Квест игра по развитию речи. Сценарий развлечения в старшей логопедической и подготовительной группах "Экологический квест – Путешествие в сказочный лес"

Янковская Марина Васильевна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №24 «Солнышко» посёлка Чульман Нерюнгринского района, РС(Я) посёлок Чульман.
В статье рассматриваются вопросы организации квест - игр, нацеленных на работу с детьми дошкольного возраста. В ходе организации работы по квест-технологии рассматриваются задачи образовательного, развивающего, воспитательного направления. Освящаются различные формы организации квест – игр. Этот вид работы у детей пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Дата публикации: 17.04.2018

СТАТЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«КВЕСТ- ИГРА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ».

В бесконечном потоке новых идей, задаёшься вопросом – как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию, как современными играми организовать деятельность ребёнка, развивая его познавательную деятельность и заложить в его воспитание духовно – нравственную основу?

Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых молодежью, является квест.

Квест- технология- актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных технологий. У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Такие игры позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей), воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

Я работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний у детей, тоже решила использовать в своей работе реальные квест - игры.

Что же такое квест - игры? Это игры , в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такие игры можно проводить как в помещении, так и на улице.

Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи! Безусловно, да! В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете. Однако, содержание задания, и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут. Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся.

Традиционную форму проведения коррекционных занятий я частично заменила на логопедические квесты. Например, коррекционную работу по развитию связной речи можно организовать через проведение квеста, используя при этом на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т.д. Особенно актуальны квесты, как проведение итогового занятия по изученной лексической теме.

Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех. Общая цель является главным «внутренним мотиватором».

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

¾образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

¾развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

¾воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Квесты отличаются друг от друга:

¾по числу участников: о диночные и групповые;

¾по продолжительности: кратковременные и долговременные;

¾по содержанию: сюжетные и несюжетные,

¾по структуре сюжетов: линейные (основное содержание квеста построено по цепочке), штурмовые (каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино), кольцевые (ребенок отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь возвращается к начальной точке)

Формы организации квест - игр:

¾путешествие;

¾детектив;

¾журналистское расследование;

¾научное исследование.

Я в своей работе в основном использую квесты: по количеству участников как одиночные, так и групповые; по продолжительности –краткосрочные; по содержанию- сюжетные; по структуре сюжетов –линейные и кольцевые; по форме организации – путешествие.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

¾маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

¾«волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

¾ карта (схематическое изображение маршрута);

¾«волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

В начале своей работы над квест -играми я столкнулась с некоторыми трудностями. Они заключались в нехватке свободного пространства для передвижения. Поэтому мне пришлось разработать квест- игры на компьютере и проводить их с одним двумя детьми выполняя все задания в логопедическом кабинете. Но и эти трудности возможно преодолеть, рационально используя все помещения дошкольного учреждения.

Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии помогли дошкольникам с нарушением речи справиться с застенчивостью, способствовали развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развили умение слушать и слышать другого, активизировали речевое общение.

Обучение с применением квестов в логопедической работе положительно сказывается на состоянии речи, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.

Список литературы:

1.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М.. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.138-140

4.Сокол І.М. Квест: метод читехнологія? // Комп"ютер у школі та сім"ї. – 2014. – № 2(114). – С. 28-32.

5. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 146-149.

Название:
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, другие, Подготовительная группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МКДОУ детский сад №472 « Тигренок»
Месторасположение: г. Новосибирск

КВЕСТ – игра «Поиски сокровищ пирата Флинта»
для детей подготовительной группы.

Тип игры: игра-приключение

Возрастная группа: дети подготовительной группы

Цель : разнообразить образовательный процесс, сделать его содержательно насыщенным и веселым посредствам использования новационной педагогической технологии — КВЕСТ.

Задачи:

Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, ловкость;

Создание условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами;

Укрепление здоровья дошкольников, развитие у них сообразительности и самостоятельности мышления в решении возникающих задач;

Умение работать в команде;

Закрепить ранее полученные знания.

Предварительная работа:

  • упражнять детей в решении логических заданий, ребусов, задач на смекалку, ориентация по план схеме и чертежу и т.д.
  • чтение приключенческих книг и просмотр телепередач дома;
  • организация игр-эстафет, спортивных соревнований;
  • участие в районном конкурсе детских тематических проектов «Питание и здоровье»

Оборудование: ПК, видео письмо, карта, сундук с сокровищами, спортивное оборудование.

