Игра в обучении младших школьников. Роль игры в обучении младших школьников проект на тему

Игра как способ поддержания учебной мотивации младших школьников

Обосновывая положение о том, что использование игровых элементов в учебном процессе играет важную роль, стоит обратиться к трудам таких психологов как Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. Ведь говоря о психическом развитии обучающихся младших классов и соответственно опираясь на труды советского психолога Л.С. Выготского, следует сказать, что ведущим видом деятельности для данного возраста является игра (Выготский, 1999; Эльконин, 1999).
Вслед за А.Н. Леонтьевым мы понимаем игру как выполнение осмысленных, но непродуктивных действий, мотивами которых является не достижение некой цели, а сам процесс их произведения. Согласно его трудам, игра представляет особую важность для детей данного возраста, поскольку она способствует развитию всех психических процессов необходимых для существования человека в социуме (Леонтьев, 1975). Так, советский педагог В.А. Сухомлинский сравнивал этот вид деятельности с окном, через которое ребенок сначала учится понимать мир, а затем наиболее быстро получает и усваивает информацию и знания о нем.
Несмотря на то что игра является также ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста, она не перестает быть актуальной и у обучающихся младших классов. Однако ее содержание и направленность меняется: появляется большее количество игр с разнообразными условиями и правилами, деятельность становится более осмысленной. Соответственно, можно сделать вывод, что ребенок учится следовать правилам и нормам принятым в обществе опосредованно, т.е. через следование правилам игры.
С помощью разумного использования игры на уроках, учитель может не только избежать множества проблем возникающих в учебном процессе (например, частого использования обучающимися речевых ошибок), но и сделать процесс обучения более интересным, веселым, запоминающимся, а главное – продуктивным. Ведь для ребенка игра – это естественная форма обучения (Гришкова, 2004).
Однако нельзя исключить некоторые сомнения, возникающие у педагогов касательно игровых методик обучения. Зачастую игры не используются учителями из-за того, что когда-либо они уже были использованы, но не принесли нужных результатов. Либо педагоги склонны полагать, что игра только будет портить установленную на уроке дисциплину, вследствие чего в учебный процесс вводятся только строго-дидактические игры. Однако такие игры далеко не всегда интересны для обучающихся (особенно для младших школьников), поскольку чаще всего эти игры носят формальный характер и не отличаются от обычных заданий и упражнений. А поскольку на начальном этапе обучения одной из важнейших задач учителя является воспитание и развития у ученика осознанного положительного отношения к учебной деятельности, то игра может стать наилучшим способом достижения поставленной задачи. Игра помогает не только пробудить интерес к учебе, но также желание быть членом учебного коллектива, уважать учителя и окружающих, развивает тягу не только к знаниям научного характера, но и тягу к книгам и чтению. Также, актуальность использования игры в учебном процессе повышается из-за перегрузки современных школьников различной информацией, которая, не фильтруясь сплошным потоком, поступает их сознание. Игра может облегчить этот процесс, помогая упорядочить и закрепить уже полученные знания (Осмоловская, 2004).
Дидактическая игра – наиболее приемлемая разновидность игры для обучения. К ее основным функциям можно отнести: формирование интереса к обучению, общезначимых умений и навыков (включая навыки самоконтроля и самооценки), восприятие правильных социальных отношений, а также снятия напряжения от процесса обучения.
Итак. При разумном использовании игры, ценность ее при обучении детей младшего школьного возраста становится очевидной. При соотнесении ее с другими видами деятельности, грамотно подбирая разновидности игр,а также продумывая организационную сторону проведения игры, учитель может не только улучшить адаптацию ребенка к школе и ее правилам, но и добиться высоких показателей в обучении.

Список используемой литературы:
1. Выготский Л.С., Вопросы детской психологии, М.:Юрайт, 2016 – 199 с.
2. Выготский Л.С., Педагогическая психология, М.:ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1999 – 536 с.
3. Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. Развитие познавательной самостоятельности школьника в игровой деятельности // Начальная школа – 2004, №11 – 41 с.
4. Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность // М.: Политиздат, 1975 – 130 с.
4. Осмоловская И.М., Игра на уроках // Начальная школа. – 2004. - №5. – 13 с.
5. Пилипчук Л.В., Учимся и играем // Начальная школа. – 2005,№10 – 84 с.
6. Эльконин Д.Б., Психология игры // М.: ВЛАДОС, 1999 – 360 с.

Темой нашей курсовой работы является роль игры в развитии личности и обучении младших школьников.

Данная тема представляется особенно актуальной так как игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития, поскольку соединяют в себе и игровую, развивающую и обучающую функцию.

Актуальность нашего исследования так же заключается в том, что при организации и реализации учебного процесса в современной начальной школе учителя начальных классов для реализации ФГОС НОО все больше и больше применяют групповые формы работы, а систематичное применение игрового метода в этих формах работы, наиболее успешнее позволит реализовать системно-деятельностный подход и значит сформировать личностные универсальные учебные действия(УУД) у каждого ученика младших классов.

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения в 1 классе и приёмом работы в последующих классах, а так же является эффективным методом развития навыков и умений

Многочисленные исследования показали эффективность использования игр в процессе образования, в развитии личности,творческих способностей и др. Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский , Д.Б. Эльконин ) показал, что младшего школьника привлекает сфера игровой деятельности, она становится основным содержанием разговоров, интересов.

В теории , проблемой исследования детской игры занимались А. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, Л.И. Божович, Л.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, М.Н. Скаткин и другие. Ими были рассмотрены сущность и значение дидактических и развивающих игр, разработаны виды игр и их структура.

Проблемой обучения младших школьников занимались Д.В. Баранов, В.А. Сластенин, А.В. Подласый и другие. Особенности младших школьников отражены в трудах Д.Б. Эльконина, АН. Мухина, В.А. Петровского и других.

Вместе с тем в педагогической литературе недостаточно разработана методика применения дидактических и развивающих игр для развития и обучения младших школьников. Современная школа испытывает насущную потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности, таких как игра. Эффективность игры как средства творческого развития личности особенно ярко проявляется в младшем школьном возрасте.

Педагоги очень редко используют игровые методы в обучении и воспитании личности младшего школьника. Это связанно с тем, что методики, используемые в обучении и развитии личности младших школьников, не разработаны. А так же педагог не владеет в полной мере знаниями и умениями в проведении и внедрении данных методик на уроках.

