Лексические игры для дошкольников. картотека на тему

Игры, которые помогают усвоить новые слова (со словами уже предварительно познакомились)

Все игры ниже развивают устную речь и подходят для детей, которые еще не учатся читать/писать.

Карточки-двойняшки. (twin cards)

Материалы : карточки с рисунками (на английские слова) в двойном экземпляре. Для детей помладше можно начать с 6 карточек (на 3 слова), постарше до 16 карточек (8 слов).

Количество игроков : 2-4

Возраст: от 3 лет (чем старше ребенок, тем больше карточек)

обучающая цель : практика говорения слов на любую тематику или даже словосочетаний (в принципе ничто не мешает рисовать на карточке и целые ситуации и проговаривать предложения)

Ход игры: карточки перемешиваются и кладутся на стол рисунком вниз. Первый игрок переворачивает любую карточку, называет слово, потом берет вторую карточку, опять называет, если карточки оказались одинаковые, то забирает карточки себе, если карточки разные, то кладет их обратно рисунком вниз. Ход передавать можно по очереди, а можно — если угадал, то открывает еще, не угадал — переход хода.

После того как все карточки открыты, посчитайте по-английски, сколько у кого карточек, у кого больше.

Эта игра подходит практически под любую лексику (животные, цифры, цвета и так далее)

Художники

Материалы : лист бумаги, карандаш

Количество игроков : 2-4

Возраст: от 4 лет

обучающая цель на любую тематику или даже словосочетаний и предложений.

Ход игры: ведущий называет 5-10 слов, делая небольшие паузы между словами, игроки быстро рисуют то, что называет ведущий. Потом игроки по очереди должны назвать все слова (словосочетания, предложения)

Домино

Материалы: домино (купленное в магазине) или самодельные карточки, где как на домино на одной стороне одна картинка, на другой другая. Самодельное можно сделать на какую угодно тематику.

Количество игроков: 2-6

Возраст: от 4 лет

обучающая цель : практика аудирования и говорения словна самую разную тематику(в основном конкретная лексика): овощи, фрукты, животные, цифры, цвета и так далее

Ход игры: игра по обычным правилам домино, только игроки должны обязательно назвать то слово, обозначенное рисунком на домино.

Что пропало? (What’s missing?)

Материалы: карточки с рисунками или настоящие предметы

Количество игроков: от 2

Возраст : от 3 лет (чем меньше возраст, тем меньше карточек)

обучающая цель : практика говорения словна самую разную тематику(с карточками возможностей больше, но с предметами настоящими все же интереснее)

Ход игры: перед игроком (игроками) раскладываются карточки (или предметы), когда слова еще плохо ребенок помнит, при раскладывании опять проговариваем (it’s a) pen, (it’s a) pencil и так далее, он запоминает, отворачивается, в это время ведущий убирает 1 предмет (карточку), игрок поворачивается и должен сказать, что пропало.

Simon Says

количество игроков : 2-10

возраст: от 3 лет

обучающая цель : практика аудирования слов(в основном на тему глаголов, обозначающих действие)

Ведущий дает инструкции, что делать, но игрок(и) выполняют их только, если ведущий говорит сначала Simon says.

Например,

Simon says, jump!

(игроки выполняют действие)

(не выполняют, тк не было слов Simon says)

Можно играть в другом варианте, необходимо выполнять действия только, если ведущий скажет при этом слово «пожалуйста» (please)

What’s in a box? (what’s this?)

Материалы : различные предметы, соответствующие новым словам, коробка или мешок, в которых эти предметы будут лежать

количество игроков: 2-10

возраст : от 3 лет

обучающая цель : практика говорения слов (конкретные слова, хорошо на тему школьных принадлежностей: ручка, карандаш, клей и прочее)

Ход игры : предметы находятся в коробке или мешке, каждый игрок по очереди с закрытыми глазами берет предмет и пытается на ощупь определить что это.

В зависимости от уровня варьируем, либо просто называет слово (Pen?) или вопрос (Is it a pen?) или делаем предположение (I think, it’s a pen)

Угадай, что я рисую

материалы : лист бумаги и ручка, или доска и мел

количество игроков : 2-10

возраст: от 3 лет

обучающая цел ь: практика говорения

Ход игры : ведущий медленно рисует то, что загадал (например, кошку), задача игроков — как можно быстрее догадаться, что ведущий рисует, назвав это слово по-английски.

Bingo

материалы: листы бумаги с расчерченным игровым полем 5 на 5 клеток или 4 на 4 или 3 на 3. Картинки, обозначающие новые слова.

