Разновидности игры «Что вначале, что потом. Играя, учимся мыслить системно (генетический подход) Игра что в начале что потом

Светлана Фомина

Цель: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.

Задачи: учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.

Как играть

Все карточки представляют собой процесс возникновения продукта. Игра знакомит с привычными каждому ребенку продуктами: шоколад, масло, яичница, хлеб, сосиски ит. д. Это помогает ребёнку быстрее понять правила игры и составить логические цепочки.

В игре всего 7 сюжетов, поэтому играть в нее могут не более 7 человек.

Основные варианты игры:

1 вариант . Определить последовательность.

Ведущий отбирает карточки одного сюжета и предлагает разложить их в нужном порядке. Что было в начале, что потом, что произвели.

Как следствие, у ребенка развивается логическое мышление и улучшается визуальное восприятие, память. Ребенок учится выстраивать причинно-следственные связи, так как анализирует не отдельные образы, а целую цепочку.

2 вариант. Определить лишнюю карточку.

Ведущий смешивает все карточки, игроки должны вернуть их в свою цепочку. Это стимулирует у ребенка внимание, развивает реакцию и наблюдательность.



3 вариант. Рассказать историю.

Ведущий предлагает придумать историю приготовления продукта. Если ребёнок затрудняется, ему можно помочь дополнительными вопросами. Данный вариант игры заставляет ребёнка проговаривать свои мысли, что развивает речь, улучшает ее связность и также стимулирует логическое мышление.

Публикации по теме:

Цель: Формировать представление о числе и количестве, упражнять детей в количественном счёте по заданному числу, закреплять счёт в пределах.

Цель: закрепить знания детей о животном мире Северной Осетии, о зависимости существования диких животных от среды обитания. Расширять представления.

В одном из журналов, несколько лет назад, увидела игру, принцип нашей в детстве игры "крестики-нолики". Мне так понравилась идея, вспомнилось.

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию: «Найди поле для лошадки» (старший дошкольный возраст). Цель: закрепление знаний.

Дидактическая игра "Самара на все времена".Возраст детей: 6 – 7 лет. Кол-во игроков: 1 – 6. Методическая ценность: игра возбуждает у детей.

Конспект развлечения «Своя игра» (старший дошкольный возраст) Цель. Поощрять стремление к интеллектуальной оригинальности. Задачи. Развивать познавательные способности детей, умения и навыки диалогической.

К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-след­ственные связи. Но масса детей, имеющих речевую задержку или задержку психического развития в целом, или другие нарушения, испытывают трудности в понимании не только логпко-грамматпческой конструкции, но и самих причинно-следственных от­ношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п.

Мы предлагаем серию парных картинок, где каждая пара со­держит причину и следствие. К ним прилагаются карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому» (лист 17). Пары картинок предлагаются по усложнению: снача­ла очевидные следствия и причины, затем более сложные.

1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».

2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».

3. «Маша упала» и «Маша плачет».

4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».

5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».

6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».

7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».

8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».

9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул».

10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».

Педагог предлагает детям (ребенку) пару картинок, состав­ляющих причинно-следственную последовательность; дети дол­жны определить, что было сначала, а что - потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (напри­мер, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую - картинку- следствие («На столе лужа») и спрашивает, четко проговаривая: «Что было сначала - на столе появилась лужа или Миша неак­куратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должна звучать речевая конструкция, поставив в нужном месте слово «поэтому» или другие слова-связки, которые отрабаты­ваются на занятии. Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом след­ствие, и соответственно первым нужно использовать союз «по­этому». И лишь после того, как ребенок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательно­сти: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Лучше не использовать на первых занятиях сразу все способы передачи причинно-след­ственных отношений, а вводить союзы постепенно. Если дети умеют читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием. По предложенному взрослым образцу дети составляют предложе­ния по оставшимся парам картинок.

III. «Расскажи историю»

Серии сюжетных картин являются одной из самых сложных последовательностей, особенно, если в них появляется скрытый подтекст. Дети с нормативным типом развития легко понимают последовательности картинок с очевидным смыслом уже в 4 года (некоторые даже раньше), понимание скрытого смысла (но дос­тупного пониманию ребенка из его жизненного опыта) появляет­ся чуть позже - к 4,5-5 годам. Возможность составления расска­за по серии сюжетных картин в той или иной мере страдает при большинстве нарушений развития. В одних случаях страдает пре­имущественно речевое опосредование, в других - понимание про­стого сюжета, в третьих - понимание простого сюжета сохранно, но нет понимания скрытого смысла, в четвертых - ребенок по­нимает картинки, если их разложил по порядку взрослый, но не может выложить в правильной последовательности сам. В силу распространенности этой проблемы все педагоги с ней работают, но картинок всегда не хватает, особенно не известных ребенку.

