В научной библиотеке прошла квест-игра. Квест-игра «По следам любимых книжек Литературный квест в библиотеке

КЛАДОВАЯ МУДРОСТИ

для учащихся 5- 8 классов

Цель: популяризация книги и чтения, развитие смекалки, сообразительности, творческих навыков, умения ориентироваться в библиотеке, воспитание культуры чтения и потребности в нем, эстетического восприятия художественной литературы.

Действующие лица: ведущий, литературные герои: Незнайка, Маленький принц, Пэппи длинный чулок, Мэри Поппинс.

Оборудование: аудиозаписи песен “Маленький принц” сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева, песни « Сюрприз», «Леди совершенство» ,к/ф « Пэппи длинный чулок», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким ,цветные ромашки по числу участников, волшебная шляпа для проведения жеребьёвки, костюмы для литературных персонажей.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Очень рада вас видеть. Мы с вами находимся в библиотеке. (Обводит рукою зал.) Наша встреча не случайна. Она проходит в дни театрального проекта (а какой же театр обходится без литературных произведений?) и приурочена к неделе детской книги, которая традиционно проводится в стране в конце марта- начале апреля начиная с 1943 года в дни весенних школьных каникул по инициативе детского писателя Льва Кассиля. А 2 апреля, в день рождения Великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, в знак глубокого уважения и любви к его творчеству, весь мир отмечает Международный день детской книги начиная с 1967 года.

Вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история. За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, открывали в толще погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена, она служит людям.

Беседа:

А что означает слово библиотека? (Ребята отвечают.) В переводе с греческого « библио» значит « книга», « тека»- хранилище., « Библиотека»- « хранилище книг».

А скажите, часто ли вы бываете здесь или в других библиотеках? Может быть, вы можете рассказать, для чего они нужны? (Ребята отвечают.)Молодцы, ребята! Вы любите книги и нередко приходите к нам в гости.

Рассказ о библиотеке санатория им. Н. К. Крупской.

Наша библиотека насчитывает около 3500 томов художественной литературы. Кроме того, в ней есть и учебники для учащихся 1- 9 классов. А началось её создание в далёком 193… году, когда заведующая педчастью санатория обратилась с просьбой к Н. К. Крупской, работавшей в Народном комиссариате просвещения, посодействовать в организации учебного процесса для детей, которые находились здесь на длительном лечении. Тогда в санатории лечили костно- суставной туберкулёз, процесс этот был очень долгим, дети были лишены возможности посещать обычную школу. При непосредственном участии Н. К. Крупской в санаторий были присланы книги, канцтовары, школьные принадлежности, была организована школа, стали работать кружки. Вот таким нелёгким был путь детей к знаниям.

Для того, чтобы ориентироваться в этом безбрежном море книг, нужно знать, как устроена библиотека. Этому нам с вами и предстоит сегодня научиться. Постигать премудрость мы будем в форме командных соревнований. Для начала определимся с командами и названиями, проведем жеребьёвку, а капитанов вы выберете сами. Жеребьёвка пройдет в необычном литературном ключе. В нашей волшебной шляпе находятся задания –названия произведений, где есть цифры. Впишите правильный ответ - и узнаете свой порядковый номер и номер стола.

Проводится жеребьёвка.

Задания

Велтистов Е. « Миллион и … день каникул»

Шварц Е. « … брата»

Олеша Ю. « … толстяка»

Ушинский К. « … желания»

Названия команд

Книгочеи, Всезнайки, Дети Тавриды, Умники и умницы.

Соревнования команд будут проходить в форме литературной викторины, квеста и выполнения финального задания. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, вечером будет награждена дипломчиками и крупчиками. Желаю всем удачи и победы! Итак, приступаем к литературной викторине. (Результаты фиксируются на переносной доске.)

Литературная викторина

    Он жил в каморке под лестницей в доме у своих дяди и тёти Петуньи и был потомственным волшебником. Кто этот литературный персонаж? (Гарри Поттер.)

    Настоящее имя этого американского писателя- Сэмюэл Клеменс.Он автор книг

    « Приключения Тома Сойера», « Приключения Гекльберри Финнк», « Принц и нищий». Назовите его литературный псевдоним. (Марк Твен.)

    Почему золотая монетка прилипла ко дну мерки Али- Бабы в сказке « Али- Баба и сорок разбойников»?(Дно было смазано медом.)

    Вспомните заклинание в сказке Р. Киплинга « Маугли». (« Мы с тобой одной крови, ты и я».)

