НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы «Живое и неживое. Связь и отличия

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч»

пер. Тимирязевский, 9. Тел. 8-415-31-65-3-65

Елизовского муницыпального района

Конспект занятия

по разделу программы «Волшебное слово»:

«Расширение словарного запаса»

занятие на тему: «Понятия – «живое неживое»

I года обучения для обучающихся 4 лет.

Составила: Ушакова Екатерина Расимовна

Педагог дополнительного образования

г. Елизово, Камчатский край

2016-2017 уч.г.

Форма обучения: занятие

Тип занятия: обучающее

Вид занятия: тематическое, продолжительность 1 учебный час

Методы обучения: беседа, игра.

Тема занятия: «Понятия – «живое не живое»

Цель: дать понятие о словах, называющих предметы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах;

    учить ставить к словам вопросы кто? что?;

Коррекционно-развивающие:

    развивать зрительное восприятие, мелкую и общую моторику; силу голоса, воздушную струю;

Воспитательные:

    воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить их до конца;

    воспитывать навыки сотрудничества.

Оборудование: игрушка кота из мультика «Попугай Кеша», проектор, компьютер, мягкий кубик, мультик «Толик и Болик», игрушки (леопард, бегемот, попугай, кот, собака, мяч, карандаш, юла, гриб), карточки для игры «Четвёртый лишний», карандаши, обруч для имитации озера, удочка, рыбки с картинками, два ведра, раздаточный материал для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра с мягким кубиком.

Педагог: - Повтори звук, который я пела долго. (И-ра, О-ля, А-ня, И-горь, И-лья, А-ся).

2. Артикуляционная гимнастика.

Педагог: Сегодня к нам на занятие пришёл кот из мультика «Попугай Кеша» Вот он. Давайте покажеи ему как мы здорово делаем зарядку для язычка.зарядку. (Пока педагог читает стихотворение дети выполняют артикуляционные упражнения)

Пока я читаю стихотворение, вы выполняете упражнение.

«Бегемотик» (Слайд 1)

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот:

Отдыхает бегемот. (О. Перова)

«Блинчик» (Слайд 2)

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму. (О. Перова)

«Вкусное варенье» (Слайд 3)

Блин мы ели с наслажденьем -

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать. (М. Синицына)

«Лошадка» (Слайд 4)

Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий. (М. Синицына)

Основная часть

2. Знакомство с новой темой.

а) Выполните, пожалуйста, мою просьбу.

Педагог: - Скажите, что это за предмет? Смогли выполнить просьбу? Почему? Скажите, а что это за предмет, мяч, кукла, пирамидка, лопатка, игрушки . Смогли выполнить просьбу? Почему?

Педагог: Куда бы, мы не пошли, чтобы мы не делали, нас окружают предметы. Сколько предметов, столько же слов. Каждый предмет называют словом.

б) Дифференциация «Живое – неживое»

Педагог: предметы бывают живые и неживые. Как вы думаете, какие предметы называют живыми?

Дети: кот, собака и т.д.

Педагог: правильно. А неживые?

Дети: стол, стул и т.д.

Педагог: Что бы хорошо запомнить и никогда не путать где живой предмет, а где неживой запомните, что у живых предметов есть сердце, а у неживых его нет. (Слайд 5) К живым предметам относятся рыбы, животные, люди, птицы, насекомые. У них у всех есть сердце.

в) Мультик «Толик и Болик»

Педагог: Скажите, ребята, живые предметы можно обижать?

Дети: Нет.

Педагог: А почему?

Дети: Им больно, обидно и т.д.

Педагог: Еще ребята мы должны с вами запомнить, что живые предметы отвечают на вопрос Кто?, а неживые отвечают на вопрос Что?.

3. Физминутка.

Это глазки. Вот. Вот. Показывают сначала левый глаз, потом – правый.

Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое.

Это нос. Это рот. Одной рукой показывают рот, другой – нос.

Там спинка. Там живот. Одну ладошку кладут на спину, другую на живот.

Это ручка. Хлоп, хлоп. Протягивают обе руки, два раза хлопают.

Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, два раза топают.

е) «Волшебный мешочек»

Педагог: Кот принёс с собой «Волшебный мешочек». В этот мешочек он положил свои игрушки, которые собирается взять в Париж. Услышав тему нашего занятия, он придумал игру. Сейчас вы по одному будете доставать игрушки из мешочка, и говорить может ли предмет быть живым или нет.

ж) «Четвёртый лишний»

Педагог: Посмотрите на экран. Вы видите четыре предмета. Такие же картинки перед вами на карточках. Какой-то предмет здесь лишний. Найдите зачеркните или обведите его и объясните, почему он лишний.

