом; чтобы стать принцессой, — надо доказать, что вы принцесса, чтобы попасть на полигонную игру — вам надо быть готовым к жизни в условиях дикой природы, чтобы получить удовольствие от игры — вы должны научиться жить.

Кто готов смириться с суровой реальностью и смело взглянуть в глаза серым будням и работе над собой – читает дальше. Кто не готов — тоже читает и получает удовольствие. Основным событием в жизни каждого ролевика считается Игра.

Игра — это попытка ролевиков прожить в реальной жизни определенный эпизод из истории человечества или из мира, созданного писателями, либо же любого вымышленного мира. Главное отличие игры от спектакля — это полная импровизация всех персонажей, принимающих участие в игре. Игры бывают разные, но самыми главными и яркими считаются Полигонные игры, проходящие на природе: в лесах, лесопосадках, лесничествах, продолжительностью более одного дня.

Подробнее о том, что такое игры, я расскажу в другой раз. А пока небольшой экскурс в историю Ролевиков. Итак, откуда же взялось Ролевое движение?

Начинателями Ролевого движения стали члены клуба писателей Фантастики Советского Союза. В 1989 году на очередном съезде Фантастов горячо обсуждалось еще малоизвестное тогда на просторах СССР произведение Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин Колец», и в рамках фестиваля было принято решение попробовать инсценировать события, описанные в книге. Предложение было воспринято и осуществлено с присущим писателям фантазией и энтузиазмом, и в последствии было решено сделать его ежегодным. Люди, принявшие участие в этом мероприятии, разнесли идею по всему простору бывшего теперь уже Советского Союза, в том числе и на Украину. Первый Украинский клуб был создан (и даже официально зарегистрировавшийся 1990 году). В Запорожье Ролевое движение пришло в 1994 году, благодаря знакомству молодых студенток с Валерией Александровной Маториной (среди Ролевого народа ласково именуемая ВАМушка) Ее перевод произведений Толкиена был признан лучшим переводом на русский язык. Ну на этом пожалуй и закончим экскурс в историю.

Сущность. Главенствует, конечно, безусловная страсть к средневековью и фэнтэзи. Ролевики живут там, где селятся драконы, демоны, эльфы, гномы и прочие магические существа. Это их образ жизни, но не стоит думать, что реальность отвернулась от них. Ведь такие люди прекрасно находят себе работу, друзей, семью… Что интересно, по статистике, большая часть ролевиков либо психологи, либо программисты. Разумеется, любой из них любит костры, леса, природу, песни под гитару. Ролевое движение, прежде всего, строится на дружеских отношениях – без них в нашем мире не прожить, поэтому каждый знает, что попади он в трудную ситуацию – ему будут рады помочь.

Музыка. Как говорит старая истина: «Не каждый металлист – ролевик , но каждый ролевик – металлист», Отсюда следует, что всем ролевикам без исключения присуща любовь к рок-музыке, в основном к heavy metal. Ну, и конечно, к фолк-року, стилизованному под старинную музыку… В России это либо кельтские, ирландские или славянские национальные мелодии, а также песни на ролевую тематику, которые все равно сопровождаются музыкальными деталями средневековья и фэнтэзи.

Внешность. В первую очередь, конечно, длинные волосы. Независимо от пола, 90% ролевиков носят длинные волосы. Также им присуще всяческая атрибутика исторического типа – металлические браслеты, кольца, перстни, использование различных рун, кожаные наплечники, шнурок на волосы поперек лба, ну, и все, что связано с их образом жизни. В повседневной одежде они мало чем отличаются от обыкновенных неформалов. А вот если проводиться отыгрыш или тренировка, то идут в ход древнерусские рубашки, кольчуги, доспехи, плащи, длинные красивые платья, меховые и кожаные кирасы, все это вкупе с оружием, типа меча, лука, кинжала, алебарды и т.д.

В пестрой палитре современных молодежных субкультур заметное место занимают "ролевики" - люди, которые организуют и проводят ролевые игры, или RPG -Role-play Games. Численность участников этого движения, по официальным данным, на сегодняшний день только в Петербурге составляет свыше 12 тысяч человек.