Действующие лица:

  • Дети и взрослые,
  • Мудрец,
  • Баба-Яга

Ход КВЕТС-игры:

В группу приходит видео письмо:

Видео письмо : Я искатель сокровищ Бил. Я ищу карту давно спрятанных сокровищ пирата Флинта. Ходит очень много легенд об этих сокровищах. Одну я могу поведать вам. «Давным – давно, когда промышляли пираты в водах Тихого океана и беспощадно грабили корабли, был похищен сундук с волшебным кристаллом и драгоценными монетами. В те времена много искателей пытались вернуть этот сундук, но некому так и не удалось отыскать карту спрятанных сокровищ. Один мудрец мне сказал, что эту карту могут найти только дети. И вот теперь я ищу детей, которые отыщут карту и смогут отправиться на поиски сундука с сокровищами. Если вдруг вы найдете карту, сразу же отправляйтесь на поиски сундука, пока его не заполучили злодеи.»

Воспитатель: Что делать будем?

Дети высказывают свои варианты и совместно с педагогом приходят к выводу, что будут искать карту.

Дети находят обрывок карты и изучают содержимое, обсуждают, как по ней ориентироваться.


Воспитатель: Жалко что остался только обрывок карты, но ничего может получится найти и остальные части. Ну что мы отправляемся на поиски! Оденьте вот эти повязки мы ведь одна команда. Путь нам предстоит нелегкий. Ребята пора посмотреть, куда нам двигаться!!! На карте отмечено место смайликом (спальня в нашей группе)

Воспитатель: Ребята что же это за место, куда нам нужно идти?

Дети высказывают предположения, размышляют. Воспитатель с помощью открытых наводящих вопросов подводит детей к выводу, что это спальня в группе.


Все бегут в спальню и ищут следующее указания, которые спрятаны в спальне.

Задание 1.

Конверт с заданием: В конверте детем предложено много названий с различными продуктами питания, задача детей прочитать и выбрать только полезные продукты. Составить цепочку из слов обозначающих полезные продукты, последнее слово укажет вам куда дальше двигаться (детем предложено много названий с различными продуктами питания, задача детей прочитать и выбрать только полезные продукты):

ВинограД ДынЯ ЯблокО ОмлеТ ТвороГ ГРУША .

Воспитатель: Ребята где можно найти Грушу? Выслушиваем рассуждения и проверяем все варианты предложенные детьми. По мере высказываний детей даем подсказку: какие бывают груши — БОКСЕРСКИЕ. Где может находиться в детском саду боксерская груша? Бежим в спорт зал и ищем следующее задание.

Задание №2:

Выложите из слов пословицу и на обороте узнаете куда двигаться дальше

(Пословица: Здоровье дороже денег!

На обороте слово: РЫБА

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где же в вашем детском саду можно увидеть рыбу?

Дети : Аквариум.

Все бегут к аквариуму.

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет о значении рыбных продуктов в нашем питании? Чем она полезна?

Выслушиваем ответы детей и рассуждаем вместе.

Задание №3:

Дети вспоминают и возвращаются в группу.

В группе дети встречают Мудреца.



Задание №4

Мудрец : «Я хранитель мудрости и тайн. Я знаю, что вы ищете клад, который не удалось не кому до вас найти. А я помогу вам, потому что вы дружные ребята. Путь куда вам нужно следовать вы узнаете, отгадав мою загадку:
Кто знает верную примету,

Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то ….
(Зима)

Воспитатель: Ребята, где же мы может увидеть настоящую русскую Зиму? Почувствовать морозец и потрогать снег?

Выслушиваем ответы детей и приходим к выводу, что на улице (все собираются на улицу).

Воспитатель: Ребят давайте с вами вспомним, а что кроме здорового питания необходимо человеку, что бы быть здоровым? Ведь вы много узнали новой информации во время реализации в нашей группе проекта «Питание и здоровье»

Воспитанники вспоминают, рассуждают, дают ответы: «Гулять на свежем воздухе, потому что…», «Закаляться и заниматься спортом это полезно для …» и мн.др.

Во время беседы дети неожиданно замечают приближающуюся Бабу-Ягу.


Воспитатель: Здравствуй бабушка! Ты сундук с сокровищами не видела?

Баба-Яга: Нет у меня ни какого сундука.

Воспитатель: Мы с ребятами сундук ищем, а дороги дальше и незнаем.