    Как называлась предшественница книги - свёрнутое трубкой полотно, сделанное из папируса? (Свиток.)

    Как звали двух братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)

    Как называется перечень всех печатных единиц, имеющихся в библиотеке? (Каталог.)

    Что такое « библиотека»? (Собрание книг.)

    Назовите самую крупную библиотеку в нашей стране. (Российская государственная библиотека в Москве, фонд составляет ок. 30 млн. экземпляров.)

    Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой из « Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина? (Землянка.)

Блиц- опрос « Моя любимая книга»

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы - настоящие любители книги и чтения. Сейчас мы проведём блиц- опрос « Моя любимая книга». На столах перед вами - цветные ромашки. Я попрошу вас взять ручки и на лепестках написать свою фамилию и имя, возраст, название вашего любимого литературного произведения. И каждый из вас сможет принять участие в акции по изучению читательских интересов и посадить свой цветок на нашу поляну. (Ребята выполняют задание.)

Игра « Узнай героя по описанию». Знакомство с героями лит. Произведений - ассистентами ведущего.

Ведущий: А теперь я хочу представить вам моих помощников. Думаю, вы будете рады встрече с ними и узнаете этих героев литературных произведений.

Этот персонаж неугомонный и неусидчивый, носит широкополую голубую шляпу и зелёный галстук, любит яркие цвета. (Незнайка выходит под аудиозапись песни « Сюрприз»)

Незнайка:

Почему-то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

Ведущий: Все имущество этой чудо- няни состоит из зонтика и гобеленовой сумки. Кто она? Мэри Поппинс из повести Памэлы Треверс.(Выходит под аудиозапись песни «Ветер перемен» или «Леди совершенство».)

Мэри:

Я здесь на несколько минут,

Но ждут ли Мэри Поппинс тут?

Если сто рублей накопишь,

Ты - богач, ты - богач,

Если встретишь Мэри Поппинс,

То настал миг удач!

Зравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!

Скуке зелёной скажем мы «нет»!

Милые дети, добрые дети!

Я всем посылаю свой добрый «привет»!

Ведущий: А следующая наша гостья - очень необычная и неугомонная девочка. Она живёт на вилле « Курица», спит с ногами на подушке, возвращается домой, пятясь назад, раскатывает тесто прямо на полу и держит лошадь на веранде. Догадались, кто это? Конечно же, Пэппи длинный чулок. (Выходит под аудиозапись песни из к/ф « Пэппи длинный чулок», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким.)

Пэппи:

Я весёлая девчонка,

Не скучаю никогда,

Я большая фантазёрка

И красотка- хоть куда!

Не люблю учиться в школе,

Мне по нраву отдыхать

И мечтать о синем море,

И на лошади скакать!

Ведущий: Этот герой любит путешествовать, наблюдать закаты, заботится о своей планете и удивительной розе, страдает от одиночества.(Маленький принц появляется под аудиозапись песни « Маленькая страна» муз. И. Николаева, сл. И. Резника.)

Маленький принц:

Маленький принц, златокудрый ребёнок...
Голос мой тих, и так ласково звонок,
С верою в сказку я вечно живу,

Может, поэтому, и не расту?

Ведущий : Может, поэтому, ты не взрослеешь?
Мир скучных взрослых принять не умеешь.
Маленький принц, мальчишка из сказки,
В космос бескрайний глядишь без опаски,
Знаешь, что звёзды далёкие греют
Тех, кто в их свет без сомнения верит,
Тех, кто доверил свои им мечты...
И им особенно дорог стал Ты...

Ведущий : Что ж, разминка прошла успешно, теперь переходим к квесту и будем учиться ориентироваться в библиотеке. Книги на стеллажах расположены в определённом порядке - по алфавиту, а также на стеллажах вы можете видеть тематические рубрикаторы- разделители: приключения, детективы, сказки, замечательный Крым и др. Сейчас каждая из команд получит маршрутный лист, должна будет пройти по указателям, найти свой стеллаж и выполнить задания на каждой из 4 станций. Каждая из команд на станции может заработать от 1 до 5 баллов. При подсчете к ним добавляются баллы за викторину и финальное задание и таким образом определяется команда- победитель. Подсказки - книги, расположенные на стеллажах.

Станция « Сказки»

    Назовите 5 писателей-сказочников. Подсказками вам пусть служат книги на стеллаже.

    Кто обитает в этом сказочном жилище? Найдите книгу на полке.

