Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "кладовая подвижных игр". Второй Всероссийский фестиваль настольных игр ВОС "Игровая кладовая" Игры кладовка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №1 г. Липецка

Программа внеурочной деятельности

«Кладовая подвижных игр»

(кружок «Подвижные игры»)

Срок реализации программы: 1год

Возраст учащихся: 7-10 лет

педагог дополнительного образования

ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова

Липецк – 2014

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база:

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Дополнительное образование наряду с основным участвует в формировании всесторонне развитой личности ребенка: выявлении, развитии и реализации его индивидуальных способностей, воспитании позитивного восприятия им действительности и дальнейшего активного участия в жизни общества. Народные подвижные игры имеют многовековую историю, они всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых для всех видов деятельности. Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующая точным и своевременным выполнением задания, связанного с обязательными для всех правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры пробуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!»

Подвижные игры» - это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.

Актуальность программы обусловлена тем, что организация образовательного процесса по этому профилю деятельности решает важную задачу: в недостатке двигательной активности кроется сегодня основная причина отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных детей. Серьезным испытание для детей являются и первые годы их пребывания в школе. Дети испытывают значительные нагрузки, связанные с большой интенсивностью умственной деятельности, с напряжением зрительного аппарата, необходимостью длительно сохранять рабочую позу. Эти факторы, вместе взятые ограничивают ребят в столь необходимом им движении, создают предпосылки для различных отклонений в состоянии здоровья. К тому же, в школе нет возможности для изучения и внедрения подвижных игр, в связи с перегруженностью учебной программы и отсутствием времени.

Новизна программы в том, что эта программа полностью построена на подвижных играх, с учетом изучаемых лексических тем и возрастных особенностей детей, включающих самые разнообразные двигательные действия, создающих целостную систему обучения, доступных для взрослых и детей. Данные игры способствуют обогащению двигательного опыта детей, совершенствованию навыков основных видов движений на основе их высокой степени повторяемости в различных играх, воспитанию морально-волевых качеств личности, а также активизируют мыслительную деятельность ребенка: тренируют внимание, уточняют имеющиеся представления, понятия, развивают воображение, память, сообразительность. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет детям не только удовлетворить сформировавшиеся потребности, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, а национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества и подготавливают к выходу в большой мир.

Цель и задачи реализации данной Программы:

Цель - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять объем знаний детей об окружающем мире, о себе и своих возможностях через русские народные подвижные игры;
  • формировать устойчивый интерес детей к наследию, познанию подвижных игр русского народа.

Развивающие:

  • формировать двигательные навыки и умения, развивать психофизические качества (быстрота, ловкость, гибкость, силу, выносливость и др.), прививать организаторские способности.
  • развивать творческую составляющую личности ребенка, обогатить его двигательный опыт.
  • развивать нравственные качества: честность, правдивость, выдержку, дисциплину, товарищество и эстетические чувства ребенка через беседы, художественное слово и совместную игровую деятельность;

Воспитательные:

  • воспитать активную творческую личность;
  • воспитать нравственные и эстетические чувства ребенка;
  • прививать уважительное, внимательное отношение к близким людям;
  • способствовать нравственному, умственному, эстетическому воспитанию.

Сроки реализации Программы – 1 год

Режим, формы проведения занятий

Занятия проводятся в группе 1 раза в неделю, продолжительность занятия 1 час., программа рассчитана на 34 часов в год. Количество детей в группе 12 человек

Принципы реализации Программы

  • принцип детоцентризма выражается в приоритете интересов и потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания;
  • принцип увлекательности и творчества реализуется через определение и развитие творческих способностей;
  • принцип гуманизации осуществляется через утверждение общечеловеческих ценностей, принципов морали, формирование позитивного поведения, интереса, уважения и любви к истории и культуре Отечества и других народов и государств;
  • принцип сознательности и активности предполагает формирование и развитие в ходе обучения осознанного отношения к деятельности и ее результатам, активное участие в реализации проектов; 4
  • принцип полезности реализуется через получение конкретных знаний, умений, навыков, позволяющих осуществить на практике идеи и замыслы;
  • принцип системности выражается в преемственности тем и соответствующих знаний, умений и навыков;
  • принцип прочности достигается путем многократного повторения умений и навыков, закрепления их в самостоятельных проектах;
  • принцип природосообразности реализуется при определении индивидуальных заданий, степени их сложности и продолжительности с учетом возрастных и психоэмоциональных характеристик детей;
  • принцип сотрудничества достигается путем формирования систем совместных действий в объединениях «Педагог + воспитанник», «Педагог + группа воспитанников», «Старший воспитанник + младший воспитанник».