Мы воспользовались сюжетами, которые, вероятно, незнакомы детям. В набор включены картинки как с простыми, не имеющими подтекста сюжетами, так и с более сложными - со скрытым смыс­лом и юмором. Список трудно ранжировать, так как трудности за­висят от специфики проблем ребенка, так что выбирать последова­тельность имеет смысл с учетом особенностей каждого ребенка.

1. Мышка хочет попить сок и не может достать - пакет очень высокий. Она видит лежащую рядом соломинку, пристав­ляет ее и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку наверх, вставляет ее в дырочку. Забирается на соломинку и пьет через нее сок. (Лист 24)

2. Бабушка месит тесто. Бабушка лепит пирожки и кладет их на противень. Ставит противень в духовку. Достает румя­ные печеные пирожки и угощает внука. (Лист 25)

3. Светлокожий малыш идет загорать. Сидит играет, солнце поднимается выше. Малыш уснул, солнце в зените. Вече­ром коричневый малыш идет домой. (Лист 26)

4. Ползет гусеница. Начинается дождь, она видит гриб и в ужасе ползет к нему. Вгрызается в гриб. Выглядывает из окошка в грибе. (Лист 27)

5. Идет ежик и везет на спине огромное яблоко, с него льется пот: он устал. Ежик садится и ест яблоко. Счастливый тол­стый ежик везет на спине огрызок. (Лист 28)

6. Мышка ест сыр. Мышка съела половину - стала толще. Съела весь сыр - стала совсем толстой! (Листы 28, 29)

7. Собака нюхает цветок колокольчика, засунув в него нос. Испуганная морда собаки с волдырем на носу. Из колокольчика выглядывает разъяренная пчела, грозящая собаке ку­лаком.(Листы 29, 30)

8. Строится дом, стены возведены до половины. Целый дом с крышей, но без окон. Дом с крышей и окнами. (Лист 30)

9. Мышь забегает в нору-холмик на земле. Собака подходит к норе - видит из нее торчит мышиный нос. Собака старает­ся раскопать эту нору. Мышь убегает из входа в нору, рас­положенного с другой стороны холмика, а собака продол­жает копать. (Лист 31)

10. Перед клеткой с хомяком сидит кошка и облизывается, хомяк, прижав уши, боится. Хомяк идет в другой угол клет­ки, к кормушке с зернами, и набивает их за щеки. Страш­ная морда хомяка с набитыми щеками и 2 торчащими рез­цами, испуганная морда кошки с поднятой дыбом шерстью за прутьями. (Лист 32)

11. Рыбак ловит рыбку с лодки. Под водой рыбка подплывает с ботинком в плавниках и цепляет его на крючок. Удивлен­ный рыбак вынимает башмак из воды. (Листы 32,33)

12. Мальчики летом собирают подсолнухи. Мальчики дома си­дят и вынимают из подсолнухов семечки. Мальчики зимой насыпают семечки в кормушку для птиц. (Листы 33,34)

13. Мальчик покупает в ларьке мороженое. Идет, засмотрел­ся на птиц, а мороженое тем временем тает. Смотрит на мороженое - осталась палочка и молочная лужица у ног. (Лист 34)

Этот вид задания широко известен, поэтому не будем подроб­но описывать работу. Скажем только, что можно выкладывать перед детьми картинки в случайной последовательности и про­сить разложить их по порядку. Если ребенку сложно выполнить это задание, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Мож­но выкладывать ряд с пропуском картинки или включать в него картинку из другой последовательности, способ работы опять - таки зависит от особенностей проблем ребенка и целей работы.

Прокомментируем работу с детьми с искаженным типом раз­вития. Многие дети с расстройствами аутистического спектра, несмотря на высокий уровень развития многих когнитивных функ­ций, тем не менее затрудняются в понимании элементарных сюжетно-бытовых событий, так как контекст не является для них основным смыслообразующим звеном. Кроме того, такие дети испытывают затруднения в трактовании эмоций. Их этому спе­циально обучают, обращая внимания на то, как выглядят разные части лица при выражении тех или иных эмоций. В этом случае полезным бывает, составляя рассказ по картинкам, не выклады­вать их все (особенно если вы уже знаете, что ребенок справляет­ся с пониманием происходящего и может увязать картинки в еди­ный сюжет), а выкладывать по частям и просить ребенка сказать, какое событие пропущено, почему расстроился или испугался со­ответствующий герой, или что произойдет после того, как, на­пример, хомяк кошку испугает и т.п., т.е. вы кладете первые две или три картинки, а последнюю не показываете. Отдельно ак­центируется внимание на том, что чувствует каждый герой. Ко­нечно, предлагаемый сюжет не должен быть ребенку уже знаком!

