Игра бездомный заяц правила игры. Материал (средняя группа) на тему: Картотека подвижных игр (Средняя группа)

Подвижные игры для детей – основной инструмент познания малышом этого мира и мощнейший фактор роста. Движение – естественное состояние любого неспящего ребенка. Ребенок, которому созданы условия для движения, физических упражнений и игр, более гармонично развиты. Они лучше растут, они здоровее своих малоподвижных сверстников. Это понятно. При физических нагрузках усиливается обмен веществ. Кровь переносил строительный материал, кислород. В игре тренируется ловкость, выносливость, нарабатывается сила, тренируется вестибулярный аппарат. Нервные окончания получают массу новых импульсов. Мозг перерабатывает колоссальное количество информации. Работают и взаимодействуют все системы – зрение, слух, осязание. В мозгу формируются точнейшие импульсы, приказывающие совершить нужное движение.

Подвижная игра «Платочек»

Дети образуют круг, становясь лицом к его центру.

Выбирается водящий, который берёт "платочек" и начинает бегать по кругу.

Задача водящего, назовем его - инструктор по вождению, - незаметно подбросить платочек под ноги кому-нибудь из стоящих в кругу, оббежать полный круг и коснуться игрока с "платочком".

Если ему это удаётся, то игрок садится в центр круга, а водящий продолжает игру.

Если игрок замечает подброшенный платочек, он бросается за водящим, стараясь его догнать (но не бежит навстречу с другой стороны). Игрок должен догнать водящего до того, как тот станет на его освободившееся место.

Если водящему удаётся стать на место игрока до того, как тот его догонит, он становится игроком, а игрок становится водящим.

Если игрок догоняет водящего, водящий садится в круг, все сидящие в кругу игроки возвращаются в круг, а догнавший игрок становится водящим.

Подвижная игра «Хвосты»

Играют парами. Каждый из игроков получает веревку одинаковой длины с соперником. Веревка заправляется за пояс брюк, так чтобы 2\3 свисали сзади наподобие хвоста. Каждый из игроков должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Во время игры нельзя толкаться, драться, хватать руками за все, кроме хвоста, ставить подножки.

Победитель тот, кто отобрал хвост у противника, но спас свой.

Подвижная игра «Самый ловкий»

Можно играть с одним мячом, можно с двумя и более (по числу игроков) – все по желанию играющих. Лучшее количество игроков, на наш взгляд – не более 4-х, оптимально – двое, чтобы у ребенка лучше развивался дух соревнования, желание стать победителем.

Итак, на некотором расстоянии от стенки, на земле чертиться линия, с которой начинается игра. Можно на расстоянии одного шага (по удалению от стенки) начертить еще несколько линий. Игроки становятся на первую от стенки линию. Первый игрок бросает мяч об стенку и затем должен поймать его, не сходя с места. Если ему это удалось, он делает шаг назад и бросает уже со второй линии. И так далее, пока не сможет поймать мяч. После того как предыдущий игрок упустил мяч, в игру вступает следующий игрок.

Выигрывает тот, кто первый добрался до последней линии и поймал на ней мяч.

Помогите ребенку с выбором мяча, площадки для игры, можно корректировать правила, например, допустить, чтобы ребенок смог делать шаг или два с того места, от которого бросал, или отскок мяча от земли.

Подвижная игра «Море волнуется раз...»

Водящий отворачивается, остальные игроки хаотично перемещаются по площадке, изображая «море». Водящий произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!». В этот момент игроки должны принять позу какого нибудь морского животного и замереть. Смеяться и шевелиться нельзя. Водящий подходит к любому игроку и дотрагивается до него. Тогда выбранный игрок должен изобразить, кого именно он показывает. Задача водящего – отгадать, что за «морскую фигуру» изображает игрок.

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

Из числа игроков выбирается волк и пастух. Остальные дети – гуси. С одной стороны площадки проводится черта, за который находятся гуси. Это их домик. Сбоку очертите место – логово волка. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, щиплют травку, летают. При этом они наклоняются, вытягивают шею, а когда летают – распрямляют руки в стороны. Потом пастух говорит:

Гуси, гуси!

Гуси останавливаются и отвечают хором:

Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да.

Пастух. Так летите!

Гуси. Нет, нет, нет.

Серый волк под горой, не пускает нас домой!

Пастух. Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси вытягивают руки в стороны и летят через луг домой. А волк, услышав гусей, выбегает из своего логова, пытаясь кого-нибудь поймать (дотронуться рукой). Пойманы гусей волк ведет к себе домой. После 3-4х пробежек подчитываются пойманные гуси. Потом выбираются новые пастух и волк и игра продолжается.

Подвижная игра «Ручеек»

Игроки становятся один за другим парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Тот игрок, что остался без пары, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет к началу ручейка. И, проходя под сцепленными руками, ведет с собой того, кого он выбрал. Так «ручеек» двигается долго и беспрерывно.

Подвижная игра «Колечко»

Выбирается ведущий. Все игроки садятся на скамейку, берут колечко (вместо него может быть и пуговица). Дети держат руки «петушком» на коленках. Ведущий стоит перед игроками, в руках у него колечко. Потом он подходит к каждому, дотрагивается к ладоням участников и кому-то одному кладет колечко. Дальше говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». В это время каждый участник игры пытается удержать того, у кого колечко, но ведь никто не знает, у кого оно. Если игрок с колечком вырывается, то он становится ведущим.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Другие игроки-зайцы чертят себе круги, и каждый становится в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, если забежит в какой-либо круг. Тогда заяц, что стоял в кругу должен сразу же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет теперь охотится на него. Как только охотник поймал зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

Подвижная игра «Кошки и мышки»

Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.

Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых «ворот», при чем кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти «ворота», мышке же, кроме того, еще через все прочие промежутки, образуемые между детьми.

Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих более всего активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для образования того же круга, при чем им на смену выдвигаются новые мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудут в этих ролях.

Подвижная игра «Лошадки»

Участников может быть какое угодно количество.

Дети по росту размещаются на одной линии, в одну шеренгу, и разделяются, начиная с крайнего, на группы, в состав которой входит по четыре участника.

Одна из групп носит название коренников и удерживает за собой раз захваченное место; слева и справа к ним примыкают две группы пристяжных. В последние группы входят кучера.

После того, как все разместились таким образом, кучера снимают с себя пояса, продевают их за пояса участников группы коренников, захватывая оба конца пояса правой рукой таким образом, чтобы пряжка пояса очутилась между указательным и большим пальцами, а противоположный конец пояса между средним и указательным пальцами; благодаря такому захватыванию пояса пальцами правой руки, представляется возможность во всякое время быстро вынуть его.