В связи с этим можно выделить три противоречия:

  • В рамах каждого учебного занятия, учитель может и должен использовать игровые методы работы и их элементы, но для осуществления этого не хватает методического обеспечения и инструментария. Методика проведения и внедрения игр в учебные занятия не достаточно разработана;
  • Педагог не обладает необходимыми навыками владения методиками, используемыми в обучении и развитии личности младшего школьника;
  • Систематически учитель не включает игровые методики в процесс образования младших школьников, не использует на уроках, а так же во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что развитие личности младших школьников средствами игры будет эффективно при условии:

Игры для младших школьников: от воспитания и обучения – к гармоничному развитию.

Начальная школа открывает для ребёнка мир новых знаний, новых занятий, новых друзей… и игр. Думаете, игры и начальная школа несовместимы? Наоборот! Многие игры младших школьников создаются именно для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал. Обучение младших школьников в игровой форме – весьма продуктивный развивающий метод, считают педагоги.

Но не только обучение, но и воспитание младших школьников во многом происходит через игру. Игра, как модель реальной жизни, дает детям первый социальный опыт. Воспитание детей дошкольного возраста и ребят-младших школьников через правильные игры способствует гармоничному интеллектуальному, физическому, нравственному развитию ребёнка.

Проблема соотношения игры с обучением – одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению.

Представители первого направления утверждают, что с началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает.

Представители другой точки зрения утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности.

“Игра является ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте” – говорят одни. “Игра универсальна и помогает младшим школьникам овладевать учебной деятельностью” – не соглашаются с ними другие.

Необходимо отметить, что и та, и другая позиции весьма уязвимы. Так, например, отказ от игры в младшем школьном возрасте не позволяет решить проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием, ведь использование игры в обучении младших школьников помогает выстроить единую линию обучения и развития в детском онтогенезе. В то же время широко известны факты, когда игра не помогает младшим школьникам обучаться, а, наоборот, уводит их от учебных задач. Учителя, работающие в начальной школе, хорошо знают, что часто игрушки, находящиеся в классном помещении, отвлекают детей от урока, мешают им сосредоточиться, препятствуют усвоению нового материала.

Младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он с удовольствием играет на перемене и во дворе, дома и даже иногда на уроках. При этом, как тоже отмечалось раннее, в играх младших школьников почти нет взрослых, если только последние не играют роли учеников в игре в школу. У младших школьников на первый план выступают правила игры, и даже их сюжетно-ролевые игры становятся мало похожими на сюжетно-ролевые игры дошкольников. Помимо этого, последние много и долго играют в игры с правилами, которые по настоящему становятся доступными лишь в младшем школьном возрасте. Однако все эти замечания касаются так называемого досуга (свободного времени) учащихся начальной школы. Для того чтобы разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в младшем школьном возрасте, обратимся к анализу их игровой деятельности.

Психологи связывают начало игровой деятельности с кризисом трех лет, открывающим дошкольный период развития. Ведь по мере восприятия процессов развития игры видоизменяется и сама игра. Во-первых, даже на протяжении дошкольного возраста она оказывается не однородной деятельностью, а разноплановой – от режиссерской игры, через ее образную и сюжетно-ролевую ткань к игре по правилам. Однако полноценное развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте происходит лишь тогда, когда все элементы выделенных игр реализуются в поздней форме режиссерской игры. Таким образом, к младшему школьному возрасту ребенок уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности. В то же время младшие школьники, как и дети-дошкольники, играют во все упомянутые виды игр. Правда, теперь эти игры качественно меняются: от структуры игры – в ней на первый план выходят правила, и младшие школьники не просто могут играть в игру с правилами, но и трансформируют любую игру в игру с правилами – до сюжета игры – дети разыгрывают такие сюжеты, которые их мало интересовали в то время, когда они были дошкольниками (игры “в школу”, игры “в телевизионные шоу” и даже игры “в политические события”). А в самих сюжетах младшие школьники начинают обращать внимание на детали, которые раньше оставались за рамками их игр. К примеру, в игре “в школу” важным оказывается содержание уроков, а не отметки и взаимодействие учителя и учеников, как у дошкольников.

Другие изменения в игре (и это, во-вторых) касаются взаимодействия между ее структурными элементами. Так, Л.С. Выготский отмечал, что в любой игре есть воображаемая ситуация, которая задается у дошкольников разнообразными внешними атрибутами – специальной одеждой или какими-то ее отдельными элементами, наличием особых игрушек или предметов, их заменяющих, специфическим местом действия и т.п. – и правилом. При этом развитие игры можно описать, по его мнению, следующей формулой: воображаемая ситуация/правило - правило/ воображаемая ситуация.

Таким образом, правило оказывается ведущим в играх младших школьников. Это означает, что для учащихся начальных классов при реализации их игр нет необходимости ни в особых атрибутах, ни в специальной одежде, ни в специфическом игровом пространстве. В то же время это предполагает, что за любыми правилами в игре у младших школьников присутствует воображаемая ситуация, которая при необходимости может быть развернута и реализована.

В-третьих, оказывается, что в развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов. Так, на самом первом этапе ребенок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию. На втором этапе он уже самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры – воображаемую ситуацию. На третьем этапе ребенок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации.

Проиллюстрируем сказанное на примере. Ребенок стучит игрушкой о стол. Вошедшая в комнату мама говорит: “Ой, какой у нас музыкант! Ты, наверное, играешь в оркестре? Это у тебя барабан?”. Психологически готовый к игровой деятельности малыш, принявший эту воображаемую ситуацию, тут же изменит свое поведение. Он, как правило, станет стучать тише, при этом или что-то напевая, или пытаясь подстроиться под ритм музыки, которую передают по радио или телевизору. Что с ним произошло? Он, приняв воображаемую ситуацию извне, трансформировал свою предметную деятельность в игру.

Ребенок, находящийся на второй стадии развития игровой деятельности, уже не нуждается в подсказке со стороны взрослого. Он с самого начала будет пытаться не просто стучать игрушкой о стол, но выберет специальную игрушку, которая могла бы напоминать палочки барабанщика, и его действия (в данном случае стук) будут не беспорядочными, но починяющимися какой-то логике (мотиву, ритму и т.п.) При этом многие из детей постараются переодеться, чтобы имитировать эстрадный костюм, или нацепят на себя какой-то атрибут – галстук, бабочку, особые бусы и т. п.

Для третьей стадии развития игровой деятельности будет характерно то, что ребенок сможет изображать барабанщика уже без всяких вспомогательных предметов, только при помощи собственных ладошек или колен. Иногда дети, находящиеся на этой стадии, вообще пропускают какое-то действие, сообщая партнеру по игре или зрителю: “Ну, я сыграл в оркестре” или “Как будто я играю на барабане” – и при этом продолжая сидеть на стульчике.

Д.Б. Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что иногда дети не столько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в младшем школьном возрасте.

