Как играть в случайные мутации 2 игрока. «Эволюция

Случайные события как фрагменты сложного соревновательного пасьянса. Очередной проект из серии «Эволюция» отечественного автора был заявлен не как шаг вперёд уже полюбившегося отечественным игрокам биологического действа, а как некая альтернатива на схожую тематику.

Альтернатива, использующая как знакомые по прошлым играм механики, так и отрицающая основные стратегические моменты своей старшей сестры. Ведь теперь основной лейтмотив игры не взращивание сильного животного с максимально выгодными для игрока свойствами, исходя из набора карт, которые соизволили прийти в руку. Теперь свойства на животных появляются практически случайно, и, уже исходя из сгенерированного набора, игрок должен максимально развить успех своей армады, плодя удачных особей и отдавая на заклание ошибки природы. Идея сама по себе живая, но насколько её смогли раскрыть авторы? Тут всё неоднозначно.

Для начала разберёмся, как же в СМ играть.

Все игровые карты, как и в прошлых играх серии, могут быть сыграны как животное (рубашка карты), так и как свойство. Часть свойств в игре остались историческими, часть свойств было добавлено абсолютно новых. Причём стоит отметить, что в этом аспекте авторы провели очень достойную и качественную работу, выбрав именно те свойства, которые лучше всего ложатся именно на «случайный» механизм генерации свойств. Также был добавлен большой пул свойств, которые негативно сказываются на развитии вида и тем самым делают его легкой добычей для хищников или просто мора. За счёт них достигается постоянный драфт инь-яня в игре. И тех, и других карт в колоде в достатке, так что вероятность ситуации, когда у одного игрока виды развиваются как в Эдеме, а у другого фабрика по производству экспонатов кунсткамеры, минимизирована. Все эти свойства качественно перемешиваются и добавляются в одну большую колоду.

Рис. 1. Примеры игровых карт.

1. Развитие

В этой фазе игроки получают в закрытую набор карт в колоду игрока. В случае, если данный ход первый, игрок выкладывает перед собой 3 карты рубашкой вверх (т.е. все изначально запасаются тремя подопытными видами) и получает 7 карт в свою колоду.

Рис. 2. Начальный расклад карт при игре на троих.

Во все последующие ходы игрок получает количество карт в колоду, равное количеству животных, которые у него содержатся, плюс две карты. Далее игрок может сыграть карты из своей колоды. Доступны следующие виды реализации своей колоды:

  1. Сыграть карту как одно животное нового вида.
  2. Сыграть карту лицевой стороной как свойство. Для этого выбирается вид животных, содержащий не более одного животного (развивающийся вид), и вскрывается верхняя карта колоды игрока. Если вскрытое свойство неприменимо к выбранному животному — двигаемся дальше слева направо, пока не найдём вид, для которого свойство применимо.
  3. Добавляем животное в вид. В случае, если в виде больше одного животного — к нему нельзя добавлять новые свойства.
  4. Дивергенция вида — добавление мутирующей особи к виду, которая, фактически, является родоначальником нового вида, она сохраняет все свойства вида родового, но может получать новые свойства.

Каждое действие совершается по очереди каждым игроком, начиная с первого. Для каждого конкретного игрока фаза считается законченной, если у него закончились карты в колоде или он объявляет конец фазы сам.

2. Климат

Рис. 3. Модификаторы ресурсов в зависимости от количества игроков.

3. Пропитание

Также игрок вместо взятия ресурса может провести атаку хищником как на животных оппонентов, так и на своих животных. Как только ресурсы в пуле закончены, должны быть финализированы все возможные атаки хищниками, если таковые остались, после чего начинается следующая фаза.

Также существуют дополнительные свойства, которые могут автоматически быть задействаны в ту или иную фазу.

Теперь, немного разобравшись с правилами, мы оценим как же это всё реализовано.

Оформление

1. Качество компонентов

Данный аспект стал первым разочарованием в игре. Возможно, некачественное оформление связано с тем, что я получил свою игру по предзаказу, и издатели торопились порадовать всех до Нового года (благодаря сему было получено несколько приятных мелочей), но в итоге местами поделка получилась некачественной. К коробке и картам претензий нет. Всё сделано равносильно прошлым играм серии — достаточно добротно. Но вот с токенами ресурсов и кубиками — просто беда. Если токены просто местами вырезаны неровно и с щербинками, что создаёт зрительно-тактильный дискомфорт (хотя это относится не ко всем жетонам, может, мне просто не повезло), то кубики сделаны просто отвратительно. Идея с кубиками разной величины лично мне показалась не очень хорошей, но дело даже не в этом. Краска на показателях сторон куба нанесена очень неравномерно. Сами кубы тоже различаются (даже одного вида). Не сказать, что это сильно влияет на игровой процесс, но всё-таки ложка дёгтя. Надеюсь, что в последующих тиражах игры данные недостатки будут исправлены.