Учащиеся должны знать:

  • основные русские народные игры, считалки, жеребьевки;
  • привычки и обычаи известной местности, известной среды, окружающей ребёнка;
  • условия и правила подвижных игр;
  • правила безопасности во время организации и проведения игры.

Учащиеся должны уметь:

  • организовать самостоятельно свободную деятельность, в том числе занять себя и своих одноклассников на переменах в гимназии;
  • использовать полученные знания, умения и навыки в свободной игровой деятельности;
  • использовать игры в условиях соревновательной деятельности;
  • научиться изобретать подобные игры;
  • выполнять правила безопасной игры.

Способы определения результативности

Усвоение обучающимися программного материала отслеживается в ходе проведения следующих видов контроля:

Предварительного (проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе);

Текущего (в конце каждой темы планируется итоговое творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме). Дети играют в игры, объясняют, чем понравилась та или иная игра.

Итогового (дети сами придумывают игры, участие в спортивных соревнованиях, беседы с детьми, родителями и т. п. Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

Уровень воспитанности обучающихся;

Микроклимат в детском объединении;

Взаимодействие с родителями.

Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями, самооценкой себя ребенком, педагогическими и психологическими тестами.

Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям УДО изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:

  • Мотивацию к образовательной деятельности;
  • Отношения в коллективе;
  • Уровень творческой активности;
  • Организаторские способности обучающихся;
  • Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.

Формы подведения итогов реализации Программы .

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  • Спортивные соревнования;
  • Проектная деятельность.

Учебно-тематический план

№ п\п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие. История русской народной игры. Инструктаж по технике безопасности во время организации игры.

Русская народная игра «Жмурки»

Русская народная игра «Кот и мышь»

Русская народная игра «Горелки»

Русская народная игра «Салки»

Русская народная игра «Пятнашки»

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

Русская народная игра «Фанты»

Русская народная игра «Салки с приседаниями»

Русская народная игра «Волк»

Русская народная игра «Птицелов»

Раздел II. Подвижные игры

Подвижная игра «Совушка»

Подвижная игра «Мышеловка»

Подвижная игра «Пустое место»

Подвижная игра «Карусель»

Подвижная игра «Кто быстрее?»

Подвижная игра «Конники-спортсмены»

Подвижная игра «Лягушата и цыплята»

Подвижная игра «Карлики и великаны»

Раздел III. Эстафеты.

Эстафета «Передача мяча»

Эстафета «С мячом»

Эстафета зверей

Эстафета «Быстрые и ловкие»

Эстафета «Вызов номеров»

Эстафета по кругу

Эстафета с обручем

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

Марийская народная игра «Катание мяча»

Татарская народная игра «Серый волк»

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

Чувашская игра «Рыбки»

ВСЕГО

Раздел I. Русские народные игры.

Тема 1. Вводное занятие. История русской народной игры. Инструктаж по технике безопасности во время организации игры. Виды игр: подвижные, эстафеты, игры народов России.

Тема 2. Практика: русская народная игра «Жмурки»

Тема 3. Практика: русская народная игра «Кот и мышь»

Тема 4. Практика: русская народная игра «Горелки»

Тема 5. Практика: русская народная игра «Салки»

Тема 6. Практика: русская народная игра «Пятнашки»

Тема 7. Практика: русская народная игра «Охотники и зайцы»

Тема 8. Практика: русская народная игра «Фанты»

Тема 9. Практика: русская народная игра «Салки с приседаниями»

Тема 10. Практика: русская народная игра «Волк»

Тема 11. Практика: русская народная игра «Птицелов»

Раздел II. Подвижные игры

Тема 1. Практика: подвижная игра «Совушка»

Тема 2. Практика: подвижная игра «Мышеловка»

Тема 3. Практика: подвижная игра «Пустое место»

Тема 4. Практика: подвижная игра «Карусель»

Тема 5. Практика: подвижная игра «Кто быстрее?»