Две девочки сидят на скамеечке и увлеченно разговаривают:
– Я поеду на бал к королеве и буду там самая красивая;
– А что ты наденешь, ведь у тебя все платья старые?
– Я возьму самую красивую ткань и пойду к самой лучшей портнихе. Давай, ты будешь портниха. Сшейте мне, пожалуйста, платье, какое было у Золушки!
– Вы знаете, я могу сшить даже более красивое, такое, как у Марии в фильме...

Весь этот диалог на скамейке – самая настоящая игра, правда, игра очень высокого уровня. Психологически это означает, что девочки сумели реализовать игру в чисто вербальном плане, не совершая никаких действий (нет ни похода к портнихе, ни наличия ткани и т.п.).

Можно с уверенностью предположить, что они уже много раз играли “в бал”, “в портниху” и другие сюжеты, имеющие отношение к их диалогу. Причем играли не так, как сейчас, сидя на скамейке, а особым образом двигаясь, разговаривая разными по интонации и по тембру голосами, привлекая как реальные предметы (мамины бусы или косметику), так и то, что могло изобразить особую ткань для бального платья. Другими словами, у них был большой опыт реализации сюжета или отдельных сюжетов, которые они теперь реализовали в диалоге. Если кратко сформулировать, что дает такой опыт детям, то можно сказать, что они оказываются способными работать с текстом игры. Если мы проведем мысленный эксперимент и попробуем представить, как будут играть эти же девочки на последующей стадии развития игровой деятельности, то увидим, что они, во-первых, будут надевать на себя какие-то другие одежды, которые, по их мнению, соответствуют даме, собирающейся на бал к королеве. Затем они будут долго “примерять” имеющиеся платья, чтобы прийти к выводу о необходимости пошива нового. После этого они пойдут выбирать ткань, дискутируя, какая именно ткань может считаться самой красивой, и т.п.

Попробуйте ввести в такую игру какое-то учебное содержание – например, сколько ткани потребуется на платье, или сколько времени займет шитье, или как грамотно написать письмо во дворец и т.п. Думаю, никого не надо убеждать, что учебной задача останется лишь для взрослого, а дети все внимание будут концентрировать на деталях, которые с их точки зрения необходимы для реализации игры.

Однажды Д.Б. Эльконин и его сотрудница попробовали ознакомить детей с измерением как понятием и как действием через игру “в магазин”. Когда все дети поняли, как и что можно измерять, взрослые предложили снова поиграть в магазин, где дети должны были стать продавцами. На первую же просьбу покупателя (взрослого) отмерить для него восемь метров ткани ребенок, не используя ни портняжный сантиметр, ни специально сделанный метр, взял ткань и отдал ее покупателю, не забыв при этом попросить взамен деньги. На подсказки взрослого (типа ты уверен, что здесь восемь метров и мне хватит на костюм и т.п.), ребенок убежденно говорил: “Хватит”, “Все в порядке”. Когда же взрослый напрямую спросил, почему “продавец” не отмерил с помощью метра нужное количество ткани, ребенок ответил: “Ну, я как будто отмерил”.

Данный пример свидетельствует, что пока ребенок не наигрался в полной мере в тот или иной сюжет, игра не может использоваться как средство обучения детей.

Концентрация внимания детей на тексте игры позволяет этот текст трансформировать, делая в нем различные акценты. Правда, тогда взрослый должен быть включенным в эту игру. Например, если он не участвует в диалоге двух подружек, то, ни о каком учении речи быть не может. Если же он включился в этот диалог, то, конечно не сразу, но сможет поставить в такой игре некоторую учебную проблему: вот у него есть ткань, но он не знает, хватит ли ему на бальное платье; или – как узнать по часам, сколько времени осталось до полуночи? В отличие от детей, реально действующих в игре и нуждающихся в развернутой воображаемой ситуации, дети, способные вербализировать процесс игры (перевести игровые действия в словесный план), смогут в ней и с ее помощью научиться чему-то новому. Помимо всего, выделение текста в качестве отдельного компонента является основой для формирования письменной речи – одной из важнейших задач, стоящих перед начальной школой.

Детские игры и начальная школа: психологический аспект

Игры для начальной школы должны обязательно учитывать особенности психологии ребёнка. Задумайтесь: ребёнок-младший школьник, какой он? Прежде всего…

  • впечатлительный;
  • активный;
  • открытый новым знаниям;
  • начинающий анализировать свои поступки и действия других.

Игры для младших школьников: как они могут помогать в развитии?

Развивающие игры для детей собирают в единое целое уже знакомый дух игры и новую ситуацию целенаправленного обучения. Так, игры для младших школьников могут помогать детям:

  • развивать интеллектуальные способности;
  • получать удовольствие от познавательной деятельности;
  • осваивать социальные навыки;
  • обнаруживать склонности к творчеству, развивать таланты.

Обучение младших школьников: универсальный инструмент – игра

Если в играх для начальной школы ребята учатся помогать друг дружке, заботиться об окружающей среде – это очень хорошо! Подобный игровой детский опыт может иметь большое значение в нравственном развитии, становлении личности ребёнка. Игры для младших школьников – важный инструмент не только для обучения, но и для воспитания ребёнка.

Обучение младших школьников не должно исчерпываться интеллектуальными занятиями. Подвижные игры для младших школьников – неотъемлемый атрибут развития ребёнка! Стоит организовать досуг ребёнка так, чтобы интеллектуальные игры перемежались с подвижными играми, а самостоятельные сюжетные игры – с командными сюжетно-ролевыми играми.

Воспитание младших школьников: три подсказки по выбору детских игр

Воспитание младших школьников не исчерпывается назиданиями родителей и педагогов. Истинное понимание происходит именно через собственный опыт. Усвоить, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, детям помогают соответствующие игры: как самостоятельные, так и совместные.

Чтобы воспитание младших школьников через игры было гармоничным, постарайтесь соблюдать три простых правила.

  • Игры для младших школьников должны быть эмоционально позитивными или нейтральными.

  • Игры, в которых от детей требуется то, чего нельзя совершать в реальной жизни, могут исказить представления ребёнка о добре и зле. Постарайтесь предлагать детям игры, в которых поощряются только гуманные, конструктивные действия. Если говорить о компьютерных играх для детей, то можно попробовать бесплатные игры для мальчиков и девочек по уходу за животными, экологические игры, игры на улучшение окружающего мира и среды обитания.
  • Детские игры должны быть предназначены для развития различных способностей, умений, навыков.

  • В детских играх на компьютере (развитие мелкой моторики, целенаправленности деятельности) можно предложить ребятам соревноваться в достижении наилучшего результата (развитие умений выражать и контролировать эмоции, праздновать победу и терпеть поражение).
  • Игры для начальной школы должны быть разнообразными по видам активности
  • .
    От игр в слова – до салочек, от командных игр на свежем воздухе – до совместных игр за компьютером.