Баба-Яга : Обыграете меня, вот тогда я вам и подскажу куда путь держать

Задание №5:

Эстафеты:

  • «Кто быстрее перенесем все волшебные клубочки»,
  • «Перетягивание каната»

Баба-Яга: Ух-ух замучили вы меня. Так уж и быть держите волшебный клубок он вам и покажет дорогу.



Все двигаются за Воспитателем (она с помощью магнита передвигает клубок). Добрались до места, где стоят кегли и коробка с пластмассовыми шарами. Думают что же делать и решают сбивать кегли.

Задание 6.

На дне одной из кегль приклеена загадка. Нужно сбить кегли и найти загадку.


Ребята сбивают кегли и находят загадку.
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ЕЛКА)

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сейчас можем найти ель?

Выслушиваем рассуждения детей. Все ищут елку на территории детского сада

Дети под елкой дети находят сундук с кладом. УРА!!!


Все дружно проходят на веранду, что бы узнать, что же лежит в сундуке.


Дети открывает сундук и достают послание:

«Кто нашел этот сундук с волшебным кристаллом, пусть знает что кристалл исчезнет очень скоро после открытия сундука, но вы можете успеть загадать одно общее желание около него. А вам за вашу храбрость, ловкость, ум и смекалку достанутся драгоценные монеты и волшебная коробка с помощью ее вы сможете вырастить свой волшебный кристалл.



Теперь пришло время загадать желание. Обсуждается и выбирается одно общее желание. Дети встают в круг, все касаются волшебного кристалла и загадывают желание.


После прогулки дети получили золотые монеты и поделились впечатлениями, но помимо угощения — медалек в сундуке был кристалл, который дети должны вырастить сами.

Во второй половине дня мы с детьми начали проводить опыт «Выращивания кристалла» это было в пятницу, а придя в понедельник, дети увидели кристалл:


Но это уже другая история!

В организации нашего квеста принимали участия родители в роли сказочных героев и помощников при подготовке. Такая идея организации образовательного процесса им понравилась. Ведь приключения, тайны и неизведанное – это самая лучшая мотивация для детей в деле познания окружающего мира, применения уже имеющихся знаний, приобретения новых. Но самое главное – это чувство командного духа, поддержка друзей и общение, приносящее море эмоций и радости.

P.S.: «Педагогами и психологами давно доказано, что хорошо организованная игра сама по себе — лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить — образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.»

Конспект НОД в форме логопедического квеста "Найди ответ за 25 минут" для детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи

ГБДОУ детский сад №34 комбированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Новаш Ольга Алексеевна учитель-логопед Тихонова Ольга Александровна

учитель-логопед

Аннотация: В данном конспекте представлена непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи. Данное направление выбрано в связи с тем, что дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны неустойчивость и истощаемость психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) , недостаточно развитая мелкая и общая моторика. Поэтому коррекционная работа предполагает не только исправление речевых расстройств, но и личности детей в целом в игровой форме. Квест - это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленном помещении при условиях дефицита времени, во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения цели. В процессе квеста необходимо применять знания, логику, а так же работать в команде. Ограничение во времени нацеливает детей на быстрое выполнение игровых заданий; смена заданий позволяет удерживать интерес детей к квесту.

Цель: Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие» ,
  • «Речевое развитие» ,
  • «Физичкское развитие» .
  • «Социально-коммуникативное развитие» .

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  2. Закрепление навыка элементарного чтения и письма.
  3. Совершенствование умения контролировать поставленные звуки в свободной речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие связной речи.
  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.
  3. Развитие творческих способностей, воображения.
  4. Упражнение в согласовании движений с текстом.
  5. Формирование четкой дикции.
  6. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитание взаимопомощи, работы в команде.
  2. Развитие эмоциональности, выразительности.

Приемы:

  • беседа
  • наблюдение

Оборудование:

  • сейф, ключ
  • карточки с правильно и неправильно напечатанными буквами
  • картинки для составления звуковой схемы слов
  • цветные карандаши (синий, зеленый, красный)
  • карточки для составления слов по первым звукам
  • разрезные картинки скороговорок
  • схема зала
  • слова для составления предложений
  • предметы обстановки с игрушками
  • воздушные шары (синие, красные, зеленые) .