Тема 6. Практика: подвижная игра «Конники-спортсмены»

Тема 7. Практика: подвижная игра «Лягушата и цыплята»

Тема 8. Практика: подвижная игра «Карлики и великаны»

Раздел III. Эстафеты

Тема 1. Практика: эстафета «Передача мяча»

Тема 2. Практика : эстафета «С мячом»

Тема 3. Практика: эстафета зверей

Тема 4. Практика : эстафета «Быстрые и ловкие»

Тема 5. Практика: эстафета «Вызов номеров»

Тема 6. Практика: эстафета по кругу

Тема 7. Практика: эстафета с обручем

Раздел IV. Игры народов России.

Тема 1. Практика: русская народная игра «Гори, гори ясно!»

Тема 2. Практика: башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

Тема 3. Практика: бурятская народная игра «Ищем палочку»

Тема 4. Практика: дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

Тема 5. Практика: марийская народная игра «Катание мяча»

Тема 6. Практика: татарская народная игра «Серый волк»

Тема 7. Практика: якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

чувашская игра «Рыбки»

Условия реализации Программы

Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками организации разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста игр, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

Мячи, скакалки, обручи, кегли, аптечка.

Управление Программой

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь .

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Программа внеурочной деятельности «Кладовая подвижных игр» ориентирована на достижение воспитательных результатов 3 уровня.

Способ достижения

формы деятельности

Способы оценки

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа, лекция, участие в работе объединения

Наблюдение,

анкетирование

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематические вечера, диспуты,

акции

Ролевые и организационно-деятельностные игры

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Реализация социальных проектов

Для обучающихся:

  1. А.Ю. Патрикеев «Подвижные игры». – М.; ВАКО,2007.
  2. Игры народов СССР./сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М.: ФиС, 1985.
  3. Кильпио Н.Н. 80 игр. – М.: Просвещение, 1973
  4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры./ Под. ред Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986
  5. Казаков С.В. «Спортивные игры». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004г.
  6. Ивойлов А.В. «Волейбол для всех». – Москва: «Физкультура и спорт», 1987г

Для педагогов:

  1. Г.П.Болонов «Физкультура в начальной школе: Методическое пособие.-М.; ТЦ Сфера,2005.
  2. С.И.Лобачева «Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере». – М.; ВАКО, 2007.
  3. О.С.Макарова «Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно-игровые проекты для первого класса» _ М.; Школьная Пресса, 2002 .
  4. Кириллова Ю.А. Физкультурные упражнения и подвижные игры: Пособие для практических работников. – СПб., Детство-Пресс, 2005
  5. Мерзляков В. В., Гордышев В. В. «Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста» - Волгоград, 1987.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Сита

района имени Лазо Хабаровского края

Рассмотрено:

на заседании ШМО

руководитель МО

Чудасова А.В.

Протокол №________________

«_____»______________2014г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

МБОУ СОШ п.Сита

Максимова Н.В.

«_____»______________2014 г.

Утверждено:

Директор МБОУ СОШп.Сита

Дворянчикова Т.С.

Приказ №_________

«____»_______________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности учащихся

«кладовая игр»

Севрюкова Оксана Петровна

учитель физической культуры

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа внеурочной деятельности «колесо здоровья» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:

    Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

    Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,
    зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Настоящая программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011г.

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Рассчитана на 132 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по классам с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Режим занятий : Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Место проведения : спортивный зал школы, спортивная площадка.

Особенности набора детей – учащиеся с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).

Количество обучающихся – 15-20 человек.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Цель : содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся; удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Задачи:

    формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;

    обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

    воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;

    расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

Личностными результатами являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зре ния общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступ ки как хорошие или плохие;

умение выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметным и результатам и внеурочной деятельности «колесо здоровья» являетс я формировани е универсальны х учебны х действи й (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности с помо щью учителя;

проговаривать последовательность действий во время занятия ;

учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

умение делат ь вывод ы в результат е совместно й работ ы класс а и учителя;

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме

слушат ь и понимат ь речь других ;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о пра вилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих детей начальной школы наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину, через изучение традиций и обычаев того или иного этноса. Одним из основных средств знакомства с жизнедеятельностью народов на уроках физической культуры является народная игра. Главная задача педагога - научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение.

