Методика преподавания шахмат с использованием интернет технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении игре в шахматы

У меня всегда были пессимистичные взгляды по поводу использования навыков спортивных игр в жизненных ситуациях. Что они могут дать нам для жизни, кроме азартных партий? Возьмём, к примеру, шахматы. Очень сложная игра, заключающаяся в манипулировании деревянных условных фигурок в зависимости от их функциональных особенностей. Для чего?

Озабоченная этим вопросом довольно долгое время, я нашла ответ на мой вопрос. Достаточно было погрузиться в историческое шахматное информационное пространство и всё стало предельно ясно.

История шахмат начинается более полутора тысяч лет назад. Название символически состоит из двух корней: шах и мат, что означает: властелин умер. Говоря о шахматах мы ничего не находим в этом таинственного и удивительного, кроме известных шахматных гроссмейстеров Каспарова, Карпова. Само же шахматное поле и фигурки, стоящие на нём, могут поведать необычайные истории, которые остаются где-то в тени игроков. Но, всё же, шахматы считают загадкой человечества, так как в далёкие времена именно их использовали в качестве диагностики и предсказаний. Секрет загадочной системы этой игры, с довольно интригующим названием, принадлежал только древним императорам, мудрецам и магам. При помощи шахмат эти, приближённые к императору мудрецы, предсказывали исход сражений, переговоров. Именно они диагностировали тактику в ведении придворных событий. Шахматная доска была большая, напоминающая поле боя. Император часами проводил у шахматной доски, даже в одиночестве, играя по очереди то белыми, то чёрными фигурами. Теперь всё это доступно каждому человеку. Главное условие – научиться правилам игры и усвоить особенности каждой из шести фигур.

Если посмотреть на жизнь человека в целом, то можно заметить, что она напоминает шахматную доску, на которой субъекты – главные и не очень главные вершат действа для того, чтобы обеспечить себе и своей стране, как сейчас принято говорить, место под солнцем.

На шахматной доске, как на поле действий, видна целостная картина: кто есть кто, виден чёткий структурированный почерк стратега, который управляет всеми фигурами. Меня, как педагога очень заинтересовала эта, не побоюсь этого слова, шедевральная игра, целиком напоминающая жизнь. Я никогда не умела играть в шахматы. Но, заинтересовавшись, представила систему работы педагога через призму шахматной партии.

Что же это мне дало? Во-первых, я чётко смогла ассоциировать шахматные фигуры с формами собственной деятельности относительно формирования у учеников функциональной грамотности через стратегии критического мышления. Определила иерархичность системы шахматных фигур: жизнеспособность, каких руководящих фигур, напрямую зависят от функциональности других, статус которых на порядок ниже. Во-вторых, ассоциируя образовательную систему с шахматной игрой, установила, что правила шахматной игры помогли мне оценить влияние системы работы учителя на решение конечного результата в целом. В-третьих, репрезентативная выборка фигур показала, насколько оправданны тактические действия относительно результативности. В-четвёртых, и шахматы, и педагогика – науки, изучающие закономерности передачи социального опыта, направленные на развитие и становление интеллектуальной, гармоничной личности человека.

Можно бесконечно перечислять точки соприкосновения шахматной игры и системы работы педагога. Но, всегда нужно помнить о том, что у каждой науки есть строгая концепция, и перекладывать одно на другое категорически запрещено. Можно лишь на один предмет посмотреть через призму другого и, отметив выигрышные позиции, применить, не нарушая научных концепций. Таким образом, это ещё раз доказывает позитивность интеграции образования и науки, как необходимое условие для обучения в течение всей жизни, способствующее не только поднятию престижа педагога, но и формированию функционально-грамотной личности ученика.

В своей системе работы по формированию функциональной грамотности посредством стратегий критического мышления, я представляю собственную деятельность через призму шахматной партии.

Шахматная наука представляет шесть уникальных видов фигур. У каждой фигуры своё уникальное название. Каждая из них наделена определёнными функциональными возможностями. Отличаются они мощностью ударной силы и привязаны к конкретной ситуации на шахматном поле. Есть фигуры, которыми стратег жертвует для получения положительного результата. При столкновении сил стратегу предоставляется возможность производить размен фигур для достижения победы.

В роли стратега выступает сам педагог:

Глубоко владеющий педагогической наукой, обладающий навыком управления процессом (в данном случае обучения),

Моральными и этическими принципами,

Способный устанавливать партнёрские отношения со всеми участниками образовательного процесса,

Владеющий арсеналом современного педагогического инструментария в разрезе ТРКМ,

Умеющий оценить рациональность определённых тактических шагов по отношению в результату.

Если интерпретировать роли шахматных фигур и внедрить положительные моменты в педагогическую практику, то это может выглядеть примерно следующим образом. Представление функциональных возможностей шахматных фигур мы представим в иерархическом порядке: от высшего чина к низшему.