Планируемые результаты:

  1. Совершенствование навыка работать со сверстниками, отвечать на вопросы и давать развернутые ответы.
  2. Совершенствование грамматического строя речи.
  3. Развитие диалогической формы речи.
  4. Выполнение взаимосвязанных ролевых действий, понимание и называние своей роли (капитан команды) .
  5. Совершенствование выразительности речи.

I. Организационный момент.

Дети заходят в зал.

Логопед:

Квест мы начинаем и соревнование предлагаем.

Логопед:

Разделитесь на три команды по цвету футболок (белые, синие, оранжевые) .

Дети делятся на команды и получают первое задание

II. “Картинку собери и скороговорку проговори”.

Логопед:

Ребята, вот вам конверты, соберите картинку и узнайте скороговорку.

Дети выполняют задание и по парам проговаривают скороговорку, отхлопывая между собой в ладоши.

Логопед:

Молодцы!

Сюрпризный момент. Неожиданно звучит стук в дверь, скрежет замка, хихиканья и фрагмент музыки из к/ф “Звездные войны”.

Логопед:

Ребята, кто-то закрыл дверь. Давайте проверим, действительно дверь закрыта.

Неожиданно, серьезно
Дверь закрыта
Все не просто.
Ключ от двери спрятан в сейфе.

В сейфе зашифрованный замок.
Чтобы шифр отгадать
Цифры нужно вам собрать
И заданья разгадать.

Логопед: Каждая команда выполняет свои задания, за которые получает часть цифры. Сложив все части, узнаете код к сейфу.

III. Игровое задание “Отгадай слово по первым звукам”.

Логопед:

Посмотрите, у каждой команды карточка с картинками, отгадайте слово по первым звукам.

  1. команда: муха, ананас, самолёт, кошка, автобус (маска) .
  2. команда: корова, улитка, кокос, лук, апельсин (кукла) .
  3. команда: курица, носки, индюк, гном, арбуз (книга) .

Каждая команда, выполнив свое задание, получает часть цифры.

Логопед:

Какая первая цифра получилась? (2)

III. Игровое задание “Будь внимательным, узнай слово”.

Логопед:

Каждая команда ищет свои предметы (куклу, маску, книгу) .

Дети находят предметы и конверты с следующим заданием и частью следующей цифры.

Логопед:

Зачеркните неправильно написанные буквы и заполните клеточки правильно написанными - отгадайте слова.

  1. команда (слова: пион, гвоздика, ландыш, роза) .
  2. команда (слова: ворона, аист, ласточка, филин) .
  3. команда (слова: жук, пчела, муха, бабочка) .

Каждая команда получает часть цифры.

Логопед:

Какая вторая цифра? (5)

Логопед:

Команды назовите обобщающее слово (цветы, птицы, насекомые) . Найдите их в зале.

Дети находят в цветах, среди птиц и насекомых схему зала, где отмечено место спрятанного конверта с заданием.

IV. Игровое задание “Разукрась звуковую схему слова”.

  1. команда составляет звуковую схему слова сумка.
  2. команда – слова лист.
  3. команда – слова мишка.

Дети выполняют задание и получают части цифры.

Логопед:

Какая третья цифра? (3)

V. Игровое задание “Составь предложение”.

Логопед:

Найдите в зале воздушные шары, соответствующие вашей звуковой схеме.

В каждом шарике спрятано одно слово. Задача детей достать из шарика записку любым придуманным ими способом и составить из найденных слов предложение (одинаковое для всех команд) .

Логопед:

Прочитайте предложение (Задание спроси у гостей) .

Дети читают предложение и получают часть цифры.

Логопед:

Какая четвертая цифра? (1)

VI. Игровое задание “Отгадай, что в коробке”.

Дети подходят и узнают у гостей следующее задание.

Гость:

Угадайте, что спрятано в коробке? (замок) На ваши вопросы мы будем отвечать только да или нет.

Дети задают вопросы:

Этот предмет большой (нет) .

Этот предмет легкий (нет) и т.д.

Дети угадывают предмет и получают цифру.

Логопед:

Какая пятая цифра? (4)

Молодцы, код угадали.

Ребенок набирает цифры (25314) , сейф открывается, дети достают ключ и открывают дверь. Квест пройден!

VII. Прощание с гостями.

Мы – это группа номер три.

На нас скорее посмотри.

- Задание решали:

Дима, Тима, Максим, Вадим и Влад, И Маша.

- Ребят хороших здесь немало:

Максим, Полина, Рита.

Вы не глядите так сердито.

