Игры поволжья. Подвижные игры народов поволжья Проекты подвижные игры народов поволжья

Подготовительная к школе группа
Развлечение совместно с родителями
ТЕМА « Игры Поволжья» (физическое развитие)
Цель : Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей.
Приоритетная образовательная деятельность: «Физическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
Приобщать детей и родителей к русскому фольклору.
Развивающие:
Формировать представления детей о культурных богатствах народов Поволжья.
Воспитательные:
Воспитывать любовь, гордость, интерес к родному краю, дружелюбие к народам других национальностей.
Воспитывать доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.
Оздоровительные:
Развивать ловкость, выносливость, смекалку.
Формы организации
Детская деятельность Формы организации совместной деятельности
Двигательная Соотнесение речи с движениями
Коммуникативная Беседы, вопросы
Игровая Игровые ситуации, игровые упражнения
Воспроизведение литературы Чтение стихотворений
Музыкальная Музыкальное сопровождение игр
Оборудование:
Оформление музыкального зала - создать праздничную обстановку; Национальные костюмы для детей и ведущих;
Атрибуты для игр.
Предварительная работа:
Беседа о национальностях Поволжья;
Чтение художественной литературы;
Ознакомление детей с русскими народными играми и народов Поволжья;
Разучивание считалок, жеребьевок, закличек;
Изготовление атрибутов к народным играм.
Участники: Бабушка-хозяюшка, воспитатели, инструктор по физической культуре дети подготовительных к школе групп, родители.
Ход: (Бабушки-хозяюшки встречают гостей)
Бабушка-хозяюшка 1.Здравствуйте гости! В наш праздничный зал пройти, не хотите ли?
Бабушка-хозяюшка 2.
Проходите без стесненья!
Билетов не надо.
Предъявите только нам
веселое настроение!

(гости (родители) занимают места в зале. Воспитатель с детьми заглядывает в зал.)
Инструктор по ФЗК:
Ой, что это за честной народ здесь собрался?
Что за праздник будет тут, кто бы догадался?
Бабушка-хозяюшка 1:
Заходите, ребятишки.
Здравствуйте, детишки.
Девчонки и мальчишки.
Спасибо, что мимо не прошли.
К нам на праздник зашли.
Проходите, не стесняйтесь.
Удобнее располагайтесь!
Бабушка-хозяюшка 2:
Какие вы все ладные да нарядные.
Катюшка-Катюшка
златовласая девчушка.
А Андрюша-молодец.
А Кирюша-удалец!
И татары и башкиры,
и чуваши и мордва.
Всех мы рады сегодня видеть,
и праздник открывать пора!
Инструктор по ФЗК:
Подождите, подождите.
Нас на праздник пригласили
И совсем не пояснили,
Что за праздник будет тут.
Объясненья гости ждут.
Бабушка-хозяюшка 1:Праздник наш не простой, посвящен играм народа Поволжья.
Ребенок:А разве бывает такой праздник?
Бабушка-хозяюшка 2:Еще как бывает.
Бабушка-хозяюшка 1:Собирайся народ, становитесь девчонки в хоровод.
Хоровод «Моя Россия» (музыка Г.Струве) (исполняют девочки)
Бабушка-хозяюшка 2:
Ой, хорошо пели!
А маменьки и тятеньки немного заскучали.
Давайте вместе с ними поиграем в русскую народную игру «Ручеек».
Игра «Ручеек». (Под музыку дети и родители становятся в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары становится водящим).
Бабушка-хозяюшка 1: А в былые времена русский народ был веселый, потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость. Предлагаем вам, гости дорогие, поиграть еще в русскую народную игру «Бабка Ёжка».
Проводится игра «Бабка Ёжка» (играют дети). В середину круга встает водящий – Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят её:
Бабка - Ежка Костяная Ножка.
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу,
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.
Бабушка-хозяюшка2: А я когда была маленькой, любила играть в веселые жмурки «Маша и Яша».
Это русская игра
Собирайся детвора.
Начинается игра.
Бабушка-хозяюшка 1: Ну-ка, ну-ка поподробнее. Что-то я такую игру не помню.
(Бабушка-хозяюшка объясняет правила игры и приглашает родителей и детей в игру. Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Машей»: теперь он должен говорить тонким голосом, а девочку «Яшей»: с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, их раскручивают, чтобы им было труднее сохранить, и отпускают «искать» друг друга. «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спешит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная парочка, наконец, не встретится
Бабушка-хозяюшка 2:
Много народных игр на свете.
С ними поближе познакомимся, дети.
Инструктор по ФЗК: Хозяюшки, а в наш детский сад ходят дети разных национальностей. Мы часто играем в игры других народов. Можем и вас научить.
Бабушка-хозяюшка: Вот здорово! Хотим. Научите.
Инструктор по ФЗК: Эта игра татарского народа. Называется «Горшки».
Проводится игра «Горшки» Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок–хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
Эй, дружок, продай горшок!
Покупай.
Сколько дать тебе рублей?
Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Инструктор по ФЗК: А в эту игру играют народы чувашской национальности Игра «Луна или солнце» Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же говорят, в чью команду он должен встать.
- Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании
Инструктор по ФЗК: Вот такие игры у разных народов. Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь играют в них дети. А дети во всем мире одинаковы. Озорны, любознательны, подвижны.