Таким образом, народные игры способствуют формированию гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Результаты освоения программы

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

К концу 4 класса учащиеся должны:

понимать:

    роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;

знать:

    названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;

    правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями и играми;

    правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;

    терминологию, связанную с проведением игр, ритмических занятий;

уметь:

    передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;

    выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);

    выражать в движении характер музыки и ее настроение;

    играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

    организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

    осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых элементов ритмики, подвижных игр, просмотр видеофильмов и презентаций. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными играми, ритмико-гимнастическими упражнениями и элементами детского фитнеса.

Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть

возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Подвижная игра – это относительно самостоятельная деятельность детей, в которой ярко выражена роль движений. Игры - естественный источник радостных эмоций, самовыражения. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики и воспитания. Игра – ведущая деятельность детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию физических качеств, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Материально – техническое обеспечение:

Малые и большие мячи, скакалки, канат, скамейки гимнастические, обручи, гантели 1 кг, диски С D с фонограммами, музыкальный центр.

Литература.

    Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия» 2002

    Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия».2003

    Г.П. Болонов «Физкультура в начальной школе» методическое пособие – Творческий центр СФЕРА Москва 2005

    И. П. Дайлидене «Поиграем, малыш!» книга для работников дошкольных учреждений и родителей. – Москва «Просвещение» 1992

    Журнал «Начальная школа» за 2008 год №4 Н.Н. Макаринова. Народные игры на уроках физической культуры

    Журнал «Начальная школа» за 2008 год №9 В.В. Лаврентьев. Подвижные игры

    Журнал «Начальная школа» за 2010 год №8 Д.А. Антуфьев, С.Л. Антуфьева. Эмоциональная зарядка на весь день

Тематическое планирование

2 класс

п/п (дата)

Место проведения

Название игры

Содержание

Характеристика деятельности

кабинет

Беседа о подвижных играх; о том, какие игры знают дети. Просмотр видеоролика.

Познакомиться с техникой безопасности на занятиях; с правилом поведения на кружке.

«Игры с элементами бега»

с/п

«Бабочки»

Приучать свободно бегать по площадке и замирать по свистку.

с/п

«Цыплята и наседка»

Приучать свободно бегать по площадке, быстро реагировать на сигнал, возвращаться на свои места.

с/п

«Быстрее-медленнее»

Учить детей переходить от ходьбы к бегу; двигаться, меняя направление.

с/п

«Бежим к Кате»

Приучать детей по сигналу бежать в указанном направлении, догонять катящийся мяч, бросать его товарищу.

«Игры-хороводы»

с/з

«Уж мы сеяли лен, пригова-ривали»

Многие игры-хороводы с изображением трудовых процессов, с традициями быта, обряда и ритуалами, устарели и остались как фольклорные игры тех времен. Но совсем хороводы не исчезли: они приняли другие, более современную форму и содержание, более близкие современным условиям жизни, остались и старые хороводы с нескольким измененным содержанием.

Устанавливать

с/з

«Ходим кругом»

с/з

«Золотые ворота»

«Игры с элементами прыжков»

с/з

«Воробьишки»

В этот раздел вошли игры, которые помогают детям освоить навыки прыжков на одной, двух ногах; прыжки через скакалку и препятствие.

Учить подскакивать на месте на двух ногах

с/з

«Лягушата»

Учить подпрыгивать на месте на двух ногах, передвигаться прыжками и перепрыгивать препятствие.

с/з

«Лиса и виноград»

Приучать детей подпрыгивать на двух ногах и на одной, и доставать подвешенные предметы.

с/з

«Выше ноги от земли»

Приучать детей запрыгивать на гимнастическую скамейку и спрыгивать с неё.

с/з

«Моя любимая игра»

Дети играют в те игры, которые им больше понравились за прошедшие занятия.

Совместно договариваться

«Настольные игры»

14-17

каб.

Лото, детское домино, шашки.

Познакомить с некоторыми видами настольных игр.

Разучивать правила этих игр.

18-21

с/п

Игра в снежки, лепка снежных баб, крепостей.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

нужный.

«Ползание и лазанье»

с/з

«Лягушки в болоте»

Эти упражнения связаны с перемещением тела ползание, в вертикальном, наклонном, горизонтальном положении с опорой на ноги и руки.