Дидактические игры

Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения. При обучении детей младшего школьного возраста дидактические игры все в большей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и переутомления детей.

Не меньшее значение имеет использование дидактических игр для целей активации внимания и заинтересованности детей при изучении естественнонаучных дисциплин. Например, при изучении темы "Система декартовых координат на плоскости" учителю математики естественно использовать популярную среди школьников игру "Морской бой". В ходе игры при правильных комментариях преподавателя дети естественным образом усваивают не только понятия декартовых координат, системы отсчета, абсциссы, ординаты, но и более сложные понятия. Действительно, в условиях игры легче убедиться в том, что положение точки на плоскости определяется двумя, а не одной и не тремя координатами, при необходимости преподавателю легче ввести понятия полного или ортогонального базиса. В условиях той же практической игры легче ввести требование одинаковости "систем отсчета" для всех участников, понятие траектории движения как функции изменения координат и т.д.

Дидактическую основу могут иметь и имитационные, деловые игры, в процессе которых учащиеся в ходе соревнования выбирают тот или иной оптимальный путь решения задачи. При изучении точных наук такого рода игры могут быть связаны практически с решением любого типа задач, связанных с измерением. Например, в теме по определению площади многоугольников можно использовать игры типа "проектировщик интерьера" или "строитель загородного дома", при изучении основ тригонометрии - игры типа определения расстояния до звезд или до подводной лодки противника. Особое распространение приобрело применение деловых игр для практики профессионального, производственного обучения, в системах переквалификации и повышения квалификации специалистов.

В большинстве этих случаев преподаватель имеет дело с ситуацией, в которой обучение направлено на приобретение конкретных навыков и умений действовать в четко определенной роли, например, в роли организатора производства, менеджера по продажам, управляющего делопроизводством и пр. Во всех этих ситуациях обучение удобно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократно разыгрывать варианты решения одной и той же задачи, каждый раз меняясь ролями. Принципиальное значение в процессе таких деловых игр приобретает после игровой разбор результатов, возможных стратегий, линий поведения, мотиваций.

В настоящее время особенно бурно развивается направление компьютерных дидактических игр. Компьютерные игры применяются в качестве средств обучения практически во всех областях современного образования, однако, с точки зрения образовательной практики, большая их часть представляется достаточно бесполезной. Дело в том, что такие программы носят чисто игровой характер и не помогают в приобретении теоретических или практических знаний в сфере среднего или высшего образования. Тем не менее обучающие игровые программы, основанные на комплексе мотиваций заинтересованности, познания нового, соревновательности, приобретают все большее распространение. Быстродействие, диалоговость, большая емкость памяти, легкость использования образных способов предоставления информации делают компьютерные, или, как их все чаще называют, информационные технологии идеальным средством для дидактических игр.

Основные типы таких игр связаны не только с освоением компьютерной грамотности, ознакомлением с языками программирования, но и со всем комплексом современных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В принципе по своей сущности компьютерные средства обучения и игры в том числе обладают свойствами индивидуальной направленности и подстраиваемости под психологические, психофизические и даже психофизиологические характеристики пользователя. Переменными условиями игры могут являться такие параметры, как скорость предъявления целей, длительность времени их показа, размеры, цветовые решения. При помощи меню сам играющий может подбирать условия, вплоть до таких предельных случаев, как участие в игре в качестве сценариста.

В последнем случае играющий может по своему желанию, например, выбрать один из возможных вариантов продолжения игры или сконструировать сам такой вариант. В простейшем, типичном для сегодняшнего уровня развития игр случае учащийся может изменять параметры игрового процесса в режиме "on line". Например, в дидактической компьютерной игре типа "Космический полет" учащийся сам может менять стартовую скорость ракеты, угол ее взлета, вес, объем топлива и тут же видеть, к каким результатам это приведет по прошествии того или иного количества времени. В игре типа "Распределение напряжений в цепи постоянного тока" учащийся сам может расставлять параметры, например, в цепи бытового прибора, и видеть последствия своей работы. Такого рода примеры показывают принципиальную плодотворность компьютерных технологий для творческой педагогической работы.

Цели дидактических игр при обучении в средней школе, как правило, связаны с активным применением полученных знаний, например, в соревнованиях по написанию изложений по гуманитарным наукам, при решении кроссвордов, "путешествиях" по географической карте. Перспективным является использование дидактических игр в условиях активного изучения иностранного языка, когда при использовании методов "погружения" в языковую среду учащиеся получают различные ролевые функции. Совмещение принципов соревновательности, социального сотрудничества и взаимодействия, заинтересованности как в процессе, так и в результатах делает возможным существенный прогресс в темпах и успехах учащихся. Причем этот успех настолько велик и общепризнан, что принцип ролевых функций при "погружении" может считаться визитной карточкой современных дидактических игр.

"Погружение" в языковую среду представляет собой характерный пример использования дидактических игр для двуединой цели: обучению некоторой дисциплине в условиях моделирования (в смысле имитации) определенных социальных ситуаций. В качестве других примеров можно привести ролевые игры-конференции, ролевые игры-дискуссии на актуальные для общества темы, такие, как проблемы экологии, демографии, межнациональных отношений и т.д. Игровой момент, в частности, связанный с различными ролями, поручаемыми одному и тому же учащемуся, делает возможным практическое освоение им различных сторон явления, различных точек зрения, возникающих в дискуссиях, при достаточно глубоком изучении любой проблемы. Абсолютная актуальность такого использования дидактических игр особенно наглядна при анализе проблемных вопросов, а в конечном счете для осознанного, всестороннего формирования мировоззрения молодого человека.

Разные типы дидактических игр, основой которых является принцип "обучения через игру", использование ролевых функций и активной заинтересованности участников.

Типичным примером такого подхода в области естественнонаучных дисциплин является метод "мозгового штурма", когда группе людей (специалистов или учащихся, приветствуется участие разновозрастных коллективов) предлагается сыграть в игру особого типа. Условно ее можно назвать дидактической игрой "открой закон". Участникам предлагается вести себя абсолютно раскованно в интеллектуальном смысле, не стесняться высказывать любые, на первый взгляд, "бредовые" идеи по поводу решения заранее заданной проблемы. Ролевые функции в такой ситуации выбираются естественным образом самими участниками в согласии с их темпераментом, авторитетом, социальным положением и привычками.

