Игра шишки желуди орехи правила игры. Игры малой подвижности на переменах в начальной школе

Урок № 28.13.

Конспект урока по физической культуре на тему: «Подвижные игры»

Класс: 1 класс

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: в/в мячи, свисток.

Задачи:

I .Образовательные:

1.Разучить подвижные игры «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи»;

2. Подвижная игра «Перестрелка»

II .Оздоровительные:

1.Развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

III .Воспитательные:

1.Воспитывать дисциплинированность, коллективизм, уважение к товарищам.

Учитель физической культуры: Воронина Екатерина Анатольевна

дозировка нагрузки

организационно-методические указания

I . Вводная часть.

1. Построение.

2. Ходьба

    на носках;

    на пятках;

    на внешней стороне стопы

3. Бег

    змейкой;

    по кругу

    ходьба

4. Комплекс ОРУ в движении

И.п.- руки в рамок.

1-4- круговые движения в лучезапястном суставе вперед.

5-8- тоже назад.

И.п.- руки к плечам.

1-4- круговые движения в плечевом суставе вперед.

5-8- тоже назад.

И.п.- руки вперед.

1-8- «ножницы».

Комплекс ОРУ на месте для развития гибкости:

И.п.- руки на поясе, ноги слегка расставлены.

1- Наклон туловища вправо.

2- И.п.

3- Тоже влево.

4-И.п.

И. п.- стойка ноги врозь, наклон вперед, руки в стороны.

1-8- «мельница».

И. п.- стойка ноги врозь, руки на поясе.

1- наклон вперед.

2- назад прогнуться.

1-4-Выпад правой вперед.

5-8- Тоже левой.

И. п.- стойка ноги вместе, руки на поясе.

1- Глубокий присед, руки вперед.

2- И.п.

II .Основная часть.

    Игра «Охотники и утки»

Подготовка. Играющие делятся на две команды, одна из которых - "охотники" - становится по кругу (перед чертой), вторая - "утки" - входит в середину круга. У "охотников" волейбольный мяч. Содержание игры. По сигналу "охотники" начинают выбивать "уток" из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде. "Утки". бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая "утка" покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной "утки", после чего игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая подстрелить "уток" за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в "уток". Тогда итог подводится по количеству "уток", выбитых за это время.

    Игра «Шишки, желуди, орехи»

Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи". Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "шишки" - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: "шишки, орехи". Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

    Игра «Перестрелка»

III . Заключительная часть.

Игра «Совушка»

Подведение итогов.

Домашнее задание: для развития ловкости повторить упражнения с мячом.

10 мин

1 мин

1мин

2 мин

6 мин.

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 ра

35 мин

5 мин

Приветствие, сообщение задач урока.

Руки вверх, за голову, на пояс; спину держать прямо, плечи расправить.

Темп медленный, равномерный.

Выполнять под счет с мах амплитудой.

Руки прямые. Выполнять под счет.

Ноги не сгибать, руками касаться носков. Выполнять с мах амплитудой.

Выполнять с мах амплитудой.

Голова прямо.

Выполнять под счет. Спина прямая, подбородок приподнят, пятки от пола не отрывать.

Спина прямая, руки на поясе.

Ноги прямые,

спина прямая.

Правила игры: 1. Во время броска мяча запрещается заступать за черту. 2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. 3. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола

Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 3. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

Напомнить правила игры и правила техники безопасности.

Спросить о том, что понравилось? Что не получилось?


Подготовка: Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трех-четырех шагах от водящего. Руководитель дает всем играющим названия: первые в тройках «шишки», вторые «желуди», третьи «орехи».

Содержание игры: По сигналу водящий громко произносит, например: «Орехи». Все играющие, названные «орехами», должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «желуди», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если «шишки» - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трех игроков в тройках, например: «шишки, орехи». Вызванные также должны поменяться местами.

Правила игры :

2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую

тройку (в противном случае игрок становится водящим).

Подготовка: Ребята становятся в круг, в его середине находится водящий, которому завязывают глаза.

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя - узнай!

Руководитель молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется.

Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Правила игры: .

1. Слова произносит только тот, на кого укажет руководитель.

Не ошибись

Подготовка: На листах картона заготавливают рисунки с изображением мельницы, дерева, мяча, дровосека, моста, аиста, лягушки, бабочки, кошки и т.п. Играющие строятся в шеренгу или образуют полукруг.

Мельница: одна рука поднята, другая опущена и прижата к телу. Дети показывают, как мельница работает: меняют положение рук.

Мяч: приседают, спина круглая. Играющие начинают подскоки. Стопы ног соединены, колени при подскоках поднимаются высоко.

Дровосек: играющие поднимают вверх над головой руки

с соединенными пальцами, ноги прямые. Широким

взмахом ребята имитируют рубку дров.

Побеждают те, кто удачнее других выполнили задание.

Правила игры :

За каждое неточное выполнение начисляются штрафные

Горелки

Подготовка: Дети становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди, на расстоянии 3 -4 м, место водящего.

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь.

Выходи, тебе гореть, тебе гореть!

Как только ребята закончат речитатив, первая пара разъединяет руки и бежит вперед, чтобы снова соединиться за чертой, где водящий уже не может ловить. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придется водить снова. Водящий становится сзади всех в пару с тем, кого поймал. Другой из этой пары становится водящим.

В игре побеждают те, кто ни разу не были пойманы.

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. Начинать бег можно только по окончании речитатива.

Цель: Обучение технике метания малого мяча на дальность.