Шахматная фигура – Король – фигура главнейшая. По правилам без него играть нельзя, его нельзя бить. Король может ходить на любую соседнюю клетку рядом с собой в любом направлении (по горизонтали, диагонали или вертикали), но только если это поле не атаковано вражескими фигурами или не занято своими. Бьет король так же, как и ходит, то есть может съесть любую стоящую рядом вражескую фигуру (если она не защищена). Если перенести функциональные преимущества на педагогическую парадигму, то в роли короля могут выступать нововведения, осуществление инжиниринга в любом образовательном процессе. На практике это выглядит так: происходящее инъецирование нововведений при столкновении с другой технологией, ранее апробированной, либо изживает её, за утратой актуальности, либо интегрирует её с нововведениями, используя как «леса - подмостки» (по Мерсеру) для адаптации внедряемых нововведений.

Другая шахматная фигура самая сильная – Ферзь – это полководец, генерал шахматного войска. Поэтому его нужно беречь, чтобы просто так не побили. Ферзь ходит и как слон, и как ладья, может ходить по диагоналям, вертикалям и горизонталям на любое количество полей. Осуществляет удар аналогично. Функциональную роль Ферзя на педагогическом поле исполняет ресурсное обеспечение педагогического процесса в целом, в том числе технические ресурсы. Именно ресурсное обеспечение по вертикали и диагонали (система воспитательного, образовательного и дополнительного образования) способно обеспечить качественное внедрение нововведений для повышения качества образовательных услуг школы. Как и Ферзя ресурсное обеспечение, чтобы оно не теряло своих возможностей нужно беречь и не растрачивать по пустякам. Другими словами, нужно научить участников образовательного процесса использовать ресурсное обеспечение так, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

И вот на шахматное поле выходит следующая шахматная фигура – ладья - вторая по силе фигура от ферзя, передвигается по вертикали и горизонтали, на которых находится, на педагогическое же поле в функциональных возможностях ладьи выступает интеграция учебных предметов (внутрипредметная – интеграция тематического диапазона внутри одной образовательной области, межпредметная – интеграция тематического диапазона нескольких образовательных областей, транспредметная – итегриция учебно-воспитательного + дополнительной образование интеграции) через реализацию проектов. Проекты отличаются своим разнообразием: урок-кейс, страна авторских сказок, педагогические мастерские, поиск истины, деловые игры, кейс-пари, технологии открытого пространства и прочее. Педагог может сам создавать собственные проекты и вовлекать в них учащихся относительно их индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом участники образовательного процесса будут странствовать на ладье развивая личностный потенциал относительно различных образовательно-воспитательных траекторий, интегрируя единые темы различных предметных областей.

Слон - фигура дальнобойная, как ладья и ферзь. Очевидным недостатком слона является то, что он может ходить по полям только одного цвета. На педагогическом поле данные функции будут ценны в распределении потенциала учащихся, то есть формирование групп учащихся для работы на уроке с учётом их мотивационной потребности, заинтересованных в самостоятельном поиске и афишировании знаний. Ротация групп может выглядеть следующим образом: пары /лидер + 1/, малые группы /лидер + 2/, большие группы /модератор + лидер + тайм-менеджер + 3/. При грамотном распределении результат превзойдёт свои ожидания.

Самая необычная фигура – Конь. Он ходит буквой "Г": два поля по вертикали и одно по горизонтали или наоборот - два поля по горизонтали и одно по вертикали. Он очень силен в закрытых позициях (когда пешки обеих сторон уперлись друг в друга), так как он - единственная фигура, которая может перепрыгивать препятствия на своем пути. Именно эту функцию в образовательном процессе может играть система оценивания преподавания и обучения. Оценка достижений может быть прямой (горизонтальной) – суммативной (выражающаяся конкретным баллом по пятибалльной системе), или же, вертикальной – формативной (не выражающейся конкретным баллом). Здесь для педагога широкий спектр оценивания, ценность которого представляет собой взгляд «со стороны» - независимую оценку: взаимооценку одноклассников, самооценку, оценку учителя. Для того, чтобы оценивание имело объективный характер, педагог готовит листы оценивания с указанием дескрипторов, по которым само и взаимооценивание будет объективным и аргументированным. Таким образом, функция коня «перепрыгивание» будет оправданным для педагога в оценивании с учётом «взгляда со стороны».

Ну и самый низший чин в шахматах – у Пешки. В шахматах её не принято называть фигурой, но мастера называют пешку «душа шахматной партии» из-за важности её на игровом поле. Она защищает и поддерживает основные фигуры. В перспективе в случае успеха превращается в любую сильную фигуру. Здесь на память приходят слова Суворова «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Здоровые амбиции всегда обеспечивали прорыв в любой области развития человечества. Поэтому на педагогическом поле функциональная принадлежность Пешки относится к учителю новой формации, переживший рефрейминг, понимающий, что новому миру, новой школе необходим новый учитель, способный создавать комфортную атмосферу инновационного образования. Поддержка и развитие инновационной практики в организациях образования – необходимый постулат современной школы. Реализаторами инжиниринга выступают учителя новой формации, деятельность которых происходит в строго вымеренной системе: в классе, в рамках школы, в развитии профессиональных сетевых сообществ. Только так возможно поставить образование на новый уровень.