Для большего порядка в игре какой-нибудь из участвующих постарше избирается «хозяином троек». По сигналу, данному им, «тройки» начинают выступать, сначала медленно подвигаясь вперед, затем ускоряя постепенно шаги, пускаются бегом в одном направлении, затем они постепенно меняют это направление и рассыпаются во все стороны, по новому приказанию хозяина.

Лишь только «хозяин троек» закричит: «лошади, в разные стороны!», кучера немедленно освобождают пояса, переплетенные с поясами коренников, и освободившиеся лошади быстро бросаются в разные стороны.

Спустя некоторое время, хозяин вновь командует «кучера, взнуздайте лошадей!». После этого окрика кучера берут друг друга за руки, образуя цепь, и начинают двигаться с одного конца комнаты или двора, служащих местом для игры, в противоположный, загоняя туда также и лошадей.

Подвижная игра «Зайчик»

Дети, принимающие участие в игре, все, за исключением одного, устанавливаются кругом, обращая свои лица в центр круга. Руки свои они складывают за спиной, передавая таким образом друг другу мячик, который в данном случае и служит зайчиком.

Один из участников, расположившийся в самом кругу, стремится при передаче мячика из рук в руки захватить его, при чем он имеет право требовать от каждого участника, чтобы тот показал ему свои руки.

Лишь только он заметит у кого-нибудь мячик или кто-нибудь из детей по рассеянности уронит его, он подхватывает мячик и становится на место потерпевшего, а тот входит в круг, меняясь с ним ролями.

Находящийся в кругу называется «водящий»; лишь только он очутится спиной к тому из участников, который овладел мячом, ему представляется право коснуться им спины «водящего», т. е. запятнать его, при чем пятнать дозволяется лишь в спину, а не в какое-нибудь другое место.

Запятнанный подхватывает мяч и бросается вслед за тем, кто его запятнал; при большой ловкости он реваншируется, т. е. старается его также запятнать; при успехе они обмениваются ролями.

В том случае, если ему не удается настигнуть противника, он вновь отправляется в середину круга и становится по-прежнему водящим.

Подвижная игра «Волк и овцы»

Дети собираются во дворе на открытом воздухе или в обширной комнате и, по жребию, назначают одного из участников пастухом, другого - волком, а остальные остаются в роли овец.

На обоих концах двора или классной комнаты, служащих местом для игры, отмежевываются площадки, имеющие 3-4 шага в ширину и называемые загонами.

Пространство, находящееся между обоими загонами, носит название поля, причем на одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство, служащее логовищем для волка.

После этого овцы размещаются в одном из загонов, а пастух становится в поле вблизи загона.

Волк, устроившийся в логовище, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух при этом изо всех сил старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка, но это ему не всегда удается, если волк отличается ловкостью. Пойманная овца становится помощницей волка. После этого волк вновь обращается к пастуху со словами: "гони стадо в поле", и при исполнении этого требования, вместе со своим помощником старается задержать бегущих к противоположному загону овец.

Мало-помалу число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.

Игра может продолжаться до тех пор, пока волк не поймает всех овец; если же дети устанут, в особенности в том случае, когда число их очень велико, игру можно приостановить и раньше.

Для правильного ведения игры требуется соблюдение известных правил, состоящих, между прочим, в том, что волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному.

Волку не предоставляется права забираться в загон, - он может ловить овец лишь в поле, т. е. в пространстве, отделяющем оба загона.

Пойманная овца должна покориться своей участи и стать помощницей волка, помогая ему при поимке новых добыч, причем помощники обыкновенно берутся за руки, образуя цепь и задерживая, таким образом, попадающихся овец.

Подвижная игра «Третий лишний»

Количество игроков не ограничено, как можно больше. Все встают в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Бегают по внешнему кругу. Тот, кто убегает, может спастись от погони, встав к любой паре третьим. Вставать нужно перед первым игроком пары, тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим, третьим лишним и должен убегать от погони. Тот, кого догонит и коснётся «ляпа» сам становиться «ляпой» и теперь должен догонять. Играют, пока не надоест.

Первая неделя

Понедельник

1. Подвижная игра «Бездомный заяц» (разучивание).

2. Метание снежков в цель правой и левой рукой. Дети строятся в колонну. Выполнив д] броска, ребенок встает в конец колонны.

Вторник Физкультурное занятие на воздухе (повторение).

Задачи: учить детей закреплять и снимать лыжи, уверенно стоять на них, делать несколы шагов.

1. Подвижная игра с бегом «Птички и кошка».

2. Игра «Санный круг». Санки расставляются по большому кругу на расстоянии 2-3 м др; от друга. Каждый играющий становится около своих санок внутри круга. По сигналу «Бегоп дети бегут друг за другом. По сигналу «Остановка» каждый старается сесть на санки.

3. Игровое упражнение «Из следа в след» - ходьба по снегу.

2. Скольжение по ледяной дорожке: один за другим дети разбегаются и скользят по небол шим ледяным дорожкам.

1. Упражнения на лыжах: поочередное поднимание правой и левой ноги с лыжами.

2. Ходьба ступающим шагом по прямой (расстояние 10-15 м).

Вторая неделя

Понедельник

2. Метание снежков в вертикальную цель, поочередно правой и левой рукой.

Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 2. Задачи: учить детей уверенно стоять на лыжах, ходить ступающим шагом.

1. Подвижная игра с бегом «Бездомный заяц».

2. Парное катание на санках: двое детей везут санки, на которых сидит один ребенок. (Др за другом едут 4 пары.)

3. Ходьба в колонне по одному по снежному валу (руки в стороны), затем спрыгнуть на о ноги.

1. Подвижная игра с бегом «Цветные автомобили».

1. Упражнения на лыжах: поочередное поднимание правой и левой ноги с лыжей, пружш стые приседания - «пружинка».

2. Ходьба ступающим шагом по дорожке (расстояние 10-15 м).


Третья неделя

Понедельник

1. Подвижная игра с прыжками «Заяц серый умывается» (разучивание).

Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 3.



Задачи: развивать чувство равновесия при передвижении на лыжах; закреплять умение хо­дить ступающим шагом.

1. Подвижная игра с бегом «Ловишки».

2. Поочередное катание друг друга на санках.

3. Прыжки со снежных валов (высота 20 см).

2. Ходьба по ледяным дорожкам (2 раза). Затем скольжение с разбега, в конце присесть (4 раза).

1. Упражнения на лыжах: руки вперед-назад («Где же наши ручки?»); поочередное выстав­ление правой и левой ноги с лыжей («Где же наши ножки?»); «пружинка».

2. Игра «Лошадки» (на лыжах).

Четвертая неделя

Понедельник

2. Игровое упражнение «Долгий путь по лабиринту» - бег друг за другом в колонне.

Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 4. Задачи: закреплять умение ходить ступающим шагом, ходить по снежному коридору.

1. Подвижная игра с прыжками «Зайка серый умывается».

2. Игра «Веселые тройки». Трое детей везут санки, на которых сидят двое детей. Правит тройкой сидящий впереди. Через некоторое время дети меняются местами.