Рис. 5. Комплектация коробки с игрой с добавлением нескольких приятных мелочей.

2. Дизайн компонентов

Рис. 6. Пример дизайна карт. Красный фон — хищники, светло-салатовый — позитивные свойства, тёмно-салатовый — негативные, голубой — водоплавающие.

Механика игры

1. Формирование партий

Рис. 7. Партия в разгаре.

2. Механика отдельной партии

В рамках данного раздела сразу напрашивается сравнение с предыдущей серией, сравнение необходимое по ряду причин. Во-первых, чтобы понять, насколько данная игра является шагом в сторону, а главное, в какую. Во-вторых, это необходимо для верификации или напротив отрицания наследия «Эволюции», которая просто «Эволюция».

Игра полностью утратила стратегический аспект на каком-либо этапе за исключением фазы пропитания. Главная «фишка» первой «Эволюции» — контролируемое развитие определённой соревновательной линии за счёт той или иной динамики развития видового комплекса. Естественно, с упором на великий и всеми горячо любимый рандом. Но все выборы делались взвешено и осознанно. Тут ситуация иная и во многом напоминает классический Can’t stop. Мы развиваем вид, раздувая и раздувая его свойства в поисках того самого оптимального «стоп», который сделает наш вид доминирующим и всячески полезным. Но в любой момент к нам может прийти карточка со слишком быстрым обменом веществ, и все усилия канут в Лету. Но как же? Ведь мы можем планировать, в каком порядке будут применяться свойства, если вдруг что не подойдёт, а также у нас есть дивергенция, позволяющая накапливать свойства постепенно. Так-то оно так, но всё равно всё сводится к рисковому пасьянсу, на основании результатов которого мы перейдём в фазу питания.

Рис. 8. Схема применения дивергенции.

Рис. 9. Нужная карта не пришла.

Также игра попыталась избавиться от ряда проблем своей предшественницы, но удалось это не во всём. Сохранилась проблема, связанная с ранним разгромом. В случае, если в любой момент времени вы сильно проиграли оппоненту, потеряв большую часть животных — вам его уже не догнать. В первой «Эволюции» эта проблема с горем пополам лечилась дополнениями и определёнными обрезаниями колоды, здесь же шанс вернуться на колею за счёт большого объёма случайных событий сохраняется, но всё же он достаточно призрачен, хотя бы из-за тривиальной разницы размеров колоды лидирующего и отстающего. Особенно это заметно при большой группе людей. Отстающий почти наверняка вылетит из конкурирующего режима партии и станет достаточно пассивным наблюдателем. А это мало кто любит. К тому же здесь это может произойти с каждым абсолютно случайно.

Также игровой процесс достаточно однообразен. Колода велика, свойств не так много, и уже к середине колоды откровенно наскучивает делать одни и те же операции с заметной периодичностью и с трепетом ждать очередного броска кубиков — хоть какая-то встряска. При этом из-за случайного механизма набора свойств даже не получается толком увлечься комбинациями или долгосрочным планированием. Есть здесь и сейчас, а повезёт или нет, узнаешь, перевернув рубашку карты.

При всём вышесказанном стоит отметить простоту освоения и действительно любопытную тематику, которая позволит увлечь в игру слабо знакомых с настольными играми людей или детей — это несомненный плюс.

3. Реиграбельность

В данном случае раздел крайне спорный. С одной стороны, игра безумно реиграбельна с точки зрения дифференциации партий. Раз от раза будут выпадать новые комбинации, новые ситуации, новые выборы — конца и края им не видно. Но с другой стороны, несмотря на номинально большой объём всевозможных комбинаций, сама игровая рутина не захватывает. От игрока тут зависит не мало, но и не так много, как бы хотелось. Возможно, это просто не мой жанр. Так что если вас захватывает подобная динамика игры — с реиграбельностью проблем не будет, а если нет — не факт, что первая партия будет доиграна.

Личное впечатление

1. Тематичность

Тематичность — один из главных рычагов продвижения данной игры. Ведь теперь мы пытаемся имитировать процесс развития вида в условиях, модельно повторяющих реальную жизнь. Ведь по ряду эволюционных теорий развитие вида связано не столько с осознанным накоплением навыков, сколько с большим количеством входящих внешних раздражителей, которые могут его менять и развивать. Получили ли мы это на самом деле? Лишь отчасти. Ведь как ни крути, модель получается слишком случайной. Нет возможности сделать вид более устойчивым к негативным факторам в процессе его развития. Нет накопления опыта развития при дивергенции (не считая общего багажа свойств). Также было бы интересно увидеть механики ослабления. Например, при той же дивергенции. Ведь новый вид уходит из обычной среды обитания за новыми свойствами, а там он приспособлен куда как менее. Возможно всё это — тема грядущих дополнений, но пока нет ощущения, что игра захватывает вас в мир биологических чудес и эволюционных фиаско. Пока это просто карточный рандомайзер с очень и очень симпатичными иллюстрациями. Хотя стоит отметить, что для больших компаний или для игры с детьми игра подходит достаточно хорошо. Тематику же можно создать в процессе общения за игрой и шуток-прибауток на тему очередного чуда-юда, родившегося в процессе мутации...