Достаточно разнообразные действия, характеризующиеся тем, что в перемещениях участвуют не только ноги, но и руки. Эти упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц (особенно косых мышц, мышц живота, стопы и кисти). Кроме того, они оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств.

Научить ползать на четвереньках по гимнастической скамейке и подлезать под натянутой верёвкой.

с/з

«Добрые жуки»

Формировать умение ползать по гимнастической скамейке и перелезать через бревно, лежащее на полу.

с/з

«Волк и зайцы»

Учить ползать по гимнастической скамейке и возвращаться обратно.

с/з

«Паучки»

Учить детей лазать по гимнастической стенке, залезать на неё и спускаться любым удобным способом.

«Интеллектуальные игры»

каб.

Викторина «Спорт в мультфильмах»

Воспроизводить

Слушать и понимать речь других людей.

каб.

Видеоролики о спортивных играх

«Игры с мячом»

с/з

«Съедобное - несъедобное»

Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски.

Приучать подбрасывать мяч снизу вверх двумя руками и ловить его.

с/з

«Лисички и Белочки»

Научит вести мяч, бегая и бросать его в корзину

с/п

«Вышибалы»

Формировать умение бросать мяч, стараясь задеть товарища.

«Игры, развивающие равновесие»

с/п

«Болото»

коррекционные игры направлены на:
развитие пространственно-временнóй дифференцировки и точности движений;
формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве;
развитие и совершенствование сенсомоторики;
интеллектуально-познавательное развитие.
Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае зависит от соматического состояния, уровня физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого ученика.

Учить детей ходить по прямой гимнастической скамейке и по наклонной (один конец приподнят на 20 см)

с/п

«Выше ноги от земли»

33-34

с/п

Итоговые занятия

Формировать умение работать в коллективе.

Совместно договариваться о понравившейся игре, о правилах игры с одноклассниками

3 класс

п/п (дат)

Место проведения

Название игры

Содержание

Характеристика деятельности

1

кабинет

Вводное теоретическое занятие

Просмотр учебного фильма «Что мы знаем об игре»

Познакомиться с техникой безопасности на занятиях; с правилом поведения на кружке; просмотреть видеофильм об игре.

«Игры-догонялки»

2

спорт. площ.

«Салки-приседалки»

Воспроизводить

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

3

с/п

«Салки с домом»

4

с/п

«У медведя во бору»

5

с/п

«Волк во рву»

6

спорт.

зал

«День и ночь»

«Игры – поиски»

7

с/з

«Отгадай, кто подходил?»

Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры.

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками и учителем

8

с/з

«Слепой и зрячий»

9

с/з

«Холодно-горячо»

10

кабинет

Викторина «В мире спорта»

Просмотр роликов по видам спорта.

Познакомить с некоторыми видами спорта.

Уметь определять и называть правила увиденного вида.

«Игры с быстрым нахождением своего места»

11

с/з

«Море волнуется!»

В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Моделировать : использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий

12

с/з

«Птицы, на гнезда!»

13

с/з

«Гусек»

«Зимние игры на снеговой площадке»

14-17

с/п

Игра в снежки, лепка снежных фигур.

В этот радел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный.

«Настольные игры»

18-21

каб.

Лото, шахматы, детское домино, шашки.

Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи.

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр. Провести турниры по этим играм.

«Игры с сопротивлением и борьбой»

22

каб.

«Пригибание руки»

Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о правилах игры с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

23

с/з

«Коршун и наседка»

24

с/з

«Поймай последнего»

«Интеллектуальные игры»

25

каб.

«Собери пословицу»

Игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции, развитию речи, умению найти свое место в коллективе.

Воспроизводить способы выполнения действий с опорой на модели

Слушать и понимать речь других людей.

26

каб.

Викторина «Спорт вокруг нас»

27-28

Экскурс.

Спортивные секции нашего посёлка

Экскурсия помогает ребятам познакомиться со спортивными секциями посёлка.

Заинтересовать детей работой в спортивных секциях.

«Игры на свежем воздухе»

29-32

с/п

«Лапта»

Познакомить детей с новой игрой.

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

33-34

с/п

Итоговые занятия

Совместно договариваться о понравившейся игре, о правилах игры с одноклассниками

4 класс

Игра помогает всестороннему развитию подрастающего поколения, способствует развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, коллективизм и др.