Часть детей, страдающая импульсивностью, начинает интер­претировать картинку, недостаточно ее поняв. Другие дети при рассматривании предмета строят суждение на латентном призна­ке (например, подушка в изголовье у мальчика расценивается как «пельмень», так как она белая и похожа по форме). И в том, и в другом случае способом коррекции будет обучение вниматель­ному рассматриванию, анализу, выяснению смысла и подробно­стей, существенного и менее важного.

При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания. Детей с бедной речью просят описывать картинку более подробно. Детей, склон­ных к чрезмерному фантазированию, можно с помощью последо­вательного сюжетного ряда обучить избегать ненужной детализа­ции и излишних привнесений, требуя, чтобы они рассказывали то, что видят, и только это, но при этом лишь главное.

Так как восприятие и понимание серийно организованного материала неотделимы от внимания, и памяти, и мышления в их различных проявлениях, то данное пособие на определенном этапе онтогенеза ребенка становится универсальным для работы с когнитивной сферой в целом. Оно может быть использовано для решения как развивающих, так и коррекционных задач. По­скольку когнитивные особенности наблюдаются при большей части нарушений развития, это пособие применимо для боль­шинства категорий детей, меняются лишь акценты и задачи в зависимости от типа проблем ребенка.

Литература

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обу­чении детей. - М: Ось-89, 2009.

Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. - М: Теревинф, 2006.

Бехтерев В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика // Избр. труды: в 2 т. - М.: Поматур, 1994. Т. 1.

БизюкА.П. Компедиум методов нейропсихологического иссле­дования. - СПб.: Речь, 2005.

Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте//Дошкольное воспитание. 1974. № 12. С. 24-30.

Вопросы психического здоровья детей и подростков // Научно- практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. 2009. № 1.

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-пресс, 2002.

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное форми­рование внимания. - М.: Просвещение, 1974.

Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаи­моотношения языка и мышления // Вопр. психол. 1977. № 4. С. 95-101.

Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. - М.: Акаде­мия, 2009.

Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. - М.: Теревинф, 2007.

Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. - М.: Школа-пресс, 1999.

Джеймс У. Внимание // Хрестоматия по вниманию. - М.: Просвещение, 1976. С. 50-103.

Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т. Г. Богдановой, Т.В. Корниловой. - М.: Просвещение, 1994.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Университет РАО, 1998.

Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребе­нок. - М.: Теревинф, 2000.

Переслени Л. И. Возможности изучения структуры познавательной деятельности по характеристикам прогнозирования: http://www.voppsy.ru/authors/PERESLLI.htm

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-Пресс, 1999

Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей млад­шего школьного возраста. - М.: Академия, 2007.

Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запо­рожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964.

Семаго Н.Я. Понятие «ЗПР» и его современная трактовка // II Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоро­вья». - Минск: Ритм, 2003. С. 173.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагности­ческой и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. - М.: Генезис, 2005.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: Гринго, 1995.

Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

Чиркова Т.Н. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного обра­зования. - М.: Педагогическое общество России, 1998.

Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998.

Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга. - СПб: Салит-Медкнига, 2002.

Введение

Общие закономерности развития познавательных процессов в детском возрасте

Особенности развития познавательной сферы при разных типах диэонтогенеза

I. «Разложи по порядку»

II.«Что сначала, что потом?»

III.«Расскажи историю»

Литература



































Вострикова Ольга
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Что сначала , что потом ?

Дидактическая игра на развитие причинно-следственных отношений

Дидактические задачи :

Развивать понимание простых причинно-следственных отношений;

Развивать словарный запас ребенка;

Научиться систематизировать полученные знания

Развивать логическое мышление;

Игровые задачи и правила : Все карточки представляют собой этапы развития фасоли и условия, необходимые и не нужные для роста и развития растения. Необходимо составить логические цепочки : этапы роста, отобрать карточками с условиями необходимыми для роста и развития растения.

Ход игры

Часть игры Действия педагога Действия детей

Введение Знакомит детей с правилами игры. Слушают правила игры

Основная часть Ведущий предлагает разложить карточки в нужном порядке, что сначала , а что потом Дети выкладывают карточки в определенной последовательности, объясняя свой выбор.