Рис. 10. Список игровых свойств.

2. Механика игры

Игра вызвала двоякое впечатление. Я ждал немного интересного полустратегического филлера, в итоге же полученный образец совсем не соответствовал моим игровым вкусам. Но после небольшого раздумья и фазы успокоения я понял, что игра-то неплоха. Это хороший образец средней карточной игры. Низкий порог вовлечения, приятные иллюстрации, простой сеттинг, оригинальная динамика делают её очень хорошим вариантом для игры с людьми, неискушёнными в настольных играх, для больших компаний и для игры с детьми. Игра очень слаба в дуэльном режиме и красок она приобретает только при более-менее большом количестве игроков. Брать или не брать? Тут вопрос решается только предварительной игрой. Если Вам по душе сложные карточные игры с большим набором вариантов развития и стратегий, скорее всего, игра не для вас. Если же нужно что-то незамысловатое, но с изюминкой — это очень хороший вариант.

P.P.S. Несмотря на всю критику выше, хочу выразить авторам игры большое спасибо за это творение. Виден огромный пласт проделанной работы, видно, что игра тестировалась. Чувствуется, что в неё вкладывали душу. Просто что-то получилось, а что-то не получилось. Но, полагаю, будут дополнения, и авось всё наладится. И отдельное спасибо за то, что вы делаете для развития настольных игр в России — низкий Вам поклон.

Сводный итог

Опция

Оценка

Весовой показатель

Оформление

Качество компонентов

Дизайн компонентов

Игровой процесс

Формирование партий (сеттинг, организация игрового места)

Механика отдельной партии

Реиграбельность

Личное впечатление

Тематичность

Механика игры

Общий итог

Настольная игра «Эволюция» - это увлекательная иллюстрация принципа «выживает самый приспособленный». В этой игре надо создать наиболее многочисленную и развитую популяцию живых существ. Для этого участники наделяют своих существ полезными свойствами, которые помогают им бороться за еду и место под солнцем. «Эволюция» стала одной из самых популярных отечественных настольных игр. Она заслужила несколько наград, обзавелась двумя дополнениями и даже побывала учебным пособием, - но всё-таки автор игры, профессиональный биолог Дмитрий Кнорре, считал её недостаточно научной. Ведь в живой природе все эволюционные изменения происходят случайным образом, а не по чьей-то разумной воле, как в настольной игре. Кроме того, определённые наборы свойств принадлежат не единичным животным, а целым видам существ. Последние два года создатель «Эволюции» и компания «Правильные игры» работали над новой, более научно верной версией игры. Новый набор получил название «Случайные мутации».

«Случайные мутации» - это не замена оригинальной «Эволюции» и не дополнение к ней, а отдельная настольная игра. Она унаследовала от своей предшественницы многие элементы, поэтому тем, кто знаком с обычной «Эволюцией», будет несложно освоить и «Случайные мутации». Более того, многие свойства из первой игры и её дополнений можно использовать и в новинке - список таких карт есть в конце правил.

В «Случайных мутациях» 90 карт, на рубашке которых изображена фирменная «эволюционная» ящерица, а на лицевой стороне указано одно из 16 возможных свойств, например «Хищник», «Короед» или «Почкование». Как и в обычной «Эволюции», каждую карту можно разыграть двумя способами: либо рубашкой вверх как животное, либо в открытую как свойство. Кроме того, в комплекте игры 52 фишки красного, синего, зелёного и чёрного цветов, а также красный, зелёный и чёрный кубики. Базовый набор рассчитан на 2–4 участников, но если объединить пару коробок, то можно сыграть хоть ввосьмером.

В начале игры каждый участник получает по 10 карт из общей колоды. Семь из них он кладёт перед собой в личную колоду, а ещё три выкладывает в ряд - это три вида существ, которыми игрок располагает на старте. Все карты лежат перед игроками в закрытую, и никто не вправе смотреть, на их лицевую сторону.

Раунд игры состоит из четырёх фаз. Первая - фаза развития, в которой участники выкладывают карты из своих личных колод. В свою очередь игрок объявляет, каким способом он хочет разыграть верхнюю карту колоды: начать новый вид, добавить ещё одно животное в уже имеющийся или наделить один из своих видов новым свойством. Только в последнем случае он переворачивает карту и смотрит, какое свойство ему досталось. Затем он должен подложить эту карту под стопку выбранного вида, даже если это ему невыгодно. Если же игрок выбрал первый или второй вариант, он просто кладёт карту рубашкой вверх - либо начиная новую стопку вида, либо продолжая старую. Каждое животное в стопке считается отдельным существом, обладающим всеми свойствами своего вида.