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Формировать навыки игры в лапту.

«Игры-догонялки»

5

с/п

«Дедушка Мазай»

Простые и усложненные-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила.

Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

6

с/п

«Уголки»

7

с/з

«Два Мороза»

8

с/з

«Третий лишний»

«Игры народов мира»

9

каб.

Познавательная беседа «Игры народов мира»

В ходе просматривания видеороликов и презентаций, дети знакомятся с некоторыми играми народов, населяющих Россию.

Познакомить детей с играми народов мира; с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину

10

с/з

Мордовская

народная игра «Ворона».

Детские народные игры отличаются

непосредственностью и простотой. Вместе

с тем в простых по форме и на первый

взгляд наивных по содержанию играх дети

постоянно изображают труд взрослых, их

взаимоотношения в процессе труда.

11

с/з

Эстонская народная игра «Сторож»

12

с/з

Русская народная игра «Жмурки»

«Игры на внимание»

13

с/з

«Весёлые старты»

В этом разделе подобраны игры на развитие сообразительности, быстроты реакции, ориентировки.

Участников игр следует побуждать к активным, решительным действиям.

Совершенствовать навыки работы с мячом, внимательность.

Совершенствование навыков в беге с изменением направления.

14

с/з

«Караси и щуки»

Развивать ловкость, чувство коллективизма.

15

с/з

«Мяч среднему»

Совершенствование навыка ловли и передачи мяча.

16

с/з

«Мяч ловцу»

«Игры на свежем воздухе»

17

каб.

Викторина с элементами видеороликов. «Зимние виды спорта»

На этом занятии дети знакомятся с зимними видами спорта, беседуют о любимых развлечениях зимой на улице. Задача учителя выявить на чём (санки, лыжи, коньки) дети предпочитают кататься.

Прививать интерес детей к зимним видам спорта. Познакомить с некоторыми зимними играми

18

с/п

«Сороконожка на лыжах»

Применение на лыжах очень разнообразно. На уроках лыжной подготовки и в школьной секции лыжного спорта игры и игровые задания применяются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры на лыжах необходимо широко включать в различные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в программу зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.

Совершенствовать навыки отталкивания ногой, воспитывать чувства равновесия и улучшать координацию при управлении лыжами.

19

с/п

«Лыжные врата»

20

с/п

«Догонялки на лыжах»

21

каток

«Салки шайбой»

22

каток

«Кто дальше?»

«Занятия-инсценировки»

23

с/з

«Весёлые туристы»

включение в урок этого приема делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к занятиям. Увлекшись, дети не замечают трудностей. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс

Прививать интерес к туризму; воспитание чувства товарищества и взаимовыручки.

24

с/з

«В гостях у Нептуна»

Приобщение детей к здоровому образу жизни.

25

с/з

«Астронавты»

Развитие координационных способностей.

26

с/з

«Спортландия»

27

с/з

«Морские волки»

Усвоение детьми навыков преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий.

«Игры на свежем воздухе»

28

с/п

«Арам шим шим»

Физические упражнения на природе чрезвычайно благоприятны для совершенствования многих движений детей, развития их двигательных качеств. Широкий простор позволяет двигаться активно, свободно, непринужденно, что способствует развитию сноровки, ловкости, выносливости ребенка. На открытых лужайках дети могут двигаться с большой скоростью, не опасаясь ни на что натолкнуться.

закрепить и расширить индивидуальный фонд основных жизненно важных двигательных умений и навыков, приобретенный ранее, обучить начальным знаниям в области физической культуры;

29

с/п

«А какой твой цвет?»

30

с/п

«Застывшее королевство»

31

с/п

«Малайский волейбол»

32

с/п

«Салки с защитником»

33-34

с/п

Итоговые занятия

Дети вспоминают все игры, с которыми они познакомились в течение года. Играют в понравившиеся игры.

Совместно договариваться о понравившейся игре, о правилах игры с одноклассниками

В Культурно-спортивном реабилитационном комплексе Республики Татарстан (г. Казань) состоялся Второй Всероссийский фестиваль настольных игр ВОС «Игровая кладовая» (первый проходил весной 2016 года в Ярославле).