Ребенок:
Игралия, Игралочка,
Чудесная страна.
Каждый здесь не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл
В прятки или салочки.
Бабушка-хозяюшка 1:А в какие игры в детстве играли ваши маменьки и тятеньки? Давайте у них спросим.
Бабушка-хозяюшка 2:(опрашивает родителей)
Бабушка-хозяюшка 1:А давайте в какую-нибудь из этих игр мы поиграем. (Приглашает родителя, он объясняет игру и все вместе играют в нее).
«Пятнашки», «Испорченный телефон», «Чиж» и т. д.
Бабушка-хозяюшка 2:А теперь дружнее громче пусть похлопают ребята!
Бабушка-хозяюшка 1:И для всех сегодня победителей, пусть похлопают родители!
Инструктор по ФЗК:
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце
Дайте, как цветку открыться.
Душу детскую щадите
Пуще глаза берегите.
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.
- Уважаемые родители и гости! Спасибо вам за участие на нашем празднике. Будьте всегда сердцем чисты и не забывайте, что сами когда-то были детьми.
Ребенок:
И пусть мальчишки и девочки.
Вся озорная детвора.
Сегодня скажут громко-громко.
Да здравствует Игра! (произносят хором).
Танец «Цветы Поволжья» (исполняют дети в национальных костюмах старших групп

Учреждения.
Воспитание у подрастающего поколения нравственно – моральных качеств и прежде всего чувства любви к малой Родине всегда было и остается актуальным. Суть введения подвижных игр Народов Среднего Поволжья в образовательный процесс дошкольного учреждения состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Народы Среднего Поволжья не должны терять нравственный авторитет забывать о прошлом: красоте и богатстве нашей музыки, народных игр, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания.

В процессе социализации (Г. М. Андреева, Г. Н. Волков, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, М. И. Шилова) люди получают определенное представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях. В процессе социализации формируется чувство гордости, сопереживания, способные не только стимулировать поступки людей, но и обеспечить групповую солидарность. Социализация может быть представлена как процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания и в то же время она рассматривается как реальное содержание взросления ребенка, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия. В первом случае ребенок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором – субъектом собственной творческой деятельности.

Актуальность проблемы социального развития детей дошкольного возраста во многом определяется задачами, которые стоят в предшкольном образовании. Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной готовности к школе, так как отсутствие такой готовности отрицательно отражается на успешности его обучения, комфортности пребывания в учебном заведении.

Анализ образовательных программ по дошкольному воспитанию позволил выделить наиболее значимые социальные качества личности ребенка – дошкольника, которые необходимо развивать и воспитывать в период дошкольного детства. Среди них:

Знания об окружающем мире, обществе, человеке, о себе самом;

Уважение к людям, знание общественных норм и правил, готовность к выполнению социальных функций;

Навыки сотрудничества и взаимодействия. Эти показатели процесса социализации в дошкольном возрасте могут быть сформированы при комплексном педагогическом воздействии с широким использованием разнообразных средств и методов, в том числе народных игр.