Стол, диван, кровать, кот (Слайд 6)

Яблоко, собака, груша, апельсин (Слайд 7)

Собака, белка, дерево, заяц (Слайд 8)

Сапоги, кроссовки, гусеница, туфли (Слайд 9)

Полотенце, птица, фартук, салфетки (Слайд 10)

Жук, кружка, чайник, тарелка (Слайд 11)

з) «Кубик»

Педагог: Котику очень нравится наш урок. И он опять задумал с нами поиграть. Сейчас я вам буду по очереди кидать мячик и называть предмет живой или неживой, а вы должны поймать и сказать какой вопрос мы задаем к этому предмету Кто? или Что?.

4. Пароль на выход.

Наш кот, как любой кот очень любит рыбку ловить. Посмотрите, вот у нас озеро в нём плавают рыбы. Давайте наловим коту рыбки на обед, но рыбки не простые у них на чешуе нарисованы картинки с предметами «Живыми и неживыми». Нам с вами нужно поймав рыбу положить её в правильное ведро. В зеленое ведро мы положи рыбок с живыми предметами, а красное с неживыми предметами.

5. Итог.

Педагог: Саша, скажи, пожалуйста, что сегодня на занятии тебе понравилось больше всего?

Катя, что тебе не понравилось на занятии?

Вова, что нового ты сегодня узнал?

Вера, чему ты сегодня научилась?

6. Рефлексия

Педагог: Подойдите к доске и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем занятии. Кот выбрал солнышко, потому что у него хорошее настроение было на сегодняшнем занятии.

Дети: (берут картинки)

Педагог: На следующем занятии мы продолжим изучать живые и неживые предметы.

Мультик «Тралик и Валик»

Дидактические игры Весна-дизайн предназначены для занятий в детском саду и дома. Это наглядные и занимательные игры, которые развивают основные навыки чтения, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас.

Игры Весна-дизайн: «Кто и что? Живое-неживое»

В комплекте 9 тематических карт-лото и 6 разрезных карт с картинками-фишками (72 штуки).

Небо
- лес
- спортивный зал
- двор
- море
- весна
- дорога
- цирк
- зимние забавы

Раздайте тематические карты и показывайте фишки-картинки. При этом задавайте вопрос: «Кто/что делает?» Игрок, которому подходит данная фишка, забирает ее себе и отвечает на вопрос. Тот, кто первым правильно закрыл свою карту, выигрывает.

Чтобы ребенок развивал речь и обогащал словарный запас, подбирайте с ним разнообразные глаголы к одному предмету. Например, собака – бегает, играет, лает, служит и так далее. Можно играть и наоборот: вы называете действие, а ребенок из карточек выбирает все предметы, которые выполняют его. Например, едет – машина, мотоцикл, трамвай, автобус.

На карточках изображены «живые» и «неживые» предметы. Попросите детей рассортировать их по этому принципу или сыграйте таким образом: показывайте карточки, на «живом» дети произносят названия, а на «неживом» молчат. Кто совершил меньше ошибок, тот выиграл. Обсудите с детьми, когда необходимо задавать вопросы «Кто?» и «Что?»

Что развивают игры Весна-дизайн

Дети изучают глаголы и существительные, выделяют признаки «живого/неживого», учатся правильно употреблять слова в речи. Они расширяют словарный запас, составляют связные рассказы, развивают память и воображение.

Изучайте родной язык с играми Весна-дизайн!

Татьяна Стрельникова
Дидактические игры по экологии (старший дошкольный возраст)

Дидактическая игра «Лес-что это?»

Цель: уточнить и расширить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных; развивать воображение, мышление.

Ход: Детям предлагаю послушать сказку.

Рисунок 1

Жил был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес.

«А что такое лес?»- подумал он. Лес-это ведь деревья. Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось: вот-вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются «лапы» елей и ветви берез.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой старичка-лесовичка. Потому что в каждом лесу обязательно должен быть лесовичок.

Рисунок 2

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы.

«Что случилось?»- удивился художник. «Почему засох мой лес?»

«Какой же это лес?» -вдруг услышал художник. «Тут одни только деревья». Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает. «Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?»

«Правильно», - согласился художник, такого быть не может. И принялся рисовать новую картину: деревья, кусты, траву, цветы, грибы.

«Вот теперь хорошо», -похвалил сам себя художник,«вот теперь получился настоящим лес». Но прошло немного времени и деревья опять стали чахнуть.

«А почему лес гибнет?». «А потому лес гибнет»,- сказал лесовичок,- «что нет в нем насекомых».

Рисунок 4

Художник взял кисти и на цветах, на листьях, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

«Ну, теперь все в порядке», -решил художник. И еще раз полюбовавшись на картину опять уехал куда-то.