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом… (Князь Гвидон из сказки А. С. Пушкина)

    Кто был причиной несчастий Элизы и её братьев из сказки Г. Х. Андерсена. (Злая мачеха.)

    О каком персонаже русской народной сказки идёт речь:

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля из русской народной сказки.)

    Кот от бедности избавил,

Королю его представил,

Говорит он громким басом,

Звать… (Маркизом Карабасом из сказки Ш. Перро « Кот в сапогах».)Найдите книгу сказок Шарля Перро на полке.

Станция « Этот замечательный Крым»

1.Вспомните название нашего полуострова, которое закрепилось за ним с античных времён. Подсказкой вам послужит название одной из команд- участниц. (Таврия, Таврика, Таврида.)

2. Назовите города- герои Крыма.(Керчь, Севастополь).Найдите справочники- путеводители по этим городам на книжной полке.

3. Какой город был столицей Боспорского царства? (Боспор- совр. Керчь.)

4. Назовите известных вам русских писателей, побывавших в Крыму. (А. С. Пушкин,

Н. В. Гоголь, А. Грибоедов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. Бунин, М. Горький, А. Куприн,

В. Г. Короленко, М. Булгаков, М. Цветаева, А. Ахматова и др.)

5. Какой город Крыма имеет исторические названия Керкинитида иГезлёв? (Евпатория.) Найдите путеводитель на полке.

Станция « Детектив»

    Кто из писателей стал родоначальником жанра детектива? (Эдгар По.)Найдите на книжной полке книги этого автора.

3. Игрой на каком музыкальном инструменте увлекался Шерлок Холмс- герой рассказов

А. Конан Дойла? (На скрипке.)

4.Эркюль Пуаро и мисс Марпл- герои произведений писательницы… (Агаты Кристи.)Найдите на полке её книги.

5. Назовите имя неизменного спутника и помощника Шерлока Холмса.(Доктор Ватсон.)

Станция « Фантастика и приключения»

2. От чьего имени ведётся рассказ в романе « Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона? Подсказкой вам может быть текст романа.(От имени главного героя- Джимми Хокинса.)

3. Этот французский писатель и географ, один из основателей жанра научной фантастики, предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях: самолет, вертолет, полёты в космос, видеосвязь и телевидение. Назовите его имя.

(Жюль Верн.) Найдите его книги на полке.

4.Кто из героев известного романа Жюля Верна порвал все связи с человеческим обществом и удалился в океан, чтобы чувствовать себя свободным? Подсказку найдите в романе « Двадцать тысяч лье под водой. (Капитан Немо.)

5.Приключенческий роман Вальтера Скотта « Айвенго» с захватывающим сюжетом переносит нас в эпоху средневековой Англии. А откуда родом был сам писатель? (Из Шотландии.) Ответ можно найти в предисловии к роману.

Ведущий: Что ж, вы прошли квест, удачно сориентировавшись в библиотеке, проявили свои познания, но и поняли, конечно, что много вам ещё предстоит узнать. И обогатить знания вам поможет верный и надёжный помощник- книга. Теперь вам предстоит финальное испытание- нужно вспомнить и записать за 1 минуту как можно больше пословиц, поговорок, загадок о книге и знаниях. Время пошло!

Ведущий: Вот и подошло к концу наше в вами мероприятие. Игра закончена, но процесс познания продолжается. Поэтому я говорю вам - до свидания, до новых встреч!

Перед расставанием хотим сказать напутственные строки.

Пэппи:

У тебя друзей немало.

И живут они вокруг.

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Незнайка:

Книга – друг твой и товарищ.

Мы берем ее везде.

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде!

Мэри Поппинс:

Книжки первые страницы

Нас встречают с юных лет

И несут вас, словно птицы,

Облетая белый свет.

Маленький принц:

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

Ведущий : Читайте книги и приходите в библиотеку! Всем спасибо за внимание и участие!

Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх. У нас в городе квесты активно проводит департамент молодежи и спорта.

Мы же стали применять это понятие к своим мероприятиям лишь с этого года, когда поняли, что схема построения библиотечных игр, так полюбившихся нам и нашим читателям, вполне отвечает названию «квест». Но по сути у нас всё началось раньше, в 2009 году.


Основные правила/условия квеста:

Есть определенный сюжет игры

Есть задания/препятствия

Есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные(спортивные) задания и интеллектуальные.