Игры и игрушки младшего школьника

Поступление в школу ребенка 6–7 лет вовсе не уменьшает его потребности в играх. Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младшего школьника уменьшается, но не исчезает совсем. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами – интеллектуальные и подвижные, в которых продолжают развиваться важнейшие качества и способности: речь, произвольность и внутренний план действия.

Младший школьный возраст (6–10 лет) – это этап, где основной деятельностью ребенка является учение. Именно учебная деятельность определяет его дальнейшее психическое развитие, в ней формируется способность к рефлексии как универсальный способ отношения человека к собственной деятельности. Он позволяет мысленно наедине с самим собой рассматривать (т.е. рефлектировать) и изменять замыслы своих действий, контролировать свои намерения, желания, чувства, формулировать мысли, соответствующие конкретной ситуации. Это является основой процесса самоизменения и самосовершенствования человека.

Игра в жизни младшего школьника по-прежнему занимает большое место, но имеет уже другое значение для психического развития ребенка. Поэтому у детей этого возраста должны еще оставаться игры и игрушки из дошкольного детства, а также время для свободного досуга и совместных игр.

Для того чтобы игра младшего школьника носила развивающий характер и соответствовала психологическим задачам возраста, т.е. способствовала развитию рефлексивной способности, это должна быть:

  • игра по правилам или с правилами;
  • коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
  • в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
  • в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

В играх младшего школьника может быть использован любой материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них (викторина). Игрой может стать любой вид деятельности (интеллектуальная, изобразительная, речевая, двигательная и др.). Это могут быть настольные, подвижные, режиссерские игры.

Действуем в уме

Возможность думать, размышлять в уме, считать “про себя”, а не вслух – это компонент рефлексивной способности человека. Для тренировки действий в уме лучше всего использовать специальные игры, среди которых игры-лабиринты и игры с поворотами, они интересны и для детей, и для взрослых.

Лабиринты

В играх-лабиринтах важно не только найти верный путь, но и “держать в уме” правило выхода из лабиринта. Каждый раз альтернативу выбора следующего хода надо соотносить с правилом. Получается, что глазами “бежать” легко и быстро, но теряется “дорога”, а трудно в уме удерживать правило, постоянно при каждом выборе направления возвращаясь к нему.

Игры с поворотами

Игры с поворотами ставят играющего в ситуацию необходимости действовать в уме: мысленно поворачивать предметы, подчинять свои действия определенным правилам, планировать свои действия и их последовательность, то есть разрабатывать стратегию решения задачи. Важно при выполнении задания учитывать поворот фигуры или ее частей, а также изменение положения в пространстве самого играющего. Наличие образца (исходной картинки) дает возможность проконтролировать правильность своих действий в уме. Например, на рис. 1 предлагается раскрасить кошку по образцу при изменении ее положения в пространстве (лежа на спине, на животе и т.п.).

Если ребенку сложно выполнять самые легкие из предлагаемых заданий, то эти задания всегда можно “проиграть” на предметах. Поворачивая предмет в пространстве, можно нарисовать получившееся расположение его частей с учетом точки отсчета (места, с которого на него смотрят).

В этих заданиях развивается способность ориентироваться в пространстве, представлять мысленно различные предметы в пространстве.

Партнерские игры

Задача прогнозирования и планирования своих действий в зависимости от действий партнера по игре ставится ребенком уже в 6–7 лет . Формируется это умение в игровой деятельности, в партнерских играх. Это все разновидности игр с правилами: настольные, настольно-печатные и подвижные игры (например, домино, лото, игры - бродилки, шашки, шахматы, конструирование, догонялки и т.п.). Менее распространенная игра “Палочки”, которая основана на народной игре в бирюльки, где мелкие деревянные предметы (самоварчик, кружечка, бублик, тарелочка и др.) достаются крючком из общей кучи без нарушения их исходного положения. Игра “Палочки” состоит из нечетного количества тонких 10-сантиметровых палочек. Они беспорядочно высыпаются на поверхность стола. Правила игры те же: достать из кучки палочку для себя так, чтобы не нарушить исходное взаиморасположение. Брать палочку из кучи руками нельзя. Вытащить ее можно с помощью другой палочки подтаскиванием или подбрасыванием так, чтобы не задеть остальные. Для решения игровой задачи ребенок должен учитывать положение намеченной палочки относительно соседних и ее опору на них. Игрок, который не сумел вытащить намеченную палочку, не сдвинув с места остальные, пропускает ход и не добавляет палочку к уже набранным. Выигрывает тот, кто наберет большее количество предметов. Игра развивает умение каждый раз строить свои игровые действия исходя из новых условий задачи. А по логике игры условия постоянно меняются, и эти изменения зависят от игровых действий партнера.

После того как ребенок освоил эту игру, ему можно предложить другие, требующие разработки более сложной стратегии.

Умение планировать, прогнозировать, выстраивая выигрышные стратегии, развивается в таких играх, как “Крестики–нолики”, “Морской бой”, “Шашки”, “Шахматы” и др.

“Крестики–нолики” – одна из самых распространенных среди детей игр. Она хороша как развивающая стратегию игры для дошкольников и первоклассников. Играют на поле 3x3, договариваясь, кто выбирает крестики, кто – нолики. “Крестики” начинают. Каждый играющий ставит свой значок по очереди в одну из клеток. Побеждает тот, кому удалось поставить 3 своих значка в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Эта игра отличается тем, что всегда можно сделать ничью. Но чтобы игрок, вступающий в игру вторым, это обнаружил, стратегию собственного выигрыша надо сменить на стратегию “не дать выиграть начинающему”. После того как оба игрока это поняли, интерес к игре пропадает. Начинающий игру может все же выиграть, если заметит ошибку партнера, который стремится выстроить свой ряд, а не запереть его ходы.

Вариантом классической игры “Крестики–нолики”, усложняющим ее и требующим смены стратегии, является добавление одной клетки в любое место к полю 3x3, получается 10 клеточное поле. Правила обычные.

Есть еще один вариант усложнения или смены стратегии – вариант “Крестиков–ноликов” наоборот. В эту игру выигрывает тот, кто не поставил ряда из трех крестиков или ноликов, т.е. кто первым поставит ряд, тот проиграет. В остальном игра полностью совпадает с “Крестиками–ноликами”. Изменяются правила игры, опять нужно менять стратегию. В этом варианте первый игрок может всегда добиться ничьей, поставив свой значок в центр и повторив по симметрии ходы противника.

Еще один вариант “Крестиков–ноликов” – игра на поле 4x4 или 5x5. Выигрывает тот, кому удается первому выстроить полный ряд или квадрат 2x2. Этот вариант значительно усложняет стратегии игроков и повышает интеллектуальность игры.