Рисунок 5

А когда снова увидел свою картину, то не поверил своим глазам: на картине была лишь обнаженная земля, деревья стояли голые, голые, как зимой, даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными. А тут они потеряли свои иголки. Художник подошел к картине….и вдруг отшатнулся. Все на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев –было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

«Это ты виноват!» -закричал художник. «Ты велел нарисовать насекомых, а они съели весь лес.» «Конечно, сказал лесовичок», -съели весь лес. «И даже меня чуть не съели. Что же делать?»- в отчаянии воскликнул художник. «Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?» «Никогда, если не нарисуешь птиц.»

Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, решив, что картина закончена, лесовичок проговорил: «Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб…»

«Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть.»

«Не все. Нарисуй разных зверей и зверюшек.»

Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть что у него получилось. Но вдруг услышал какие- то шорохи, попискивание, фырканье.

«Вот теперь это настоящий лес», - послышался из темноты голос лесовичка, теперь он будет жить.

Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся, так что их совершенно невозможно увидеть.

Ведь живут в нем тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А еще живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории очень похожие на удивительные сказки.

Беседа по вопросам:

Какую картину нарисовал художник?

Кто съел весь лес на картине?

Кого нарисовал художник, чтобы оживить лес?

Красивая ли получилась картина?

Как надо относиться к лесу?

Дидактическая игра «Природа и человек»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Дидактическая игра «Что это такое?»

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры:

воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Дидактическая игра «Живое – неживое».

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры:

воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

Дидактическая игра «Узнай птицу по силуэту».

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры:

Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии «Пауки или маленькие страшилища» (старший дошкольный возраст) МБДОУ Д/С № 4 «ТЕРЕМОК» Приморского края, Пожарского района, п. г. т. Лучегорск. Конспект непосредственно образовательной деятельности по.

Конспект игры-путешествия «Академия пожарных наук» (старший дошкольный возраст) Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности. Задачи Обучающие задачи: Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».

Конспект интегрированного занятия по экологии «Красная книга» (старший дошкольный возраст) Тема: «Красная книга Якутии» Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, художественное творчество. Интеграция образовательных.

Конспект культурной практики по теме «Тематические подвижные игры» (старший дошкольный возраст) Цель: создание социальной ситуации развития.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Автозаправочная станция» (старший дошкольный возраст) Задачи: – создать условия для закрепления названия чисел. – создать условия для знакомства детей с трудом оператора, диспетчера, шофера,.

Дидактическа игра.

Тема: «Живая и не живая природа ».

Цель: продолжить работу по формированию знаний о не живой и живой природе.

Задачи: -обогащать словарный запас детей

Расширять кругозор детей через разнообразные игровые упражнения

Развивать логическое мышление, слухо-речевое восприятие

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

1 ОРГ. МОМЕНТ : -проверка слуха

Эмоциональный настрой.

Беседа по ТБ с аппаратурой

2 фонетическая зарядка: (Ж)

Жи- живая до – дождь жу-жук Жук и жужжит, лети (составьте предложение)

3 фразы на слух:

Какое день недели? –Какое сегодня занятие?

Целевая установка: Будем(думать, говорить, играть.)

Работа по теме:

Разгадайте какое будет занятие (соберите разрезные буквы)

(ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА)

ОТГАДАИТЕ ЗАГАДКИ)

Рано, рано но утру всем кричит ку-ка-ре-ку

Зимой и летом одним цветом

Белый Антошка сквозь землю прошел, красную шапку нашел

Серая орлица на небе крылья распустила.

Кто отгадал, даю картинку с ответом

Работа с кроссвордом (ДЕТИ САМИ ВПИСЫВАЮТ ОТВЕТЫ)

Прочитайте в кроссворде буквы красного цвета.

Что такое природа?

Какая бывает природа? (живая и не живая)

ФИЗМИНУТКА (ВОРОБЕЙ)

АЛГОРИТМ ДИОЛОГА? …. У тебя картинка с какой природой?

У МЕНЯ……. (ЖИВАЯ, НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА)

РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Соедините стрелками где живая и не живая природа

Рассматривание картинок: (ВРЕМЕНА ГОДА)

    Поставьте картинки по временам года и назовите их

    Выберите и покажите цвет который соответствует времени года

Белый- зима

Голубой, зеленый – весна.

Лето-зеленый.

Осень- желтый, красный.

Физ.минутка (ДЕРЕВЦО)

- ….какое время года сейчас?

-….Назови времена года по порядку.

-….какое время года будет?

-…какое время года будет?

-…..какое время года тебе нравится, почему?

Когда ты родил(ся) (ась) ? я родил(ся) (ась)

Какое это время года? Это время года…..

ИГРА: найди ошибки» художник рисовал картинки и кое-что перепутал.

Итог: какое было занятие?

О чем говорили?