Я – Ваня, а я – Елисей.

Нас сосчитайте поскорей.

Я – Тихон, вместе много нас

И мы уходим в первый класс.

Области интеграции: социально-коммуникативное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Педагогические технологии: проблемно-игровая, информационно-коммуникативная, теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Образовательные задачи. Содействовать развитию элементарной поисковой деятельности, умению выдвигать и формулировать предположения, делать выводы.

Обобщать знания о диких животных.

Способствовать развитию связной речи, формировать умение правильно строить распространенные предложения.

Продолжать формировать умение решать арифметические задачи и строить логические цепочки.

Содействовать развитию грамматического строя речи.

Развивающие задачи. Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению, умению следовать правилам (схеме) при выполнении действий.

Развивать творческое воображение, зрительное восприятие, произвольное внимание, память.

Развивать пространственное представление, умение ориентироваться по указанию воспитателя.

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Способствовать развитию двигательной активности детей.

Воспитательные задачи. Воспитывать умение детей согласовывать свои действия, договариваться и объединять усилия для решения общих задач.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачуи выполнять её.

Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

Материал: Воссозданная в групповом помещении картина леса с елками и животными; карточки с цифрами от1 до 6 (на обратной стороне задания); конверт с картой-схемой; инструкция; пазлы и фотография «Зоологический музей»; картина с тенями животных; магнитная доска; фланелеграф.

Раздаточный материал: карточки с изображениями диких животных; карточки с изображениями жилищ животных; массажные мячи; карточки с изображением следов животных.

Форы организации детей: к оллективная, индивидуальная, работа подгруппами.

Длительность: 30-35 минут.

Ритуал приветствия.

Воспитатель. Все собрались? Все здоровы? Дети, вы играть готовы? Ну тогда не ленитесь! И в кружочек становитесь! Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу! Возьмите друг друга за ручки. Скажем вместе: «Здравствуйте!»

Дети здороваются.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром около дверей в группу я обнаружила письмо. Вы можете прочитать, что на нем написано. Давайте посмотрим, что внутри (вскрывает письмо, достает карту схему и прикрепляет к доске ). Как вы думаете что это?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, здесь спрятано изображение, составленное из пазлов, откуда пришло для нас приглашение.

Дети . А где же пазлы?

Воспитатель. Здесь письмо: « Предлагаем вам собрать это изображение из пазлов, которые спрятаны в разных местах нашего зала. Чтобы их найти, надо выполнить задания. Выполненные задания подскажут вам, где искать каждый пазл ».

Дети. Мы соберем изображение и узнаем, куда нас пригласили!

Воспитатель. Как вы думаете, откуда нам надо начать выполнять задания и куда идти?

Дети. Надо начать с цифры «Один».

Карточка № 1

Воспитатель. Вот первое задание. Здесь карточка зверей (берет их в руку веером ). Вытягивайте каждый по одной, а затем подберите вашему животному жилище (показывает карточки с изображением жилищ животных ) и ответьте на вопросы.

  1. Чей дом, как называется?

ü Дом волка – волчье логово.

ü Дом лисы – лисья нора.

ü Дом медведя – медвежья берлога.

ü Дом белки – беличье дупло.

  1. Что лишнее и почему? (Дупло, конура, хлев, конюшня. )

Воспитатель. Вы правильно ответили. Помните, о чем говорилось в нашей инструкции?

Дети. Выполненные задания подскажут нам, где искать пазл.

Воспитатель. Какое последнее слово вы отгадали?

Дети. Дупло (находят дупло, находят первый пазл и прикрепляют на карту-схему ).

Карточка № 2

Воспитатель. Какое же будет следующее задание? Давайте посмотрим карточку с номером 2. Здесь мы будем решать необычные задачки. Слушайте внимательно!

На поляне у дубка

Медведь увидел два грибка.

Вдруг нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

сколько он нашел грибов?

(Дети сразу отвечают, решив задачу в уме. )

Воспитатель. Молодцы! Теперь внимательно слушайте следующую задачу.

На песке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один – в бочонок еле влез.

А сколько убежала в лес?

Дети. Два медвежонка.

Воспитатель. Решение задач может подсказать, где искать нам пазл? (Если дети сомневаются, задается следующий вопрос. ) Про кого мы решали задачи?

Дети. Про медведей!

(Дети находят медведя, а под ним пазл. Прикрепляют пазл на место ).