Ролевики - субкультура преимущественно молодежная - со cвоим сленгом, атрибутикой, фольклором и т.д. Ролевые игры представляют собой, по словам самих участников, «причудливую смесь самодеятельного театра, «Зарницы», детского утренника, туристического слета, «развиртуализованной» компьютерной игры, современной мистерии и хипповского фестиваля» (здесь и далее курсивом выделены цитаты из записей интервью и бесед c участниками ролевого движения, а также некоторые специальные термины - "Прагматика культуры").

Вопрос о том, когда же именно появились ролевые игры, пока остается открытым. Некоторые исследователи обнаруживают аналоги современным играм еще на заре европейской цивилизации. Например, в Древнем Риме, когда в Колизее устраивалась своего рода «реконструкторские бои», где одни из гладиаторов изображали римлян, а другие варваров, одетых в специальные «варварские» одежды и доспехи. В Средние века адепты куртуазии разыгрывали для развлечения дам сцены из античной жизни, в близлежащем лесу устраивали «рощу Венеры» или «царство фей», воссоздавали легендарный двор короля Артура, «разъезжая по полям в нарядах тех времен и распевая старинные песни». В конце XIX - начале XX века, на волне неоромантизма, заявили о себе реконструкторы наполеоновских войн, декаденты, устраивавшие «афинские» и «египетские» вечера, и прочие, среди которых самыми заметными были «любители кельтской старины», основавшие в 1893 г. Гэльскую лигу. Ее сторонники, по большей части представители аристократии и городской интеллигенции, совершали выезды в сельскую местность, где воссоздавали действие старинных ирландских праздников, исполняя народные танцы и песни, нарядившись в аутентичную одежду. С современной ролевой культурой их роднит глубокое погружение в «отыгрываемую эпоху», и впервые зафиксированное явление массового принятия на себя новых причудливых «игровых» имен, соответствующих современному понятию «ник» / «никнейм». По ироничному замечанию писателя Бриана О’Нуаллана: «Все эти благородные господа были без имен и без фамилий, а взяли они себе прекрасные прозвища, и окрестили себя в честь того и сего, цветов и холмов, камней и полей, небес и чудес <…> Там были Коннахтский Кот, Коричневая Курочка, Отважный Конь, Грешная Ворона, Бегущий Рыцарь, Роза Холмов, Голл Мак Морна, Пучеглазый Моряк, Низкий Епископ, Сладкоголосый Черный Дрозд, Прялка Мойры, Ой-люли <…> (Б.Нуалллан, «Поющие Лазаря»). «Кельтская» составляющая и по сей день является заметным вектором современного ролевого и реконструкторского движения.

Широкое распространение ролевых игр в второй половине XX века связано с публикацией в 1954-56 гг. трилогии английского писателя Дж.Р.Р.Толкина «Властелин колец», и возникновением такого культурного феномена как деятельность толкинистов. Эта книга стала беспрецедентно популярна на Западе в легендарную эпоху шестидесятых. Эскапистская и нонконформистская молодежная хип-культура обнаружила много близкого своим взглядам и мироощущению в героическом романе-фэнтези. В 1969 г. появилось Британское Толкиновское общество, а в 1970-х - Американское Мифопоэтическое общество, чьи члены организовывали различного рода игры по сюжетам толкиновских книг.

В советской и постсоветской России, трилогия Толкина, известная по изданной в 1982 г. первой части («Хранители»), самиздатовским переводам, и вышедшим в начале 1990-х первым полным переводам, сразу же приобрела статус культовой. Вокруг нее объединились представители самых разных кругов неформальной молодежи - хиппи, «сорокоманы», любители андеграундной музыки (рокеры, фанаты Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя) и многие другие. В 1990 году в Сибири, на реке Мане, под Красноярском состоялись первые Хоббитские Игрища («ХИ», называемые в ролевом обиходе «хишками»), где была представлена классическая сюжетообразующая модель ролевой игры - противостояние добрых и злых сил, столкновение и взаимодействие разных «народов» - людей, эльфов, гномов, хоббитов, орков и пр. Тогда же обозначилась иерархия участников, вытекающая из самой природы действия: организаторы игры - мастера или мастерская группа и игроки. В 1991 г. в Подмосковье прошли вторые ХИ, отличающиеся широким географическим диапазоном участников, затем это мероприятие стало практически ежегодным.