Партия продолжается до тех пор, пока в общей колоде не закончатся карты. Участники доигрывают последний раунд и подсчитывают победные очки: по 2 балла за каждое выжившее животное, по 1 баллу за каждое свойство, плюс бонусы. Тот, кто набрал больше всего очков, становится победителем.

Что предстоит делать в этой карточной игре

Настольная игра Эволюция. Случайные мутации представляет из себя новую вариацию классической игры, но с механикой, построенной в основном на случайности игрового процесса.

Правила у игры довольно простые, а игровой процесс достаточно глубокий. Ваша задача в игре создавать новые виды, увеличивать их численность и спасать от вымирания. Интересная особенность Эволюции , что карты могут разыгрываться как и рубашкой вверх (новая особь какого-то вида), так и рубашкой вниз (свойство или другими словами приобретенная мутация).

Интересная особенность Случайных мутаций

Главная фишка этой настольной игры — карты вы всегда разыгрываете в слепую, то есть не знаете как та или иная карта повлияет на ваш вид. Поэтому мутации и называются случайными.

В игре много случайностей, но это совсем не значит, что в ней не нужно думать. Место для стратегии есть и идя на риск вы должны понимать на сколько он оправдан.

Эволюция. Случайные мутации — это интересное переосмысление классической Эволюции. Настольная игра стала совсем другой, сохранив при этом свою суть. Она отлично подойдет для небольшой компании, а так же как и для опытных настольщиков, так и для новичков. Если вы любите данную серию и не боитесь случайности, обратите на нее внимание. В ней есть место, где нужно будет подумать и зачастую анализировать, где вы приняли неверное решение или что привело к поражению.

Эволюция — карточная игра, поэтому она отлично подойдет для игры в дороге! Мы рекомендуем купить данную игру себе в коллекцию, так как она не разочарует вас и ваших друзей, когда вы решите провести вечер в приятной игровой атмосфере.

Подготовка

Внутри коробки правила игры, колода карт, набор фишек и пять кубиков.

Каждый игрок не глядя получает по семь карт сверху перемешанной колоды — это личная колода игрока. Затем каждый игрок получает еще п три карты из общей стопки — это его стартовые виды животных.

Начало

Игра состоит из нескольких раундов, каждый из которых делится на четыре фазы. А в каждой фазе игроки будут действовать строго по очереди, начиная с первого.

Фаза развития

В фазе Развития участники по очереди и не глядя разыгрывают свою верхнюю карту из колоды или пасуют. Карту можно положить рубашкой вверх, как животное, или лицом вверх, как свойство для уже существующих видов. В этом случае необходимо сначала указать на какой вид будет разыграно свойство, а затем открыть верхнюю карту и прикрепить его. Эти свойства могут быть как положительными так и отрицательными. В данной версии настольной игры Эволюция. Случайные мутации правилами игры предусмотрены 16 различных свойств и все они подробно рассмотрены в брошюре с правилами.

На одном виде животных не может быть два одинаковых свойства. Если открытая карта является дублем это свойство помещается на соседний вид справа.

Можно увеличить численность вида, разыграв карту животного рубашкой вверх на уже существующее. Все животные одного вида имеют общее свойство.

Фаза климата

Фаза питания

Каждое животное в Эволюции. Случайные мутации по умолчанию имеет единицу сытости, то есть ему достаточно одной еды, чтобы наесться, но каждый плюс от свойств требует дополнительной пищи.

Если же у игрока есть хищник, вместо того, чтобы взять жетон еды можно напасть на один из незащищенных видов на столе. Владелец вида, на который напал хищник выбирает одно из животных в нем и сбрасывает его.

За съеденное животное хищник получит сразу две фишки еды из запаса.

Атаковать можно, даже если уже закончились фишки в центре стола, но каждое животное может атаковать только один раз, после чего его стоит повернуть на 90 градусов.

Фаза вымирания

Как только закончатся все фишки, все хищники совершат нападение и все участники спасуют, игра переходит в фазу Вымирания .

Каждый игрок получает количество карт по количеству выживших плюс еще две сверху. Однако если у игрока никто не выжил и карт в колоде не осталось, т по правилам настольной игры Эволюция. Случайные мутации он получит сразу 10 карт.

Конец игры и подсчет очков

Когда в колоде карты закончатся — пройдет последний раунд, а далее состоится финальный подсчет. Игрок получает 2 очка за каждое выжившее животное. Одно за каждое свойство и дополнительные очки за указанные на свойствах плюсы (например +1).