Задачи:

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Соблюдение техники безопасности во время проведения подвижной игры «Шишки, жёлуди, орехи»;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

- поиск информации по технике метания мяча на дальность;

Коммуникативные УУД:

- задавать вопросы по технике выполнения упражнения и принимать участие в их обсуждении;

Личностные результаты:

Тип урока:

Место проведения: спортивный зал.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель физической культуры : Белова Татьяна Анатольевна

Класс: 4 Б класс.

Раздел: Лёгкая атлетика.

Тема урока: «Метание малого мяча на дальность. Подвижная игра «Шишки, жёлуди, орехи».

Цель: Обучение технике метания малого мяча на дальность.

Совершенствовать технику метания малого мяча на дальность;

Развивать быстроту реакции, ловкость и внимание;

Воспитать уважение и доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Научиться выполнять метание малого мяча;

Соблюдение техники безопасности во время проведения подвижной игры «Шишки, жёлуди, орехи» ;

Дозирование нагрузки в соответствии с возрастными особенностями обучающимися.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Осознание качества выполнения упражнений;

Выявление причин недостаточного уровня усвоения элементов техники выполнения;

Осознание учащимися уровня и качества усвоения упражнения;

Внесение необходимых дополнений и корректив в совершенствование техники метания на дальность мяча;

Личностный подход в исправлении ошибок.

Познавательные УУД:

- поиск информации по технике метания мяча на дальность;

Самостоятельное установление причин неправильного метания мяча

Коммуникативные УУД:

- задавать вопросы по технике выполнения упражнения и принимать участие в их обсуждении;

Уважение мнений сверстников в процессе совместного освоения техники метаний;

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения метаний при прохождении игры.

Личностные результаты:

Уважение и доброжелательность друг к другу во время игры;

Взаимодействие со сверстниками на основе взаимопомощи;

Умение управлять своими эмоциями.

Тип урока:

урок формирования предметных навыков, овладения предметными умениями.

Методы обучения: проблемно-поисковый, дискуссия, репродуктивный, эмпатия, метод аналогий, анализ.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и инвентарь: малые мячи.

Место проведения: спортивный зал.

6. Общеразвивающие упражнения в движении шагом:

Упр. 1 И.п.-руки в стороны.

На 4 шага вперед-4 круга кистями внутрь, на следующие 4 шага вперед-наружу.

Упр.2.- И.п.-руки согнуть к плечам,1-4-круговые вращения руками вперед;

5-8-круговые вращения руками назад;

Упр.3.- И.п.-руки согнуты перед грудью,1-2-рывки согнутыми руками перед грудью;

3-4-рывки прямыми руками перед грудью.

Упр.4.- И.п.-правая рука вверх, левая вниз;,1-2-рывки прямыми руками, правая вверх, левая вниз;

3-4- рывки прямыми руками, левая вверх, правая вниз;

Упр.5- И.п.-руки вверх, пальцы сцеплены наружу.

На шаг левой вперед-наклон влево, на шаг правой вперед-наклон вправо.

Упр.6- И.п.-руки перед грудью.

На 2 пружинистых шага отведение согнутых рук назад, на следующие 2 шага вперед- то же, но разгибания руки ладонями кверху.

Упр 7 - И.п.-руки в стороны,

1-4-круговые вращения руками вперед;

5-8-круговые вращения руками назад.

Акцентировать внимание учащихся на сочетание движений с ритмом шагов и на сохранение правильной осанки при выполнении упражнений.

Выполнять с максимальной амплитудой движений. (упр.1)

Выполнять с максимальной амплитудой. (упр.2)

Выполнять с максимальным разгибанием рук. (упр.3)

Выполнять с максимальным разгибанием рук.в локтях руки не сгибать (упр.4)

При наклоне смотреть на кисти рук.(упр.5)

Локти ниже уровня плеч не опускать. (упр.6)

Выполнять с максимальной амплитудой движений. Руки в локтевых суставах не сгибать. (упр.7)

Шаги, остановки выполнять под счет учителя «раз-два»(упр.1)

Акцентировать внимание учащихся на большую длину первого шага и постановку ног с пятки, равнение в колонах, интервалы в три шага (упр.2).

Ориентировать учащихся на размыкание дистанции и интервалы в три шага.

Четко выполнять команды: «на пра-во, на ле-во, кру-гом, шаго-марш» (упр.3).

Обратить внимание учащихся на необходимость правильного положения рук и постановку ног во время метания мяча,амплитуду движений (упр.4)

Акцентировать внимание учащихся на четкость выполнения упражнения, ритм дыхания.(5)

Построение в две шеренги на одной из сторон площадки, мяч у первых.

На расстоянии 5,10,15,20,25 м перед каждой командой стоят фишки. По свистку1 –е уч-ся выполняют метание(учитель говорит результат каждого).2-е -стоят напротив 1-х,на расстоянии 25 м;2-е –метают-3-е- стоят, ловят мячи от земли.

10. Игра «Шишки, желуди, орехи».

Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках «шишки», вторые «жёлуди», третьи «орехи».

Выполнять метание с большой амплитудой, отпускать мяч в самой высокой точке , обратить на правильную стойку при метании. Выполнять по свистку.

Содержание игры . По сигналу водящий громко произносит, например: «Орехи». Все играющие, названные «орехами», должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «жёлуди», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если «шишки» - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: «шишки, орехи». Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры:

1. Вызванным запрещается оставаться на месте.

2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

3. Можно изменять правила (стоя лицом в центр, спиной, различные исходные положения).