Что нового узнали? Назовите времена года по порядку.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры по экологии в работе с дошкольниками»


Игра
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Важную роль играет совместная с другими детьми, коллективная игра. В таких играх дети ярко проявляют себя как с хороших, так и с плохих сторон, что дает воспитателю использовать совместные игры для диагностики отношения детей к природе, к другим детям, к взрослым, а также к пониманию степени сформированности этических качеств личности, экологической эмпатии и рефлексии.
Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Среди воспитательных задач, которые решают дошкольные педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Однако, надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуманным и нередко даже случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы, тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
По каким же требованиям может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников?
Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
В современной педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации детских игр. Но в пособиях по дошкольному экологическому образованию попыток систематизации игр практически не наблюдалось.
Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы:
По специфическим характеристикам;
По тематическому распределению содержания;
По форме организации и мере регламентации;
По направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы.
Творческие игры:
сюжетно-ролевые;
театрализованные;
строительные.
По тематическому распределению содержания существует следующая классификация.
Игры на тему «Живая природа»:
узнавание, называние;
свойства, признаки, особенности внешнего вида;
функции. Поведение;
рост, развитие;

Питание;
отношения с другими живыми организмами, человеком;
многообразие живой природы;
место обитания;
отнесение к группе «Живая природа».
Игры на тему «Неживая природа»:
узнавание, называние;
характерные признаки, свойства;
неживая природа как среда жизни живого;
отличие неживой природы от живой;
отнесение к группе «Неживая природа»;
связь живой природы с неживой;
взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы;
природные сообщества;
экологические цепочки.
По форме организации и мере регламентации выделяют:
самостоятельную игровую деятельность ребенка;
совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
По направленности действий (направлены на получение сенсорного опыта; на изучение свойств предметов, их обыгрывание; на подражание кому – либо, чему – либо, отображение чьих – либо действий, состояний; на совершенствование навыков общения, взаимодействия с другими людьми; на получение выигрыша; на большую успешность в сравнении с другими) выделяют следующие игры:
сенсомоторные;
предметные;
игры с перевоплощением (имитационные);
социальные;
соревновательные.
Содержание экологического образования, позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, их многообразием и доступными для восприятия дошкольника связями и отношениями, является основанием для использования игр по следующим темам.
1. «Где живая и неживая природа?»
2. «Соседи по планете» (живая природа).
3. «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»
4. «Кому где нравится», «Кто, где живет».
5. «Что где растет».
6. «Кому что нужно».
7. «Что такое?», «Кто такой?»
8. «Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы).
9. «Почему мы такие разные?»
10. «Как можно и как нельзя» (правила поведения в природе).
11. «Мы все нужны друг другу».
12. «Природное – рукотворное».

В рамках каждой темы следует использовать различные вариации игр. Например, внутри темы «Кто, где живет» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных (растения)», «Кому, какой дом нужен». В тему «Что такое?», «Кто такой?» можно включить игры «Раз, два, три к березе (ели, рябине) беги», «Найди себе пару» и т.д.
Педагогическое руководство играми с экологическим содержанием.
Эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой деятельности во многом зависит от грамотного педагогического руководства.
При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому строить педагогический процесс экологического образования нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.
Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать ее связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим.
С переходом из одной возрастной группы в другую у детей постоянно возрастает устойчивость внимания, интенсивно развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, становится более совершенным зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети постепенно начинают различать довольно сложные формы предметов. Начиная со среднего возраста, у ребят увеличивается запас слов, развивается наглядно-образное мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к дидактическим играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.
В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленным к ним листочком, аналогичным по цвету или форме тому, который был выдан педагогом. Подобные игры полезны еще и потому, что они предполагают различные формы организации детей (их можно проводить со всей группой или небольшой подгруппой).
Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Распределение игр по дидактической задаче
Для удобства использования дидактических игр по ознакомлению с растениями их можно распределить на группы по дидактическим задачам.
Задачи бывают разнообразные, и помочь вам в том, какие дидактические задачи необходимо планировать перед детьми по знакомству и использованию игр экологического характера могут вот такие задачи :
Игры на распознавание растений и животных.
Игры на сравнение растений и животных.
Игры на умение группировать растения и животных по какому-либо признаку.
Игры на формирование нравственной позиции ребенка.
Игры на установление связей и зависимостей в природных явления.
Дидактические игры экологического содержания можно объединить в три группы:
1.Для обогащения экологических представлений:
О многообразии и разнообразии природных объектов.
О взаимосвязях в природе.
О человеке как части природы.
О культуре поведения в природе.
2.Для воспитания эмоционально – ценностного отношения к природе:
Для развития эстетического восприятия природы.
Для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе.
3.Для приобщения к экологически ориентированной деятельности

Использованная литература:
1. Н.К.Андриенко «Игра в экологическом образовании дошкольника»,
ж-л «Дошкольная педагогика» №1 2007г.
2. Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». Минск «Асар» 1996г.

Похожие публикации