Фото настольной игры Эволюция. Случайные мутации








  • [+] Dice rolls
Здравствуйте, мною была приобретена игра "Эволюция. Случайные мутации", в комплектации шли 3 стандартных кубика белого цвета, 1 черный и 1 зеленый. Черный ничем не отличается от белых, только цветом, а зеленый кубик содержит 2 стороны, на которых выбито 3 точки, а сторона с 2 точками отсутствует. Это является заводским браком или же так задумано автором игры? Спасибо.
  • [+] Dice rolls

Здравствуйте, мною была приобретена игра "Эволюция. Случайные мутации", в комплектации шли 3 стандартных кубика белого цвета, 1 черный и 1 зеленый. Черный ничем не отличается от белых, только цветом, а зеленый кубик содержит 2 стороны, на которых выбито 3 точки, а сторона с 2 точками отсутствует. Это является заводским браком или же так задумано автором игры? Спасибо.


Здравствуйте, Алексей.
К сожалению, зеленый кубик действительно бракован. Пожалуйста, обратитесь по телефону, указанному на сайте bgplanet.ru в будние с 11 утра до 6 вечера по МСК и опишите Вашу проблему. Мы заменим бракованный кубик.
  • [+] Dice rolls
Если у животного есть одновременно свойства "норное" и "дефекты в развитии" и оно накормлено, то атакующий хищник может атаковать жертву, игнорируя свойство "норное" или нет?
  • [+] Dice rolls
Здравствуйте!

Игра отличная! Но есть вопросы по правилам:
1) Может ли давить еду Хищник-Топотун, если он съел другое животное, наелся и не кормится из общей базы?
2) Достаются ли Водоплавающему-Падальщику остатки еды от сухопутного Хищника? И наоборот сухопутному Падальщику от Водоплавающего-Хищника?
3) Если у игрока все виды обладают свойством Мимикрия, то атака хищника всегда неудачная? Т.е. они перенаправляют атаку друг на друга по кругу, или это свойство срабатывает только у первого атакованного?

И еще:
На обороте коробки в составе указаны 4 бланковые карты. Их нет, и для чего они нужны, не понятно.

  • [+] Dice rolls
Списываю сюда вопрос Артёма Шорохова https://new.vk.com/topic-24570031_28340290?post=132

"Привет)
В привычных местах не нашел авторского FAQ по правилам игры «ЭВОЛЮЦИЯ: СЛУЧАЙНЫЕ МУТАЦИИ» – в особенности много тонких вопросов возникает по дивергенции (сс.5-6 исходных правил). Исходную «Эволюцию» я люблю и играю с самого старта, неоднократно общался с Дмитрием на презентациях, обсуждали нюансы правил, вдобавок присутствовал на тестах альтернативного варианта игры, их которого, собственно, и выросли «Случайные мутации», – в общем, опыт есть. Однако правило дивергенции, как мне кажется, в базовых правилах описано недостаточно и порождает много "незакрытых" вопросов и разночтений; уже во время третьей партии мы начали здорово друг друга путать... В свое время мне здорово помогли советы Дмитрия относительно тонких мест базовой «Эволюции», хотелось бы и в этот раз быть уверенным, что играем правильно.)

Основополагающие (но отнюдь не все!) вопросы касаются того, как именно дивергентные виды стыкуются с правилами обычных видов. Например, если провести дивергенцию вида, состоящего из одного лишь существа, может ли этот вид ("родительский") получать новые свойства? Если да, то распространяется ли это свойство на "дочернего" дивергента и переходит ли на "дочку" дублирующееся свойство, сыгранное на "маму"? А если в такой ситуации на "маму" играется "Упрощение, не значит ли это, что формально независимые "дочки" также лишаются материнского свойства? Сюда же запишем фразу со с.8 (описание свойства Хищник: "Если вид состоит только из одного животного, то сбрасываются и все свойства этого вида"). Можно ли дивергировать до бесконечности (теоретической), "размножая" дочерние виды или их может быть только два (не вполне однозначно написано в правилах)? Можно ли продолжать дивергировать материнский вид, порождая все новых и новых независимых "дочек"? Правильно ли предположение о том, что при финальном подсчете очков свойства дивергентных видов считаются лишь один раз (по количеству карт, как настаивают правила), – при том, что формально это независимые виды, каждое из которых имеет все свойства "материнских" видов (этакие "виртуальные карты свойств")?

Не раз замечал, что люди по-разному трактуют Мимикрию в случае, когда у игрока на столе несколько животных, которые теоретически могут породить бесконечный цикл: либо "Мимикрия играется только один раз за атаку" (и тогда однозначно умирает то существо, которое Хищник не атаковал), либо "Мимикрия играется по одному разу на каждом отдельном виде" (и тогда Мимикрия срабатывает дважды, и "поедаемый" игрок возвращает атаку на исходную цель). И вообще, обязательное ли это свойство или применяется по желанию обороняющегося (важно в случае, например, когда необходимо съесть свое обреченное существо, а Мимикрия не дает, отправляя Хищника в убыток игроку.)
К слову, давно хочется спросить, почему же все-таки нельзя мимикрировать под чужое существо, ведь это сделало бы игру острее, а свойство логичнее?