[ реферат ]
  • Программа дополнительного образования Игры для здоровья [ программа ]
  • Волейбол [ реферат ]
  • Андрианова А., Смирнова В., Кодачигова А. Сборник игр для дружной компании подростков. Дворовые игры наших родителей [ документ ]
  • Подвижные игры как средство развития физических качеств [ реферат ]
  • роль игры в развитии ребенка [ реферат ]
  • Курсовая работа: Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата [ курсовая работа ]
  • Физическое развитие ребенка до 3 лет [ реферат ]
  • Математические игры и головоломки [ реферат ]
  • Олимпийские игры античных времён [ реферат ]
  • Игровые элементы в культуре ХХ века [ документ ]
  • 1.doc

    «Шишки, желуди, орехи»

    Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого стано­вится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трех-четырех шагах от водящего (см. рис.). Руководитель дает всем играющим названия: первые в тройках «шишки», вторые «желуди», третьи «орехи».

    Рис.
    Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: «Орехи». Все играющие, названные «орехами», долж­ны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «желуди», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если «шишки» -стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему мож­но вызывать двух или даже трех игроков в тройках, например: «шишки, орехи». Вызванные также должны поменяться местами.

    Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

    ^ Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в про­тивном случае игрок становится водящим).
    «Охотники и утки»

    Подготовка. Играющие делятся на две команды, одна из которых - «охотники» - становится по кругу (перед чертой), вторая -«утки» - входит в середину круга (см. рис.). У «охотников» волей­больный мяч.

    ^ С
    одержание игры.
    По сигналу «охотники» начинают выбивать «уток» из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнеру по команде. «Утки», бегая внутри круга, спасаются от мяча, увертываясь и подпрыгивая. Подбитая «утка» покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остается ни одной «утки», после чего игроки меняются ролями.



    Играющие – «утки»
    Играющие – «охотники»


    Рис.
    Побеждает команда, сумевшая подстрелить «уток» за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в «уток». Тогда итог подводится по количеству «уток», выби­тых за это время.

    Правила игры: 1. Во время броска мяча запрещается заступать за черту. 2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч рука­ми. 3. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.
    «Чья шеренга победит?»

    Подготовка. Играющие делятся на две равные команды. Два игрока, по одному из каждой команды, становятся лицом друг к другу перед начерченной на земле линией. Держа друг друга за пояс.

    ^ Содержание игры. По сигналу играющие стараются перетянуть противника к себе. Проигравший переходит в команду выигравшего.

    Правила игры. 1. Начинать игру следует с определенного места. 2. Побеждает тот, кто перетянул соперника на свою сторону.

    ○ ○ ○ ○ ○ ○

    □ □ □ □ □ □

    «День и ночь»

    Подготовка. На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой - девочки. Ведущий между ними.

    По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков. Выигрывает команда поймавшая большее количество противников.

    Правила игры . 1. Бег начинается по сигналу руководителя. 2. Осаленные переходят в команду соперника.


    Мальчики - «Ночь»

     Ведущий

     □ Девочки – «День»
    □ □ □ □ □ □

    Подготовка.

    ф Водящий ОООИграющие

    Правила игры

    18. «Альпинисты»

    Подготовка.

    Содержание игры.

    оооооооо

    Правила игры:

    19. «Прыжки по полоскам»

    Подготовка.

    Содержание игры.

    Правила игры:

    Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого стано­вится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трех-четырех шагах от водящего (рис. 5). Руководитель дает всем играющим названия: первые в тройках «шишки», вторые «желуди», третьи «орехи».

    ф Водящий ОООИграющие

    вободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «желуди», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если «шишки» - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему мож­но вызывать двух или даже трех игроков в тройках, например: «шишки, орехи». Вызванные также должны поменяться местами.

    Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

    Правила игры : 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в про­тивном случае игрок становится водящим).

    18. «Альпинисты»

    Подготовка. Две команды «альпинистов» выстраиваются шерен­гами лицом к гимнастической стенке в 6-7 м от нее. Между пер­выми игроками и гимнастической стенкой устанавливаются гим­настические скамейки, перевернутые рейками вверх. У крайних пролетов стенки укладываются гимнастические маты (рис. 6).

    Содержание игры. По сигналу учителя первые игроки начинают продвижение по рейке гимнастической скамейки, переходят на гимнастическую стенку, влезают на нее, передвигаются по стен­ке до крайнего пролета и спускаются вниз. Высота подъема на стенку заранее указывается учителем (отмечается ленточкой, флаж­ком). При спуске с гимнастической стенки игрок имеет право спрыгнуть с рейки, расположенной на высоте не более 70-75 см, в круг диаметром 40 см, обозначенный мелом на мате. Призем­лившись, играющий встает последним в своей шеренге. Вторые игроки начинают передвижение по гимнастической скамейке сразу же после приземления предыдущего «альпиниста».

    оооооооо

    # О Игроки противоположных команд

    Выигрывает команда, сумевшая закончить эстафету быстрее других и сделавшая меньше ошибок, чем другая.

    Правила игры: 1. Запрещается преждевременное передвижение по рейке скамейки. 2. Игрок не должен терять равновесия. 3. Нельзя спрыгивать с высоты, превышающей указанную учителем. 4. За­прещается также неточное приземление. За каждую ошибку игрок наказывается штрафным очком.

    19. «Прыжки по полоскам»

    Подготовка. Линиями обозначается коридор шириной 2 -3 м. Поперек коридора проводятся линии, образующие узкие (30 см) и широкие (50 см) полоски, которые чередуются между собой. Таких полосок может быть по 6- 8. Через узкие полоски дети пры­гают, а от широких отталкиваются при прыжках. Класс делится на три-четыре команды, которые встают шеренгами (рис. 7).

    Содержание игры. По сигналу первые номера каждой команды начинают прыжки с начала коридора (толчком двумя ногами) через узкие полоски, делая промежуточный прыжок на каждой широкой полосе. Выполнившие все прыжки правильно (не насту­пив на узкие полоски) приносят своей команде очко. Так же пры­гают вторые номера и т.д. Если игрок наступит на узкую полоску, он продолжает прыгать дальше, но не приносит команде очко. Быстрота выполнения прыжков не учитывается.