Конечно, мы несколько варьируем, изменяем правила под себя. Акцент на интеллектуальные задания, поиск – по книгам. Впрочем, активные моменты тоже вставляем, особенно для малышей. Но это чаще выражается в импровизированной театрализации, танцевальных па и т.п.

Работа организуется так:

Сначала идет обсуждение идей в отделах, представители от каждого отдела (завы) собираются в инициативную группу, приносят разные предложения, обсуждают их и выносят общее решение.

Потом в каждом отделе на местах идет разработка-додумывание заданий, оформления и про. в соответствии с общей темой. Занят каждый пятачок библиотеки, холлы/ч.з/абонементы.....

В этот раз приглашали соц.партнеров (представителей учреждений культуры). Это удобный и интересных ход.

В основе всех наших квестов лежат интерактивные выставки-инсталляции, с которыми мы работаем. В начале игры всем участникам раздаются путевые листки (или «дорожные грамоты», или «карта сокровищ», или «зачетка по околовсяческим наукам»… в зависимости от темы игры). В конце путешествия всегда ждет какой-то сюрприз-награда (фотостудия, где можно сфоткаться в костюмах, поход в библиотечный подвал, грамоты, возможность взять домой книжку из ч/з…).

Да, и еще у нас игры не командные. Дело в том, что все наши библиоквесты проходят на неорганизованных читателях. Но в принципе, если договориться с классами, можно провести и командную игру (вот, кстати, на 1 сентября уже есть заявка повторить пиратские библиосумерки на параллель 5-х классов).

Библиотечный квест, как мне кажется, может иметь несколько вариантов связки сюжета всей игры:

Конкретный герой книги,

Конкретная книга,

Сквозная тема, по которой подбираются задания.

У нас прошло уже несколько библиоквестов:

- «Наш Пушкин» (2009)

- «По планетам с Маленьким принцем» (2010)

- «Вселенная школьных наук» (2011»)

- «Пиратские библиосумерки» (2012)

Несколько слов об одной из игр.

В рамках празднования 200-летнего юбилея А.С.Пушкина, имя которого носит наша библиотека, мы решили в один из дней НДК устроить тематическую игру-путешествие. В каждом отделе были разработаны и оформлены игровые выставки-инсталляции. Дети, знакомясь с ними, открывали для себя творчество Пушкина и пушкинскую эпоху с разных углов зрения:

Через музыку

Через театрализацию и творческие мастерские

Через ролевые игры и проведение аналогий с жизнью и мировой литературой.

Все задания старались сделать нестандартными, чтобы задевало за живое детей и подростков, вызывало их интерес. Так называемое «проникновение в эпоху», попытка найти точки соприкосновения 19 и 21 веков. Сейчас уже многие проводят подобные встречи, а тогда мы попробовали это впервые, у себя, по крайней мере.

Игра начиналась в холле, где всем присутствующим объяснялись условия игры-путешествия, выдавались «подорожные грамоты путешественника». В этой «грамоте» ставились баллы за выполненные задания. Кроме того, здесь же мы предлагали детям высказать свое мнение об игре (рефлексия, которую мы потом проанализировали и с большой радостью обнаружили огромное количество восторженных откликов и ТРЕБОВАНИЙ делать такие игры как можно чаще).

У каждой выставки сначала давалась интересная информация о пушкинской эпохе: -основные занятия барышень 19 века,

Кто и почему стрелялся на дуэли,

По каким правилам писали письма в 19 веке,

О чем разговаривали в девичьих комнатах пушкинских времен,

Кто в позапрошлом веке мог организовать у себя дома салон ….

Потом шли практические игровые задания (2-3 варианта для каждой площадки, с учетом разных возрастов и разной усидчивости читателей). Ребятам предлагалось отгадать, например:

Что обозначает то или иное движение веером в руках дамы,

Вспомнить героев Пушкина, которые в кого-то переодевались,

Вызвать соперника на дуэль, составив письмо в стиле пушкинского времени,

Переписать пером в «Альбом девушки 19 века» какое-нибудь пушкинское стихотворение, -примерить сарафан барышни-крестьянки или костюм пушкинского героя и т д. и т.п.

Примерная занятость на каждой площадке (информация+задание) – 15–20 минут. Впрочем, если кто-то хотел остаться и сделать несколько заданий, мы не прогоняли J

Тем, кто выполнил задание, Смотритель площадки ставил свою печать в «дорожной грамоте» и отправлял дальше.