3. Игровое упражнение «Сохрани равновесие». Ходьба и бег по снежному валу, спрыгива-ние со снежных валов.



1. Подвижная игра с бросанием и ловлей мяча «Попади в круг».

2. Скольжение по ледяным дорожкам, в конце присесть и затем встать (3-4 раза).

1. Упражнения на лыжах: хлопок руками над головой, «пружинка», поднимание правой и левой ноги с лыжами.

2. Ходьба ступающим шагом по учебной лыжне (20-30 м).


Перспективный план организованной деятельности детей на прогулке

Ме­сяц Наблюдения Игровая деятельность Опытно-экспери­ментальная деятельность Трудовая деятельность
Живая природа Неживая природа Дидактические игры Подвижные игры, игры-забавы, игры разных народов
Сентябрь Наблюдения: - за цветами на клумбе; - за изменением цвета ли­ ствы; - за березой; - за многообразием расте­ ний; - за травянистыми и дре­ весными растениями; - за растениями на огороде; - за листьями клена и бе­ резы; - за собакой; - за насекомыми Наблюдения: - за сезонными измене­ ниями в природе, за пого­ дой; - за погодными явления­ ми (солнце, ветер, облака, дождь) «Найди ошибку», «Дос­кажи слово», «Так бывает или нет», «Какое время года», «Где что можно делать», «Какая, какой, какое», «Закончи предло­жение», «Птички и кош­ка», «Узнай, чей лист», «Отгадай, что за расте­ние», «Что сажают в ого­роде», «Кто же я?», «Кто (что) летает?», «Что это за насекомое?» «Пробеги тихо», «Кот и мыши», «Самолеты», «Со-вушка», «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике», «Зай­цы и волк», «Жмурки», «Удочка», «Кто скорее до­бежит до флажка», «Не по­падись!», «Ловишки», «К названному дереву бе­ги», «Найди листок, как на дереве», «Кто скорее собе­рет», «Зайцы и волк», «Замри», «Пчелки», «Прят­ки», «Жуки» Движение воздуха. Состояние почвы в за­ висимости от темпера­ туры. Свойства песка(дела­ ем дорожки и узоры из песка) Сбор мусо­ра и сухих листьев на участке. Уборка цвет­ника от су­хих стеблей. Сбор сухих и старых стеблей и ботвы на огороде
Октябрь Наблюдения: - за листопадом и разно­ цветными листьями; - за изменением состоя­ ния растений; - за красотой природы; - за приметами осени в при­ роде; - за птицами, их многооб­ разием, за отлетом птиц; - за голубями; - за насекомыми; - за трудом взрослых Наблюдения: - за сезонными измене­ ниями в природе, за пого­ дой; - за погодными явления­ ми (ветер, облака, солнце, дождь); - за красотой природы; - за небом; - примет осени в природе; - за одеждой людей «Найди листок, как на де­реве», «Третий лишний (растения, птицы)», «Ка­кое что бывает?», «Да или нет», «Бывает - не быва­ет» (с мячом), «Подскажи словечко», «Помнишь ли ты эти стихи?», «Что это за птица?», «Знаешь ли ты?», «Когда это быва­ет?», «Дерево, кустарник, цветок», «Где что растет?», «Догони мяч», «Самоле­ты», «Бездомный заяц», «Ловишки», «Что проис­ходит в природе», «Жмур­ки с колокольчиком», «Замри», «Жадный кот», «Воробушки», «Жуки», «Пчелки и ласточка», «Зи­мующие и перелетные пти­цы», «Солнечные зайчики», «Охота на зайцев», «Найди листок, какой покажу», «Лисички и курочки», Определе­ ние состоя­ ния почвы в зависимо­сти от тем­пературы. Свойства мокрого песка. Движение воздуха. Уборка му­сора и опав­ших листьев на участке детского сада. Помощь дворнику в уборке опавшей листвы.

Продолжение табл.

Октябрь Рассматривание опавших после ветра ве­ток и листьев. Нахождение почек у деревьев и кустарников после опадания листьев «У кого какой цвет?», «Когда ты это делаешь?», «Кто кем будет?», «Кто кем был?», «Лето или осень?», «Игра в загадки», «Так бывает или нет?», «Брать - не брать?», «Что сажают в огороде?», «Кто скорее соберет?», «Что это за насекомое?», «Будь внимательным», «Кому что нужно?» «Зайцы и медведи», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Найди себе пару», «Лягушки», «Кот на кры­ше», «Что мы видели, не скажем, а что делали, по­кажем», «Улиточка», «По­вар», «Песенка стрекозы», «Большой мяч», «Мячик кверху», «Угадай и дого­ни», «Лисичка и курочки» Свойство солнечных лучей Помощь младшим детям в сборе листвы
Ноябрь Наблюдения: - за листопадом и за опав­ шими листьями; - за изменениями в при­ роде; - за березой; - за птицами (воробьями, воронами) и их поведени­ ем у кормушек. Рассматривание де­ ревьев без листвы. Развешивание кор­ мушек Наблюдения: - за долготой дня; - за погодными явления­ ми, осадками (туман, гро­ за, тучи, изморозь, замо­ розки, иней, солнце, пас­ мурное и ночное небо, первый снег, лужи, лед на лужах и др.); - за почвой в морозную погоду; - за небесными светила­ ми; - за осенними изменения­ ми в природе. Определение погоды по приметам. Рассуждения о взаи­ мосвязи явлений природы «Когда это бывает?», «Ко­гда ты это делаешь?», «Найди ошибку», «Выдели слово», «Доскажи слово», «Узнай, чей лист», «Отга­дай, что за растение», «Так бывает или нет», «Отгадай-ка!», «Лето или осень», «Где что лежит?», «Рыба, птица, зверь», «Бывает -не бывает (с мячом)», «Что происходит в природе?», «Что это за птица?», «Ка­кой, какая, какое?», «Что делают животные?», «За­кончи предложение», «Что умеют делать звери?», «Кто (что) летает?», «Кто же я?», «Солнечный зайчик», «Пузырь», «Кот на кры­ше», «Жадный кот», «Улиточка», «Жмурки с колокольчиком», «Зайка беленький сидит», «Через ручеек», «Мячик кверху», «Узнай и догони», «Зайцы и медведи», «Пчелки и ласточки», «Угадай и до­гони», «Догони свою тень», «Охотник и зайцы», «Воробушки и кот», «Са­молеты», «Птички и кош­ка», «Найди себе пару», «У медведя во бору», «Найди свой домик», «Со-вушка», «Перелет птиц», «Лиса в курятнике», Таяние снега от по­ вышения температу­ ры. Хрупкость льда. Снег и лед - вода, изме­ нившая свое состояние под воздей­ ствием тем­ пературы Уборка уча­стка от му­сора. Помощь дворнику в уборке тер­ритории. Сбор листвы для получе­ния пере­гноя. Закапьшание листвы в лунки де­ревьев. Уборка снега с дорожек

Продолжение табл.