“Морской бой” проводится на листах в клетку. Двое участников играют, скрывая свои записи друг от друга. Каждый играющий рисует две таблицы 10x10 клеточек. Таблицы представляют собой координатную сетку, столбцы которой обозначены буквами от “А” до “К”, а строки – цифрами от 1 до 10. Таким образом, каждая клетка таблицы обозначается сочетанием цифры и буквы. В одной таблице играющие расставляют все свои корабли. Вторая таблица – карта расположения кораблей противника. Она заполняется в ходе игры. Всего можно расположить 10 кораблей, которые не должны соприкасаться ни сторонами, ни углами: один четырехпалубный (т.е. состоящий из 4 клеток), два трехпалубных, три двухпалубных, четыре однопалубных. Право первого хода определяет жребий. Далее ходы делаются по очереди. Игрок, который делает ход, называет координаты клетки противника. Если там нет корабля, то второй игрок говорит “промах”. Если там есть корабль, то игрок говорит “попал”, уточняя “ранил” или “убил”. Если игрок попал, то он имеет право продолжать выстрелы до тех пор, пока противник не скажет, что он промахнулся. Выигрывает тот, кто первым затопит все корабли соперника.

В игре вырабатывается стратегия расположения своих кораблей, чтобы их спрятать, и прогнозируется возможное расположение кораблей противника. Важно во внутреннем плане ставить задачу прогнозирования расположения кораблей противника: “…как бы я поставил оставшиеся корабли, если…” после обнаружения каждого нового неприятельского корабля. Выигрывает тот, у кого отработаны тактики и лучше стратегии, как планирования, так и прогнозирования.

“Шашки”, “Шахматы” – традиционные и замечательные игры, которые учат думать над ходами, анализировать действие противника. Это соревнования стратегий, как интеллектуальных, так и личностных. Существуют игры, в которые можно играть на той же самой шахматной доске, но с гораздо меньшим количеством шахматных фигур. Такие задания можно найти в любом пособии для начинающих шахматистов. Эти игры гораздо лучше подходят детям, потому что они проще. Они готовят почву для “больших” шахмат, обучая их умению думать над ходами, предугадывать ходы противника, аккуратности, последовательности в действиях, умению не обижаться при проигрышах.

Игры с картинками

В последнее время появились игры для младших школьников, развивающие умение строить игровые стратегии. Игровым материалом для них служат 40 карточек с изображением героев либо одной сказки, либо одного мультфильма (волшебные сказки, мультфильмы “Немо”, “Аладдин”, “Ледниковый период”), 20 из них – команда положительных героев, остальные 20 – команда отрицательных героев сюжета. Каждая карточка одной из команд с изображением героя имеет определенную численно выраженную ценность. Ценность каждого героя обозначена числом от 1 до 20, расположенным на карточке с его изображением. На основе этого игрового материала существуют разные игры, имеющие свои правила. Вот одна из них.

Играют двое, каждый играющий выбирает свою команду героев (набор из 20 карточек), они случайно перемешиваются, игроки кладут свой набор перед собой стопкой картинкой вниз. Одновременно оба игрока открывают и выкладывают на середину верхнюю картинку, сравнивая, чей герой сильнее. Тот, чья карточка сильнее, забирает обе картинки себе. И далее, до конца стопки. После того как все картинки разыграны, подсчитывается общее число баллов каждым игроком. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов.

Игры на речевом материале

В младшем школьном возрасте у детей возможны проблемы, связанные с речевой деятельностью. Есть дети, которые могут болтать без остановки обо всем, но зачастую их бывает трудно понять, они и сами теряют свою мысль, им трудно выстроить логику своего высказывания. Другие знают, что нужно сказать, но у них нет “активного словарного запаса”. Такие дети знают слова, умеют их произносить, умеют правильно строить фразу на уроке, но это “знание” – пассивно: в разговоре они отмалчиваются, на прямой вопрос затрудняются ответить.

Помогут развить активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры-задания со словами и игры со словами. Существует очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлять слова из букв и слогов. Играть со словом, как с предметом, – очень важная способность, которая формируется у детей к 6–7 годам . Она определяет возможность анализа слов с помощью понятий “звук”, “буква”, “слог”. Развивается эта способность в играх-заданиях со словами. Материалом действий в таких играх являются буквы или звуки, игровой задачей – составление слов из букв по правилам игры, скрытой за игровой учебной задачей – формирование и выполнение операций со знаковым (буквенным) выражением звуков речи.

Примеры игр-заданий со словами для младших школьников:

Любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово “ЗЕБРА”. Слова к нему – зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.

Из слова выбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: “Выброси из слова “КОСА” первый звук” (оса), из слова “СТОЛБ” и последний звук (стол)”.

Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): МЕХ (смех); ЛЕНЬ (олень); КЛАД (склад).

Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: СВЕТ – цвет, НОРКА – корка, ПЕСОК – лесок.

Ребусы – очень часто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы в рисунке. В ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими “спрятанное” слово.

Очень много ребусов можно найти в Интернете и в периодических изданиях для детей младшего школьного возраста.

Анаграммы . Это увлекательная, развивающая комбинаторное мышление игра. Новое слово, составленное из всех букв данного слова, называется его анаграммой. Анаграмма слова – это результат перестановки в другом порядке всех его букв. Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, составляют блок анаграмм. Вот несколько интересных примеров: КОЛБА–БОКАЛ – блок из двух пятибуквенных анаграмм; ПРИКАЗ–КАПРИЗ – блок из двух шестибуквенных анаграмм; КАРТА–КАРАТ–КАТАР – блок из трех пятибуквенных анаграмм.

Такие игры дают игрокам возможность потренировать память и проявить эрудицию, а также глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования.

Существует и много игр со словами . Эти игры предполагают необходимость разработки стратегии выигрыша, то есть прогнозирования и планирования своих действий при учете и оценке действий партнеров.

Всем известная игра “Да и нет – не говорить, черное с белым не носить…” активизирует словарный запас.

“Разведчики”. Детям выдается “шифр” – обозначение букв любыми знаками (в описываемой здесь игре цифрами на основе алфавита) – и зашифрованное послание, которое им нужно расшифровать. Сначала в послании следует зашифровать одно слово. Дети его расшифровывают, а затем составляют свои послания и меняются ими (см. табл. 1).

Таблица 1

Победа 17 16 2 6 5 1
Звезда 9 3 6 9 5 1

Игра “Колесница слов” . Играть могут двое и более игроков. Для разрешения спорных моментов желательно иметь под рукой орфографический словарь. Первый играющий называет слово из 4 букв (существительное нарицательное в именительном падеже, то есть отвечающее на вопрос “Что?”). Второй называет четырехбуквенное слово, начинающееся с буквы, которой заканчивается слово, названное предыдущим играющим. Эту “эстафету” продолжает следующий играющий и так далее. Повторять слова нельзя. Тот, кто не сможет придумать нужное слово, проиграл. Игра развивает знание слов, различение букв, память и находчивость.