Был предусмотрен сюрприз-презент для тех, кто прошел все станции – они могли сфотографироваться на память в костюме барышни или кавалера 19 века. Дети остались очень довольны таким подарком и потом в течение месяца бегали в библиотеку, чтобы скинуть себе фотки на флешки/диски.

Примеры библиоквестов (материал взят из блога Библиопазлы):

БИБЛИО КВЕСТЫ.

Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх.

Основные правила/условия квеста:
- есть определенный сюжет игры
- есть задания/препятствия
- есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные (спортивные) задания и интеллектуальные.

Квест - (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий .

Сегодня квесты перестали быть деталью компьютерных игр. Их проводят в реальности по определенным правилам и сценарию специальные организации, специализирующиеся на квестах, библиотечные, образовательные, культурные учреждения.

Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленном помещении. Для его прохождения необходимо применять логику, ловкость, координацию, умение работать в команде.

Живой квест — это салонная детективная игра. Участники оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая цель — поиски убийцы, борьба за сокровища, раскрытие тайны, спасение от бедствия. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации, а также свои индивидуальные цели, иногда даже идущие вразрез с общей — например, вернуть возлюбленного или узнать о предательстве, восстановить справедливость или, наоборот, замести следы преступления. Наличие нескольких целей обеспечивает разноплановость игры. Игрок сам может определять, какая цель для него первоочерёдная. Суть игры — выполнить как можно больше целей .

В квест-индустрии существуют свои жанры :

1. Эскейп-рум или как выбраться из комнаты. Команда заперта в помещении. Используя многочисленные подсказки и вспомогательные средства (которые необходимо найти), участники должны за ограниченное время выбраться наружу. Обычно на это дается всего один час.

2. Квест в реальности (живой квест). В отличие от классического эскейпа, здесь необязательно искать выход. Игроки могут спасать вселенную, защищать кольцо всевластия от посягательств темных сил. Выполняя задания, игроки проживают ситуацию максимально близко к сценарию.

3. Квест-перформанс. Этот жанр подразумевает присутствие в комнате актеров, которые могут направлять игровой процесс в ту или иную сторону. Они могут помогать, или наоборот, мешать выполнять задания.

4. Экшн Игра или спортивный квест. В этом жанре всевозможные полосы препятствий, погони, силовые задачи гармонично сочетается с необходимостью мгновенно решать логические задачи, подключая к их решению всю команду.

Библиотечный квест – игра для нескольких человек, как правило, основанная на одном или нескольких художественных произведениях, имеющая сценарий, маршрут и определенные правила. Нередко библиотеками проводятся краеведческие квесты, каждая остановка в маршруте которых соответствует памятному месту, достопримечательности города или населенного пункта. Такая игра в интересной форме по-новому рассказывает о городе, краеведческой литературе.

Цель библиотечного квеста: продвижение книги и чтения в молодежной среде креативными средствами.


Методика организации и проведения квеста в библиотеке:

1.Выбор идеи/темы квеста.

2.Разработка концепции игры, легенды.

3.Составление сценария, заданий

4.Определяется состав участников и сотрудников (инициативной группы), ответственных за маршруты.

5.Составляется общая карта игры, проводится окончательная редакция

7.Внутреннее оформление помещения библиотеки в соответствии с выбранной темой.

8. Проведение игры.

В качестве призов (бонусов) могут быть как традиционные для таких мероприятий книги, диски, фирменные блокноты, ручки, сладкие подарки, так и креативные: «карта сокровищ», собранная после прохождения квеста, фотография в костюме, с героями квеста (при наличии технических возможностей).

Сценарий библиотечного квеста

Сценарий объединяет сюжетными линиями точки, в которых выполняются задания. Игра может проходить в форме театрализации, экскурсии, маршрута (в этом случае составляется маршрутный лист или карта) или объединять все названные варианты. Сюжет квеста (легенда) объединяет задания, героев, оформление. Итогом игры может быть составление карты, пазла, фразы, накопление баллов или артефактов.

Задания могут быть разноплановыми, в зависимости от центральной, объединяющей игру, легенды:

Интеллектуальные (знание текста определенного произведения, разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса, детективной задачи, шифра);

Ориентировочные (найти подсказку, выход, маршрут на карте, место в книге);

Технические (собрать что-либо, например, макет, письмо);

Спортивные (допрыгнуть до чего-либо, попасть в цель, пройти сквозь «охранные лучи», не задев их;

Творческие (составить коллаж персонажа, эпохи, нарисовать книжную обложку).