    Побеждает команда, игроки которой получили больше очков.

    Правила игры: 1. Ширина полосок постепенно увеличивается (до 60, 90, 100 см). 2. Команды располагаются в таком же положении и соблюдают ту же последовательность. 3. Тот, кто прыгнул на

    Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений.

    Количество игроков - более шести.

    Инструкция. Играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках - «шишки», вторые - «желуди», третьи - «орехи». По сигналу водящий произносит любое из трех названий, например «орехи». Все играющие «орехи» должны

    поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.

    Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

    Методические указания. По желанию детей игру можно проводить несколько раз.

    Игра: «Рыбы, птицы, звери»

    Цель: развитие быстроты реакции, внимания, обогащение словарного запаса.

    Инвентарь: волейбольный или теннисный мяч.

    Инструкция. Все играющие становятся полукругом на расстоянии 4-5 метров от водящего, который держит в руках волейбольный или теннисный мяч. Водящий, бросая кому-либо из играющих мяч, произносит одно из трех слов: «рыбы», «птицы», «звери». Если названо, например, слово «рыбы», играющий должен поймать мяч, сделать шаг вперед и тут же вернуть его водящему, быстро назвав любую рыбу, например, сказать: «Щука», Тот, кто не успевает дать нужный ответ или повторяет его, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки. Победитель становится водящим.

    Методические указания. Игра повторяется 2-3 раза.

    Игра: «Волейбол в кругу»

    Цель: освоение элементарных умений передачи мяча, развитие точности движений.

    Количество игроков может быть любым.

    Инвентарь: волейбольный мяч.

    Инструкция. Играющие становятся в круг, и начинают передавать мяч друг другу любым способом, как в волейболе. Тот, кто не смог принять или передать мяч, получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получил меньше штрафных очков.

    Методические указания. По желанию участников игру можно повторить 2-3 раза.

    Заключение

    В методическом пособии представлены подвижные игры для детей -инвалидов с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, умственной отсталостью и ослабленным здоровьем, которые классифицированы по уровню функционального воздействия (большой, средней, малой подвижности).

    В каждой подвижной игре определены цель, правила, описания, методические описания по организации и руководству проведением. Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, умственной отсталости, интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции.

    Все это вместе взятое и позволяет говорит об оздоровительном эффекте подвижных игр.

    Библиография

    1 .Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие. Под ред.Л.В. Шапковой.- М.- Советский спорт.- 2003.- 464 с.

    2 .Гибсон, Р.Веселые игры/Д.Таймер (пер. с англ.).- М.: 1994.

    3. Карабанова О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка. –

    4. Маллаев Д.М. Воспитатель как организатор игровой деятельности слепых и слабовидящих детей. Махачкала. 1992.

    5. Коррекционные подвижные игры для детей с нарушениями в развитии.

    /Под ред. Л.В. Шапкиной, - М.: Советский спорт,-2002.- 212 с. 6. Новичихина Е.В. Хоад Л.Д. «Особенности методики обучения подвижным играм не слышащих детей младшего школьного возраста»/Адаптивная физическая культура.-№3.-2006.-9-1 I с.

    7. Ванюшкин В.А.Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития. Афторев дис…канд.пед.наук.-Екатеренбург,1999.

    8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под ред. В.В. Воронковой,-М.Школа-Пресс,1994,

    9. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей //Пособие. М-..Сов.спорт,1991.

    10. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи //Адаптивная физическая культура и функц. состояние инвалидов,-СПб,1996.

    11 .Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе //Дефектология,1991,

    12. Двейрина О.А. Раэвитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе:Учебное пособие//СПбГАФК им.П.Ф.Лесгавта,2000.

    13. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое пособие.- М Терра-Спорт,2000

    14. Эльконин Д.Б. Психология игры.1978 .

    15. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.:Медицина,1991,-227 с.,ил.

    Предисловие…………………………………………………………...3

    1. Подготовка, организация и руководство игрой…………………..4

    2. Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей..................... 8

    2.1 Общие требования к проведению игры................................. 8

    2.2 Игры………………………………………………………..11

    3. Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей................ 24

    3.1 Игры................. ."............................................................................... 25

    4. Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта................ 31

    4.1 Игры................................................................................................. 32

    5. Подвижные игры для умственно отсталых детей старших

    классов....................................................................................................... 38

    5.1 Игры................................................................................................. 38

    6.Подвижные игры для детей с ослабленным здоровьем и

    нарушением в развитии.......................................................................... 43

    6.1 Игры................................................................................................. 44

    Заключение............................................................................................... 53

    Библиографические источники………………………………54


    Подвижные игры для младших школьников.

    Подборка подвижных игр для программы по внеурочной деятельности "Подвижные игры". Материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям ГПД.
    1. ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
    По алфавиту
    Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.
    Ведущий предлагает ребятам за определенное ко¬личество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:
    - чтобы все имена расположились по алфавиту;
    - чтобы все встали по цвету волос (слева - брю¬неты, справа - блондины);
    - чтобы все встали по росту (слева - маленькие, справа - большие).
    Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.
    Возраст: от шести лет
    Игра развивает: внимательность, координация
    Количество игроков: 5 и более

    Три, Тринадцать, Тридцать
    Три, Тринадцать, Тридцать - игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей. Может использоваться в школе на физкульт-минутках учеников младших классов.
    Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел - какое действие обозначает. Игроки строятся в Шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.
    Если водящий (учитель) говорит «три» - все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» - руки на пояс, при слове «тридцать» - руки вперед и т. д. (Можно придумать самые разные движения). Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.
    Возраст: от шести лет
    Игра развивает: внимательность, реакция

    Цветные флажки
    Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, внимания.
    Атрибуты: 5 флажков разного цвета.
    Ход игры: на игровой площадке рисуются 5 кружков диаметром 2 м на расстоянии 1 м друг от друга. Игроки делятся на 5 команд. Каждая команда встает в свой кружок. В центре каждого кружка стоит игрок с цветным флажком в руках.
    По сигналу ведущего игроки разбегаются по площадке. По второму сигналу они останавливаются и закрывают глаза. В это время игроки с флажками меняются местами; По третьему сигналу игроки открывают глаза и быстро ищут свой флажок. Побеждают те игроки, которые раньше других вернулись к флажку своего цвета.
    Особые замечания: если игрок открыл глаза, его команда считается проигравшей.