Ноябрь «Путешествие», «Третий лишний (растения)», «При­думай другое слово» «Зайцы и волк», «Огуре-чик, огуречик...», «Ло-вишка, бери ленту», «Ло­вишки», «Лисичка и ку­рочка», «К названному дереву беги», «Дети и волк»
Декабрь Наблюдения: - за деревьями и кустар­ никами под снегом; - за поведением птиц у кормушек; - за зимующими птицами, за воронами. Сравнение дуба и бе­ резы, ели и тополя Наблюдения: - за зимним вечерним не­ бом; - за солнцем; - за ветром; - за льдом на лужах; - за снежинками, в том числе через лупу; - за снегопадом; - за красотой зимнего пейзажа; - за погодой; - за узорами на стекле. Сравнение защитных свойств снега, льда «Найди ошибку», «Выде­ли слово», «Доскажи сло­во», «Так бывает или нет», «Какое время года», «Подбери похожие сло­ва», «Кто больше назовет действий», «Где что мож­но делать?», «Какой, ка­кое?», «Закончи предло­жение», «Какое что быва­ет?», «Что умеют делать звери?», «Кто больше вспомнит», «Придумай другое слово», «О чем я сказала?», «О чем еще так говорят?», «Что это зна­чит?», «Когда ты это де­лаешь?», «Придумай сам», «Что это за птица», «Третий лишний (расте­ния)», «Найди что опи­шу», «Будь вниматель­ным» «Пробеги тихо», «Кот и мыши», «Цветные авто­мобили», «Бездомный за­яц», «Птички и кошка», «Охотники и зайцы», «Зайцы и волк», «Казаки-разбойники», «Картош­ка», «Самолеты», «Зам­ри», «Ловишки», «Найди себе пару», «Птицы и ав­томобиль», «Дети и волк», «Лягушки», «Улиточка», «Пузырь», «Мышеловка», «Воробушки», «Жмурки с колокольчиком», «Про­беги и не задень», «Снеж­ная баба», «Утка и селе­зень», «Лисички и куроч­ки», «Угадай и догони», «Пчелки и ласточки», «Зимующие и перелетные птицы», «Зайцы и мед­веди» Определе­ ние направ­ ления и си­ лы ветра. Опыт со льдом. Зависи­ мость со­ стояния во­ ды от тем­ пературы воздуха. Зависи­ мость свойств сне­га от темпе­ратуры. Защитные свойства снега. Помощь дворнику в посыпании дорожек пес­ком. Расчистка снега с ве­ранды. Очистка до­рожек от сне­га и посыпа­ние их пес­ком. Наполнение кормушек зерном, са­лом, ягода­ми. Сбор снега в лунки де­ревьев. Очистка кормушек от снега.

Продолжение табл.


Зимние забавы: «Попади Помощь
в обруч», «Снежки и ве- дворнику
ю ев тер», «Берегись, заморо- в уборке сне-
1) жу» га с дорожек и веранды
Наблюдения: Наблюдения: «Найди ошибку», «Третий «Пустое место», «Зайцы и Таяние Помощь двор-
- за деревьями во время - за снегом; лишний (растения, пти- медведи», «Лисички и ку- снега. нику в уборке
снегопада; - за зимним небом; цы)», «Выдели слова», рочки», «Угадай и дого- Свойства снега.
- за животным миром: - за метелью, вьюгой; «Будь внимательным», ни», «Лохматый пес», снега. Сгребание
собакой, воробьями, сне- - за сугробами; «Где что лежит», «Кто «Кот на крыше», «Воро- * Лед- снега в лунки
гирем, сороками. - за свойством снега в мо- (что) летает», «Придумай бышки», «Совушка», «Са- твердая деревьев.
Сравнение следов розную погоду; сам», «Что это за птица», молеты», «Лиса в курят- вода Чистка корму-
кошки и собаки, воробья - за оттепелью; «Отгадай-ка!», «Бывает - нике», «Бездомный заяц», шек от снега.
и вороны - за погодой. не бывает», «Помнишь ли «Охотник и зайцы», «Мы Починка кор-
Рассматривание ты эти стихи», «Игра в за- веселые ребята», «Зайцы и мушек.
земляного покрова гадки», «Кто чем питает- волк», «Лягушки», Выполнение
S- ся», «К названному дереву «Пузырь», «Зимующие и с младшими
беги», «Путешествие», «Подскажи словечко», «Знаешь ли ты...», «Зима или осень», «Рыба, птица, зверь», «Кто кем будет», «Догони свою тень», перелетные птицы», «По­вар», «Что мы видели, не скажем...», «Жадный кот», «Зайка», «Снежная баба», «Охота на зайцев», «Найди, о чем я расска- детьми снего­вых построек
-* * «Прятки за деревом» жу».
Зимние забавы: «Пробеги и не задень», «Берегись, заморожу», «Найди Сне­гурочку»

Продолжение табл.

* Февраль Наблюдения: -за березой; - за птицами (синицы, воробьи), прилетающими на участок. Рассматривание: - деревьев зимой, частей деревьев, почек на де­ ревьях, обледенелых де­ ревьев; - следов воробья и воро­ ны (сравнение). Определение погоды по приметам Наблюдения: - за природными явле­ ниями: солнцем, звездами, оттепелью, ветром, мете­ лью, облаками днем и ве­ чером, рыхлым снегом, льдом на лужах, за снего­ виком, погодой. Рассматривание: - сосулек; - следов на снегу; - одежды людей «Найди ошибку», «Будь внимательным», «Выдели слово», «Кто кем будет?», «Доскажи слово», «Рыба, птица, зверь», «Так бывает или нет», «Подбери похо­жие слова», «Кто больше назовет действий», «Под­скажи словечко», «Дерево, кустарник, цветок», «Где что можно делать?», «Ка­кая, какой,какое», «За­кончи предложение», «Ка­кое что бывает», «Что умеют делать звери», «Кто больше вспомнит», «При­думай другое слово», «О чем я сказала», «О чем еще так говорят», «Что это значит», «Когда ты это делаешь», «Придумай сам» «Зайцы и волк», «Бездом­ный заяц», «Лиса в курят­нике», «Охотники и зай­цы», «Птички и кошка», «Ловишки», «Дети и волк», «Найди себе пару», «Воробышки и кот», «Со­вушка», «Прятки», «Ули-точка», «Мы веселые ре­бята», «Что происходит в природе», «Лягушки», «Пузырь», «Кот на кры­ше», «Повар», «Зайка», «Жадный кот», «Жмурки с колокольчиком», «Пчел­ки и ласточки», «Утка и селезень», «Зайцы и мед­веди». Зимние забавы: «Бере­гись, заморожу», «Снежки и ветер», «Найди Снегу­рочку», «Снежная баба» Свойства солнечных лучей (1). Снег и лед - вода, из­ менившая свое состоя­ ние под воз­ действием температу­ ры. Определе­ ние направ­ ления ветра Расчистка дорожек от снега и льда. Посыпание дорожек песком. Расчистка дорожек. Сбор снега в лунки де­ревьев. Очищение дорожек ото льда. Посыпание льда песком
Март Рассматривание рас­тений: деревьев и кустар­ников, травы, почек. Наблюдения: - за птицами; - за насекомыми; - за изменениями в при­ роде Наблюдения: - за неживой природой. - за природными явления­ ми: за настом, за сосулька­ ми, за снегом, за первыми проталинами, за ветром и облаками, за лужами, за весенним небом, за солн­цем, за изменениями в при-роде. за погодой «Найди ошибку», «При­думай сам», «Выдели сло­во», «У кого кто», «Эхо», «Подбери нужное слово», «Подбери похожие сло­ва», «Так бывает или нет», «Когда это бывает», «Кто больше назовет действий», «Что где можно делать». «Будь внимательным», «Пробеги тихо», «Дети и волк», «Кот и мыши», «Мы веселые ребята», «Цветные автомобили», «Совушка», «Карусель», «Птички и кошка», «Ма­ленькие ножки бежали по дорожке», «Самолеты», «Лиса в курятнике», «Без­домный заяц», «Лягушки», Определе­ ние плотно­ сти снега. Снег и лед - вода, изме­ нившая свое состояние под воздей­ ствием Уборка уча­стка от па­лок, веток, прошлогод­ней листвы. Ссыпание оставшегося снега в лун­ки деревьев