Правила прохождения квеста варьируются организаторами и оглашаются до начала проведения игры:

1.Игра начинается одновременно для всех участников по какому-то условному знаку (слово ведущей, удар гонга, взмах флажка). Далее озвучивается легенда, где уже могут быть подсказки, раздаются (при необходимости) маршрутные листы, карты, фрагмент пазла или фразы.

2.Контроль прохождения заданий устанавливается ведущей или отметкой в карте, путевом листе, карточке участника.

3.За нарушение правил игры, отклонения от маршрута, команды полагается штраф – дополнительный вопрос (задание), наделение участника игровыми функциями (например, роль совы, почтового голубя) или исключение из игры.

4.Окончанием игры является прибытие первой или последней команды на конечный пункт и оценка результатов или удар гонга, извещающий, что время закончилось (в этом случае подсчет баллов/ результатов производится, исходя из сделанного на настоящий момент).


Примеры библиотечных квестов

Библиоквест «Прогулки во времени» Межпоселенческой библиотеки Темрюкского района Краснодарского края. Сквозной темой квеста стал «Переход времени». Две команды «Легенда» и «Поколение XXI века по условиям игры собирали ключевую фразу, последовательно двигаясь по этапам, выполняя при этом различные задания: активные, логические, поисковые. Так, на этапе «Библиотека», командам, для того чтобы собрать фрагменты ключевой фразы, необходимо было пройти несколько творческих испытаний, используя при этом поиск книг по традиционному и электронному каталогу, задействовать Интернет-источники, электронные энциклопедии и другие технические возможности библиотеки. Задания проходили в библиотеке, у кинотеатра «Тамань», в сквере им. А.Ф. Куемжиева, у дуба, посаженного около библиотеки. Все задания были связаны с книгой, библиотекой и временем. Со сценарием и заданиями можно ознакомиться, пройдя по ссылке: http://www.bibliotemryuk.ru/struktura-biblioteki/metodiko-bibliograficheskiy-otdel/metodicheskaya-kopilka/metodicheskaya-kopilka_58.html .

Центральная библиотека г. Анива провела хоррор-квест «После заката: сумерки в библиотеке» в рамках «Библионочи». Участникам предлагалось пройти вместе с ведущим - сталкером по мрачным лабиринтам, оформленным по мотивам книг жанра «хоррор». Сквозная идея мероприятия, - по ночам в библиотеке оживают персонажи, и не все из них – добропорядочные и человеколюбивые граждане Книжной страны. Чтобы с честью выйти из Книжных лабиринтов, предлагалось выполнить необычные задания. Со сценарием можно ознакомиться по ссылке: http://www.anivalib.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=139:2011-11-07-01-39-01&catid=10:profi&Itemid=26 .

Новая форма – веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают читатели, выполняя ту или иную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в культурно-досуговое или образовательное пространство пользователя. Они охватывают отдельную проблему (например, нравственного выбора), область знания (например, астрономию), книгу, серию книг или объединяют несколько направлений.


Результат веб-квеста – сайт, блог или страница в социальной сети, на которых публикуются работы участников.

Веб-квест должен иметь :

Вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;

Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Результат должен быть четко определен (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);

Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Список должен быть аннотированным.

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц – во избежание технических трудностей при создании ими самостоятельных страничек как результата);

Заключение, в котором суммируется опыт, который получен читателями в результате прохождения веб-квеста.

Примеры веб-квестов:

«Орфографиада. Путешествие во времени» - веб-квест Запорожской гимназии № 47 проходил по следующей схеме: участникам необходимо зарегистрироваться, выбрать одну из предложенных ролей (грамотеи, знатоки, лингвисты, книголюбы), от лица которой они будут проходить квест и по этому принципу объединиться в группы. Далее необходимо выполнить занятия, причем каждый член группы отвечает на вопрос по конкретной, своей теме, что экономит время. На выполнение каждого задания дается 4 дня, на последнее, одинаковое для всех групп – 2 дня. Результаты игроки отправляют на электронную почту организатора и размещают информацию на странице своей группы в блоге "Путешествие во времени". Отметка о выполнении заданий заносится в Журнал путешествия. Выполнив все задания, участники получают шифр-пропуск, разгадав который, попадают на слет путешественников в стране Орфографии .

Веб-квест «Сказки Пушкина в XXI веке» библиотеки МАОУ «Лингвистический лицей № 25» основан на предположении, заключающемся в следующем: в современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Проект направлен на развитие у учащихся навыков смыслового чтения. При помощи системы вопросов и творческих заданий учащимся предлагается неоднократно перечитывать и просматривать тексты сказок А.С.Пушкина по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа . С помощью современных технологий проект привлекает внимание к пониманию художественного текста.