Условия игры можно изменить: например, искать пятибуквенные или трехбуквенные слова. Или брать слова из какой-то определенной сферы, например называть только географические. В этом варианте игра получила широкое распространение под названием “Города”, но она сразу же становится скучной, так как быстро заканчиваются названия городов, начинающиеся на букву “а”. Поэтому в “Города” хорошо играть так – каждый следующий играющий ищет название города, начинающееся на третью букву предыдущего.

Общеизвестная по телепередаче викторина “Поле чудес” . Ведущий загадывает слово, обозначая пустым окошком составляющие его буквы. Играющие поочередно, передавая друг другу ходы, называют буквы. Если буква угадана (есть в этом слове), она вставляется в соответствующее окошко, и тот же игрок может назвать еще одну букву. Побеждает и становится ведущим тот, кто угадал слово.

“Наборщик” . Это одна из самых известных игр со словами. Задается слово (обычно длинное), например “остановка”. За определенное время играющим нужно сложить из букв этого слова другие слова (“станок”, “скат”, “танк” и т.д.). Затем игроки по очереди называют их. В зачет идут только те варианты, которые еще не были названы. Побеждает тот игрок, который последним назвал слово. Чемпионом игры считается тот, кто придумал самое длинное слово.

“Каркас” . Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, К, Н, Т). Затем все играющие “натягивают на каркас” гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву Й), то есть придумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных (“ткань”, “кант”, “канат”...). Побеждает тот, кто придумал последнее слово.

“Игра со словарем” . Берется словарь (“Орфографический словарь русского языка”). Водящий открывает его на любой странице и читает слово (какое захочет, но с этой страницы). Остальные игроки должны назвать буквенный состав этого слова. Тот, кому это удалось сделать правильно, становится следующим ведущим.

Игра в акронимы развивает фантазию, умение “работать со словами”, расширяет словарный запас, знакомит с понятием акронима. Играют несколько детей, желательно вместе с взрослыми. Один из играющих задумывает какое-то словосочетание и произносит его в виде акронима (сочетания его первых букв). Например, МТП может означать “мягкая теплая подушка”. Для простоты можно ввести такое правило: загадывать только вещи, которые находятся в этой комнате. Остальные отгадывают. Если хотя бы одно слово угадано, водящий должен об этом сообщить. Тот, кто первым угадал все словосочетание, выигрывает и сам в следующий раз загадывает свой акроним.

“Угадай фразу” . Ведущий берет какую-нибудь книгу и читает начало любой фразы. Остальные пытаются угадать ее продолжение. Через некоторое время загаданная фраза читается до конца, и все играющие могут сравнить то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает), получает очко. Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудные задания, чтобы ребятам было интересно играть.

Эта игра учит пониманию контекста, в котором произносятся те или иные слова. Ведь в реальных диалогах произносится лишь часть слов. Если научиться угадывать “недосказанное”, то вы лучше будете понимать окружающих людей и их поступки.

В.А.Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные различия между нерациональной, игровой и неигровой, рациональной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые, и дети, в таких вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, шахматы, и т.п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно потому игра расширяет свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни. Философию явления "игра" поэтически и провидчески точно выразил в "Пиковой даме" А.С.Пушкин устами главного героя: "Что наша жизнь?- Игра!"

Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность.

Выдающийся нидерландский мыслитель 20 столетия Йохан Хёйзинга (1872-1945) утверждает, что понятие "человек играющий" выражает такую же существенную функцию, как "человек созидающий", что анализ любой человеческой деятельности до самых пределов сознания человека свидетельствует, что это не более чем игра, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире. Хёйзинга во многих своих блестящих работах понятие игры настойчиво интегрирует в понятие культуры.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизация процесса познания мира и т.п. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развития".

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

Цель курсовой работы:

доказать, что игра - не только важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средство оптимизации и стимуляции процесса обучения.

1. изучение роли игры в процессе обучения;

2. выявление форм и способов игровой деятельности, влияющих на тот или иной аспект процесса познания

Объект исследования:

влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.

Предмет исследования:

учебные игры на уроках как средство повышения эффективности учебного процесса при изучении нового и усвоения пройденного материала.

Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...".

1. Теоретические основы игры как формы обучении

1.1 Что такое игра

Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Игры могут помочь решить эти проблемы. Это мощный стимул к овладению языком. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка, предполагается принятие решения: как поступить, что сказать. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

Игра позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения на иностранном языке. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способом организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников и т.д. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.

Игра на уроке - один из способов разнообразия применяемых приемов обучения. Она развивает умственную и волевую активность учащихся. Быстрый темп, в котором проводится игра, заставляет их быть внимательнее, тренирует память, развивает речь, вызывает необходимость высказывания на иностранном языке. Игра, кроме того, способствует созданию естественных коммуникативных ситуаций. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игра рассматривается как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленности речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

· Созданию психологической готовности детей к речевому общению,

· Обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала,

· Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Педагоги и психологи разных научных школ выделили ряд общих положений:

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей различных возрастов. 2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, раскрывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. 3. Игра – первая ступень деятельности дитя дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся. 4. Игра есть практика развития. Дети играются, потому что развиваются, и развиваются потому, что играются. 5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. 6. Игра – основная сфера общения детей; в ней решаются трудности межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с реальностью. Отсюда естественно возникает рвение самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- крупная связь её с обучением. Задача учителя – поддержать это рвение дитя к самостоятельному обучению и помочь ему в этом.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состояния, от незрелости к зрелости. В этом смысле ребенок – полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила.

Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития ребенка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.

Игра всё ещё имеет огромное значение в жизни ребенка и нужно сделать так, чтоб он не растерял энтузиазм к ней. Так как игра – явление многогранное, её можно разглядывать как необыкновенную форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который совсем важен для ребенка. В нём развивается чувство долга и ответственности, рвение к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Мировоззрение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения ребенка для него важны. Как правило, общественная оценка коллектива означает для ребенка больше, чем мировоззрение учителей либо родителей, и он традиционно совсем чутко реагирует на дружное действие коллектива товарищей.

Внедрение развивающих игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных действий и положительной мотивации к обучению школьников.

Отсюда следует, что внедрение развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

1.2 История развития игры

Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Определенные этапы развития обусловили негативное отношение к игре и сделали почти невозможной направленность теоретической мысли на исследование этой деятельности. Но с последней трети XIX века интерес к игровой деятельности появляется вновь, появляются первые научные теории игры.