    Кривое зеркало

    Атрибуты: 6 скакалок.
    Ход игры: игра начинается с того, что ведущий показывает разные прыжки со скакалкой: прыжки со скрещенными ногами, прыжки с высоко поднятыми коленями, двойные прыжки и т. д. Затем игроки встают попарно, друг напротив друга, и пытаются повторить все показанные движения ведущего. Игрок, который ошибся, выходит из игры, и его заменяет следующий.
    Особые замечания: новым водящим становится игрок, не совершивший ни одной ошибки.

    «Шерлок Холмс»
    Выбирается ведущий («Шерлок Холмс») и 3-5 «преступников». Чем меньше возраст детей, тем меньше «преступников». «Преступники» встают перед «Шерлоком Холмсом». «Шерлок Холмс» внимательно в течение нескольких секунд (20-30) внимательно разглядывает «преступников» и выходит из помещения. «Преступники» делают пять изменений в своей одежде и позе. Возвратившийся «Шерлок Холмс» должен найти у каждого его пять изменений. Тот игрок, у которого «сыщик» нашел все пять изменений, должен выполнить какое-либо желание «Шерлока Холмса». Тот, у которого не определено хотя бы одно изменение, сам становится «Шерлоком Холмсом».

    «Путаница»
    Выбирают водящего. Все остальные игроки становятся в комнате, взявшись за руки. Водящий выходит из комнаты, а остальные игроки начинают передвигаться относительно друг друга, но не отрывая рук (запутываться). Затем приглашают в комнату водящего. Он должен определить, в каком порядке стояли игроки изначально. Повторяют игру несколько раз, меняя водящего.

    «Космонавты»
    На площадке в разных частях чертим контуры ракеты. Их должно быть на несколько штук меньше играющих. Все дети берутся за руки. Они идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, дети разбегаются, стараясь занять свободное место в «ракете». Опоздавшие собираются в центре круга. Отмечаем тех детей, которые ни разу не опоздали на «ракету»

    «Вороны и воробьи»
    На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.

    Шишки, желуди, орехи
    Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.
    Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.
    Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.
    Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.
    Возраст: от шести лет
    Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более
    Место игры: улица

    Птицы, блохи, пауки
    Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем она будет, - «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу жест, обозначающий выбранное животное.
    Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.
    Возраст: от шести лет
    Цель игры: разрядка, концентрация внимания
    Количество игроков: 10 - 30
    Место игры: просторное безопасное помещение

    Белые медведи
    Белые медведи - подвижная коллективная игра для детей младшего школьного возраста. Развивает активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом игры.
    На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место - льдина, на которой стоит водящий - «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
    «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» - и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.
    Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».
    «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.
    Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».
    Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается.
    Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
    Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
    Возраст: от шести лет
    Игра развивает: ловкость, реакция, фантазия
    Количество игроков: 7 и более

    3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
    «Бездомный заяц»
    Интересная игра для детей младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки - зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь.
    Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он становится бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам станет зайцем, а бывший заяц - охотником.
    Возраст: от шести лет
    Игра развивает: внимательность, выносливость, мышление, реакция
    Количество игроков: 3 и и более

    Дай руку
    Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать.
    Выбирается один ведущий - салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке.
    Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком.
    Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить.
    Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.
    Возраст: от шести лет
    Игра развивает: внимательность, выносливость, ловкость, реакция

    «Кто кого»
    Игра похожа на подвижную игру "Перетягивание"
    2 участника.
    Плоскость грунта разделена линией. Соперники - по две стороны.
    Они берутся двумя руками за палку.
    Задача: перетащить соперника на свою сторону.

    Британский Бульдог
    Играет влияет на выносливость и реакцию ребенка.
    Дети назначают двух ловцов («бульдогов»). «Бульдоги» стоят с одной стороны площадки, а все остальные - с противоположного. За сигналом одного из «бульдогов» все игроки должны перебежать в другую сторону. Но так, чтобы игрока не словили «бульдоги».
    Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся в «бульдогов».
    Возраст: от шести лет
    Игра развивает: выносливость, реакция, сила
    Количество игроков: 4 и более

    «Штандр»
    Цель игры: развивать выносливость, меткость, воспитывать честность.
    Материалы необходимые для игры: мяч, лучше волейбольный, но можно и резиновый.
    Правила игры: Для начала игры необходимо выбрать водящего, это можно сделать с помощью считалочки. Водящий в руках держит мяч. Все играющие собираются возле водящего. Водящий подбрасывает мяч как можно выше. В этот момент все играющие разбегаются в разные стороны. Водящий должен поймать мяч и как только мяч будет в его руках, он кричит: «Штандр!». Все играющие должны остановиться на месте, где их застала эта команда. Водящий должен мячом осалить кого-либо из играющих. Осаленный игрок становится водящим, а водящий становится играющим, и игра продолжается. Игра может идти до тех пор, пока она не надоест.