Итог игры Поощряет действия детей : кто из детей был самым внимательным и точным. Дети обсуждают ход игры, выделяют тех детей, кто был самым быстрым и внимательным.

Количество участников : не более 2-х человек.

Возраст участников : от 4 лет.

Необходимые материалы : карточки с изображением этапов развития фасоли, с изображением условий, необходимых и не нужных для роста и развития фасоли.

Возможные модификации игры : определить лишнюю карточку.

Интеграция с образовательными областями : социально-коммуникативная (взаимодействие в игре) ; познавательное развитие, развитие речи (обогащение словарного запаса и развитие связной речи, познавательное развитие (понимание причинно-следственных связей, развитие логического мышления)

Публикации по теме:

Эта игра живет в нашей группе уже давно. Но не смотря на это пользуется популярностью. Ребята с удовольствием рассказывают о том, кто.

Цель игры: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; выяснить, что полезно, а что.

Добрый день, уважаемые коллеги! Детки нашей группы очень любят различные игры. Я решила их немного разнообразить и изготовила дидактическую.

Дидактическая игра «Что лишнее?» для детей от 2 до 3 лет. Представлена дидактическая игра в виде карточек с изображениями различных предметов.

Цель: учить находить в группе предметов лишний предмет, обобщать по одному из признаку. Развивать внимание. Закрепить счет в пределах 4.

Дидактическая игра «Что лишнее» Дидактическая игра «Что лишнее» Средняя группа Павлова Мария студентка 2 курса, группы ДО-16 Дидактическая задача Цель: закрепить умение.

Цели: развивать мелкую моторику рук через использование прищепки; активизировать словарь ребенка названиями животных и их пищи. Материал:.

Цели и задачи: Развитие у детей зрительного внимания, памяти, логического мышления; закрепление обобщающих понятий: овощи, фрукты, дикие.

В предыдущих статьях мы выяснили, что системное видение окружающего мира, умение мыслить системно, очень важны для более точного, более достоверного, более полного и детального восприятия любого объекта (предмета, явления, процесса). Такое восприятие позволяет найти самое лучшее и правильное решение возникающих противоречий.

Но работа с «Волшебным экраном» довольно затруднительна для дошкольников. Поэтому с помощью специальных игр и упражнений нужно подготовить малыша к умению мыслить в системе, показать, что любой объект является частью чего-то большего и в то же время сам состоит из чего-то, изменяется в процессе продвижения из прошлого в будущее.

Играя, учим понимать генетический подход (прошлое-настоящее-будущее)

«Паровозик» (технологическая цепочка)

Формируем у ребенка представление об изменениях объекта во времени. В зависимости от возраста увеличивает длину цепочки – в 2-3 года достаточно двух-трех вариантов, чем старше ребенок, тем более длинной и полной должна быть цепочка. Для демонстрации можно использовать, например, паровозик в вагонами. В окошко вагонов вставляем картинки или схематично рисуем постепенное изменение объекта во времени.

Икра → головастик → лягушка

Яйцо → гусеница → куколка → бабочка

Семя → росток → саженец → маленькое деревце → большое дерево

Если игра проводится в детском саду, или участников – несколько человек, игру можно сделать подвижной. Взрослый заранее готовит карточки или картинки, которые раздаются играющим. Это могут быть картинки изображающие времена года (например: зеленый листик, желтый листик, ветка без листьев, ветка с почками), разные этапы жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, взрослый человек, старый человек), история предметов (повозка, карета, старинный автомобиль, современный автомобиль, автомобиль будущего – например, летающий)

Выстраивается «Поезд времени» — первым встает «Паровозик», которого в зависимости от возраста и понимания происходящих процессов или назначает взрослый, или дети выбирают сами. За «Паровозиком»выстраиваются «Вагоны» в соответствии с последовательностью процесса.

«Что сначала, что потом»

Это упражнение может использоваться с детьми 2-3 лет, постепенно усложняясь, и помогает закрепить последовательность времен года, частей суток, дней недели и т.п.

Сначала осень, а потом? – Зима. – А потом? – Весна. – А потом? – Лето.

– Сначала вторник, а потом? – Среда.

Сначала вечер, а потом? – Ночь.

– Сначала завтрак, а потом? – Обед.

С детьми 5-6 лет можно использовать многовариативный подход:

Сначала глина, потом… — ваза, кирпич, скульптура, свистулька, и др.