Всего шесть фигур на шахматном поле – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. И какие сложные задачи они способны решать на шахматном поле! Нам есть чему поучиться у них. Переняв систему взаимодействия фигур на шахматной доске и перенеся их концептуальные основы на поле педагогической практики, можно прийти к созданию новой системы образования. Достаточно только конструктивно расставить приоритеты и распределить функциональные обязанности.

Возвращаясь в режим системы образования, уходя от интерпретированных ассоциаций шахматного мира, следует сделать вывод, что движущими силами педагогического процесса всегда являлись противоречия, которые оказывали благоприятное влияние на развитие любого образовательного направления.

Мы – педагоги на местах создаём новые системы для внедрения Государственных образовательных стандартов в практику преподавания и обучения. Всё это для того, чтобы наши выпускники были не только востребованными специалистами на рынке труда в будущем, могли извлекать необходимую информацию самостоятельно и использовать её в жизненных ситуациях, но и быть мобильными в вопросах перепрофилирования профессии. Ведь мир не стоит на месте. Сегодня востребованы учителя, врачи, строители, инженеры, дизайнеры и т.д. А кто будет востребован завтра?! Этого никто не знает… Но мы уверены, что наши дети будут к этому готовы! Потому что мы используем нестандартный подход к решению проблем современного образования.

Создавая собственную систему, мы не пытаемся, как сейчас принято говорить, второй раз «изобрести велосипед». Мы используем тот багаж идей, который является мировым достоянием человечества. Только эти идеи мы применяем не в чистом виде, а через определённую призму, интерпретируя, условно обозначая аспекты самой системы, находя общие точки соприкосновения. И воспользоваться уникальным изобретением человеческой мысли – шахматами - в решении педагогических проблем – ещё одно изобретение человеческой мысли на благо человечества.


Инфокоммуникационные образовательные ресурсы
для подготовки социальных педагогов-организаторов шахматной работы в РГСУ

Михайлова И. В. ([email protected])

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Правительство Москвы, признавая принцип равных возможностей в области образования для детей и молодежи, имеющих инвалидность, объявило 2009 год Годом равных возможностей и поставило перед педагогическими коллективами задачу разработки системы мероприятий по реализации данного принципа. Подчеркнем, что использование шахмат в качестве модели обучения может стать одним из инновационных подходов к решению проблемы социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, так как в шахматах результат определяется абстрактно-логическим обыгрыванием соперника, а не двигательной активностью индивида. Именно поэтому шахматы как вид спорта так востребованы среди инвалидов.

Однако интегрирование инвалидов в образовательную шахматную среду осложняется рядом препятствующих факторов, имеющих различный масштаб и характер. В частности, существует большая проблема передвижения таких людей для участия в шахматных мероприятиях. Резко повышаются технические и гигиенические требования. Необходима специфическая модификация рабочего места. Так, при игре в шахматы инвалидам зачастую нелегко физически сделать и записать ход. Существует и кадровая проблема – во многих регионах России имеется острая нехватка социальных шахматных педагогов, понимающих специфику психических состояний таких людей и умеющих индивидуализировать обучение.

С целью преодоления этих трудностей сотрудники кафедры педагогики и организации шахматной работы Российского государственного социального университета спроектировали и провели начальную апробацию дистанционного обучения шахматам инвалидов, основанную на применении шахматных компьютерных программ и шахматных ресурсов Интернета. Рассмотрим дистанционную и традиционную формы обучения основам адаптивного шахматного спорта инвалидов.

Процесс обучения может проводиться под руководством педагога по общепринятой методике, применяемой, например, на базе московской спецшколы-интерната ¹ 31; либо осуществляться дистанционно – с использованием специально разработанных шахматных компьютерных программ и телекоммуникационных средств по экспериментальной методике на базе Международного центра шахматного образования (МЦШО), созданного по инициативе ректора РГСУ президента шахматной федерации Москвы В. И. Жукова. МЦШО обладает мощным материально-техническим оснащением, кадровым составом, информационным и программным обеспечением и готов скоординировать работу по интеграции в мировое сообщество детей-россиян с ограниченными возможностями средствами информационно-коммуникационных ресурсов шахмат. Центр располагает 4 турнирными залами для проведения шахматных соревнований, компьютерным классом на 20 рабочих мест, подключенных к Интернету, лекционным залом с демонстрационным экраном и электронными шахматными досками, специализированной шахматной библиотекой, офисными помещениями, блоком питания.

Можно предположить, что каждый персональный компьютер с установленными шахматными программами, средствами работы с шахматными ресурсами Интернета и электронными шахматными базами, обладает функциями искусственного помощника педагога. Отметим, что основными принципами данной формы обучения являются организация самостоятельной когнитивной деятельности шахматистов в развитой учебной среде, базирующейся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, и оперативное общение тренера-преподавателя и обучающегося с использованием телекоммуникационных средств.