В условиях поиска ценностных приоритетов в обществе, в образовании , вполне правомерным является обращение к народным традициям воспитания, существенно влияющих на процесс приобретения социального опыта детей. Значимость народной педагогики и ее основных факторов (семьи, традиции, быт, игры и др.) для социализации личности ребенка всегда традиционно подчеркивалась в педагогической науке. Выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский, Ж. – Ж. Руссо, Я. А. Коменский и другие обосновали положение о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям.

Вопрос об использовании народных игр в воспитании детей поднимался в русской прогрессивной педагогике 19 века

Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера. Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.

П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств : честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию».

Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели мы ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве.

В содержании национальных игр происходят постоянные изменения. Возникнув в незапамятные времена, они постепенно обрастали новыми элементами, связанными с изменениями в общественном и семейно – бытовом укладе. Вместе с тем они вбирали в себя игровые мотивы других народов, постепенно преобразуясь в новые игры. Тем самым народные игры представляют собой взаимодействие национального и общечеловеческого в тесной взаимосвязи.

Определяя роль и значение народных игр в социальном развитии детей , можно подчеркнуть основные моменты:

Они отражают культурно – историческое развитие данного народа;

Отражают особенности мировидения народа, его взаимосвязь с экосистемой;

Формируют исходные качества человека, сближают людей;

Объединяют национальные и общечеловеческие моменты.

Тем самым, народные игры выполняют функции социализации детей, приобщают их к социальному миру и народной культуре.

Перед педагогами стоит задача – помочь детям найти пути возвращения традиций и обычаев народов, проживающих в Цильнинском районе.

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое « отречение от старого мира» кануло в лету. Хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, - сохраниться для потомков. Молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть.

Педагоги нашего детского сада разработали программу «Формирование начальной личностно – социальной компетентности дошкольника в сельском детском саду на краеведческом материале», раздел программы «Симбирский край». Целью педагогической работы с детьми по данному разделу является формирование у дошкольников системы элементарных представлений о культуре и истории региона; воспитание положительного отношения и интереса к культурно – историческим ценностям края, национального самосознания, уважения к своему народу, толерантного отношения к культурам других национальностей и любви к малой Родине. Этот раздел включает в себя раздел «Подвижные игры Народов Среднего Поволжья».

Я работала над проблемой возрождения народных игр. Свою работу начала с изучения методической литературы, занялись исследовательской деятельностью. Наряду с обсуждением методических новинок изучили подвижные игры народов СССР, и их организацию. Расширить и систематизировать знания о народных играх Среднего Поволжья, понять их значение для всестороннего воспитания детей, определить способы их использования помогло изучение пособий разработанных в нашем регионе .

Разработала комплексно – тематическое планирование подвижных игр народов среднего Поволжья (старший дошкольный возраст)

Цель работы с помощью народных подвижных игр и элементов устного народного творчества разнообразить процесс физического воспитания.

Задачи:


  • Ознакомление детей с подвижными играми народов Среднего Поволжья;

  • посредством народных подвижных народных игр совершенствовать и развивать физические качества детей: ловкость, равновесие, быстроту; учить, самостоятельно организовывать игры;

  • воспитывать самостоятельность, творческую инициативу, взаимопомощь, потребность быть здоровым;

  • формировать чувство причастности к истории родного края через ознакомление с народными играми, праздниками и традициями.
Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетают в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, создают эмоционально - положительную основу для развития гражданско-патриотических чувств.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир культуры народов Среднего Поволжья, этики, человеческих отношений.

Мы живем в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские, чуваши, татары, мордва. Каждый из этих пародов отличается не только языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. Именно поэтому, рассказывая детям старших групп о народах проживающих в нашем районе, мы большую часть времени посвятили русскому, чувашскому и татарскому народу, его истории, традициям. Прочитали рассказы национальных писателей, рассматривали национальные костюмы. Для более устойчивого, заинтересованного и уважительного отношения к культуре своей малой Родины, проводились недели русской, чувашской, татарской культуры. Их проводили, когда запас знаний о народных играх разных национальностей достаточно широк. Дети сами называли национальные игры, рассказывали правила проведения, читали соответствующие считалки, названные игры тут же разыгрывались.