Популярность настольных игр в ВОС стремительно растёт и набирает обороты. При подготовке фестиваля были учтены все прошлые наработки и опыт, набор фестивальных игр пополнился несколькими новыми - «Тик-Так-Бумм!», «Рамзес-2», «Баланс», «Гобблет».

Фестивалю предшествовал двухдневный семинар по различным аспектам игровой деятельности, что позволило качественно подготовить судейский корпус из числа специалистов КСРК Республики Татарстан и Татарской республиканской библиотеки для слепых. Мы благодарим их за плодотворное сотрудничество!

Участникам из одиннадцати региональных организаций ВОС в течение двух дней был предложен набор из 11 настольных игр: кроме уже названных, это были популярные в среде незрячих и слабовидящих: «Кварто», «Квиксо», «Патагон», «Уно», «Тайю», «Катамино» и «Коридор».

Все команды показали отличную игру. Представители всех региональных организаций завоевали достойные награды. А итоги таковы:

Первая премия – команда Красноярской РО ВОС: Симонова Людмила, Серебренникова Наталья, Толстихин Александр ;

Вторая премия – команда ВладимирскойРО ВОС: Мещерякова А нна, Бобанёва М арина , Искенова Ю лия ;

Вторая премия – команда № 1 Татарской РО ВОС: Бурдин И горь , ГатауллинаЕ лдыз , Колесников Т имур ;

Третья премия – команда Пермской РО ВОС:Байдина О ксана, Стельмащук В ячеслав , Хайбулина Л иана ;

Третья премия – команда Тюменской РО ВОС: Кохан А настасия , ШтейманВ ероника , Михайлова В алентина ;

Третья премия – команда Костромской РО ВОС: Белова З оя , Митичкина И рина , СыромятниковаА нна.

Поощрительные премии получили:

Команда Якутской РО ВОС : Николаев Роман , Семенов И ван , Безносов С ергей ;

Команда № 2 Татарской РО ВОС : Бариев Рустем , Володин Д митрий , Кузьмина И рина ;

Команда Крымской РО ВОС: Бенимович К онстантин , Пирожкова О льга , Поддубный А лександр ;

Команда Башкирской РО ВОС: Горбунов М аксим , Ситдиков К ирилл ,Меркулов А ртем ;

Команда Чувашской РО ВОС: Лабинова Надежда, Перепёлкин Павел, Гавриленко Олеся;

Команда Ярославской РО ВОС: Деева Наталья, Беляева Анастасия, Федорова Наталья;

Татарская РО ВОС вручила всем участникам Всероссийского фестиваля ВОС «Игровая кладовая» 2017 дипломы за участие и сувениры.

Замечательным дополнением к фестивалю явилась экскурсия по Казанскому Кремлю с посещением выставки для слепых и слабовидящих людей «Видеть невидимое».

Большое спасибо!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

муниципального образования города Братска

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 2 Протокол № 1 Приказ

от 29.08.2016г от 31.08.2016г. от 31.08.2016г. № 183

Руководитель ШМО Председатель МС Директор МБОУ«СОШ №5»

С.И. Кибец Т.В. Толмачева Т.А.Лукина

РАБОЧАЯ (АДАПТИРОВАННАЯ) ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Кладовая подвижных игр»

для обучающихся 2 класса

на 2016 - 2017 учебный год

Предметная область: «Физическая культура»

Разработала: Е. В. Абраменко

учитель начальных классов,

первая квалификационная

Братск 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I Статус документа

Рабочая (адаптированная) программа по курсу внеурочной деятельности

«Кладовая подвижных игр» для первого специального (коррекционного) класса создана на основе:

Закона «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.2012г;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ №373 от 06.10.2009г.);

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№5» для обучающихся 1 - 4 классов;

Учебного плана МБОУ «СОШ№5» на 2016-2017 учебный год;

Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ №5» на 2016-2017 учебный год;

Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации: «Школа России». Сборник рабочих программ.1-4 классы. Автор В. И. Лях. - М.: «Просвещение», 2011 - с.368

Цель курса

укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности; При изучении физической культуры реализуются следующие задачи:: развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности; овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умениями их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга; воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.

Курс внеурочной деятельности «Кладовая подвижных игр» относится к предметам обязательной части учебного плана, предметной области «Физическая культура». Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности «Кладовая подвижных игр» рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность изучения курса внеурочной деятельности «Кладовая подвижных игр» - 34 учебные недели. Количество часов в год определяется календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №5», расписанием учебных занятий.