Еще вопрос в FAQ по дивергенции:
Правила гласят, что "мама" и "дочка" – полностью независимые виды. Значит ли это, что они могут поедать друг друга, не обращая внимания на правило "Нельзя нападать на других животных своего вида"?"

  • [+] Dice rolls
Здравствуйте.
Вопросы, на которые не отвечают правила, и в этой теме, либо на форуме, я не нашёл обоснованного ответа.

1. Есть ли сброс игрока? Или все умершие животные уходят в коробку?
В правилах об этом говорят параграфы "Свойство ХИЩНИК": "а сброшенные карты удаляются из игры до конца партии"; и параграфе "Фаза вымирания", пункт 3.: "Если погибают все животные какого-либо вида, то сбрасываются и все свойства данного вида".

2. Свойство мимикрия.
а. Работает один раз для всего вида, либо же для каждого животного вида? (Ответ автора об однократности свойства тут ).
б. Если для каждого животного вида, то как отметить, что мимикрия не работает для конкретного животного?
в. Как выглядит нападение на вид, если для одного животного мимикрия является сработавшей? Кто выбирает на какое животное сейчас происходит нападение? Если в виде с мимикрией три животных с мимикрией и по меньшей мере 3 животных, на которого можно перевести нападение, то чтобы съесть хотя бы одно животное вида, нужно а. напасть более 3 раз, б. успехом увенчается каждое чётное нападение, в. владелец вида с мимикрией выбирает, отдать ли животное с использованной мимикрией, или отнести нападение на накопительный счёт мимикрий вида?
г. Считаются ли животные с задействованной и незадействованной мимикрией животными разных видов, до восстановления их сходства по свойствам?

3. Вопрос по удильщику.
а. Если увеличить численность вида удильщиков картой не удильщика, она сможет быть задействована, как удильщик?
б. Есть два отдельных вида животных без свойств. В одном виде есть удильщик. Вопрос: может ли удильщик сделать контратаку, если напали на другой вид без свойств, или он защищает только животных своего вида?
в. Если он защищает только свой вид, то можно ли увеличить численность вида удильщика без свойств простым животным и провести дивиргенцию?
г. Удильщик контратакует хищника в убежище. Фактически из правил "С этого момента и до начала следующего хода данное животное неуязвимо для хищников. Игрок не может сбросить его, если вид успешно атакован
хищником. А если все животные какого-то вида имеют фишку убежища, хищники вообще не могут атаковать данный вид", можно понять, что животное в убежище нельзя атаковать, т.е. контратака удильщика не может быть выполнена, следует ли его а. закрыть назад, б. оставить возможность ему нападать?
в. Удильщик контратакует хищника с количеством свойств, превышающим возможность нападать на животное/вид, т.е. выполнено условие правил "хищник может атаковать любой вид животных, не имеющий свойств, защищающих от данного хищника", т.е. контратака удильщика не может быть выполнена, следует ли его а. закрыть назад, б. оставить возможность ему нападать?

4. Вопрос по убежищу.

В правилах сказано:
"Зеленые фишки (убежища)
В свою очередь раунда фазы ПИТАНИЯ вместо красной фишки еды игрок может взятьиз центра стола зеленую фишку убежища. Эту фишку игрок должен поместить на одноиз своих животных. С этого момента и до начала следующего хода данное животное ==не уязвимо для хищников==. Игрок не может сбросить его, если вид успешно атакован хищником. А если все животные какого-то вида имеют фишку убежища, ==хищники вооб-ще не могут атаковать данный вид==. Каждое животное может иметь только одну фишку убежища".

Не уязвим, предполагает возможность нападения, но выход жертвы из этого события неповреждённой. Не может атаковать - это иное понятие. Тогда вопрос: верно ли, что хищник, например облигатный, может нападать и тратить свои возможности атаковать в этом ходу, нападая на виды, в которых не все животные находятся в убежище? Если же все в убежище, то ясно, что он такого делать не может.

5. Вопрос о применимости ЧаВо для "Происхождения видов" для решения споров по "Случайным мутациям": какие пункты ЧаВо общие для двух игр?