Не случайно народные игры вошли в образовательный процесс дошкольных учреждений. Народные игры используются на утренней гимнастике, в непосредственно образовательной деятельности, прогулках, в утренней и вечерней отрезки времени , используются на праздниках.

Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры. Дети узнают о народных праздниках: Сабантуй (праздник плуга), Навруз (встреча весны), Саварни (масленица), Раштав (рождество). А какой праздник может обходиться без народных игр, без них не обходиться даже самый скромный народный праздник. Это народные игры: «Скачки», «Бег в мешках», «Попади в горшок», «Бег с коромыслами», «Бег ложкой с яйцом», «Займи место», «Бой с подушками», «Перетягивание канатом» и. д. и что удивительно игры «Бой с подушками», «Бег в мешках» это татарские, русские и чувашские народные игры. Подвижные, хороводные, досуговые - все разновидности народных игр помогают решению различных задач художественного, эмоционального, физического развития детей, национального и общечеловеческого воспитания.

Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Игры выбирали в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, над которыми работали в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в соответствии с рекомендациями программы на основе принципа сходства решаемых с помощью игр задач. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2–3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно, снова возвратиться к первой игре. Характерно, что некоторые игры организуются по инициативе детей.

Хороводные игры обычно проводятся на музыкальных занятиях, так как большинство их основано на народных мелодиях, сопро вождаемых соответствующими движениями, имитирующими со держание текста. Однако они могут быть использованы как игры малой подвижности на физкультурном занятии для постепенного снятия нагрузки, на прогулке или в групповой комнате как форма организованной двигательной деятельности, не требующая большого пространства, но дающая возможность осуществить двига тельную разгрузку и снять напряжение. Игра может проводиться под пение или проговариваться речитативом

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и до наших дней. Для большинства русских народных игр характерны простота и доступность. Наиболее распространенные игры с бегом и ловлей друг друга. Например, такие игры как «Догонялки », «Ловишки», «Салки», «Жмурки», игры с лазаньем, прыганьем н-р «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», игры с мячом «Выбивалы», «Шлепанки». И, конечно же, в играх использовались любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, традициями, верованиями. Татарские игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, интересны своим колоритом. По содержанию игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много юмора, шуток, они часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами. Самые известные народные татарские игры: «Продаём горшки», «Скок - перескок», «Угадай и назови», «Спутанные кони». Все эти игры способствуют развитию ловкости и выносливости.

Чувашские народные игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. Это такие игры как «Луна и солнце», «Тилирам». Среди Чувашей широко распространены и такие общеизвестные по всей России игры как «Лапта», «Городки», «Котёл», «Жмурки», получившие чувашские названия и некоторые национальные по форме элементы. Например «Вакарла» - разновидность «Котла», «Кашман паралмалла»- разновидность игры «Репу тянуть», «Атаманла»- разновидность «Лапты». Бытует и много самобытных игр, редко встречающихся у других народов «Летучая мышь», «Волк и заяц».

Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное использование обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки.

Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Начало игры: игроки выбирают путём считалки сначала 2 детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают, кого он выбирает: собаку или кошку, воробья или синицу и т.д. Играющий встаёт позади того, кого выбрали. Таким способом все дети делятся на 2 команды, и начинается игра.


В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать 1 - 2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.
Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Например: воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.


  • Рассмотренные особенности народных игр позволяют их отнести к одному из средств социального развития детей, национального и межнациональног воспитания.

  • Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 6-7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование - детская компетентность.

  • Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  • Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр , отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

  • Предложенная методика по организации русских народных подвижных игр с дошкольниками, направленная на развитие основных физических качеств оказала положительное влияние на развитие психофизических качеств детей.

  • У детей произошли достоверно значимые улучшения в показателях скоростно-силовых способностей мышц ног и рук, и координационных способностей.

  • Знакомство с народными играми расширило кругозор детей, обогатило их словарь.
Литература.

  1. Захарова Л. М., Сайфутдинова И.Р., Гладилина Н.У. Традиционная народная культура в социальном развитии дошкольников – Ульяновск, 2009.