II Планируемые результаты изучения литературного чтения и

применение их на практике:

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Кладовая подвижных игр» на базовом уровне выпускник 1 класса научится:

Р а з д е л I « Подвижные игры.»

Обучающийся научится:

Выполнять комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений.

Гимнастику для глаз.

Обучающийся получит возможность научиться:

Эстафеты, подвижные игры «К своим флажкам», «Два мороза», «Класс, смирно!», «Октябрята», «Метко в цель», «Погрузка арбузов», «Через кочки и пенечки», «Кто дальше бросит», «Волк во рву», «Посадка картошки», «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки», «Пятнашки », «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Точный расчет», «Удочка», «Компас».

III. Содержание учебного предмета

1 Здоровый образ жизни (1ч)

2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч)

3 Личная гигиена (1ч)

4 Профилактика травматизма (3ч)

5 Нарушение осанки (2ч)

6 Старинные подвижные игры. Культура и этикет (26ч)

IV. Оценочные материалы учебных достижений обучающихся

Способами оценивания результативности обучения

Уровни усвоения

Показатели выполнения

Высокий

«5»

95-100 %

Повышенный

«4»

75-94 %

Базовый

«3»

51-74 %

Пониженный

«2»

0-50 %

Для практических занятий владения техникой двигательных умений и навыков определяются следующие критерии отметок

Уровни усвоения

Отметка по пятибалльной шкале

Показатели выполнения

Высокий

«5»

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать

Повышенный

«4»

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок

Базовый

«3»

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях

Пониженный

«2»

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка

Приложение 1

поурочное планирование « Кладовая подвижных игр »

2 класс

Тема

Кол. часов

Теория

Практи-ческие

занятия

Дата

Здоровый образ жизни

Здоровье в порядке- спасибо зарядке!

Личная гигиена

Профилактика травматизма

Нарушение осанки

Старинные подвижные игры

«Двенадцать палочек»

«Катание яиц»

«Чижик»

Профилактика травматизма

«Пустое место»

«Городки»

«Пятнашки»

«Волки и овцы»

«Намотай ленту»

«Лапта»

«Без соли соль»

«Чет-нечет»

«Серый волк»

«Ловись, рыбка, большая и маленькая»

Профилактика травматизма

Нарушение осанки

«Платок»

«Кто боится колдуна?»

«Догонялки на санках»

«Лучники»

«Волк»

«Камнепад»

«Шаровки»

«Горелки»
«Штандер»
«Рыбки»
«Бабки»
«Казаки-разбойники»

Эстафета

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)

Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе;
  • развить природные задатки и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Кружок “Кладовая подвижных игр” входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Кладовую подвижных игр” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место кружка в учебном плане

Программа рассчитана на 33 часа в год – 1 классы; 34 часа в год – 2-4 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.

Тематическое планирование 1 класса

Тематическое планирование 2 класса

Разделы Кол-во часов
1 Русские народные игры 11
2 Подвижные игры 8
3 Эстафеты 7
4 Игры народов России 8
итого 34

Тематическое планирование 3 класса

Тематическое планирование 4 класса

Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.

Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.

Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

  1. раздел - “Русские народные игры”, изучается с 1 по 4 класс.
  2. раздел - “Игры народов России”, изучается со 2 по 4 класс.
  3. раздел - “Подвижные игры”, изучается в 1-х и 2-х классах.
  4. раздел - “Эстафеты”, изучается в 1-4-х классах.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

Цели изучения по каждому разделу

“Русские народные игры”

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

“Игры народов России”

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

“Подвижные игры”

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

“Эстафеты”

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

Личностными результатами кружка “Кладовая подвижных игр”

являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметными результатами кружка “Кладовая подвижных игр”

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • учиться работать по определенному алгоритму;

Познавательные УУД:

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

Режим занятий:

В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 30-40 минут проводятся 1 раз в неделю, в группах не более 15 детей, но и не менее 8-ми.

Планируемый результат:

У выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

Сформировано начальное представление о культуре движения;

Младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

Умение работать в коллективе.

Материально-техническое обеспечение

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса “Физическая культура” в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком

Похожие публикации