Период с 1990 г. по 1994 г. характеризуется как время становления отечественного ролевого движения. Тогда в ролевой деятельности принимали участие различные группы, имевшие несходные интересы и позже оформившиеся в самостоятельные направления. В частности, в 1991 - 93 гг. в ролевых играх активно участвовали «индеанисты».

Начиная с 1994 г., и примерно по 1997 г., наблюдается постепенная специализация внутри движения, появляются мастерские группы, нацеленных на создание игр разного типа, происходит кристаллизация игровых команд. Это период максимального разнообразия форм деятельности (игры, фестивали, турниры, «конвенты» - ежегодные слеты игровиков, в обиходе именуемы «коны», самым масштабным из которых является «Зиланткон» (Казань), «менестрельники»-театрализованные концерты и др.) и, по мнению некоторых исследователей, время расцвета движения. Практически в каждые выходные весенне-летнего сезона проводилась та или и иная игра на местности. В то же время взрывной рост численности движения привел к разрыву механизма передачи традиций «от поколения к поколению» и изменению состава ролевиков. Ролевое сообщество стало гораздо более многочисленным и пестрым по своим социокультурным и и возрастном характеристикам. Теперь самым младшим участникам движения было по 12-13 лет (не считая детей различных возрастов, которых берут с собой на игры родители), а верхняя возрастная граница приблизилась к 40-45 гг. Гендерный состав движения, в целом, почти всегда был сбалансирован.

К 2000 г. происходит окончательное становление специфических групп внутри движения и его расслоение. В этот период заявляют о себе агрессивно-экстремистские группировки ролевиков - так называемые «грибные эльфы» и различные военизированные отряды, среди которых наиболее известен «Моргиль». По замечанию В.А.Гущина, автора наиболее одиозных, но, тем не менее, и наиболее компетентных статей о ролевом движении, «часть групп в своей деятельности заменяет самореализацию внутри движения на самоутверждение за счет других групп и участников движения». «Грибные эльфы», исповедующие взгляды близкие к неонацистским и названные так в связи с традицией употребления галлюциногенных грибов, и представители «Моргиля» ставят своей целью срыв игр, проводимых неагрессивными сообществами ролевиков. И сейчас существует ряд экстремистски настроенных группировок, так или иначе связанных с ролевым движением, чья основная деятельность заключается в агрессивных столкновениях с «мирными» ролевиками. Последние же характеризуют ролевых хулиганов (в частности, «грибных эльфов»), как «гопников, которые есть везде, и здесь они нашли свою нишу».

В настоящее время ролевое движение представляет собой общность весьма пеструю по своему социокультурному и возрастному составу. Основную массу ролевиков составляют студенты, и учащиеся старших классов, много представителей технической, гуманитарной и творческой интеллигенции, встречаются предприниматели средней руки, сотрудники коммерческих структур, а также неопределившаяся молодежь. Широк диапазон религиозно-политических взглядов участников движения: от неохристианства до неоязычества, от сохранившихся идеалов хиппи до панковского нигилизма, от либерально-демократических позиций до национал-неофашизма экстремистских групп.