Продолжение табл.



Март «Третий лишний (пти­цы)», «Найди, что опи­шу», «Кто, что летает», «Добрые слова», «Приду­май сам», «Отгадай-ка», «Загадай, мы отгадаем», «Найди ошибку», «Найди себе пару», «Доскажи слово» «Зайцы и волк», «Охотник и зайцы», «Котята и ще­нята», «Мышеловка», «Ловишки», «Замри», «Дети и волк», «Пузырь», «К названному дереву бе­ги», «Через ручеек» температуры воздуха. Таяние снега. Что в па­ кете? Состояние почвы в за­ висимости от температуры воздуха. Движение воздуха. Вода не имеет формы. Песчаный конус и кустарни­ков. Наведение порядка на дорож­ках. Уборка льда с до­рожек. Помощь дворнику в уборке дорожек от оставше­гося снега. Окапывание лунок во­круг де­ревьев
А Ц U < Рассматривание рас­тений: почек, деревьев, кустарников, одуванчи­ков, березы, подорожника, цветущего ириса. Посадка цветочных семян. Наблюдения: - за птицами; - за насекомыми; - за муравьями Наблюдения: - за природными явле­ ниями: солнцем, небом, ручейками, лужами, куче­ выми и слоистыми обла­ ками, ветром, грозой, ве­ сенним дождем; - за погодой «Назови ласково», «Когда это бывает», «Какой, ка­кая, какое», «Какое что бывает», «Что умеют де­лать звери», «Кто больше вспомнит», «Придумай другое слово», «О чем я сказала», «Что это зна­чит», «Наоборот», «Когда ты это делаешь», «У кого какой цвет», «Придумай сам», «Будь вниматель­ным», «Что это такое», «Найди ошибку», «Выдели слова», «Что где лежит», «Солнышко и дождик», «Лягушки», «Пузырь», «Песенка стрекозы», «Что мы видели, не скажем», «Зимующие и перелетные птицы», «Кот на крыше», «Жуки», «Жадный кот», «Кот Васька», «Зайка», «Охота на зайцев», «Жу­равль и лягушка», «Жмур­ки с колокольчиком», «Что происходит в приро­де», «Через ручеек», Опыт по выявле­нию свой­ства сол­нечных лу­чей высу­шивать предметы. Веселые кораблики. Опыты по выявле­ нию свойств воды Подготовка цветников возле уча­стка к посе­ву семян цветов. Помочь де­тям младшей группы в на­ведении по­рядка на до­рожках.

Продолжение табл.

Апрель «Кто (что) летает», «Уга­дай, что в мешочке?», «Найдите, что опишу» «Пчелки и ласточка», «Найди себе пару», «Утка и селезень», «Повар», «Улиточка» Подготовка огорода к по­садке расса­ды и семян
Май Рассматривание: распускающихся почек, цветущих деревьев и кус­тарников, весенних цве­тов, растений. Наблюдения: - за полетом семян оду­ ванчика; - за цветением растений; - за всходами на огороде (клумбе) после дождя; - за насекомыми: пчелой, майским жуком, бабочка­ ми, стрекозой; - за ласточками; - за кошкой Рассматривание песка и почвы. Наблюдения: - за солнцем; - за погодой «Отгадай, что за растение», . «Кто (что) летает», «Кто же я?», «Путешествие», «Тре­тий лишний (растения)», «Что сажают в огороде?», «Что это за птица?», «За­гадай, мы отгадаем», «Чу­десный мешочек», «Доб­рые слова», «Да или нет», «Бывает - не бывает (с мя-чом)», «Отгадай-ка», «Найди листок, как на де­реве», «Узнай, чей лист», «Придумай сам» «Мячик кверху», «Без­домный заяц», «Кот на крыше», «Охота на зай­цев», «Жадный кот», «Ка­пуста», «Пчелки и ласточ­ка», «Журавль и лягуш­ки», «Воробушки», «Жу­ки», «Кот Васька», «Жмурки с колокольчи­ком», «Через ручеек», «Птички и кошка». Игры-забавы «Зверинец», «Крокодил», «Необычные жмурки» Свойства мокрого песка. Бумажные кораблики. Солнце высушивает предметы Наведение порядка на грядках огорода. Помощь дворнику в уборке до­рожки во­круг сада. Полив всхо­дов на ого­роде. Полив всхо­дов в цвет­нике. Подравнива­ние бордю­ров на клум­бе с цветами
Июнь Наблюдения: - за растениями: одуван­ чиками в дневное и ве­ чернее время; - за жизнью растений летом; - за птицами:воробьями, вороной, синицей; Наблюдения: - за природными явле­ ниями; - за погодными условия­ ми (солнцем, вечерним небом, луной, дождем, состоянием природы по­ сле лождя, после грозы); «Какое время года», «Кто больше назовет действий», «Так бывает или нет», «Выдели слово», «Найди ошибку», «Кйкое что бы­вает», «Где что можно де­лать», «Когда это бывает?», «Доскажи слово», «Зайка», «Совушка», «Са­молеты», «Найди и про­молчи», «Мы веселые ре­бята», «Карусель», «Котя­та и щенята», «У медведя во бору», «Лягушки», «Жмурки с колокольчи­ком», «Лиса в курятнике». Испарение воды. Веселые кораблики. Свойства песка. Свойства солнечных лучей. Уборка тер­ритории группы еже­дневно, по­сле дождя. Подравнива­ние бордю­ров

Продолжение табл.