    «Смена мест»
    Цель игры: развитие прыгучести и прыжковой выносливости.
    Материалы необходимые для игры: мел для обозначения линии старта (финиша)
    Ход игры: Все играющие делятся на две команды. По краям площадки размечаются две линии – это так называемые «дома». Обе команды встают в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки, за линиями своих «домов», приседают и кладут руки на колени.
    По сигналу все игроки прыгают из глубокого приседа, двигаясь вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Побеждает команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной линией. Затем обе команды прыгают в обратную сторону, но в игре не принимает участия тот игрок, который последним пересек линию, он выбывает из игры. Эта игра может продолжаться до тех пор, пока на площадке не останется по 2–3 самых выносливых прыгуна. Побеждает команда, в которой осталось большее число прыгунов. Можно продолжить дальше соревнование, и тогда можно определить лучшего прыгуна.
    Команды могут быть смешанными, а могут состоять только из мальчиков или из девочек (если хватает участников).
    Эта игра подходит как для игры в спортивном зале, так и для игры во дворе.

    Скакалки

    Необходимые материалы и наглядные пособия: скакалки.
    Ход игры
    Игроки прыгают через скакалку различным образом: на 2 ногах, на 1 ноге и т. д. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

    Классики
    Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
    Необходимые материалы и наглядные пособия: мел, бита.
    Ход игры
    На игровой площадке чертятся классики. Игроки должны, прыгая на 1 ноге и толкая биту перед собой, пропрыгать с 1 -го по 10-й класс. Если бита вылетает за пределы классиков, игрок уступает место следующему. Выигрывает тот игрок, который первым пропрыгает все классы.

    4. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
    Море волнуется
    Дети идут по кругу и произносят слова: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри! » На последнее слово дети останавливаются и «замирают» в позе морского животного. Ведущий или ребенок пытается отгадать название этих животных.

    Что делаешь?
    Дети выбирают «хозяйку дома» и, став в круг, чертят вокруг себя кружочки - домики. «Хозяйка» обходит играющих и каждому из них поручает работу по дому. Например: рубить дрова, косить сено, стирать белье, печь пироги и т. п. Дети выполняют задания. «Хозяйка» становится в центр круга и говорит: «А сейчас се будем вместе забивать гвозди! » Дети выполняют все, что задает «хозяйка». Неожиданно «хозяйка» показывает рукой на кого-нибудь из детей и спрашивает: «Что делаешь? » Ребенок должен назвать работу, которую ему поручили выполнить в начале игры. После этого «хозяйка» дает всем новые задания.

    Фигуры
    Один из игроков назначается водящим. Дети разбегаются по залу, по сигналу они останавливаются, изображая застывшие фигуры спортсмена, работающего человека, животного, птицы и др. Водящий ходит среди фигур и выбирает наиболее удачную. Отмечаются дети, принимавшие самые трудные позы.

    Ровным кругом
    Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. Двигаясь влево (вправо) по кругу, дети произносят слова:
    Ровным кругом, друг за другом.
    Эй, ребята, не зевать!
    Все, что Коля нам покажет,
    Будем дружно повторять!
    Водящий показывает какое либо движение (подпрыгивает, вращает руками, приседает и др.) . Дети должны в точности повторить его. После этого назначаются новый водящий, и игра повторяется.

    Воздух, вода, земля, ветер
    Дети образуют круг, водящий в середине. Подойдя к кому - либо из детей, водящий говорит одно из четырех слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» – и считает до пяти. Ребенок должен за это время придумать и показать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или покружится на месте (ветер). Кто не успел это сделать, выходит из игры.

    Повтори-ка
    Один из играющих показывает движениями какого-либо зверя, например зайчика. Следующий повторяет движения зайчика и от себя прибавляет движения другого животного – лисы. И так каждый следующий игрок, выполнив движения всех показанных ранее животных, прибавляет от себя еще одно, новое. Список зверей растет. Побеждает тот, у кого лучшая память и воображение.

    Выставка картин
    Ведущий назначает трех «посетителей», остальные дети- «картины». По сигналу: «Приготовить выставку! » - дети советуются друг с другом, какие картины они будут изображать (лыжника, конькобежца, пловца, конника, вратаря). Картину можно изображать вдвоем или втроем: елочка под не зайчик, сказку «Репка» и т. п. Через несколько секунд воспитатель объявляет: «Открыть выставку! » Дети становятся вдоль площадки и принимают задуманные позы. «Посетители» осматривают «выставку» и отмечают наиболее удачные «картины». По сигналу: «Выставка закрыта! » - дети принимают свободные позы.

    5. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ, ЛОВКОСТИ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ
    Удочка
    Цель игры: развитие ловкости, координации движений.
    Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3-4 м.
    Водящий становится В центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5-10 см.
    Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8-10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.
    После смены водящего игра начинается сначала.

    Попрыгунчики - воробушки
    Замечательная детская игра. Предварительно на асфальте чертиться круг с помощью мела.
    В центре круга находится ведущий - «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками».
    Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают.
    «Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга.
    Если «воробушка» все-таки словили, то он становится ведущим и игра начинается сначала.
    Возраст: от шести лет
    Игра развивает: внимательность, ловкость, мышление, реакция
    Количество игроков: 3 и более

    Кирпичики и каменщики
    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.
    Ход игры: из игроков выбираются 2 «каменщика». Остальные - «кирпичики». «Кирпичики» разбегаются по площадке, а «каменщики» начинают бегать за ними и пытаться осалить кого-то из «кирпичиков». Осаленного «кирпичика» каждый «каменщик» ведет в одно место и оставляет там. Следующего осаленного «кирпичика» «каменщик» ставит рядом с первым - образуется «стена».
    Выигрывает тот «каменщик», у которого «стена» будет длиннее, т. е. он осалит больше «кирпичиков».
    Особые замечания: осаленным «кирпичикам» нельзя убегать со своего места.