Театрализованная квест- игра «Путешествие по Книжному океану» разработана для организации внеурочного времени по предмету (литература).

Действующие лица :

Ведущий,

Баба Яга,

Гарри Поттер,

Хранитель «Аллеи звезд»,

Винни Пух,

Хранитель «Кода да Винчи»,

Карлсон,

Пират

Ведущий:

Приветствую вас, друзья, на нашем корабле! Сегодня у нас состоится необычное путешествие – мы отправимся в морской круиз по Книжному океану. Конечная наша остановка – Остров Сокровищ, на котором, как говорят, ещё в стародавние времена пираты зарыли клад. Путь будет сложный. На каждой остановке вам предстоят серьёзные испытания, в конце которых вы получите заветное слово из высказывания известного учёного. Пройдя все испытания, на Острове Сокровищ вы должны будете собрать из всех слов предложение. Для лучшего ориентирования мы раздадим вам маршрутные карты. (приложение № 1. «Маршрутная карта»).

Первый этап: «Избушка на курьих ножках »

Баба-Яга держит ключ:

«Здрасьте! Что надо сказать, чтобы в избушку мою войти! (Дети говорят: «Избушка, избушка…»). А вот чтобы ключик получить, надо загадку разгадать. Загадка сказочная, с юмором.

Загадка : Назовите имя женщины, которая первой покорила воздушное пространство и стала владелицей первого в мире летательного аппарата. (Баба –Яга и ступа) 2балла. Ну, конечно, это все Я, Баба-Яга! Заходите (отдает ключ). А хотите знать, сколько мне лет? Тогда отгадайте загадки и запишите отгадки цифрами по порядку. Задание : отгадайте загадки и запишите отгадки цифрами по порядку. У Вас должно получиться число из ЧЕТЫРЕХ цифр. За каждую цифру – 1 балл.

1.Стоит она среди листа Одна, когда тетрадь пуста. Задрав свой нос до потолка, Она бранит ученика. И словно цапля средь болот Его за лень она клюет. Хоть у нее одна нога, Она стройна, горда, строга. Ни журавль то, ни синица. А всего лишь...(единица)

2.Дополни пословицу: «Знаю, как свои … пальцев» (пять)

3. Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три больше станет.(шесть) 4.Вспомните слова из песни «Весёлая компания» на слова Сергея Михалкова: Красота, красота, Мы везём с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая. Вот компания какая!

Вопрос: Из скольких членов состояла компания? (шести)

Ответ: 1566 лет (за каждую правильную цифру в правильном порядке по 1 баллу)

А теперь в путь, по неведомым дорожкам, где следы невиданных зверей.

Стражи «следов невиданных зверей»,

Оформление места: на полу нарисованы и по стенам развешаны следы зверей

5 часовых возле пяти следов-загадок (можно предложить любые загадки). Каждый след – загадка 1 балл.

Второй этап

Гарри Поттер: «Здравствуйте. Вы прибыли на «Остров Книжных Джунглей». Чтобы получить заветный ключ, отгадайте загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком (КНИГА)

Предлагаю вам «Библиотечные бродилки»

Задание : выберите из команды 2 человека, которые за 1 минуту найдут на книжных полках книгу, отрывок из которой вы прочитаете вместе. 5 баллов

«Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул забор, со вздохом обмакнул кисть в известку, провел кистью по доске, взглянул на забор: как много осталось красить, опять вздохнул и в отчаянии опустился на землю.

Из ворот показался Бен. Он прыгал, приплясывал и грыз яблоко. Том увидел его, и вдруг ему пришла в голову гениальная мысль! Том взял кисть и спокойно принялся за работу, не обращая внимания на Бена: сделает мазок, отойдет – полюбуется на свою работу».

А теперь ваша дорога лежит через Остров, название которого надо отгадать уже сейчас, и получить заветные баллы.

Задание : Название состоит из словосочетания «существительное в И.п. + существительное в Р.п.»:

Сущ. И.п.- это дорога в парке или в саду, обсаженная с обеих сторон деревьями или кустарниками.

Сущ. Р.п – это ответ на загадку «Золотые угли по небу разбросаны» 5 баллов. «Аллея звезд» (доска почета «Гордость школы»).

Третий этап

Оформление места «Аллея звезд».