Дети. Пойдем к цифре три.

Карточка № 3

Воспитатель. Ребята, а в этом задании нужно найти чьей тени не хватает, тогда мы узнаем куда нам двигаться дальше. (Дана карта с изображением животных и их теней, дети находят животного чьей тени нет ).

Дети выполняют задание.

Дети. Кабан.

Воспитатель. Правильно. Где будем искать следующий пазл?

Дети находят кабана, под ним пазл, прикрепляют его на место.

Карточка № 4

Воспитатель. Какое будет следующее задание, как вы думаете?

(Дети находят карточку с цифрой пять рядом с массажным мячом на стульчике, рядом – корзина с мячами. )

Воспитатель. Для чего нам мячи?

Ответы детей.

Предлагаю вам взять мячи и поиграть.

(Дети берут каждый по мячу и начинает под слова педагога перекладывать мяч из руки в руку. )

Мы нашли колючий шарик,

Нам его не удержать.

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать.

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож?

Прыгнул шарик на дорожку –

Оказалось – это еж!

(Дети находят ежа, под ним – пазл, прикрепляют его на место.)

Карточка № 5

Воспитатель. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Опишу я вам животных,

Что в лесу увидала,

Только вы, друзья, проверьте,

Чтоб я их не обидела.

Шуба бурая – у волка,

Шуба зайчика – в иголках,

Шуба пестрая лисы –

Удивительной красы.

Шуба ежа – белая,

У медведя – серая.

Шуба рыжая у белки.

Воспитатель. Ну как, правильно все?

Дети. Нет, все неправильно. Только про белку правильно. (Дети находят белку, у нее пазл, прикрепляют его на место. )

Карточка № 6

Дети самостоятельно находят следующее задание.

Игра «Следопыты»

Взять по одной карточке с изображением следа животного, а затем подобрать из предложенных картинок ту, которая подходит к данному следу.

Воспитатель. Маша, скажи, чей след у тебя?

Ребенок. У меня медвежий след.

Воспитатель спрашивает каждого ребенка и выслушивает ответы.

Воспитатель. Догадайтесь где мы найдем последний пазл?

Дети идут по следам и находят пазл, прикрепляют его на место.

Воспитатель. Что же у нас получилось? Куда нас пригласили?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно в Зоологический музей. О ком были сегодня наши задания?

Дети. О животных.

Воспитатель. А в Зоологическом музее мы сможем их увидеть. (Воспитатель дарит детям макет Зоологического музея ). Нас ждет увлекательное путешествие в мир диких животных. Давайте скажем нашим гостям до свидания.

Гнеушева Людмила Алексеевна
Гнеушева Татьяна Викторовна
Проскурина Светлана Ивановна


Воспитатель, Детский сад № 29 "Искорка", Республика Бурятия г. Улан-Удэ
Учитель-логопед, Детский сад № 29 "Искорка", Республика Бурятия г. Улан-Удэ

Гнеушева Л.А., Гнеушева Т.В., Проскурина С.И. Сценарий развлечения в старшей логопедической и подготовительной группах "Экологический квест - Путешествие в сказочный лес" // Совушка. 2017. N4(10)..10.2019).

Заказ № 43853

В современной жизни, мы часто слышим о таком развлечение, как квест? Квест - это игра на местности. Квесты (англ. Quest - поиск) игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение.

Использование его в старшей логопедической и подготовительной группах обусловлено возрастными особенностями детей. Велика потребность детей в движениях и во время квеста им приходится постоянно передвигаться с места на место. Дети считают себя очень большими и самостоятельными и очень важно поощрять любые проявления: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение. Дети испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.

Квест предполагает работу детей в двух командах, но при этом совсем не предусматривает соревнования между командами. Обе команды стремятся к выполнению одного общего дела. Деление на команды необходимо для повышения эффективности выполнения задания (скорость выполнения всех заданий). Команда проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение (в представленной работе задача собрать пазлы). Данная работа выполняется в виде квеста на местности (на участке) по теме экология, цель которой собрать пазлы с участием различных героев, выполнив при этом задание. Такой вид работы развивает у детей ловкость, смекалку, память и чувство помощи товарищам. А так же помогает сплотить коллектив и поднять эмоциональное настроение.

В ходе экоквеста детям приходится общаться с членами команды и здесь они должны продемонстрировать свое знание правил этикета, умение выстраивать общение. Начинается игра с постановки цели (необходимо найти сундук, дети встречаются с героями, которые предлагают игры):

Цель: продолжить экологическое образование детей.