Наиболее близка ролевая субкультура родственной ей Системе, из которой она, во многом, и выросла. Этому способствует походно-кочевой характер ролевых игр, на которые игроки съезжаются из разных уголков России, а иногда и из ближнего зарубежья, развитая, в связи с этим, традиция «вписок», установка на расширение необычного, внебытового опыта, переживание «пограничных» ситуаций, высокий статус творческих личностей - мастеров, певцов, писателей, изготовителей различной атрибутики. Общим местом рассуждений о ролевой культуре стало сопоставление ее эскапистского характера с эскапизмом хиппи. Из недр ролевой субкультуры вышло и не так давно оформилось движение реконструкторов, участники которого с кропотливой достоверностью воссоздают ту или иную эпоху, реконструируя одежду, оружие, бытовые предметы, формы проведения и формы презентации (рыцарские турниры, состязания в стрельбе из лука, постановка известных сражений, таких, например, как Ледовое побоище, представленное в марте 2006 г. у стен Петропавловской крепости и т.д.). С одной стороны реконструкторское движение сомкнулось с деятельностью военно-исторических подростковых клубов, существоваших еще с советских времен, с другой стороны значительная часть реконструкторских организаций - это переквалифицировавшиеся клубы ролевиков, где реконструкторское движение возникло в качестве альтернативы ролевым играм. Ролевики предпочитают "фэнтези", т.е. выдуманное прошлое, реконструкторы - прошлое реальное. Часть реконструкторов решительно отмежевывается от своего ролевого родства, относясь к ролевикам с неодобрительной иронией: «им все едино, что король Артур, что Генрих IV, что эльфы, что люди, а уж на «перекресток миров» попасть и вовсе большая удача!», другие, напротив, охотно принимают участие в ролевых играх и мероприятиях. «Я с ролевых игр начинал, и не вижу причины от них отказываться,» - говорит один из основоположников реконструкторского движения в СПб, член клуба «Шотландское копье». Некоторые реконструкторские военно-исторические клубы («Солнцеворот» (СПб) и пр.) делают упор на идеологической подготовке участников и овладении реальными боевыми искусствами, представляя национал-неоязыческое крыло реконструкторско-ролевого движения.

С ролевой средой тесно связано появившееся не так давно сообщество фолкеров. Это традиционное для молодежных субкультур объединение на основе музыкальных предпочтений. Фолкерами изначально назвали певцов, исполняющих фолк-рок, музыку, идеологически и эстетически связанную с ролевой культурой (группы «Башня Rowan», «The Dartz», «Reelroadъ», «Мельница», «Musica Radicum», «Остролист» и мн.др.).

Различается также мотивация участия в играх: для кого-то это эквивалент жизни в Системе, способ как можно в меньшей степени быть зависимым от социума, осуществить свой личный побег. Это своего рода наследники хиппи, участники со значительным субкультурным багажом, и в жизни, как правило, носящие ролевое имя, имеющие проработанную личную мифологию. Для большинства ролевые игры являются хобби, на которое тратятся изрядные силы и средства (дальние поездки, костюмы, антураж), где привлекает, прежде всего, возможность пообщаться с определенным кругом людей, активно включится в процесс игры, выехать в лес, побывать в незнакомом городе или в экстремальных условиях. Среди этих игроков также существуют различные категории: «файтеры» - предпочитающие собственно «боевые» действия, «манчкины» - нацеленные на результат игры и те, для кого процесс игры привлекателен сам по себе. Есть и те, для кого игра - прежде всего форма досуга, а то и просто возможность выехать в лес и посидеть у костра. С точки зрения активного ролевика эти участники являются игровым балластом.

Для современного этапа развития ролевого движения характерно появление «мастерских» или «творческих» групп - объединений состоящих из небольшого количества людей, придумывающих и разрабатывающих концепции оригинальных игр, проводимых разово или регулярно, а также других мероприятий - фестивалей, турниров, театрализованных представлений и пр.. Эти группы отличаются высоким творческим и интеллектуальными потенциалом, их игровые проекты связаны с мировззренческими концепциями и интересами членов группы и характеризуются тщательной продуманностью, усложненным сюжетом, символико-смысловой насыщенностью. Из активно заявивших сегодня о себе можно назвать творческие группы (ТГ) «Плавучий дом» (Москва, игры «Песня огня и льда», «Черный отряд»), «Золотые леса» (Москва, Эльфийский лучный турнир), «Бастилия» (Санкт-Петербург, игры «Бульварное чтиво», «Алмазная колесница»), творческая группа Макдуфа (Санкт-Петербург, игры «Хазарский словарь», «Чапаев и Пустота», «Латимерия» и др.) и мн.др.

По организационному принципу ролевые игры сегодня представлены следующими разновидностями: полевые игры или «полигонки» - игры на природе театрализованного характера продолжительностью от одного до нескольких дней (к ним же относятся «маньячки» - игры, где сюжет ослаблен или отсутствует, а основной смысл заключается в игровом боевом взаимодействии). И игры в ограниченном пространстве - «кабинетки» (игры в домашних условиях) продолжительностью один-два дня, «павильонки» (аналог «кабинеток», отличающиеся большим масштабом и проводимые в служебном помещении - спортзале, офисе и др.). Особняком стоят игры в условиях городского ландшафта, продолжительностью от одного до нескольких дней, которые проводятся довольно редко.Уровень игр зависит от профессионализма/дилетантизма игроков и организаторов.