  2. Захарова Л. М., Сайфутдинова И. Р., Сыраева А. Б., Дугушкина Л. Н. Народные игры и праздники в дошкольном учреждении – Ульяновск, 2005.

  3. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада. Просвещение, 1988. – 3 – 6 с.

Жанна Шипунова

Подвижные игры народов Поволжья .

Цели :

1. Расширить знания детей о народах Поволжья .

2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского , русского, башкирского, удмуртского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами) .

3. Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам других национальностей.

Материал :

1. Красивый платочек («Горелки с платочком» ).

2. Длинная веревка («Хищник в море» )

3. Маски петухов

4. Презентация с изображения людей в национальных одеждах, природа края.

1. Рассказ ведущего о республиках Поволжья . Перечислить их, назвать столицы, основные особенности в быту и в хозяйстве (орнамент, символика, народные игры ) .

Беседа с детьми о мордовии и других республиках.

мы живем в прекрасной Республике Мордовии. Коренные жители нашего края - мордва (эрзяне и мокшане) У мордвы, как и у других народов , есть свои национальные игры , которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.

В России и в нашем регионе Поволжье живут люди разных национальностей : русские,чуваши, морда, татары, казахи. Все они Каждый народ имеет свои обычаи , традиции, песни, танцы, сказки, игры .

Предлагаю сегодня поиграть в игры разных народов .

Загадки народов Поволжья .

1. Башкирская загадка :

«На четырех парней одна шапка одета» . (Стол)

2. Чувашские загадки :

«Языка нет, а рассказывает» . (Книга)

«Летом одевается, зимой раздевается» . (Лиственный лес)

3. Марийская загадка :

«Кнутом не гонят, овсом не кормят, когда пашет, семь пудов тянет» . (Трактор)

4. Удмуртская загадка :

«В лесу родилась, в воде живет» (Лодка)

5. Русские загадки :

«Два брюшка, четыре ушка» . (Подушка)

«Никогда не меняется, и ночь работает, и день работает» . (Часы)

Народная башкирская игра «Липкие пеньки»

Развивающая задача : развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость .

Организация игры : три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.

Материал : маски на голову с изображением пенечка.

Чувашская игра «Хищник в море»

Это разновидность общеизвестной игры «Удочка» . Игроки образуют круг, в центре которого есть столбик или колышек высотой 15-20 см. Берут веревку длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Выбранный по считалке или жребию водящий берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была бы не выше бедра. Остальные игроки - «рыбки» - не должны выходить из круга, описываемого бегущим с веревкой. При приближении веревки игроки стараются перепрыгнуть через нее, не задев. Задетые веревкой «рыбки» выходят из игры . Водящий может неожиданно изменить направление своего бега, стараясь поймать (осалить) как можно больше «рыбок» . Обычно играют до тех пор, пока на площадке не останется 1-3 неосаленные «рыбки» , так как всех «переловить» трудно. Правила. Водящий не имеет права менять направление движения веревки, отрывая руку от туловища. Если он хочет неожиданно изменить направление движения веревки, то должен делать это изменив направление бега. Нельзя поднимать веревку выше бедра. Играющие должны перепрыгивать через веревку, а не убегать от нее.

1 – й ребенок : Мы живем в России,

У нас леса густые,

У нас березы белые.

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

И Москвы столицы нашей

В целом мире нету краше!

Русская народная игра «Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.


Мордовская игра

1. 1 – ый ребенок : У нас в Мордовии

Солнце ярко, небо сине,

Золотая пшеница

На полях колосится.

2 – ой ребенок : В доме пахнет калачом

Капуста в бочках бродит,

Стол накроем пусть любой

В гости к нам приходит.

Подвижная игра «Атякш» - петушок

Участники заходят в круг вдвоём. По команде водящего каждый становится на одну ногу, а вторую, приподняв, захватывает руками сзади. В таком положении участники начинают выталкивать друг друга грудью и плечами за пределы круга. Использовать руки запрещается. Проигравшим считается тот, кто не выдержав, упал, был вытолкнут из круга или был вынужден встать на обе ноги. Для создания антуража можно договориться, что проигравший должен прокукарекать.