или готовые карточки уже с рисунками (можно найти на различных сайтах).

количество игроков: 2-8

возраст: от 5 лет

Ход игры: русский аналог игры Bingo — лото.

Если карточки уже готовые, то ведущий просто по одному называет слова, а игроки зачеркивают соответствующие картинки. У кого первого будет зачеркнута строка по горизонтали, вертикали или диагонали, тот победитель.

Если готовых игровых полей с картинками нет, то игроки либо рисуют сами, либо наклеивают картинки на поле сами.

Лариса Савчук
Лексические и грамматические игры и упражнения по развитию связной речи дошкольников

Лексические и грамматические игры и упражнения

«Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». - «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». - «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий»).

«Укрась слово»

Цель. Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных.

Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы) . Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий) . А хвост у зайца. (короткий) , значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

«Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка - мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака - лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

«Где что можно делать»

Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку - например, белочку - и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик - маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок - с длинным хвостом, любопытный.

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это?» (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме).

Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой) . Сахар сладкий, а лимон. (кислый) . Весной погода теплая, а зимой. (холодная) .

Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает) , кузнечик. (прыгает) , уж. (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает, тигр. (рычит) , мышь. (пищит) , корова. (мычит).

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении лексических закономерностей родного языка. Особые трудности дети с ОНР испытывают в усвоении и использовании в своей речи прилагательных.

Данные лексические упражнения помогут обогатить словарь детей словами-признаками.

«Описание внешности человека». Лексическая тема: «Человек».

Инструкция:

Послушай стихотворение и скажи,каким цветом бывают глаза и волосы.

Глаза у Вари- карие,
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.

Каштановые волосы
У шустрой Маринки.
А рыжие кудряшки
У маленькой Галинки.
И только у Леночки
Русые косички.

«Отгадай загадки». Лексическая тема « Животные и птицы».

Инструкция:

Найди картинку-загадку и назови слова-признаки, которые тебе помогли в этом.

Эта птица острым клювом стучит.
(Дятел)

А с красной грудкой зимой к нам летит.
(Снегирь)

Огромные глаза у этой птицы.
(Сова)

А эта опереньем ярким гордится.
(Попугай)

У этого зверя пушистая шубка.
(Белка)

Задиристый этот- игра с ним не шутка.
(Тигр)

Вот с этим дружи, он огромный, но добрый.
(Слон)

А этот уж точно друг твой надежный.

«Опиши щенка».

Инструкция:

Послушай стихотворение и назови слова-признаки, которые характеризуют щенка. Назови другие слова-признаки, которые услышишь в этом стихотворении.

Наш задиристый щенок
Громко лает у ворот,
Потому что у ворот
Ходит черный гордый кот.

Любит наш щенок играть,
Катин мячик погонять.
Очень он игривый
Наш щеночек милый.

Очень он у нас веселый,
Шаловливый и смешной.
Смелый, ласковый, красивый
Мой щенок родной.

«Исправь ошибки».

Инструкция:

Послушай стихотворение и исправь ошибки.

Бродил я по речной (лесной) тропинке
И видел страшные (странные) картинки.
Пушистый (колючий) еж шуршит в траве,
Мышонок красный (серый) спит в норе,
Крылатая (рогатая) корова на лугу
Соленую(зеленую) жует траву.

Игра «Наоборот».

Инструкция:

Послушай стихотворение и назови недостающие слова.

Скажу я слово высокий,
А ты ответишь…(низкий).
Скажу я слово дальний,
А ты ответишь …(близкий).
Скажу тебе трусливый,
А ты ответишь…(смелый).
Еще скажу холодный,
А ты ответишь …(теплый).
Затем скажу короткий,
А ты ответишь …(длинный),
Теперь скажу начало
Ты отвечай …(конец).

Ананьева Анна Викторовна,
учитель — логопед,
МБДОУ «Детский сад №151″,
город Рязань

Игры на развитие лексической стороны речи:

Подготовил учитель-логопед Новикова Е.В,

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Назови как можно больше предметов

Цель: активизировать бытовой словарь, развивать внимание.

Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения).

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Олины помощники

Цель: обогащать словарь глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

Что это? (Это ноги)

Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Разноцветный сундучок

Цель: учить детей подбирать признак предмета.

Материал : шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено. Затем указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

Зевают, отдыхают, спят…

Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

Приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

Обедают, благодарят…

Одеваются, прощаются…

Лепят снежную бабу, катаются на санках

«Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.