Июнь - за теми, кто живет на де­ реве; - за комарами и мошками. Рассматривание де­ ревьев и кустарников, по­ садок на огороде, сорной травы, цветов на клумбе, бархатцев, красоты окру­ жающей природы - за ветром и облаками; - за грозой; - за небом и облаками; - за природой в теплый вечер; - за вечерним небом. Рассматривание: - тополиного пуха; - песка и почвы. Сравнение песка и почвы «Какая, какой, какое», «Что это за насекомое», «Закончи предложение», «Что это за птица?», «Подбери похожие сло­ва», «Назови ласково», «Кто больше вспомнит», «Придумай другое слово», «О чем я сказала», «О чем еще так говорят», «Найди, что опишу», «Отгадай, что это за растение» «Бездомный заяц», «Зай­цы и волк», «Охотник и зайцы», «Птички и кош­ка», «Мышеловка», «Кто где живет», «Что происхо­дит в природе?», «Ловиш-ки», «Замри», «Дети и волк», «Найди себе пару», «Улиточка» Что будет, если огород не пропа­лывать на цветочной клумбе, гря­док на ого­роде. Работа на огороде. Прополка огорода
\ Июль Наблюдения: - за растениями; - за поливом цветов; - за различием в поведе­ нии птиц; - за ласточками; - за различными живыми существами: за улиткой, за божьей коровкой, за муравьями, за стреко­зой, за кузнечиком, за до­ждевым червем, за шме­лем, за бабочкой, за гусе­ницами бабочки. Рассматривание: - цветов в цветнике: но­ готков, лилий; - деревьев; - внешнего вида птиц; Наблюдения: - за погодой; - за движением солнца; - за вечерними облаками, за разнообразием облаков; - за цветом неба; - за вечерними тенями «О чем еще так говорят», «Кто, что летает», «Узнай, чей лист», «Придумай сам», «Кто больше назовет действий», «Третий лиш­ний (птицы)», «Когда это бывает», «Что это значит», «Когда ты это делаешь», «Что умеют делать звери», «Загадай, мы отгадаем», «Путешествие», «Найди листок, какой покажу», «Что это за насекомое», «Кто чем питается?», «Что умеют делать звери», «Третий лишний (пти­цы)», «Отгадай-ка», «Най­ди листок, как на дереве», «Бывает - не бывает», «Пузырь», «Улиточка», «К названному дереву бе­ги», «Что мы видели, не скажем...», «Воробушки», «Повар», «Найди себе па­ру», «Кот на крыше», «Жадный кот», «Жуки», «Песенка стрекозы», «Са­молеты», «Кто как пере­двигается», «Жмурки с колокольчиком», «Жу­равль и лягушки», «Зай­ка», «Через ручеек», «Мя­чик кверху», «Утка и се­лезень», «Пчелки и лас­точки» Почему на тропин­ ках не рас­ тут расте­ ния? Потреб­ ность рас­ тений в во­ де. Движение воздуха. Бумажные кораблики. Веселые кораблики Работа на огороде (прополка, рыхление почвы). Наведение порядка возле пе­сочницы, на участке группы. Оформле­ние грядок на огороде

Окончание табл.

«Бездомный заяц» — подвижная детская игра для младшего и среднего школьного возраста, требующая от детей сноровки и умения быстро принимать решение. Строится игра по принципу «третий — лишний», у каждого из игроков своя роль, в соответствии с которой и необходимо действовать. В дошкольных учреждениях, особенно для старших групп, применяется игра «Бездомный заяц», когда организовываются летние прогулки и объявлен день «Спорта».

Польза игры для детей «Бездомный заяц»

В режиме дня ребенка обязательно должно быть время для активного отдыха, поэтому и вводятся подвижные игры в ясельной группе детского сада, чтобы дать возможность детям почувствовать себя частью команды, получить физическую нагрузку. В детской игре «Бездомный заяц» сопереживать окружающим, взаимовыручке, ответственности за друга.

Как подготовиться к игре

Поле игры требует подготовки. Заранее необходимо нарисовать «заячьи домики», они могут быть в виде обычных кругов или квадратов. «Домиков» должно быть на 2 меньше, чем участников, потому что один из них – это охотник, а второй – бездомный зайчонок.

Какие меры предосторожности надо учесть

В игре принимает участие группа детей, им предстоит активно передвигаться, поэтому место игры должно быть просторным и безопасным. Все должно быть продумано, чтобы состоялась подвижная игра Бездомный заяц, цель игры этой — дать физическую нагрузку детям и научить их анализировать ситуацию и оперативно реагировать на изменение условий игры.

Правила детской игры «Бездомный заяц»

Первоначально совершается выбор охотника и бездомного зайца. Остальные дети расходятся по «заячьим домикам». В ходе игры охотник стараться догнать бездомного зайчика. «Ушастый» может прятаться в любые домики, но при этом хозяина жилища он выгоняет. Так продолжается до тех пор, пока охотник не настигнет кого-то из «бездомных ушастых». В итоге идет смена ролей, и детские игры продолжаются.

Итог и награждение в детской игре

На каждом этапе игры будет свой победитель. Удачливый охотник переходит в роль бездомного зайца, и сам уже пытается скрыться от настырного охотника. Если игра оказалась для детей увлекательной, то можно отметить самых быстрых и самых ловких участников, которым удалось очень хорошо выполнить свои роли. Хорошо, когда подобные подвижные игры проводятся на свежем воздухе – это будет одна из наград – увлекательная прогулка на природе с друзьями.

Картотека подвижных и малоподвижных игр для детского сада. Средняя группа.