К ролевым играм относятся и настольные игры -Dungeons & Dragons («Подземелья и Драконы») или сокращенно D&D («денжены»), в их различных модификациях.

Сюжеты первых отечественных ролевых игр были связаны преимущественно с романами фэнтези. На сегодняшний день сюжетная палитра ролевых игр представляется чрезвычайно пестрой и разнообразной, во многом отражая постмодернистский код современной культуры. Можно выделить следующие сюжетно-тематические комплексы, на основе которых чаще всего проводятся игры: мировая и отечественная фэнтези (самые известные игры - различные вариации толкиновских сюжетов («Хоббитские игрища», «Сильмариллион-экстрим»), игры по произведениям К. С. Льюиса, А. Сапковского, Дж. Мартина, Г. Л. Олди, Е. Хаецкой и мн.др.); европейская мифология и эпос (игры по мотивам античных мифов, кельтской мифологии, финского эпоса «Калевала», сюжетам «артуровского цикла»); исторические события и периоды (чрезвычайно широкий хронологически-культурный спектр от первобытных времен до октябрьских событий 1917 г., от Японии эпохи Эдо до опричнины и Французской революции. Иногда сквозным сюжетом ежегодных игр становится историческая ретроспектива какой-нибудь страны или культуры, так например, в Санкт-Петербурге ежегодно проводятся игры «по Ирландии», воссоздающие историю этой страны (в т.ч. и мифологическую) начиная с «эпохи Древних королей» (IV -III в. до н.э.) и заканчивая бурными политическими событиями начала XX века); культурно - географические локусы (игры «Карнавал в Венеции», «Тибет», «Чукотка», «Техас», «Вуду» и пр.); отечественная и мировая классика (игры по мотивам сюжетов Шекспира, Гофмана, Достоевского (игра «Братья Карамазовы»), Чехова, Кортасара и пр. появились сравнительно недавно - в начале 2000-х гг. и стали приметой нового витка развития ролевых игр); массовая и детская литература (игры по книгам Л.Кэролла, Т.Янссон, Конан.Дойля, Б.Акунина, и конечно же, по мотивам «Гарри Поттера»); пастиш, т.е. смесь сюжетных фрагментов и героев из различных произведений (один из излюбленных сюжетообразующих приемов ролевых игр, так называемый «перекресток миров» - в рамках игры могут встречаться герои разных произведений одного автора, например Шекспира или Гофмана, герои произведений одного жанра (игра «Сказки Старой Англии») или герои разных литературных произведений, жанров, авторов и эпох, так например, в игре «Сказки Андерсена» в результате интриг Снежной королевы Дон Жуан был убит Дон Кихотом); фильмы, мультфильмы (игры «Бульварное чтиво» («тарантиновка») (фильм «Криминальное чтиво»), «Роза и чертополох» (фильм «Храброе сердце»), «Огнем и мечом» по одноименному фильму и др.); сюжеты песен (сравнительно новое явление, в мае 2006 г. под Москвой прошла игра по мотивам песен популярной группы «Мельница»); анимэ и манга (сюжеты японской анимации и комиксов).

Это далеко не исчерпывающая классификация того, что вдохновляет мастеров и игроков ролевых игр. «Можно играть хоть в инструкцию от огнетушителя. Ты, например, будешь огнетушителем, я - «объектом возгорания», он - автором инструкции и так далее. Главное, чтобы в этом был смысл».

Ролевики – так называют представителей весьма примечательного и своеобразного молодёжного движения, которое с середины 1990-х стремительно распространилось по бескрайним просторам постсоветских республик, и сейчас завоёвывает всё новых и новых поклонников. О ком же идёт речь?
Ролевиками называют общность людей, которые не представляют своей жизни без мифов, фэнтези, магии и легенды. Откуда такое название? Ролевики – это те, кто играет в ролевые игры. Ролевые игры разные бывают, конечно (тут уж кто о чём подумал;)), но те ролевики, о которых мы сейчас говорим, играют в полигонные игры и ролевые игры живого действия. Это своеобразный театр, где люди перевоплощаются в героев книги, легенды, истории, сказки или выдуманных героев и проживают их жизнь. Полигонные игры, как правило, проводятся в несколько дней, и все их участники за эти дни должны организовать лагерь, крепость (если нужно), спланировать игру и прожить, чаще всего, в лесу, игровой период.