Ход.
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Так дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

Игра «Почта»

Цель. Расширение объема словаря.

Оборудование. «Почтовый ящик», конверты (по количеству детей на занятии), предметные картинки по изучаемой теме (например, «Животные»), письма с заданиями, двойной ком­плект наклеек (к примеру, апельсин, банан, яблоко, виноград).

Содержание. Детям сообщается, что утром пришла почта и каждому игроку нужно получить свой конверт, а в конвер­те - письмо от наших друзей-животных и фотография. На спинках детских стульев прикреплены наклейки (по одной на каждом): апельсин, банан, яблоко, виноград. Взрослый поясняет, что наклейка обозначает название улицы (Апельсиновая, Бана­новая, Яблочная, Виноградная). Выбирается почтальон, который вынимает конверт из ящика, называет улицу по изображению на конверте (улица Апельсиновая) и отдает письмо по адресу. Ребенок, на спинке стула которого наклеен апельсин («проживающий на Апельсиновой улице»), открывает конверт, достает предметную картинку по теме «Животные» и называет, кто (что) на ней изображено.

Конверты с «адресами»-наклейками и картинки на спин­ках детских стульев используются неоднократно при изучении различных лексических тем как игровые атрибуты. Изображе­ния время от времени меняются: василек, ромашка, лилия, оду­ванчик: улицы Васильковая, Ромашковая, Лилейная, Одуванчи­ковая ; сосна, дуб, клен, береза: улицы Сосновая, Дубовая, Кле­новая, Березовая.

Игра «Я собрал в огороде...»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой па­мяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предло­жение: «Я собрал на огороде... огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумы­вает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лекси­ческой темы предложение меняется по содержанию: «Я со­брал в саду...», «Я положил в шкаф...», «Я видел на улице...», «В лесу живет...», «На кухне есть...» и т.д.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели. Расширение объема словаря, развитие речевых ас­социаций, общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный речевой материал: глубокая - тарелка; голубая - кастрюля; маленькое - блюдце; прозрачный - кувшин.

Игра «Посылка»

Цели. Расширение объема словаря, уточнение представле­ний о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Картотека игр для активизации словаря младших дошкольников

Тема

Название игры

Программное содержание

Оборудование

Методические указания по проведению

Игрушки

«Магазин игрушек»

Образовательные задачи: показать способы обследования предмета (ощупать, погладить); помочь при рассматривании игрушки называть ее цвет, размер, особенности внешнего вида; помочь запомнить соответствующие слова;

Способствовать составлению фигуры медвежонка с применением интерактивной доски; готовить детей к составлению описательных рассказов.

Развивающие задачи: развивать слуховую, зрительную память и внимание, тактильные ощущения.

Воспитательные задачи: воспитывать навыки поведения в магазине; упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости (спасибо, здравствуйте)

медвежонок, 2 куклы, 2 зайца, 2 машины, 2 пирамидки; интерактивная доска; диск с обучающими упражнениями: дидактические игры «Сложи фигуру»; аудиозапись с физкультминутками Железновых

Воспитатель объясняет, что дети пришли в магазин игрушек, но, чтобы получить игрушку ребенку надо очень точно объяснить продавцу, какие игрушки, с какими признаками ему нужны – например, черный мишка с белыми лапками

Игрушки

"Чудесный мешочек"

Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек; используются имена существительные (пирамидка, машинка,кукла, мяч), глаголы (играть, едет, сидит, стоит, побрасывать, ловить), прилагательные (красивая, нарядная, треугольная, разноцветная)

Игрушки: пирамидка, машинка,кукла, мяч.

Непрозрачный мешочек.

Педагог достает из мешочка игрушки, сначала просто описывая их; действия с данными предметами, дети должны угадать игрушку.

Игрушки

"Найди игрушку»

учить детей узнавать предметы по характерным признакам; закреплять умения использовать имена существительные, глаголы, прилагательные

Лучше всего дети справляются тогда, когда при описании игрушки используют имена существительные или глаголы. Например: "Это игрушка. У нее есть голова, туловище, руки, ноги. Ей можно завязывать бант. Ее можно укладывать спать, кормить, катать в коляске". Большинство трудностей возникает в описании игрушек при помощи имен прилагательных. Например: "Он круглый, резиновый, прыгучий. – мяч" или "Она высокая, разноцветная, треугольная. – пирамидка".