Тажекенова С.А.
Данная подборка подвижных игр будет полезна воспитателям детских садов и родителям детей 3-5 лет.
«САМОЛЕТЫ»
Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.
Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.
Правила:
Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!».
По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).
Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.
«ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»
Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.
Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.
Правила:
Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу. Если флажок опущен, автомобили не двигаются.
Варианты: Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей
«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.
Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.
Правила:
Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».
Медведь не может ловить детей за линией дома.
Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.
«ПТИЧКИ И КОШКА»
Задачи: развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку, который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.
Правила:
Кошка ловит птичек только в кругу.
Кошка может касаться птичек, но не хватать их.
Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.
«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».
Правила:
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.
«ЛОШАДКИ»
Задачи: развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.
Описание: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.
Правила:
Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места.
Варианты: Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.
«ПОЗВОНИ В ПОГРЕМУШКУ»
Задача: развивать реакцию на сигнал, совершенствовать навыки бега.
Описание: дети стоят полукругом, воспитатель перед ними, за спиной у него звоночек (бубен, барабан, погремушка). Он показывает его детям и быстро прячет. Спрашивает, что они видели, затем перебегает на другую сторону, говоря: «Я бегу, бегу, бегу, и в погремушку я звоню». Кладет погремушку сзади, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда скорей бегут и погремушечку найдут». Дети бегут. Кто первый нашел, звонит и отдает воспитателю. Игра повторяется.
Правила: не толкаться, выполнять задание по сигналу воспитателя.
«БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ»
Задача: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.
Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы образуют «свой домик» (два зайца держаться за руки, создавая домик). Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой «домик»; К кому бездомный заяц встаёт спиной тот и становится водящим. Если охотник поймает, то меняются ролями.
Правила:
охотник может ловить зайца только вне логова.
Пробегать зайцам через логово нельзя.
Если заяц вбежал в логово, он должен там остаться.
Как только заяц вбежал в логово, находящийся там игрок должен немедленно выбежать.
Игроки, образующие кружок, не должны мешать зайцам вбегать и убегать.
«ЛОВИШКИ»
Задачи: развивать: быстроту реакции, ловкость и сноровку, учить играть в коллективе, соблюдая правила игры.
Описание игры: дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. По сигналу: «Раз, два, три - лови!» - все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3-4 играющих, выбирается новый ловишка.
Варианты: ловишки с ленточками. Участникам игры раздаются атласные ленточки, которые дети крепят за резинку шорт, со стороны спины. По команде воспитателя или по свистку, дети начинают произвольно бегать по площадке. А водящий пытается их догнать, срывая при этом ленту. По звуковой команде воспитателя: «В круг становись!», дети снова строятся в круг, а «Ловишка» считает количество лент, которые смог вытянуть у игроков.
«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.
Правила:
Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.
Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».
Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.
«ЛИСА В КУРЯТНИКЕ»
Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.
Правила:
Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».
«ЗАЙКА СЕРЫЙ УМЫВАЕТСЯ»
Задачи: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, приземляясь на носки полусогнутые ноги. Укреплять мышцы ног. Развивать внимание, координацию движений. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Описание: зайка серый умывается. Все играющие образуют круг. Выбранный зайкой становится в середину. Дети произносят:
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ротик,
Вымыл ухо, вытер сухо!
Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5-6 раз.
Указания. В кругу могут находиться и несколько заек – 4-5 Они выполняют игровое задание.
Правила: внимательно слушать стихотворение и выполнять движения соответственно тексту.
«ПАСТУХ И СТАДО»
Задачи: закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу.
Описание: Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Выбирают пастуха, вручают ему рожок и кнут. Взрослый произносит слова:
Рано-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру».
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му».
На слова «Ту-ру-ру-ру» пастушок играет в рожок, после слов «Му-му-му» коровки мычат. Затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку), все бродят по ней. Через некоторое время пастух щелкает кнутом, гонит стадо домой.
Игра может повторяться. Можно несколько изменить сюжет игры, введя в нее волка. В этом случае пастух выгоняет стадо на луг и внимательно следит, не появится ли волк, который охотится за овцами, телятами. Увидев волка, щелкает кнутом, как бы отпугивает его и гонит стадо домой.
Указания: для игры нужен простор. Дети не должны сбиваться в одно место.
«ПЕРЕЛЁТ ПТИЦ»
Задачи: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.
Описание игры: дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя: «Птицы улетают! » - птицы летят, расправив крылья. По сигналу «Буря! » - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.
Правила: внимательно слушать сигналы воспитателя и выполнять действия.
«КОТЯТА И ЩЕНЯТА»
Задачи: развивать ловкость ориентировку в пространстве. Упражнять в лазанье, беге.
Описание игры : играющие делятся на две группы: одни "котята", другие "щенята", они находятся в разных концах площадки. По сигналу котята начинают бегать, легко, как бы играя. На слова "котята!" они произносят "мяу!". В ответ на это щенята лают "гав-гав-гав!", на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются на свои места.
После 2-3 повторений дети меняются ролями. Закончить игру можно следующим образом: предложить всем тихо и медленно "по - кошачьи" пройти.
Правила: действовать по сигналу «Котята».
«ПОДБРОСЬ-ПОЙМАЙ»
Задачи: учить детей подбрасывать мяч вверх, и ловить его двумя руками, не прижимая к груди. Развивать координацию движений, глазомер.
Описание: на двух столбиках (стойках) натянута веревочка на высоте поднятой вверх руки ребенка. Он подбрасывает мяч через веревочку и ловит его на противоположной стороне.
Варианты:
1. если играют несколько детей, то можно провести между ними соревнование. Побеждает тот, кто большее количество раз поймал мяч за обусловленное число бросков (8-10 раз).
2. Детей можно разделить на пары. Одни подбрасывают и ловят мячи, а другие считают или все становятся в круг, а один или двое из играющих выходят в середину круга и подбрасывают мяч. Все наблюдают за правильностью выполнения задания.
3. Можно включить и такие упражнения: подбросив мяч вверх, подождать, пока он ударится о землю, а затем уже поймать; ударить мячом о землю и поймать его; подбросить мяч повыше, хлопнуть в ладоши, поймать мяч; подбросить мяч, быстро повернуться кругом и после отскока мяча от земли поймать его
«СБЕЙ БУЛАВУ»
Задачи: учить детей прокатывать мяч по направлению к булаве, стараясь сбить её. Развивать глазомер, точность броска.
Описание игры:
Игроки становятся за линию, в 2-3м от которой напротив каждого поставлены булавы. В руках у детей мячи. По сигналу игроки прокатывают мячи по направлению к булавам, стараясь сбить их. По следующему сигналу дети идут за мячами и поднимают упавшие булавы. Игра повторяется, каждый запоминает, сколько раз булава была им сбита.
Варианты: прокатывать мяч правой, левой рукой, двумя руками. Ногой.
«МЯЧ ЧЕРЕЗ СЕТКУ»
Задачи: учить детей бросать мяч через сетку друг другу, двумя руками снизу, или из-за головы. Развивать точность броска, координацию движений, глазомер.
Описание игры: дети становятся на линию на расстоянии не менее 1,5 м от натянутой сетки, берут большие мячи, двумя руками из-за головы бросают через сетку, затем бегут за ними, догоняют и снова бросают через сетку.
Варианты:
Две группы игроков встают по обе стороны сетки натянутой на 15см выше поднятой руки ребенка. Дети перебрасывают мяч друг другу из-за головы или от груди или
1 ребенок перебрасывает мяч через сетку на другую сторону, поймавший перебрасывает его одному из соседей, а тот возвращает мяч за сетку, воспитатель подсчитывает на какой стороне мяч меньше, раз упал на землю.
«НАЙДИ, ГДЕ СПРЯТАНО»
Задачи: учить детей ходить по всему залу, ища спрятанный предмет. Развивать внимание выдержку.
Описание игры: дети поворачиваются лицом к стенке, воспитатель прячет флажок и говорит: «Пора», дети ищут спрятанный флажок. Тот, кто найдёт первым, прячет его при повторении игры.
Правила: не подглядывать за воспитателем, куда будет прятать флажок.
Варианты: воспитатель говорит холодно если дети далеко от спрятанного предмета, горячо - если рядом.
«НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»
Задачи: учить детей искать спрятанный предмет, при нахождении его не показывать вида что нашёл, а сказать на ухо об этом воспитателю. Развивать выдержку, внимание.
Описание игры: по сигналу воспитателя дети отворачиваются лицом к стене. Воспитатель прячет платок. Затем дети идут искать платок. Нашедший не показывая вида, подходить к педагогу, и говорит, где он обнаружил платок и становится на своё место в шеренге, или садится на скамейку. Игра продолжается пока большинство детей не найдут платок. Игра повторяется.
Правила: не подсказывать остальным участникам, где лежит предмет.
«КТО УШЁЛ»
Задачи: учить детей угадывать тех детей, которые уходят. Развивать память, внимание.
Описание игры: дети стоят по кругу или полукругом. Один из игроков, запоминает играющих, а затем выходит из комнаты. Один из детей прячется. Педагог говорит: «Угадай, кто ушёл?» если ребёнок угадал, то выбирает кого-нибудь вместо себя, если ошибается то снова уходит, прячется другой ребёнок.
Правила: не подсказывать водящему, кто из игроков ушёл.
«ПРЯТКИ»
Задачи: учить детей искать своих товарищей называть их по имени. Развивать ориентировку в пространстве, внимание.
Описание игры: по считалке выбирается водящий. Тот становится возле педагога и закрывает глаза, остальные дети прячутся. Водящий говорит: 1, 2, 3, 4, 5, я иду искать! Обнаружив ребёнка, он называет его по имени, ребёнок выходит из укрытия и подходит к воспитателю. Когда водящий найдёт 4-5 детей, на роль ведущего назначается.
Варианты: выбираются два водящих.