(дети ходят, взявшись за руки, вокруг водящего, который выбирает себе соперника)

Дети :

Петя, Петя, петушок дети хлопают в ладоши

Листябойкане, дружок! грозят пальцем

Патясотюрхтямо хлопают себя по бокам, изображая крылья

Пильксотопотямо! кружатся дробным шагом

(Петушок выбирает себе соперника и старается вытолкнуть его из круга-обруча. Дети

поддерживают хлопками в ладоши игра повторяется 2-3 раза)



Татарская народная игра «Займи место»

Развивающая задача : развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.

Организация игры : Один из участников игры – водящий . Остальные играющие образуют круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит :

«Как сорока стрекочу, никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу, тебя хлопну по плечу-

Сказав «беги» , водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Место проведения : спортивная площадка .

Удмурская народна игра «Поймай коня за хвост»

«головой коня» «голова» «хвост» «голова» и «хвост» .

Правило игры

Удмурская народна игра «Поймай коня за хвост»

Все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди стоящего ребенка. Первый ребенок считается «головой коня» , последний – его хвостом. По сигналу старшего, «голова» водит детей быстрой змейкой, пытаясь поймать последнего ребенка – «хвост» .Если поймает, по счету выбираются другие «голова» и «хвост» .

Правило игры : дети должны крепко держаться друг за друга.


Мы сегодня поиграли

Много новых игр узнали.

А теперь давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди земли с нами встанут в него,

Пусть повсюду звучит только радостный смех,

Пусть без слов станет песня понятной для всех.

Возьмемся за руки друзья, чтобы не пропасть поодиночке!

Дети все вместе водят хоровод под песню «Большой хоровод»

(слова Жигалкина Е, музыка Хайт А.)

единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых в едином социальном пространстве жизни ребенка «семья – детский сад – город». Все содержание общения педагогов с родителями подчинено, единственной теме – как достичь взаимно счастливых и эмоционально здоровых отношений взрослых и детей в семье. Эффективный компонент встреч с родительской аудиторией - практическое действие с игровым заданием, игрушкой, игровым образом, движением, так как игра является самым увлекательным способом деятельности, который знает человечество. В качестве основного контекста в сотрудничестве с семьёй педагогическим коллективом была выбрана игра, и в частности народные игры. Педагогами детского сада разработан перспективный план игротеки «Симбирские игры и забавы» для детей старшего дошкольного возраста, игры были систематизированы: описаны календарные игры, проводимые в дни праздников народов Среднего Поволжья. Работа в игротеке осуществляется с помощью персонажа – куклы Кирюши (тростевая кукла, изготовленная педагогом), у которого есть «ларец», где хранятся самые различные народные игры: подвижные, игры-соревнования, хороводные игры. В работе игротеки педагоги приглашают принять участие родителей детей. Кирюша приходит к ребятам и родителям в гости и знакомит каждый раз с новой игрой. Участники игротеки вспоминают знакомые игры, правила к ним, считалки, после чего из ларца «появляется» атрибут, вызывающий интерес к новой игре. В процессе знакомства с игрой дети и взрослые усваивают разнообразный речевой материал: попевки, считалки, загадки. Проведению календарных праздников: «Осенины», «Рождество», «Встреча весны – Благовещение», предшествует предварительная работа: приглашение родителей к разучиванию песен-колядок, хороводных игр для последующего участия в празднике.

Детский сад №26 “Лейсан”

Спортивное развлечение

“Подвижные игры народов Повлжья”

Составила: спорт. инструктор

Сергеева Е. А.

Подвижные игры народов Поволжья.

Цели:

  1. Расширить знания детей о народах Поволжья.
  2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, удмуртского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами).
  3. Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам других национальностей.

Материал:

  1. 4 больших платка с национальным узором («Юрта»)
  2. Красивый платочек («Горелки с платочком»).
  3. Длинная веревка («Хищник в море»)
  4. На мольбертах изображения кукол в национальных одеждах, орнаменты.
  1. Рассказ ведущего о республиках Поволжья. Перечислить их, назвать столицы, основные особенности в быту и в хозяйстве (орнамент, символика, народные игры).