Вообще началом ролевого движения считается далёкий 1989 год, когда члены Клуба любителей фантастики решили инсценировать действие, описанное в одной из книг Дж.Р.Р. Толкиена. Идея понравилась, и вскоре возник ежегодный фестиваль, на котором проводились игры именно по произведениям Дж.Р.Р. Толкиена. Поэтому смело можно сказать, что первыми ролевиками на отечественных просторах были толкиенисты. С развитием ролевого движения выяснилось, что кроме Толкиена есть ещё великое множество писателей, по чьим произведениям можно ставить игры. Костюмы для ролевых игр сначала делались из подручных материалов, но со временем создание ролевых костюмов вышло на качественно новый уровень. Сегодня не проблема найти специализированные места продаж реконструкторского оружия, украшений, одежды и обуви. Изготавливаются все эти диковинки вручную в специальных мастерских, доспехи делаются индивидуально для каждого заказчика.

С развитием ролевого движения появлялись различные ролевые клубы, создавались целые школы фехтования. Сейчас разработан стандарт для проведения ролевых фестивалей, рыцарских турниров и поединков. Внутри ролевого сообщества начали выделяться отдельные группы со своей специализацией. К примеру, кто-то занимается исключительно фехтованием и борьбой, участвует в поединках; кто-то занимается реконструкцией определённой исторической эпохи и старается точно воспроизвести одежду и быт своего периода, кто-то специализируется на реконструкции только танцев – танцоры могут показать своё искусство на тематических балах. Мужчины на играх воюют, обучаются фехтованию на мечах, устраивают поединки. Женщины обустраивают лагерь, готовят и танцуют, некоторые также участвуют в «битвах» наравне с мужчинами и часто не хуже их орудуют мечом. Со специализацией всё теперь ясно, но кто занимается непосредственно организацией игры, продумывает ход действия и распределяет роли? Это уже дело мастера. Тут тоже всё понятно – мастер «мастерит» игру. Как правило, мастер относится к ролевикам старшего поколения, в свою бытность отыгравший бессчётное количество игр.

Ни одно ролевое мероприятие не обходится без человека с гитарой. В ролевой среде приветствуется фолк (особенно ирландский и шотландский), средневековая музыка, фолк-рок, авторская песня и немного хэви-метала. Людей, исполняющих песни под гитару (другие инструменты встречаются гораздо реже, но тоже имеют место быть), называют менестрелями. Примерно треть менестрелей – женщины и девушки с большими грустными глазами. Ролевая тематика специфична, и часто слова песен непонятны непосвящённому слушателю. Но в основном героями менестрельских песен становятся дамы и рыцари, эльфы и гномы, феи и драконы. Тут уж нужно блюсти законы жанра, иначе ролевая песня превращается в обыкновенную бардовскую.

По некоторым данным, число ролевиков на постсоветском пространстве приближается к полумиллиону, и эта цифра неуклонно растёт. Что движет людей на полигоны, турниры и балы? Скорее всего, это бегство от серых будней, возможность пообщаться с интересными людьми, встретить старых знакомых и найти новых, прожить жизнь сказочного героя, получить новые ощущения в экстремальных условиях. Причин здесь немало, как немало среди ролевиков поистине талантливых, разных и интересных людей. Здесь можно встретить программистов, учёных-физиков и химиков, писателей, рабочих с завода (и такое есть), учителей и врачей. Все они стремятся окунуться в волшебный мир, где есть магия и сказочные герои. Возможно, это бегство от реального суетливого мира, а может и путь к себе, ведь все мы в душе немножко дети, которые втайне верят в чудо и волшебство.