В подвижную игру «Бездомный заяц» можно играть не только во дворе, но и в помещении. Некоторые варианты очень похожи на игру для улицы, а некоторые довольно сильно отличаются. Поэтому, вы можете подобрать игру и для физкультурного зала, и для переменки и для комнаты в обычной квартире.

Количество участников тоже может быть различным – от 3 до 20 человек. Но вот возраст остается неизменным – с 5 до 9-10 лет.

Эта подвижная игра развивает быстроту реакции, выносливость, внимание. А вариант игры «Бездомный заяц с переглядками» – еще и навыки невербального общения между детьми.

«Бездомный заяц» на стульях – подвижная игра в помещении

Это игра для небольшой группы детей 6-10 человек. Иначе бегать становиться довольно затруднительно. Все дети, кроме двух водящих – «зайца» и «охотника» садятся на поставленные кружком стулья, спиной и спинками стульев в центр круга. Расстояние между стульями должно быть достаточно большим для того, чтобы мог свободно пробежать ребенок. Водящих выбирают один раз в начале игры детской считалкой. «Заяц» и «охотник» встают с противоположных концов круга. «Охотник» должен поймать «зайца» (осалить). Спасаясь от погони, «зайка» может «спрятаться в норку». Для этого он должен забежать в центр круга, взяться за спинку стула и сказать «Тук-тук-тук, домик мой!». После этого, игрок находится в безопасности, у него есть «домик». А новым «бездомным зайцем» становиться тот ребенок, который раньше занимал стульчик-домик. Он должен поскорее вскочить с места и убегать от «охотника». Причем осалить его «охотник» может, даже если он не успел еще встать с места. Главное, чтобы уже прозвучали слова «Тук-тук-тук…» Если «охотнику» удалось осалить «зайца», то они меняются ролями.

Правила подвижной игры в помещении «Бездомный заяц на стульях»

«Заяц» и «охотник» могут бегать по внешней стороне круга в любых направлениях.
«Охотник» не имеет право забегать внутрь круга и даже в промежутки между стульями.
«Заяц», забежав в круг, должен тут же встать за ближайшем стулом-домиком справа или слева.
Бывший «заяц» спокойно садиться на освободившийся стул после того, как его покинул хозяин.
Можно организовать подвижную игру в помещении «Бездомный заяц» и с большим количеством участников – до 20 человек. При этом правила немного меняются. Стулья ставятся по кругу вплотную друг к другу. Можно даже поставить их не кругом, а в две линии, спинками друг к другу. «Заяц», желая занять «домик», подбегает к любому участнику игры, кладет руку на плечо и говорит: «Уступи место!». После чего игрок должен встать, а «заяц» сесть. Причем салить «охотник» может любого участника игры, который не занимает стул. То есть, в какой-то момент потенциальной «добычей» «охотника» могут стать сразу два «зайца» — один уже встал, а другой еще не успел сесть.

«Бездомный заяц с переглядками» — подвижная игра в помещении

«Бездомный заяц с переглядками» — подвижная игра в помещении для детей от 5 лет. Играют в нее небольшой компанией от 3 до 10 человек. В отличие от всех остальных вариантов подвижной игры «Бездомный заяц», здесь только один водящий – «охотник». Можно назвать его не «охотником», а тоже зайцем, но «бездомным».
У каждого ребенка-«зайца» свой стул. Стулья расставляются широким кругом так, чтобы игроки сидели лицом к центру круга. Водящий находится внутри круга. В игре вместо стульчиков можно использовать маленькие гимнастические обручи.
Дети стараются незаметно для водящего жестами и мимикой договориться об «обмене квартирами», а затем быстренько перебежать из своего домика в соседский. Оба игрока должны перебегать одновременно. Пока норки-стулья остаются без хозяев, водящий старается занять любой свободный стул. Если это ему удалось, то дальше водит тот ребенок, которому не хватило места. Поскольку «квартирный обмен» регулируется только договоренностью «хозяев», то начать перебегать могут и две, и даже три пары одновременно. В таком случае, водящий может занимать любой свободный стул, а игроки только тот, который собирались занять с самого начала.

«Бездомный заяц» с обручами – подвижная игра в помещении

Этот вариант подвижной игры – для больших помещений, например, для физкультурного зала. Он очень похож на Все дети, кроме двух водящих, получают маленькие гимнастические обручи. Обручи кладут на пол, а ребята встают внутрь – это «домики» зайцев. Обручи можно расположить по кругу или в произвольном порядке, но так, чтобы между ними было не менее метра. Водящий-«охотник» догоняет «зайца». Устав, заяц может впрыгнуть в любой обруч, а бывший «хозяин» должен покинуть «домик» и убегать от «охотника». Если «зайца» поймали, то он превращается в «охотника».

Похожие публикации