Беседа с детьми о Татарстане и других республиках.

1 – й ребенок: Торсак та без төрле җирләрдә

Без яшибез Рәсәй илендә,

Сөйләшәбез төрле телләрдә,

Аңлашабыз дуслык телендә.

Үстергән дә безне чын дуслык,

Көч биргән дә безгә чын дуслык,

Дуслык булса, яшәр гомергә

Бөтен җир шарында тынычлык.

2 – ой ребенок: Сколько у нас не русских у России

И татарских, и иных кровей

Имена носящих непростые

Непростых российских сыновей.

Любим мы края свои родные

И вовек, не завтра, не сейчас,

Отделить нельзя нас от России

Родина немыслима без нас!

Загадки народов Поволжья.

  1. Башкирская загадка:

«На четырех парней одна шапка одета». (Стол)

  1. Чувашские загадки:

«Языка нет, а рассказывает». (Книга)

«Летом одевается, зимой раздевается». (Лиственный лес)

  1. Марийская загадка:

«Кнутом не гонят, овсом не кормят, когда пашет, семь пудов тянет». (Трактор)

  1. Удмуртская загадка:

«В лесу родилась, в воде живет» (Лодка)

  1. Русские загадки:

«Два брюшка, четыре ушка». (Подушка)

«Никогда не меняется, и ночь работает, и день работает». (Часы)

  1. 1. 1 – й ребенок: Юмарт синең җирең, Башкортастан,

Шуңа татлы, ахры, икмәгең.

Игенченең батыр хезмәте бу –

Күпереп пешкән арыш икмәге.

Народная башкирская игра «Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

2. Чувашская игра «Хищник в море»

Это разновидность общеизвестной игры «Удочка». Игроки образуют круг, в центре которого есть столбик или колышек высотой 15-20 см. Берут веревку длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Выбранный по считалке или жребию водящий берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была бы не выше бедра. Остальные игроки - «рыбки» - не должны выходить из круга, описываемого бегущим с веревкой. При приближении веревки игроки стараются перепрыгнуть через нее, не задев. Задетые веревкой «рыбки» выходят из игры. Водящий может неожиданно изменить направление своего бега, стараясь поймать (осалить) как можно больше «рыбок». Обычно играют до тех пор, пока на площадке не останется 1-3 неосаленные «рыбки», так как всех «переловить» трудно. Правила. Водящий не имеет права менять направление движения веревки, отрывая руку от туловища. Если он хочет неожиданно изменить направление движения веревки, то должен делать это изменив направление бега. Нельзя поднимать веревку выше бедра. Играющие должны перепрыгивать через веревку, а не убегать от нее.

  1. Заходят дети в русском костюме.

1 – й ребенок: Мы живем в России,

У нас леса густые,

У нас березы белые.

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

И Москвы столицы нашей

В целом мире нету краше!

Русская народная игра «Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

  1. Заходят дети в татарских костюмах.

1 – й ребенок: Сез кайдан? – дип сорыйсыз

Без Казаннан, Иделдән

Идел эчкән су булыр,

Иделдә иген иккән,

Яшәгән, көнен иткән,

Татарстан шул булыр.

2 – ой ребенок: Спросите нас: Откуда вы?

Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

Татарская народная игра «Горшки»

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

  • Азат, чулмәк бир эле.
  • Мә эле.
  • Нич сум?
  • 2 (бер, ике, өч) сум.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его; бегущие не имеют права задевать других игроков; водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

  1. Общие игры.
  1. 1 – ый ребенок : У нас в Мордовии

Солнце ярко, небо сине,

Золотая пшеница

На полях колосится.

2 – ой ребенок: В доме пахнет калачом

Капуста в бочках бродит,

Стол накроем пусть любой

В гости к нам приходит.

Мордовская игра “Раю – раю”

Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

  1. 1 – ый ребенок: Цветут необразимые

Колхозные поля,

Огромная, любимая

Марийская земля.

Марийская народная игра «Биляша»

На площадке чертят две линии на расстоянии 3–4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды. Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.

Общая «Песня о дружбе» А. Филипенко.


Похожие публикации