    «Через ручеёк»
    Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
    Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.
    Ход игры
    На игровой площадке рисуют ручеек, который к концу" постепенно расширяется. Игрокам предлагается перепрыгнуть через ручеек: сначала через узкое его место, затем там, где он шире и шире. Если игрокам это удается, их необходимо хвалить.

    «Вышибалы»
    Активная игра с мячом. Выбираются два водящих игрока, которые встают с мячом на расстоянии друг от друга на 10 - 15 метров. Остальные игроки перебегают между водящими от одного к другому. Водящие, перекидывая друг другу мяч, стараются попасть в одного из игроков. Тот, в кого попадут, выбывает из игры. Однако игроки могут попытаться поймать мяч. Каждый пойманный мяч возвращает в игровое поле одного из выбывших. Задача водящих - «выбить» из игры всех игроков.

    «Карусель»
    Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
    Еле-еле, еле-еле
    Завертелись карусели.
    А потом кругом-кругом,
    Все бегом-бегом-бегом.
    Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде руководителя: «Поворот!» - они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
    Тише, тише, не спешите!
    Карусель остановите.
    Раз и два, раз и два,
    Вот и кончилась игра!
    Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь «сесть на карусель», т. е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места «на карусели» можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на карусели не катается.

    6. ИГРЫ С МЯЧОМ
    «Перейди мячи»
    Пять-шесть набивных мячей разместить на одной линии с интервалами 0,5-1,5 м. Играющий запоминает расположение мячей, поворачивается кругом и движется спиной вперед. Задача – обойти и не задеть мячи. Кто выполнит задание, тот победитель. Расположение мячей каждый раз меняется.
    Варианты. 1. Увеличить количество мячей (для старших школьников). 2. Продвигаться спиной вперед, перешагивая через мячи. 3. Продвигаться спиной вперед с завязанными глазами.

    «Проведи мяч»
    Играющий, двигаясь по полу, должен провести мяч баскетбольным дриблингом по рейке гимнастической скамейки. Побеждает игрок, которому удалось это сделать.
    Варианты: то же, но игрок двигается по рейке, а мяч ведет по полу.

    «Попади в мяч»
    Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги, лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 8-10 м. Посередине табуретки лежит волейбольный мяч. У каждого из игроков по малому мячу. По сигналу учителя игроки одной команды выполняют броски, стараясь сбить волейбольный мяч. Если кому-нибудь удастся сбить мяч, то команде засчитывается 1 очко. Затем начинает броски другая команда. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

    «Сбей отскоком»
    В 2-5 м от стены (дистанция зависит от возраста и опыта играющих) ставят городок, кеглю, надувную игрушку. Задача: бросить мяч о стену так, чтобы, отскочив, он сбил установленный предмет. У кого будет больше успешных попыток из пяти? Кому потребуется меньше попыток, чтобы сбить предмет пять раз?
    Бросать мяч можно с любой точки.
    Вариант: поставить на некотором расстоянии от стены ящик, коробку, корзину, положить обруч. Задача: попасть мячом в цель.

    «Не урони мячик»
    На линии старта каждый участник игры получает две палочки. Затем играющие становятся парами и палочками зажимают мяч, чтобы он не упал. Каждая пара должна пробежать быстрее своих соперников, не уронив мячик. Если же мячик упал, надо остановиться, поднять его, положить на палочки и снова бежать. Дистанция бега 15-20 м.
    «Брось и поймай»!
    Играющий держит мяч за спиной двумя руками. Наклоняясь вперед, он бросает мяч через голову вверх и вперед. Теперь надо успеть распрямиться и поймать падающий мяч. Каждому дается, скажем, по пять попыток. Победит тот, у кого больше попыток успешных.
    Варианты игры: мяч можно бросить о стенку (если нет окон) с расстояния в несколько метров – и ловить его, когда он отскочит; можно забрасывать мяч на покатую крышу (сарай, гараж, навес) – и ловить его, когда он скатится.
    В игру можно вносить усложнения. Например, дается задание: перед тем как поймать мяч, надо несколько раз хлопнуть в ладоши. Или сделать полный поворот кругом (когда мяч бросают о стенку или кидают на крышу).

    «Охотники и утки»
    Цель игры: развитие глазомера, ловкости.
    На игровой площадке чертится круг диаметром 5- 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
    Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч.
    По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.
    Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
    Вариант игры: из числа играющих выбираются 3- 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.
    По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.
    Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».

    «Краски»
    Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
    Покупатель стучит:
    Тук! Тук!
    - Кто там?
    - Покупатель.
    - Зачем пришел?
    - За краской.
    - За какой?
    - За голубой.
    Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».
    Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
    Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
    Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

    «Стадо»
    Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
    Пастушок! Пастушок!
    Заиграй во рожок!
    Гони стадо в поле,
    Погулять на воле!
    Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
    Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.

    «Два Мороза»
    Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».
    Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих..

    "Колечко"
    Выбирают водящего, ему дают ""колечко"" – любой маленький предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони ""лодочкой"". Водящий проходит через весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом незаметно оставляет ""колечко"" в ладонях какого-либо участника. Пройдя всех, водящий говорит: ""Колечко, колечко, выйди на крылечко"". Задача обладателя ""колечка"" – выбежать вперёд, задача всех остальных детей – постараться предугадать обладателя ""колечка"" и не выпустить его из ряда.

    "Ручеёк"
    В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

    «У медведя во бору»
    Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, напевая песенку:
    У медведя во бору
    Грибы ягоды беру!
    Медведь постыл
    На печи застыл!
    Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры: Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов песни. Дети, в зависимости от поведения медведя, могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

    «Филин и пташки»
    Перед началом игры дети выбирают для себя названия птиц, голосу которых они смогут подражать. Например: голубь, ворона, гусь, утка, кукушка. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин» все птицы стараются занять места в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
    Правила игры: дома птиц и дом филина надо располагать на возвышении. Птицы летят в дом по сигналу или как только филин поймает одну из них.