Именно совокупное действие инфокоммуникационных компонентов можно рассматривать как действие «искусственного» помощника (ИП) социального педагога-организатора шахматной работы. Дидактические инфокоммуникационные средства обучения в шахматах можно классифицировать по их функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач). Основными дидактическими инфокоммуникационными средствами обучения в шахматах являются:

информационно-поисковая система (ИПС) – функция поиска и предоставления информации;

учебно-методические комплексы (УМК) – функция электронного преподавания;

шахматные компьютерные программы (КП) и электронные учебники (ЭУ) – функция шахматной игры, шахматного задачника и учебника;

шахматные информационные, обучающие и игровые интернет-порталы, выполняющие перечисленные выше функции в режиме реального времени.

Рассмотрим действующие объекты реализации шахматных дидактических инфокоммуникационных средств на конкретных примерах. ИПС Chess Assistant (ИПС СА) – это многофункциональная система для работы и анализа шахматных партий, имеющая игровой тренинг. Поэтому в процессе выступления на Всемирных шахматных олимпиадах и других турнирах адаптивного шахматного спорта высших достижений большое значение имеет использование в подготовке информационно-поисковой функции, образующей информационно-поисковую систему – ИПС СА. По сравнению с дебютными справочниками-книгами скорость обработки информации при ее использовании увеличивается даже не в десятки, а в сотни раз.

Отметим, что основными информационными образовательными ресурсами, независимо от вида применяемой дистанционной образовательной технологии, являются учебно-методические комплексы, обеспечивающие эффективную тренировку шахматистов. Были выделены следующие принципы концептуальной основы УМК. Это принцип оперативной обратной связи, присущий всем компьютерным программам и программирование индивидуализированного обучения. Наиболее востребованными являются УМК «Шахматный факультатив в школе», созданный сотрудниками кафедры педагогики и организации шахматной работы РГСУ и УМК «Шахматный университет», обладающие высоким уровнем методических, информационных и учебных материалов. Для обучения слепых и слабовидящих шахматистов УМК «Шахматный факультатив» был озвучен в формате MP3.

Учебные программы-тренажеры, состоящие из игровых и учебных КП, предполагают усвоение новой информации. Основная функция КП состоит в развитии умений и навыков шахматного мастерства по всем аспектам шахматного совершенствования. Разнообразный шахматный учебный материал хорошо подобран и систематизирован в таких обучающих шахматных программах, как: «Энциклопедия миттельшпиля» (I, II, III); «Шахматная стратегия», «Этюды для практиков», «Энциклопедия дебютных ошибок», CT-ART 3.0 (программа обучения шахматной тактике). Основная функция игровых компьютерных программ – это выполнение функции спарринг-партнера. Кроме того, шахматисты успешно используют в процессе тренировки игровые КП для анализа критических позиций на всех стадиях шахматной партии. Среди ведущих шахматных игровых программ выделяются «Rybka», «Deeр Fritz», «Junior», «Chess Tiger».

Ведущие тренеры-преподаватели используют в подготовке своих учеников авторские ЭУ. В нашем случае был разработан и апробирован ЭУ «Мышление схемами» (3). Необходимость создания электронной базы по стратегии «Мышление схемами» диктовалось тем, что стратегическое мышление «искусственного» интеллекта, реализуемого через работу обучающих и игровых компьютерных шахматных программ, оказалось малоэффективным для развития стратегического мышления юного шахматиста. Поэтому были структурированы более 500 примеров из практики «естественного» интеллекта, когда стратегическое мышление чемпионов мира по шахматам используется как эталонная модель в подготовке шахматиста.

Важным фактором, оптимизирующим тренировку шахматистов и расширяющим его возможности, является использование шахматных ресурсов Интернета. Они состоят из игровых, информационных и обучающих порталов. Среди игровых порталов выделяются ICC [доменное имя – www.chessclub.com], Playchess и «Шахматная Планета» . Мощным информационным ресурсом Интернета, сформировавшим виртуальную образовательную шахматную среду РГСУ, стал сайт нашей кафедры, созданный в прошлом году силами ППС и студентов .

Формирование теоретической концепции и практической модели использования адаптивного шахматного обучения и воспитания, позволяет направленно развивать комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых умений и навыков, формировать осознанное отношение к своим силам и способностям. Исследование феномена шахматной игры как средства и механизма интеграции детей-инвалидов, проводящегося в МЦШО РГСУ, и выработка на этой основе практических рекомендаций позволяет не декларативно, а реально решать многие специфические проблемы формирования деятельностных компетенций у данной группы лиц.

Использование информационно-коммуникационных ресурсов шахмат в процессе актуализации интеллектуального потенциала детей-инвалидов создает более благоприятные интеграционные возможности для практической реализации принципа равных возможностей согласно Всемирной программе действий в отношении инвалидов. Использование мировых информационных, обучающих и игровых шахматных порталов делает возможным привлекать высококвалифицированные тренерско-преподавательские кадры и спарринг-партнеров для обучения шахматистов-инвалидов в отдаленных районах России. Подчеркнем, что программные средства становятся ценными элементами процесса подготовки шахматистов лишь в том случае, когда они используются в тесной связи с методическим обеспечением обучения – применением инфокоммуникационных технологий. Выбор конкретных дидактических средств, используемых в процессе обучения и выступления спортсменов, зависит не столько от материальной оснащенности ДЮСШ и других шахматных образовательных учреждений компьютерами и программным обеспечением, а прежде всего от применения тщательно разработанных и точно выверенных инновационных методик обучения и воспитания.

Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность

Правительство РФ уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской Федерации на 2011-2018 годы. Ханты-Мансийский округ за сравнительно короткий срок вышел на первые позиции по развитию шахматного образования. Во время открытия 17 международного шахматного турнира имени Анатолия Карпова, проходившего в поселке городского типа Пойковском, Наталья Комарова сделала заявление о том, что наш округ переходит на всеобщее шахматное образование.

В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является поиск, апробация и интеграция в образовательный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов.

Вице Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, выдвигая инициативу "Наша новая школа", подчеркнул, что к концепции четырех "И" (в которую входят институты, инвестиции, инфраструктура и инновации) следует добавить пятую составляющую - Интеллект.

Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.

Выдающийся российский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти».

Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников.

Актуальность проблемы обучения дошкольников игре в шахматы обусловлена созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.

Анализ результатов опроса родителей показал: 100% родителей считают, что игра в шахматы положительно влияет на развитие детского интеллекта, 100 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок научился играть в шахматы и 70% считают, что начинать обучение игре в шахматы можно уже в детском саду.

Аннотация проекта

Материал проекта по организации шахматной деятельности, является одним из основных аспектов интеллектуального развития. Показаны пути решения задач создания педагогических условий для интеллектуального развития воспитанников средствами шахматной деятельности, при реализации которых очевидны проявления интеллектуальных способностей у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Особенностью представленного материала является его системность при организации работы по шахматной деятельности в детском саду (ближайшее социальное окружение), ресурсное обеспечение педагогического процесса, материально-техническое оснащение, связь с социумом.

Материал ориентирован на развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе шахматной деятельности.

Основными направлениями проекта являются: создание психолого-педагогических условий для успешной популяризации шахмат среди детей дошкольного возраста и родителей, обеспечение единства образовательного пространства на территории округа, овладение дошкольника азами шахматной игры; формирование предпосылок для осознанного отношения дошкольника к такому виду спорта как шахматы.

Паспорт проекта «Шахматы дошколятам»

Наименование проекта

«Шахматы дошколятам»

Разработчики проекта

Рабочая группа

Назначение проекта

Проект предназначен руководителям, методистам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, рекомендован педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов, так как направлен на оказание практической помощи педагогическому коллективу дошкольных учреждений в разработке модели методической работы и планирования по шахматному образованию, включающей создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, координирование педагогического взаимодействия, организацию различных видов детской деятельности интеллектуальной направленности, популяризацию шахматной игры у родителей.

Цель проекта

разработать и реализовать педагогические условия для формирования интеллектуальных способностей дошкольников средствами шахматной деятельности.

Задачи проекта

  • Обеспечить подготовку педагогов к внедрению интеллектуальных игр шахматной направленности в образовательную деятельность, организовать активные формы обмена педагогическим опытом;
  • обеспечить методическое сопровождение использования интеллектуальных игр по шахматной деятельности в ДОУ, трансляцию и тиражирование инновационного опыта, обеспечить проведение мониторинга эффективности проекта;
  • разработать методические рекомендации для педагогов по использованию интеллектуальных игр шахматной направленности в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
  • разнообразить формы и средства популяризации интеллектуальных игр, сопряженных с шахматным образованием, в сотрудничестве с семьями воспитанников.

Сроки реализации проекта

1 этап - проектировочный (2014 -2015 учебный год)

  1. Анализ эффективности сложившейся в МАДОУ «Детский сад № 26 «Радость» системы работы по интеллектуальному развитию дошкольников.
  2. Формирование рабочей группы по реализации проекта;
  3. Составление нормативно-правовой и организационно-методической базы для реализации проекта;
  4. Составление перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение шахматного образования;
  5. Разработка проекта «Шахматы дошкольникам» в системе шахматного образования;
  6. Заключение договоров о сотрудничестве, составление планов совместной деятельности с социальными партнерами детского сада;
  7. Разработка системы оценки качества образовательной деятельности по интеллектуальному развитию дошкольников средствами шахматной деятельности.
  1. этап - практический (2015-2016)
  1. Совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта.
  2. Экспертиза дополнительной образовательной программы по обучению дошкольников игре в шахматы «Белая ладья» интеллектуально-познавательной и физкультурно-спортивной направленности.
  3. Информационно-консультативное и научно-методическое сопровождение педагогов по освоению современных технологий по шахматному образованию (в том числе он-лайн консультации, вебинары для педагогов округа).
  4. Расширение и укрепление связей с общественными организациями, реализация планов совместной деятельности. Апробация новых направлений и форм сотрудничества (в том числе дистанционных) с социальными партнерами;
  5. Реализация дополнительной образовательной программы по обучению дошкольников игре в шахматы «Белая ладья», дополнительного образования.
  6. Реализация мероприятий событийного характера, способствующих интеллектуальному развитию, популяризации шахматной деятельности;
  7. организация досуговой деятельности «В шахматном королевстве», «Умники и умницы», проведение шахматных турниров.
  8. Сетевое взаимодействие с образовательными организациями города Нефтеюганска: МАДОУ «Детский сад № 9 «Радуга», МАДОУ «Детский сад № 20 «Золушка», МБДУ ДО «Дом детского творчества».
  9. Реализация перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования (в том числе через дистанционные формы обучения).
  10. Разработка критериев и эффективности проекта.
  1. этап - обобщающий (2016-201 7 учебный год)
  1. Мониторинг эффективности реализации основных направлений инновационного проекта; соотношение результатов с поставленными задачами.
  2. Обобщение опыта по созданию педагогических условий для интеллектуального развития дошкольников средствами шахматной деятельности.
  3. Предъявление результатов инновационной деятельности через проведение мастер-классов, педагогических мастерских, практико-ориентированных семинаров, интерактивных площадок, публикации методических материалов в журналах.