Сначала бревно, потом… — дом, шкатулка, бумага, доска, шкаф и др.

Сначала яйцо, потом… — птенец, черепашка, крокодиленок, гусеница, змея и др.

Если игра проводится в группе детского сада или с несколькими детьми, и принцип упражнения уже освоен, то можно ввести новое правило – кто называет последнее слово из вариантов ответа, тот становится ведущим и предлагает свое первое слово.

«Парные слова»

Этим упражнением можно закреплять названия животных и их детенышей, процессы взросления человека, изменения в живой и неживой природе.Упражнение проводится в прямом (сейчас-потом) и обратном (сейчас-раньше) вариантах парными словами. Игра будет интереснее, если перекидывать друг-другу мячик. В этом случае помимо закрепления знаний, ребенок упражняется в ловле и броске мяча, совершенствуется координация движений, активизируются оба полушария мозга за счет одновременной умственной и двигательной деятельности.

С более маленькими детьми называется тема: например «Как называют детеныша?»

Взрослый называет слово: «Лошади» и кидает ребенку мячик. Ребенок ловит его, отвечает: «Жеребенок» и бросает мяч обратно взрослому. Взрослый: «Кошки»… «Котенок»; «Свиньи»… «Поросенок»; «Собаки»… «Щенок» и т.д.

С более старшими детьми (от 6-7 лет) конкретную тему можно не обозначать, сообщить только направление «Что было раньше?» или «Что будет?». Слова берутся из разных тем: например – «Что было раньше?»

«День … утро»; «Овца … ягненок»; «Цветок … семечко»; «Дяденька … мальчик»; «Дождь … туча»; «Окно … стекло» и т.д.

Настольно-печатные игры

В магазинах можно приобрести готовые игры, например «Что сначала, что потом», «Логические цепочки» и т.п.

Две предложенные игры Вы можете скачать, распечатать на цветном принтере, разрезать на карточки (можно предварительно наклеить на картон) и уже играть с ребенком.

»Что сначала, что потом»

Выполняя задания, ребенок учится обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь.

1 вариант

Ребенку предлагается разложить картинки по порядку в определенной последовательности. Сначала Нужно разложить сюжеты, состоящие из 4-х картинок, затем – из 6-ти, после этого – из 8-ми. Затем составить развернутые рассказы по картинкам. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, можно ему помочь, начав повествование.

2 вариант

Детям предлагается посмотреть на любую картинку из какой-либо серии и придумать начало и конец своего рассказа по этой картинке.

3 вариант

Детям предлагается посмотреть на любую картинку из какой-либо серии и составить по ней предложение из 2-х, 3-х, 4-х, и т.д. слов. Затем составить рассказ, состоящий из одного, двух, трех предложений. Следует обратить внимание на связность речи, её выразительность, эмоциональность.

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники»


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о деревьях и кустарниках в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Деревья и кустарники».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.
Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и кустарников, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет дерево или кустарник, изображённый на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом деревья или кустарники, изображённые на одном игровом поле.


1. Дуб, берёза, ива, липа, каштан, клён – это лиственные деревья.


2. Черёмуха, сирень, мимоза, магнолия, шиповник, жасмин – это кустарники.


3. Лимон, слива, груша, вишня, персик, яблоня – это плодовые деревья.


4. Ель, сосна, кипарис, можжевельник, туя, кедр это хвойные растения.


Дидактическая игра «Отгадай растение»
Цель: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.
Дидактический материал : Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.
Ход игры : Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев и кустарников. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза).
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту,
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал : Карточки с изображением деревьев и кустарников, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Дуб – это дерево. На нём растут жёлуди.
Сирень – это куст с сиреневыми цветами.
Карточки для разрезания.











Дидактическая игра «Четвёртый лишний»


Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например:
1. Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные.


2. Ольха, туя, ель, сосна. Лишняя ольха потому, что это лиственное дерево, а остальные хвойные.


3. Груша, персик, сирень, яблоня. Лишняя сирень потому, что это кустарник, а остальные плодовые деревья.


4. Мимоза, магнолия, сирень, берёза. Лишняя берёза потому, что это дерево, а остальные кустарники.


Дидактическая игра « Что сначала, что потом?»


Цель : умение располагать картинки в порядке развития сюжета.
Дидактический материал: Набор картинок для игры «Что сначала, что потом?», по четыре картинки в каждой серии.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям серии картинок (по четыре картинки каждому ребенку), которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.






Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
Ход игры : Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.
Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.
Похожие публикации