Бывает, реальность кажется слишком серой и скучной, и хочется убежать в выдуманный мир. Такое ощущение, наверное, хоть раз возникало у каждого. Однако есть люди, которые превратили свои фантазии и творческую энергию в серьезное хобби. Давайте попробуем разобраться, кто такой ролевик, чем он занимается и какие правила существуют в этом лишь на первый взгляд кажущемся легким деле.

Ролевик - что это?

Пожалуй, о том, что значит ролевик, лучше всего могут рассказать сами представители этого движения. Для них это, скорее, образ жизни, способ мышления, чем что-то иное. Если вы спросите заядлого ролевика, зачем он занимается этим, казалось бы, несерьезным делом, человек этот сильно удивится и может даже обидеться, ведь для него все то, что живет в воображении, не менее реально, чем обыденная жизнь.

Главное, что отличает настоящих ролевиков - любовь к историям, легендам и особенно к чтению. Но просто видеть на страницах то, что придумал кто-то другой, им мало. Собравшись вместе, единомышленники стараются по возможности воплотить выдуманные ими самими реальность, почувствовать себя персонажами.

Если вы тоже хотели бы окунуться в мир фэнтези и задаетесь вопросом "как стать ролевиком", нужно помнить: занятие это непростое и требует много затрат (как временных ресурсов, так и финансовых). Если вы не готовы всецело посвятить себя Игре, то истинным ролевиком стать не удастся, но можно для начала хотя бы попробовать.

Как появилось ролевое движение?

Движение ролевиков зародилось еще на закате СССР. Шел 1989 год, и на одном из своих съездов фантасты решили обсудить в те времена еще почти неизвестный россиянам, но культовый на Западе роман Дж. Р. Р. Толкиена под названием «Властелин колец». Участникам съезда настолько понравилось это произведение, что решено было некоторые события в книге обыграть в виде костюмированного шоу.

Писатели взялись за дело со всей креативностью и энергией, что присуща людям этой профессии. Затея оказалась удачной, а потому было решено: почему бы не повторить ее на следующий год? Но фантасты не смогли остановиться на этом, заражая своих знакомых и единомышленников идеей отыгрыша книжных событий. Так ролевое движение лавиной распространилось по стране, а его участников стали именовать толкиенистами.

Если у обывателей того времени спросить, кто такой ролевик или толкиенист, большинство из них покрутили бы пальцем у виска и рассказали о странных молодых ребятах, бегающих по лесам и рощам в непонятных одеждах и дубасящих друг друга палками. А все дело было в повсеместной бедности народа и невозможности изготовить качественные костюмы и реквизит. Со временем ситуация менялась, и теперь есть множество ролевых клубов, в которых этой забавой занимаются со всей серьезностью, даже привлекают спонсоров и профессионалов (тренеров, мастеров шитья и изготовления оружия).

в полевых условиях

Первое, что приходит на ум при ответе на вопрос "кто такой ролевик" - человек в нечисти, с мечом или луком в руках, где-нибудь в загородном лесу вместе с единомышленниками несколько дней играющий роль выбранного персонажа. Это то, с чего начинались ролевые игры и что увлекает многих и в наше время.

Решив участвовать в полевых ролевках, нужно очень четко понимать, на что именно подписываешься. Каждая такая игра - целое событие, к которому, возможно, придется готовиться не меньше полугода. Чего стоит только изготовление реалистичного костюма, отвечающего канонам разыгрываемой истории (будь то фэнтези-игра на основе произведений Толкиена, или реконструкция реальных исторических событий). А уж если ваш персонаж - воин, то желательно смастерить еще и реалистичное оружие.

Обычно ролевые игры проводятся в течение нескольких дней и чаще всего за городом, так что участникам нужно иметь возможность выделить для этого определенное время. Но все затраты компенсируются возможностью почувствовать себя реальным участником отыгрываемых событий. Ради получаемых от этого эмоций множество людей готовы стать ролевиками.

Текстовые ролевые игры

Бывает так, что человек не имеет желания или возможности присоединиться к людям, которых можно охарактеризовать как «ролевик типичный», но ему все же хотелось бы окунуться в воображаемый мир. С распространением интернета, и в частности форумов, у таких домоседов появился шанс осуществить свою мечту.