Игра начинает рассматриваться как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичная форма приобщения человека к социуму, а так же как один из способов формирования способности к обучению и воспитания чувства ответственности за свои поступки и за свою группу. Одним из первых исследователей, высказавшим подобные взгляды на игру, был К.Гросс.С начала XX века интерес к изучению игры возникает с новой силой. Ряд исследователей (У. Макдауголл, Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх) выдвинули тезис, что игра – это это "некий социальный инстинкт", рписущий каждому человеку. Большой популярностью до сих пор пользуется теория инра как самовыражение(Ж.Пиаже). Представители культуроведческого подхода к игре считают, что игра украшает жизнь, дополняет ее и является жизненно необходимой каждому человеку. Известный советский психолог А.Н.Леонтьев считал игру ведущей деятельностью дошкольного периода, благодаря овладению и выполнению которой формируются центральные психологические новообразования и происходит подготовка к другим видам деятельности.

Один из ведущих современных психологов России Р.С.Немов определил игру как "вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха" . Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и способствует гармоничному развитию личности, так как "хорошая игра" обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или творческое), доставляет радость (радость творчества, победы) и налагает ответственность на участников. В игре особенно проявляются способности ребенка.

Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными функциями: средство развития мотивационно – потребностной сферы, средство развития умственных действий, средство познания и средство развития произвольного поведения.

Современное состояние трудности

В публичной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Может быть, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.

Большая роль в развитии и воспитании дитя принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых свойств, в игре реализуется потребность действия на мир. Игра дает свободу, так как она не задачка, не долг, не закон. По приказу играться нельзя, лишь добровольно.

А что игра даёт детям? . Перерыв в повседневности, с её утилитаризмом, с её монотонностью, с её твердой детерминацией вида жизни. Игра это неординарность. Выход в другое состояние души. Подчиняясь только правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и иных условностей. Игра снимает то твердое напряжение, в котором пребывает ребенок в собственной настоящей жизни, и заменяет его добровольной и удовлетворённой мобилизацией духовных и физических сил. Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Нереально нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, совсем ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Создает гармонию. Сформировывает рвение к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прелестной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению. Увлеченность: в игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Возможность сделать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне её рамок. Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует разум, настраивает на поиск хороших решений. Понятие о чести. Она противоборствует корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не значительно, кто конкретно победит, но принципиально, чтоб победа была одержана по всем правилам, и чтоб в борьбе были проявлены с наибольшей полнотой мужество, разум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку лишь "сыгранный" коллектив добьется фуррора и совершенства в игре. Компенсацию, нейтрализацию недостатков реальности. Противопоставляет твердому миру действительности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм. Физическое улучшение, поскольку в активных собственных формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым орудием. Возможность проявить либо совершенствовать свои творческие навыки в разработке нужной игровой атрибутики. Это орудие, доспехи, одежда, разные амулеты, идолы и прочее. Развитие воображения, поскольку оно нужно для сотворения новейших миров, легенд, ситуаций, правил игры. Стойкий энтузиазм к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается способом литературного моделирования. Чтоб сделать свой мир необходимо прочесть предварительно о остальных. Возможность развить свой разум, поскольку нужно выстроить интригу и воплотить её. Развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры непременно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов. Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно лишь состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Удовлетворенность общения с единомышленниками. Умение ориентироваться в настоящих жизненных ситуациях, проигрывая их не один раз и как бы понарошку в собственном вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Производит активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Лушникова Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов,

средняя школа № 36,

города Астаны

Роль игры в обучении и воспитании младших школьников.

Сегодня дети все больше времени проводят в обществе компьютера и телевизора: проще иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Часто ребенок попадает в сильнейшую зависимость от теле - или компьютерной реальности, а игры со сверстниками, которые проявляют собственную волю и которых не выключишь кнопкой, его просто пугают.

Запреты здесь не помогут. Выход один - детям должно быть известно что-то более интересное, чем компьютерные игры и телевизор. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом.

Игра в жизни человека имеет колоссальное значение и особенно велика ее роль в жизни детей. Чем младше ребенок, тем большую воспитательно-развивающую значимость в его жизни имеют игры. С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд. Однако и здесь игра не исчезает полностью: делу - время, потехе - час, но и этот час нередко значит очень много, и пренебрегать им не следует.

Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

У игры есть прекрасное свойство - она сама организует обучение. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное её условие – умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

Польский исследователь Стефан Шуман говорит о том, что игра – это характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. При этом Шуман указывает на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Школьная практика и теоретические исследования последних лет также свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический прием обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства её реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.

Необходимо учитывать и возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. При этом не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры,- это интерес к игре, а не к самому учебному процессу.

Вот что пишет П.М.Баев в своей книге «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ».

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и

активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует

память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает

внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь

коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды,

каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности

всех учащихся, а игры, предложенные Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе.

Но как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:

1) ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых

заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие,

урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий,

которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина,

конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений,

навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Так, в процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.

При этом, чем чаще дети будут играть, чем меньше будут воспринимать игру как неожиданный «перерыв» в учебе, тем легче и точнее они будут настраиваться на игру.

Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные

рассуждения о роли игры в жизни ребёнка, да и взрослого человека тоже.

Вывод один: игра учит.

Кстати, учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений и игр, которые состоят в соблюдении определенного темпа, предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть так же четко поставлена цель игры, чтобы в результате получить определенные сведения по изучаемой теме.

Вот пример:

Отгадывание сказки - загадки "Большая родня".

Жил-был корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение и прилагательные: строительный, строевой, и глаголы:строить, строиться. Видятся родные и близкие нечасто, письма писать некогда, вот и решил наш старец собрать всю свою большую родню. Разослал пригласительные открытки. Первыми откликнулись братья - глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя ждать долго и остальные. Явились. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы, у кого до, есть и за, на, от, по, од, при. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: "Молодцы, родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали!" Глаголы деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не забывают. Существительные от них не отстают - спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами они не бедны.

1. Попробуйте записать этих многочисленных родственников.

2. Как же зовут старца - прародителя, от которого все они произошли?

Анализ показал, что урок достиг поставленной цели. Использование этих приемов позволило определить, насколько прочно усвоены детьми знания по данной теме. Эти приемы помогли выявить уровень знаний детей в интересной, занимательной для них форме, активизировать мыслительную деятельность младших школьников.

Проводя работу по выработке положительного отношения учащихся к игре в процессе обучения, в своей работе я также использую дидактические игры на уроках русского языка, которые не только способствуют активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний учащихся.

Похожие публикации