Ожидаемый результат

Воспитанник:

С помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:

  • развитие логического мышления на 29%;
  • развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%;
  • развитие коммуникативных навыков на 30%;
  • повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%.

Родители:

  • создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников;
  • увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников;
  • сформирован положительный позитивный имидж МАДОУ «Детский сад № 26 «Радость».

Педагоги:

  • приобретен педагогами новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произошел рост профессионального мастерства;
  • повысилась квалификация педагогов по шахматному образованию, имеется понимание необходимости в развития шахматного образования в ДОУ, городе, регионе;
  • пополнилась обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группах и территории дошкольного учреждения;
  • повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Проект «Шахматы дошколятам»

СУЩЕСТВУЮТ следующие этапы творческого развития шахматиста:

A. Безыдейная игра, в которой отдельные ходы делаются по случайным мотивам.
Б . При выборе хода шахматист учитывает только очевидный ответ противника и руководствуется слишком общими, элементарными соображениями с минимальной их конкретизацией.
B . Увлечение первой замеченной комбинацией или ловушкой.
Г . Учет общей перспективы, однако без достаточной конкретизации.
Д . Детальный расчет важнейших вариантов, возможный, конечно, только при высоком уровне общего понимания.
Е . Экономное мышление, умение сочетать общие формулировки, достаточно убедительные в конкретной позиции, с расчетом вариантов до конца там, где это нужно.

Иллюстрируем различные этапы шахматного творчества на примере, где имеется выбор только между двумя продолжениями.

ТАРТАКОВЕР - РЕШЕВСКИЙ
Ноттингем, 1936 г.

Как белым ответить на 1... С: d2+? Брать им слона ладьей или королем? Постараемся проследить ход мыслей шахматистов разной квалификации.

А . Ответ не мотивирован и обусловлен случайными соображениями, не характерными для позиции.

Б . При любом ответе противник возьмет моего коня g5. Пусть уж лучше мой король будет в безопасности. Побью ладьей.

В . Коня g5 я проигрываю. Неприятно, конечно, выводить короля, но после 2. Кр: d2 черные попадутся в ловушку: 2. . . hg 3. hg К: е4+ 4. Ф: е4. Сыграю поэтому 2. Кр: d2, авось выскочу!

Г . Если партнер побьет коня g5, я возьму hg и получу атаку. При 2. Кр: d2 я ставлю ловушку, но неприятен вариант 2... К: d5 3. ed Kd4 4. Фd3 Лe2 + . Следовательно, целесообразнее ответить 2. Л: d2, оставляя своего короля вне опасности.

Д . Ответ 2. Кр: d2 заслуживает предпочтения ибо: 1) он связан с ловушкой; 2) не страшно 2. Кр: d2 К: d5 3. ed Kd4 4. Фd3 Ле2+ 5. Kpcl Л:с2+ 6. Kpbl; 3) преимущество хода 2. Кр: d2 скажется в вариантах 2. . . hg 3. hg К: d5 4. Лh8 Кре7 5. Л: е8+ Кр: е8 6. Лh1 с атакой за фигуру и практическими шансами, или, что может быть еще сильнее, 3. К: f6 (вместо 3. hg) 3. . . gf 4.hg fg 5. fg Феб 6. Фf6 Ф: f6 7. gf Kpg8 8. ЛhЗ с последующим сдвоением ладей и вероятной ничьей (например: 8. . . Ке5 9. Лdh1 Kg6 10. Лh7 Ле6, 11. Лg7+ Kpf8 12. Л: g6).

Е . Надо брать королем, чтобы иметь возможность после взятия коня g5 скорее сдвоить ладьи по линии h. В ловушку партнер, конечно, не попадется, но и в варианте 3. ed Kd4 4. ФdЗ Ле2+ 5. Kpcl Л: с2+ 6. Крb1 получаю шансы, так как повисают его фигуры. Во всяком случае 2. Л: d2 совершенно безнадежно: я не получу реальной атаки за потерянную фигуру. Значит, надо, не вдаваясь в дальнейшие детали, решиться на 2. Кр: d2.