    «Зарница»
    Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один играющий - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
    Заря-зарница
    Красная девица.
    По полю ходила
    Ключи обронила.
    Ключи золотые,
    Ленты голубые
    Кольца обвитые,
    За водой пошла!
    С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот кто останется без места становится зарей. Игра повторяется.
    Правила игры: Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий не выберет, кому положить на плечо ленту.

    «Блуждающий мяч»
    Все играющие. Кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удается он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг.
    Игра повторяется.
    Правила игры: Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

    «Совушка»
    Содержание игры. По сигналу ведущего: "День наступает, всё оживает!" - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих.
    Затем "совушка" опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
    Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего - поймавшего большее количество игроков.

    8. ЭСТАФЕТЫ
    Эстафета зверей
    Играющие делятся на 2 - 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Играющие в командах принимают названия зверей. Стоящие первыми называются "медведями", вторыми - "волками", третьими - "лисами", четвертыми - "зайцами". Перед впереди стоящими проводится стартовая линия. По команде ведущего участники команд должны пропрыгать до заданного места так, как это делают настоящие звери. Команда "волков" бегут как волки, команда "зайцев" - как зайцы и т. д.

    Разгрузи машину
    Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему.
    Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины.
    Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

    Передал - садись!
    Играющие делятся на несколько команд, по 7 - 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

    Репка
    Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки.
    Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

    Посади и собери урожай
    Количество игроков: 2 команды по 4 человека
    Дополнительно: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
    1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
    2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
    3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
    4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
    Побеждает более быстрая команда.

    Бег «сороконожек»
    Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. По сигналу организатора «сороконожки» бегут вперед 40-50 метров до «финиша», все время держась за веревку.
    Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега.

    Список используемой литературы
    1. Лях, В. И. Мой друг физкультура. 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2005.
    2. Буйлин Ю.Ф., Портных Ю.И. Мини-баскетбол. М., 2000
    3. Галицкий А.В. Путешествие в страну игр. М., 2001
    4. Клусов Н.П. Ручной мяч. М. 1996
    5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011
    6. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся. М., 2002
    7. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
    8. Ковалько В.И.Поурочные разработки по физкультуре 1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы,поурочное планирование.-2-е изд., испр.- М.: ВАКО,2005.
    9. Интернет ресурсы

    Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого стано­вится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трех-четырех шагах от водящего (рис. 5). Руководитель дает всем играющим названия: первые в тройках «шишки», вторые «желуди», третьи «орехи».

    ф Водящий ОООИграющие

    вободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «желуди», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если «шишки» - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему мож­но вызывать двух или даже трех игроков в тройках, например: «шишки, орехи». Вызванные также должны поменяться местами.

    Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

    Правила игры : 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в про­тивном случае игрок становится водящим).

    18. «Альпинисты»

    Подготовка. Две команды «альпинистов» выстраиваются шерен­гами лицом к гимнастической стенке в 6-7 м от нее. Между пер­выми игроками и гимнастической стенкой устанавливаются гим­настические скамейки, перевернутые рейками вверх. У крайних пролетов стенки укладываются гимнастические маты (рис. 6).

    Содержание игры. По сигналу учителя первые игроки начинают продвижение по рейке гимнастической скамейки, переходят на гимнастическую стенку, влезают на нее, передвигаются по стен­ке до крайнего пролета и спускаются вниз. Высота подъема на стенку заранее указывается учителем (отмечается ленточкой, флаж­ком). При спуске с гимнастической стенки игрок имеет право спрыгнуть с рейки, расположенной на высоте не более 70-75 см, в круг диаметром 40 см, обозначенный мелом на мате. Призем­лившись, играющий встает последним в своей шеренге. Вторые игроки начинают передвижение по гимнастической скамейке сразу же после приземления предыдущего «альпиниста».

    оооооооо

    # О Игроки противоположных команд

    Выигрывает команда, сумевшая закончить эстафету быстрее других и сделавшая меньше ошибок, чем другая.

    Правила игры: 1. Запрещается преждевременное передвижение по рейке скамейки. 2. Игрок не должен терять равновесия. 3. Нельзя спрыгивать с высоты, превышающей указанную учителем. 4. За­прещается также неточное приземление. За каждую ошибку игрок наказывается штрафным очком.

    19. «Прыжки по полоскам»

    Подготовка. Линиями обозначается коридор шириной 2 -3 м. Поперек коридора проводятся линии, образующие узкие (30 см) и широкие (50 см) полоски, которые чередуются между собой. Таких полосок может быть по 6- 8. Через узкие полоски дети пры­гают, а от широких отталкиваются при прыжках. Класс делится на три-четыре команды, которые встают шеренгами (рис. 7).

    Содержание игры. По сигналу первые номера каждой команды начинают прыжки с начала коридора (толчком двумя ногами) через узкие полоски, делая промежуточный прыжок на каждой широкой полосе. Выполнившие все прыжки правильно (не насту­пив на узкие полоски) приносят своей команде очко. Так же пры­гают вторые номера и т.д. Если игрок наступит на узкую полоску, он продолжает прыгать дальше, но не приносит команде очко. Быстрота выполнения прыжков не учитывается.

    Побеждает команда, игроки которой получили больше очков.

    Правила игры: 1. Ширина полосок постепенно увеличивается (до 60, 90, 100 см). 2. Команды располагаются в таком же положении и соблюдают ту же последовательность. 3. Тот, кто прыгнул на

    Похожие публикации