6. Вопрос по ошибкам игроков.
А. В соответствующем разделе правил сказано: "Игрок не может просматривать карты в колоде игрока. Если это все же произошло, он должен сбросить случайно подсмотренную карту и заменить ее новой из общей колоды". Что делать, если а. в колоде не осталось свойств? б. в колоде мало свойств, и положить известную игроку карту в колоду может означать, что когда будет раздача, он будет знать свою либо чужую карту?
Б. «Если к виду животных с нарушением правил было добавлено новое свойство или новое
животное, каждая из неверно сыгранных карт становится животным нового вида у игрока». В какой момент считать нарушение правил защитанным? При переходе действий к следующему игроку?

7. Можно ли тасовать карт, оставшиеся с прошлого хода, можно ли их перетасовывать с новыми картами?

8. Вопрос про ЖИВОРОЖДЕНИЕ в СМ. ()
Правильно ли я понимаю, что существо с ЖИВОРОЖДЕНИЕМ, будучи накормленным, производит на свет новое существо этого же вида? При этом он считается накормленным независимо от того, сколько единиц еды требуется для данного вида?

9. Вопрос у применимости карт из Подарочного дополнения. Оно, кажется, вышло позже, и потому я имею сонование предположить, что в правилах "Случайных мутаций" (СМ) нет упоминания о применимости свойств этого дополнения к СМ. Какие из трёх свойств Подарочного дополнения (Р-стратегия, Пугливое, Теплокровность) могут быть добавлены в СМ?

10. Про дивиргенцию. ()
а. При дивергенции новые подвиды также считаются видами. Тогда я, имея всего два вида А и Б, и увеличив численность вида А, имею возможность провести дивергенцию. Полсе неё у меня уже три вида АА и АБ.. И я могу увеличить численность каждого до трёх. Увеличви численность вида АА на 1, я снова могу провести дивергеницию, получив ААА и ААБ. Теперь у меня 4 вида: ААА, ААБ, АБ и Б. Теперь я могу увеличвать численность каждого до 4. Таким образом правило на запрет увеличения численности вида до размера, превышающего количество видов совершенно легко обходится. Так и задумано в игре, либо же нужно доработаь это правило при игре с дивиргенцией?
б. Можно ли провести дивергенция вида дважды и сделать три подвида одного вида? Ну и т.д. на самом деле: 4, 5 и т.д. видов. Как в этом случае отмечать 3+ видов одно супервида?

11. Возникла такая ситуация: у игрока два вида животных: первый с мимикрией; второй водоплавающий, ненакормленный норный и с дефектом развития. Вражеский сухопутный хищник атакует вид с мимикрией. Может ли игрок перенаправить его атаку на второй свой вид? Ведь получается, что это он, а не атакующий, решает какое свойство отменяется дефектом. (

Здравствуйте, уважаемые настолкоманы, сегодня у меня не совсем обычный обзор. Не совсем обычный он только потому, что ранее я писал обзоры только на те игры, что мне нравились (а надо сказать, что худо-бедно чутьё на игры, которые меня не разочаруют, у меня есть). Но надо же как-то развиваться, тем более в плане полезности для желающих приобрести игру отрицательные обзоры едва ли не важнее, чем положительные... Так вот, речь пойдёт о самой переоценённой, на мой взгляд, настольной игре российского производства .

Задняя сторона коробки с игрой. Анонс полностью отображает суть игры

Про популярность её предшественницы стоит сказать несколько слов. Три дополнения, несколько номинаций и премий, несколько тиражей, любовь и обожание — всё это просто кричит о том, что «Эволюция» должна быть хорошая. Да что там хорошая — отличная! А вот меня она как-то смущала. Чем-то. Не знаю, чем, может, оформлением, может, довольно редкими мутными отзывами (вот она, сила отрицательного отзыва, а ведь помогло тогда сэкономить денежку на игру, которая априори бы не пошла в моей компании).

Про оформление стоит упомянуть отдельно — самая спорная часть игры (не считая правил). Уж как и кто только не проезжались по этому поводу! Мол, аскетизм такой не подходит; а уж сколько редизайнов я помню! Если покопаться на форумах, то и сейчас, наверное, можно найти редизайны «Эволюции» на любой вкус и цвет. Это, кстати, только подтверждает то, что игра в России очень популярна. И популярна настолько, что в США (!!!) в скором времени будет выходить! Правда, с обновлёнными правилами и оформлением, и это уже совсем другая история. А у нас вот спустя несколько лет через Бумстартер запустили кампанию по сбору средств на новую, улучшенную версию «Эволюция. Случайные мутации» !

Нужная сумма набралась практически мгновенно, все жаждут новой версии, с блекджеком и... то есть с новыми свойствами, правилами и игровым процессом. И вот она версия 2.0 (ну совсем как на Тесере). Итог совершенно такой же... Игра попала ко мне чисто случайно, но попробовать её очень хотелось весьма и весьма, потому что года 4 я ждал этого момента.