Разумеется, переходных ступеней - бесконечное множество, и точной грани между ними провести нельзя, но в общих чертах наше деление соответствует основным этапам шахматного совершенствования.
Усилия преподавателя должны быть направлены к тому, чтобы его ученики постепенно, по мере накопления опыта, переходили от низших этапов к высшему, доступному им по их природным данным. Было бы грубой методической ошибкой стремиться искусственно перескочить через низшие ступени творчества.
Особо следует остановиться на значении общих формулировок. Они освобождают шахматиста от излишних расчетов за доской и облегчают нахождение конкретных возможностей. Но если общие соображения превращаются в догмы, то они вредны, ибо приучают к верхоглядству. Полезны только те общие формулировки, которые опираются на практический опыт шахматиста на определенной ступени его квалификации.

Переходим к конкретизации методов преподавания. Мне кажется, с самого начала надо исходить из установки на практические занятия. Ознакомлению с ходами фигур и основными правилами достаточно посвятить минут 15-20. После этого, не загромождая память начинающих различными упражнениями и шахматной нотацией, надо позволить им под наблюдением преподавателя немедленно приступить к игре. Никаких указаний, как целесообразно играть, на этой стадии давать не нужно.
После того как начинающий освоился с доской, следует планомерно приучать его к мотивировке ходов, постепенно знакомя с азами во всех стадиях партии. Например, преподаватель предлагает ученику сыграть с ним. Новичок, естественно, развивает игру совершенно нелогичным образом: двигает крайние пешки и затем выводит ладьи, прыгает конями по доске в поисках добычи и т. п. Преподаватель тем временем систематически развивается и, скажем, объявляет мат на f7. Полученный мат запечатлевается,- и несравненно сильнее, чем продемонстрированный на занятиях. Или преподаватель, наблюдая за партией двух начинающих, указывает на простейшие упущенные возможности. Или в позиции, получившейся у двух учеников, преподаватель заменяет одного из них и легко выигрывает, а затем предлагает поменяться цветами и добивается ничьей.
Последний метод особенно рекомендуется в эндшпильных позициях, где изучающий обнаруживает беспомощность заматовать противника. Применимо это и в миттельшпиле. Скажем, у одного из играющих значительный материальный перевес. Преподаватель заменяет слабую сторону и планомерной атакой против неприятельского короля выигрывает.

Уже на самых первых порах можно давать общие (доступные) формулировки. Например, после изучения на практике, как заматовать короля ладьей и королем, дается формула: мат достигается путем оттеснения неприятельского короля на край доски при противостоянии королей. Эта формула, данная как вывод из практики, наталкивает мысль на самостоятельное нахождение ходов, посредством которых достигается оттеснение короля и противостояние королей. Использовав случаи, когда у одного из противников остается одна пешка, можно пройти простейшие пешечные концы и объяснить значение темпа.
В области дебюта надо постепенно знакомить с основными принципами развития, воздерживаясь в течение определенного периода от объяснений значения центра. Разумеется, много внимания должно быть уделено элементарным комбинациям в дебюте, особенно в связи со слабостью пункта f7, диагоналей h5 - е8 и h4-el. В миттельшпиле следует сперва изучить несложные матовые атаки и типовые комбинации.
Показ коротких партий или отдельных позиций надо применять с соблюдением следующих непременных условий: должна существовать аналогия по идее с только что встретившимся за доской вариантом; пример должен быть взят из какой-либо партии или из этюда, близкого по характеру к практической игре, должен быть ярок и доступен для данного уровня развития по идее и по вариантному оформлению.
На той же стадии усвоения минимума нужно изучить элементарные приемы, облегчающие технику расчета (правило квадрата и т. п.). Когда минимум усвоен - ознакомить занимающихся с нотацией.

Очень полезен разбор партий после игры. Проигравший обычно стремится доказать, что он потерпел поражение вследствие случайной оплошности, а выигравший - что он победил благодаря хорошей игре. Этот естественный интерес к собственной партии, когда еще не успел остыть пыл борьбы, преподавателю следует максимально использовать. Разумеется, желательно присутствие и других членов кружка при таком коллективном анализе.
Очень полезны консультационные партии, во время которых происходит живой обмен опытом: здесь особенно важно, что каждый консультант должен обосновывать перед другим предложенный ход. Таким образом вырабатывается привычка к разумной мотивировке ходов. Надо широко использовать сеансы. Если преподаватель, давая сеанс, встретится с поучительной позицией или ошибкой, он должен предложить участнику записать положение, а затем по окончании сеанса в присутствии других участников разобрать пример.
Показ партий и отдельных позиций на этом этапе может применяться чаще. Для шахматистов низших квалификаций весьма полезны партии Морфи, где его противники допускали типичные ошибки, которые эффектно и убедительно использовались. Когда происходит какое-либо выдающееся состязание, надо практиковать демонстрацию отдельных Партий, игранных в нем. Но при этом не нужно показывать сверхтонкостей, а обращать внимание на вполне понятные и поучительные моменты.
Лекционный метод, мне кажется, должен преследовать цель подведения итогов практических занятий и разработки таких тем, как «Основные понятия о дебюте», «Типы комбинаций», «Атака позиции рокировки» и других.