Указательный столб, на котором написано: «Направо пойдешь – ничего не найдешь. Налево пойдешь – «Зеленый Остров» найдешь».

Угадай, куда идти, и дополнительные баллы получи.

Задание:

1.Рядом находится хранилище знаний о растениях, животных, человеке (кабинет биологии – 1 балл)

2. Назвать имя хозяйки этого хранилища и его перевод (Виктория «победа» - 1 балл)

Четвертый этап

Оформление места «Зеленый Остров».

Цветы, зонт и предметы из «Бюро находок».

Вини-Пух: Всем здравствуйте. Да будут сладкими ваши дни. Ой, ЗОНТ! Кто его потерял? (какой литературный герой (героиня)?

Ответ: МЭРИ ПОППИНС – 1балл

Да! Как это печально – терять свои вещи…Помните историю про потерянный хвост моего друга? Вот я решил организовать «Бюро находок».

Задание: за 1-2 минуты угадать героев литературных произведений или название, которые могли потерять эти предметы: 1 балл за каждого + 1 балл за название произведения + 1 балл за автора.

Предмет

герой

название

Зеркальце

Царица-мачеха

Горшочек с шариком

Вини-Пух

Полено

Папа Карло

Яблоко

Чернавка

Самовар

Муха-Цокотуха

Горошина

принцесса

Азбука

Буратино

Можно использовать любые другие предметы из литературных произведений: крем («Мастер и Маргарита»), веретено («Спящая царевна»), шашки («Мертвые души»), микроскоп («Левша») и другие.

Пятый этап

Здравствуйте. Вы на Полуострове «Неразгаданных тайн».

Задание «Код да Винчи» 1: Великий Леонардо да Винчи зашифровал фамилии писателей. Среди буквенной путаницы найди как можно больше фамилий писателей. Максимально 13 баллов (1 балл за фамилию).

ЙЦУКЕНГШЩЗ БУНИН ХЪФФЫВАПРОЛ АНДРЕЕВ ДЖЭЯЧСМИТЬ ТУРГЕНЕВ БЮЙЦУКЕНГЛЕСКОВШЩЗХЪФЫВАППРИШВИНРОЛДЖЭЯЧРПТИУМТВЕНКАТАНОВИТКРЫЛОВЫНСКИЙЕНГШЩЗХЪФЫПУШКИНВАПРОЛДЖЭЯЕРЁМИНЧСМИЛЕРМОНТОВЙЦУКЕНГШЩ УГРОШИТКТРОЕПОЛЬСКИЙТДЛОНЕМАВКПРРТОЛСТОЙИОРТОАВБЛРЕРШОВОЛТЬЬПРНАВЫНОСОВООРЛАПИРТАК

Шестой этап

Остров «Сладких Грез»

Карлсон: «Приветствует Вас в меру упитанный, но жутко симпатичный мужчина в самом рассвете сил. Все вы знаете, что я любитель сладкого. Особенно – варенья. Да только добраться до него не просто. Помогите… А?!

Задание : «Кому что принадлежит?» Подобрать к словам, расположенным в левой колонке, соответствующие имена собственные.

Седьмой этап

Пират : Ага, попались! Как вы посмели проникнуть на нашу территорию? Вы хоть представляете, к кому вы попали и что мы с вами сейчас сделаем?!

Я лихой морской пират,

Мне сам черт давно не брат.

Я любому в море враг,

Надо мною черный флаг.

Мой приют в морской дали,

Там я граблю корабли.

А бывает, что топлю

И сокровища коплю.

Глазу мил такой пейзаж:

Волны, драка, абордаж.

Я люблю разбоем жить

И с акулами дружить

Что? Клад найти хотите? А найти клад непросто. Вот Вам «записка». А разгадать Вам её поможет морская семафорная азбука.

Ответ: КЛАД ЛЕЖИТ В СУНДУКЕ. СУНДУК ПОД СТОЛОМ.

Ребята находят сундук с кладом (конфеты – золотые монеты). Открывают, там «БОМБА» (надутый шарик с надписью «Минус 5» и тиканье часов).

Примечание: тиканье часов можно скачать в Интернете.

Надо за 1 минуту выполнить финальное задание, иначе «Бомба» взорвется(лопнет шарик)

Финальное задание: Сложить «части» цитаты

«Книги –

корабли мысли,

странствующие

по волнам времени

и бережно несущие свой

драгоценный труд

от поколения к поколению».

Похожие публикации