Форумные, или текстовые, ролевые игры - это отыгрыш выбранного сюжета не в реальной обстановке, а в виде текста. Игроки словно бы пишут собственную книгу, в которой каждый из них - определенный персонаж.

Перед началом текстовой ролевой каждый желающий выбирает для себя героя (существующего или собственного) и заполняет на него анкету (обычно она состоит из вопросов об имени, внешности, характере персонажа и пробного поста, чтобы организатор мог оценить потенциал игрока).

Когда роли распределены, начинается собственно сама игра. Участники описывают действия своих героев, импровизируют и взаимодействуют с другими игроками, своими действиями двигают историю вперед. Если сюжет достигает переломного момента или возникают споры, организатор направляет ситуацию в определенное русло.

Ролевики "ВКонтакте"

Сейчас сложно найти человека, не слышавшего про социальные сети или не зарегистрированного в одной из них. В России одной из самых распространенных стала площадка «ВКонтакте», и ролевое движение не могло проигнорировать этот факт.

Кто такой ролевик «ВКонтакте»? Это человек, который с помощью популярной социальной сети ищет своих единомышленников. В любой из многочисленных групп можно кинуть клич о поиске партнеров для будущих игр или просто побеседовать с теми, кому не надо объяснять, что такое ролевик. В контакте с такими людьми всегда можно приятно провести время.

Как поступить, если не удалось найти подходящей для себя ролевой, а почувствовать себя героем сказки хочется? Выход один - создать собственную игру. Сделать это не сложно, если следовать нескольким советам.

2. Предоставьте игрокам маневр для действий, ведь ролевая игра - это не спектакль, и вся ее прелесть в импровизации. Пусть участники договариваются между собой, а уж при возникновении споров действуйте решительно.

3. Придумывайте игрокам неожиданные препятствия. Ролевики - люди с фантазией, а потому им будет интересно выпутываться из неожиданных ситуаций.

Как сделать свою ролевку популярной?

Итак, теперь, разобравшись, кто такой ролевик, и придумав историю, которую хотелось бы отыграть, нужно заинтересовать своей идеей и других и поддерживать игру как можно дольше. Как это сделать?

1. Найдите оригинальную историю, по которой ролевых игр не слишком много. Тогда к вам смогут присоединиться больше игроков.

2. Дайте участникам возможность придумывать своих персонажей. Ведь часто бывает так, что самых интересных занимают сразу, а на роли второстепенных идти никто не хочет.

3. Почаще двигайте сюжет вперед, чтобы игра не превратилась в застоявшееся болото.

Ролевики. Ролевые игры - заметное явление в современной молодежной субкультуре. Не имея особых возможностей повлиять на быстро меняющийся реальный мир, многие молодые люди хотят сконструировать мир вымышленный - и поверить в него.

Ролевики - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкиенистов, а также хардболистов и страйкболистов. Ролевое движение выделяют как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е гг. на базе Клубов Любителей Фантастики. Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты - кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

Субкультура толкиенисты

Ролевые игры особенно тесно ассоциированы с толкиенистами. В молодежной культуре 90-х гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов - Профессор) - автор «Властелина колец», «Сильмариллиона» и других произведений, относящихся к жанру «фэнтези» - сказочной фантастики.

Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера - режиссеры игры - распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. Они проводят «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые вселенной Толкиена. С 1990-х гг. проводятся всероссийские игры и несколько региональных - очень популярны ежегодные «Хоббитские игры».

Самый известный в России конвент ролевиков - Зиланткон (от татарского Зилант - мифический дракон, изображённый на гербе города Казани), проводящийся ежегодно в ноябре в Казани.

У российских толкинистов богатый разнообразный фольклор, который регулярно пополняется стараниями членов субкультуры. Сюда входят и тематические песни, и анекдоты, и фанфики, ставшие популярными настолько, чтобы пересказываться в устной форме. Кроме придумывания шуток и написания песен и фанфиков, многие толкиенисты уделяют внимание и время рисованию фанарта или созданию предметов «бытовой культуры Средиземья». В некоторых группах со временем устанавливаются каноны «культуры Средиземья», дополняющие описанные Толкиеном.

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч - деревянный или текстолитовый - не пустое украшение.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Похожие публикации