На занятиях с кружком высшей квалификации, примерно с третьей категорией, возможно еще большее разнообразие в методах преподавания. Чаще надо применять демонстрацию партий. Можно ввести совместную читку шахматной газеты с критическим подходом к помещенным в ней комментариям. Чрезвычайно полезны письменные анализы отложенной партии с последующим сопоставлением и критической оценкой анализов обоих противников. Возможны тематические турниры по определенному дебюту, тематические сеансы с часами, доклады слушателей на заданную тему. Шахматистам не ниже второй категории полезно поручать составление комментариев к партии с последующей критической их оценкой со стороны преподавателя.

В рамках настоящей статьи я лишен возможности подробно останавливаться на методических вопросах, касающихся изучения отдельных стадий игры. Ограничусь поэтому лишь краткими замечаниями.
В области дебюта отнюдь не следует стремиться к ознакомлению со всеми началами. Бесполезно и даже вредно изучение дебютных вариантов оторванно от партии в целом и от практической игры. Значение центра нужно выявлять постепенно, по мере роста шахматиста. Доступнее и нагляднее всего роль подвижного центра; значение господства над центральными полями может быть изучено на обильном практическом материале. Представляется методической нелепостью распространенное во многих кружках преподавание современных дебютных вариантов шахматистам низшей и даже средней квалификации.
В области миттельшпиля. Главнейшая ошибка здесь заключается в раздельном преподавании тактики и стратегии, то есть комбинационных и позиционных принципов. Углубление позиционного понимания должно идти параллельно с развитием искусства комбинирования. В частности, такие важнейшие позиционные понятия, как открытые линии, слабые пункты, лучше всего первоначально изучать на примерах комбинаций. Также на примере комбинаций может быть дана общая формулировка существеннейшего стратегического момента - значения превосходства сил на отдельном участке.
Надо приучать к оценке позиции в целом с учетом всех ее особенностей при выработке конкретного плана. Оценивать позицию необходимо по опре деленному методу, учитывая материал, положение королей, преимущество в центре, слабости, открытые линии, подвижность фигур, проходные пешки, конкретные возможности. Оценка позиции должна быть продумана до конца, с таким расчетом, чтобы все отмеченные в ней моменты выявились в дальнейшем течении партии.

Как пример, приведем положение из партии ВИНТЕР - АЛЕХИН Ноттингем,1936 г.

Материально силы равны. У белых ослаблена позиция рокировки вследствие того, что продвинута пешка с. У них «плохой» слон еЗ, стесненный собственными пешками, белые кони мешают друг другу, а у коня g3 вообще нет хороших полей. Попытку белых перевести коня е2 через gl и f3 на поле е5 противник может предупредить ходом f7- f6. Единственная открытая линия е скорее может быть занята черными ввиду загромождения ее белыми фигурами. В центре - равновесие, но черные более надежно владеют пунктом е4, чем белые пунктом е5. Помимо слабости на е4, у белых слаб также пункт еЗ. Если черным удастся парализовать попытку белых активизировать свою игру движением f4-f5, то их позиционное преимущество станет решающим.

Для того чтобы научить правильно оценивать позицию, очень полезен рекомендуемый Нимцовичем метод «сенсаций». Поясним его на примере другой партии того же турнира.

ВИДМАР - ЭИВЕ

Шахматист средней квалификации в первую очередь обратит внимание на обнаженное положение черного короля и на этом основании отдаст предпочтение позиции белых или, в лучшем случае, расценит ее как равную. Между тем партия безнадежна для белых. Обнаженное положение черного короля реально не может быть использовано противником. У черных преимущество двух слонов и значительное пешечное превосходство на ферзевом фланге, у белых ослаблены белые поля при отсутствии белопольного слона.
В партии последовало: 1. СсЗ b5 2. Ла1 с5 3. Фс1 (уклоняясь от размена ферзей после с5-с4) 3... с4 4. Ke1 Сb7, и белые беспомощны против угрозы Фе4. Через два хода - 5. Kf3 g4 6. Kg5 Фf5 - они сдались. То, что позиция, с точки зрения неопытного шахматиста, безопасная для белых, развалилась в четыре хода, произведет сенсацию, и значение пешечного превосходства на ферзевом фланге и слабости полей рокировки ярко запечатлится.

В области эндшпиля объем минимума знаний, обязательных для достижения средней силы в игре, сравнительно невелик. Тонкости эндшпиля доступны только сильным шахматистам и могут быть усвоены с пользой для практики лишь при повышенном интересе к ним, например при анализе собственной отложенной партии. Для правильного учета шансов в сложном эндшпиле, где у каждого из партнеров имеется более одной фигуры, важны общие формулировки с выводами по каждому типу простого эндшпиля.

Похожие публикации