Игрушки

«Чего не стало»

продолжать учить детей называть знакомые игрушки; упражнять в образовании существительных в форме родительного падежа, единственного числа; активизировать словарь; развитие памяти и внимания

Игрушки разные по форме, фактуре, назначению

Педагог выкладывает перед детьми несколько разных игрушек и деат возможность потрогать и запомнить их. Затем накрывает платком ирушки и незаметно убирает одну или две. Затем задает детям вопросы – «Чего не стало?»

Одежда

"Кукла Катя проснулась"

закрепить знания детей о названии одежды: майка, трусики, платье, колготки, туфли, пижама. Упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей

Кукла (картонная или обычная), карточки с рисунками одежды и обуви

Педагог описывапет детям ситуацию – кукла Катя проснулась. Что надо одеть кукле? По мере ответов детей переворачивает карточки с рисунками одежды и обуви, задает вопросы – какое платье? Какого цвета? И т.д.

Одежда

«Кукла Катя идет на прогулку»

закрепить знания детей о названии одежды для прогулки. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку: осенняя, зимняя, весенняя, летняя. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, толстая, гладкая, блестящая, шерстяная и т.д.

Дети делятся на две команды. Одна команда выбирает осеннюю одежду, другая – зимнюю одежду. Данная форма проведения игры была выбрана для создания эмоционального контакта между детьми, сближающего детей между собой и стимулирующего доброжелательное отношение к сверстникам.

Одежда

«Найди пару»

учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в родительном падеже (белая кофта, желтый сарафан и т.д.)

Две группы карточек: первая группа с изображением разных видов одежды, другая – с изображением разных цветов

Перед детьми выкладывается карточка с рисунком одежды и карточки различных цветов. Ребенку надо ответить на вопрос какого цвета кофта и обратные вопросы что из одежды желтого цвета.

Посуда

«Накроем стол к чаю»

1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.

3. Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда»

Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка

Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

Посуда

«Кукла Катя обедает»

закрепить знания детей о столовой посуде; активизировать речь детей глаголами (приготовить, поставить, сварить, налить); воспитывать культура поведения во время еды.

Игрушки - посуда

Дети используют в своей речи глаголы, соотнося их с существительными. Дети поочередно находили предмет посуды, опираясь на слова-действия, которые можно совершать с этим предметом (приготовить, налить, варить, кипит и т.д.).

Посуда

«Чего не стало?»

1. Активизация словаря. Учить узнавать и называть посуду на картинках.

2. Грамматика. Учить согласовывать прилагательные и существительные (большая (маленькая) чашка, красное (синее) блюдце).

3. Развивать зрительное внимание, память

Картинки с изображением больших и маленьких предметов посуды

Ребенок соотносит изображения посуды нарисованной и контуров

Посуда

«Подбери посуду для куклы»

закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).

Игрушки-посуда

Дети делятся на две команды, одна команда накрывает на стол посуду для обеда (столовая посуда), а другая команда посуду для чаепития (чайная посуда).

Посуда

«Узнай посуду по описанию»

учить детей узнавать предметы посуды по описанию; закреплять в речи детей названия предметов посуды (активизировать словарь).

Карточки-рисунки с изображением предметов посуды

Дети должны выбрать необходимый описанный педагогом предмет посуды, опираясь на слова признаки

Транспорт

«Чудесная коробка»

1. Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).

2. Учить составлять целое из частей.

3. Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы

Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта

Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте.

Зимующие птицы

«Покажи правильно»

1. Активизация словаря. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт).

2. Грамматика. Учить образовывать родительный падеж единственного числа существительных.

3. Связная речь. Учить отвечать на вопросы предложением.

4. Развивать внимание, память.

Предметные картинки с изображением зимующих птиц

Взрослый показывает ребенку изображения зимующих птиц, спрашивает, кого из птиц узнал ребенок. Просит показать крылья, лапки, хвостик, клюв у птиц, уточняя, что всё это есть у всех птиц. Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют.

В дальнейшем взрослый убирает одну из картинок и спрашивает: «Кто улетел? ». Примерный ответ: «Нет воробья» и т. д.

Ребенок отгадывает загадки о птицах, выбирает изображения угаданной птицы и показывает отгадку

Домашние птицы

«Кто живёт во дворе? »

1. Активизация словаря. Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.

2. Грамматика. Учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

3. Связная речь. Побуждать отвечать на вопрос предложением, используя местоимение Я и глаголы, обозначающие действия, изображённые на картинках.

Предметные картинки

Ребенок рассматривает картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирает каждой птице птенцов.

От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.

Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?

Похожие публикации