Задачи:

Повторить правила поведения в лесу;

Развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощь;

Воспитывать экологическую культуру детей.

Совушка: - Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем празднике.

Эту истину знаю от роду,

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Ребята, мы сегодня здесь собрались на квест игре. Игра у нас будет не обыкновенная, а игра - путешествие по сказочному лесу. Но сначала нам надо повторить правила поведения. Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно будете громко кричать: «Да», но если не правильно, то вы кричите: «Нет»!

Совушка: - Ребята, на каждое задание вы будете получать часть пазла, который мы с вами в конце игры вместе соберём и узнаем что это:

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали,

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?

(за ответы командам выдается пазл №1)

Молодцы, а что это там за шум?

(вбегает Лесовичок и баба Яга)

Лесовичок: Помогите! Помогите!

Совушка: Что случилось, Лесовичок?

Лесовичок: -Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?

Баба Яга:

В лесу беда случилась,

Вокруг всё изменилось:

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит….

Лесовичок:

Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали…

Совушка: - Ребята, давайте уберём мусор на полянках, и тогда снова полянках будет чистой.

Проводится игра-соревнование «Кто больше соберёт мусор?»

На полу разбросан «мусор»: бумага, газета, пакетики, палочки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку «мусор» (выдается пазл №2).

Баба Яга: - Спасибо вам, ребята. А теперь отдохните и посмотрите, какие, чистые полянки у нас. Давайте поиграем. Сейчас встанем по порядку, дружно делать все зарядку.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко,

И отправились в дорожку.

(наклониться вперед и покачать руками и шаги по кругу)

Лесовичок: - Ой, ой, ой, к нам пришел волшебник злой. Он руками замахал, всех детей заколдовал. Дети руки вверх подняли и деревьями все стали.

Тогда для начала вам нужно отгадать загадки:

1. Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Березы)

2. Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем!

(Дуб)

3. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

4. Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат.

Нет, не все еще - у этих

Листья тихо шелестят.

(Осины)

5. Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

(Рябина)

6. Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками.

(Сосна)

Отгадали все загадки (за задание выдается пазл №3).

Совушка: - Молодцы! Но это еще не все, у меня для вас еще одна игра, называется она «Четвертый лишний» (дети называют лишний предмет):

Дикие и домашние животные (волк, лиса, заяц, собака)

Яблоко, груша, слива, капуста.

Утро, обед, вечер, сентябрь.

Декабрь, сентябрь, октябрь, ноябрь.

(за задание выдается пазл №4).

Баба Яга: Игра «Так - не так»

Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Лесовичок все делает наоборот, чтобы запутать детей):

Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

Теплая погода зимой (ТОПАЮТ)

Дождь прошел - остались лужи (ХЛОПАЮТ)

Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

Ночь пройдет - настанет день (ХЛОПАЮТ)

Залаяли птицы, запели собаки (ТОПАЮТ)

За зимой весна придет (ХЛОПАЮТ)

Весной дождик часто бывает, землю поливает (ХЛОПАЮТ)

Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Лесовичок: - Какие молодцы, вот вам пазл №5.

Совушка:- Экологическая игра «Что растет в лесу?» с подготовительной группой (картинки - деревья, грибы, ягоды, растения). «Кто живет в лесу?» старшая логопедическая группа. Дети выкладывают на мольберт картинки с предметами.

В конце задания выдаются пазл №6.

Совушка: - Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу. Дети повторяют поведения в лесу:

В лесу порядок такой:

Посидел - убери за собой!

Муравейники не трогай,

Проходи своей дорогой!

Ты деревья не ломай,

И цветы зря не срывай!

Нельзя в лесу шуметь, кричать,

Зверей из леса забирать!

Костёр надумал разводить,

Ты не забудь всё потушить,

Тут до беды не далеко,

Тушить пожары нелегко!

Лесовичок: - Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывать их выполнять!

И тогда для вас награда -

Птицы, звери - все вам рады!

Бабочки порхают,

Цветочки расцветают,

Спеют ягоды для вас,

Приходите, в добрый час!

Совушка: - Ребята, давайте посмотрим, что мы собрали.

Дети рассматривают картинки, где изображен сундук, который нужно найти, дети узнают местность в детском саду и идут на поиски сундука, открывают, а там мелки.

Похожие публикации