Вся комплектация. в центре фото вы можете видеть листочек с благодарностью тем людям, кто вложился в игру на Бумстартере. Молодцы издатели, что говорить

Что же мы видим, открыв коробку? Оформление, кстати, меня не напугало — выдержано довольно стильно всё, шрифт понятный, рисунки схематичные, но смотрятся хорошо. Колода карт отличного качества, несколько кубиков разных цветов, горсть жетончиков и правила — нормальная такая комплектация для карточной игры. Я сразу взялся за правила. Всё понятно описано, примеры там, порядок фаз... Должен вам заметить, что есть у меня один недостаток (или достоинство, смотря с какой стороны рассматривать этот вопрос) — я по правилам совершенно не могу сказать, нравится мне игра или нет. Это вопрос скорее интуиции, и я доверяю обзорам некоторых людей в вопросах новых настольных игр, ибо знаю, что чтение правил никоим образом мне не поможет составить своё мнение об игре. Так вот, по правилам «Случайных мутаций» я совершенно не мог сказать, что она мне не понравится. Наоборот, были все предпосылки к тому, что игра неплохая — карточная, карты можно играть разным способом, с прямой агрессией, да ещё про эволюцию. Как же я ошибался...

Все типы свойств в игре. Слева вы видите «рубашку» карт

А самый для меня убийственный удар — это то, что процесс игры, в принципе, совершенно корректно в игровых рамках отображает процесс эволюции! То есть животные появляются, у них со временем (в течение игры) появляются новые свойства, и естественный отбор работает вовсю — погибает самый слабый и неприспособленный (в основном). Но как же в это скучно играть!

Представляете, основная фишка игры — решение о том, каким образом сыграть карту — принимается ДО того, как перевернуть эту самую карту и посмотреть, что же на ней изображено! А иногда и переворачивать-то не надо. О боги, я представляю себе такое решение где-нибудь в ... Правда, решение с рубашкой, которая тоже является полноценной частью игры, кажется мне как минимум оригинальным и интересным.

Фактически игрок только следит за ходом партии, с интересом смотрит на новые популяции и виды, иногда принимая решение, кому выжить, а кому сгинуть на бесчисленных страничках истории. Ну и кубик вносит свою лепту, как и Его Величество Случай. Если одному игроку повезло с хорошими свойствами и с едой, то очень сложно бывает догнать его. Синдром лидера налицо. Да и не очень понятно, в какую категорию игр отнести «Эволюцию» . Для филера она слишком догая, для серьёзной настолки удручающе проста в плане принятия решений. Вот я и терзаюсь загадкой, отчего же она стал настолько популярна. Как мне думается, причин несколько — правильное позиционирование, простые правила, выбранная аудитория, цена. Оформление вот никак не могу отнести к плюсам игры, хотя и назвать недостатком (именно на мой вкус, всё довольно стильно) не могу. Подумалось, что будь у игры чуть поярче оформление, может, популярность была бы ещё выше? Но это уже мои домыслы.

А вот так игра будет выглядеть в Штатах. Разительное отличие, не правда ли?

В конце обзора немного остановлюсь на одном моменте, который я уже освещал выше. А ведь правда как симуляция эволюции игра имеет право на существование, да даже как наглядное пособие в школе. Школьникам было бы интересно изучать Дарвиновскую теорию играя, я гарантирую это. Но как по мне, «Эволюция. Случайные мутации» имеет мало общего с игрой как таковой, тут процесс явно превалирует над результатом. Наблюдать за партией гораздо интереснее со стороны, чем участвовать в ней.

Тут я немного отступлю от темы и расскажу читателям о старой забаве, про которую я узнал из какого-то то советского журнала, если память меня не подводит. Забава имеет название «Жизнь», и в неё можно играть для начала на шашечной доске шашками. Там, условно говоря, «клетки» (роль которых берут на себя шашки) по определённым правилам могут размножаться и умирать. Если у «клетки» рядом в пределах восьми квадратов есть две или три соседки, то она выживает. Если соседок больше или меньше — то погибает. В пустом квадрате, который соседствует ровно с тремя «клетками», зарождается новая жизнь, появляется новая «клетка». И всё! Правила простейшие, но какие же удивительные метаморфозы можно было наблюдать, мамочки мои. От игрока требовалось только задать начальную конфигурацию клеток, дальше всё начинало развиваться само. Рождались новые «организмы», которые пульсировали, потом вдруг начинали двигаться или вдруг сами порождали колонию, которая отделялась от «матки»; они сталкивались и умирали, взаимно «пожирая» друг друга; честное слово, вот это была настоящая эволюция, как понимает её процесс большинство людей.

Так вот, по большому счёту настольная игра «Эволюция. Случайные мутации» ничем от неё не отличается. Такое чувство, что нескольких игроков прикрутили для галочки, ведь соло-игры слишком специфичны. Так что это неплохое учебное пособие на полноценную настольную игру тянет с трудом.

Похожие публикации