Настольные игры по развитию речи в средней. Настольная игра «Многофункциональное пособие по развитию речи

Все родители осведомлены о том, как важно развивать речь у ребенка. Но далеко не все знают, что заниматься развитием речи у детей можно непринужденно, с удовольствием, в буквальном смысле слова играючи. В этой статье мы расскажем родителями и педагогам о лучших настольных играх для развития речи у детей. В этих играх участники должны составить рассказ (сочинить увлекательную историю, сказку) с использованием случайно выбранных ими картинок. Либо надо объяснять слова (картинки) на карточках, не произнося при этом однокоренных слов. Задачка не из легких даже для взрослого. Еще один тип настольных игр на развитие речи, где игрокам предстоит по очереди становиться рассказчиками, придумывая ассоциации к одной из своих карт. Риторика, воображение, ораторское и актерское мастерство, вот тот скромный список навыков, которые развивают настольные игры, о которых мы вам расскажем.

1. Настольная игра "Экспромт (Speech)"

В настольной игре Экспромт (Speech) существует четыре варианты игры. Самый простой (и забавный!), когда каждый из участников рассказывает историю по случайным карточкам. В другом варианте возрастает элемент состязательности - ведь участники придумывают свой рассказ по одним и тем же карточкам. Настольная игра Экспромт прекрасно развивает не только связную речь, но также фантазию и воображение.

2. Настольная игра "Игросказ"

Эта игра похожа на предыдущую, только карточки в ней более сказочные.

3. Настольная игра "Жили-были"

В этой настольной игре участники должны вместе сочинять одну сказку. По очереди игроки тянут карточки с картинками из колоды, каждый участник должен придумать предложение с участием нарисованной на его карточке картинки. Но это еще не все! Каждый игрок начинает рассказывать сказку с самого начала, и только повторив в правильном порядке все уже сочиненные предложения, добавляет свое. Таким образом, сказка растет, как снежный ком, и с каждым новым ходом задача усложняется. Как видите, настольная игра Жили-были развивает не только речь, но также воображение и память.

4. Настольная игра "Активити" для малышей

В этой увлекательной игре участникам предстоит объяснять слова рисунком, словами или пантомимой. На карточках-заданиях не только написано требующее объяснения слово, но и нарисована соответствующая картинка.

5. Настольная игра "Тик Так Бумм"

В этой настольной игре участники по очереди должны придумывать слова-ассоциации к одной и той же выбранной карточке-картинке. Каждая карточка посвящена какой-то теме (аэропорт, парикмахерская, день рождения, рынок, цирк, почта, кухня..., всего 55 различных тем). Настольная игра Тик Так Бумм для детей была бы довольно обычной игрой в ассоциации, если бы не бомбочка, которая переходит из рук в руки вместе с ответом. Именно она делает игру по-настоящему динамичной и напряженной, тренирует способность быстро думать в экстремальной ситуации. Ведь если вы замешкаетесь, бомбочка «взорвется» именно в ваших руках, и вы получите штрафную карточку. Играя в настольную игру Тик Так Бумм, дети расширяют свой словарный запас, развивают реакцию и скорость мышления.

6. Настольная игра "Диксит"

"Диксит" - это прорыв в мире настольных игр, завоевавший огромное число наград и миллионы поклонников по всему миру! Каждый раунд один из игроков становится Рассказчиком и должен придумывать ассоциацию к одной из своих карт. Ассоциацией может быть что угодно – одно слово, целое предложение, строчка из песни или стихотворения, пантомима. Остальные участники выбирают одну из своих карт, больше всего подходящую под сказанное или показанное. Рассказчик перетасовывает карты и раскладывает их картинкой вверх. Теперь игроки должны догадаться, где исходная карта. Очки Рассказчик получает только в том случае, если догадается хотя бы один или несколько игроков, но, главное, чтобы не все. Т.к. в последнем случае это означает, что ассоциация была слишком очевидной.

7. Настольная игра "Имаджинариум Детство"

Это очень увлекательная игра в ассоциации, в которой нужно (как и в игре Диксит) загадывать и отгадывать иллюстрации.

Понятие о родовой принадлежности, практическое употребление падежных окончаний единственного и множественного числа существительных, правильное употребление предлогов легко формировать через настольные игры: «Лото», «Домино», «Парочки», «Чего не стало?».

В игре участвуют несколько детей, уровень развития речи у всех разный. Речь детей с более высоким уровнем развития грамматического строя речи благотворно влияет на речь детей с выраженными речевыми недостатками.

Роль ведущего во время игры «лото» сначала выполняет педагог, а затем сами дети. Игры можно подобрать по лексическим темам, что служит уточнению, расширению и активизации словарного запаса.

Настольная игра «Лото»

Ведущий: Чья лиса?

Игрок: Моя лиса (И.п). Я закрываю лису (В.п) лисой (Т.п).

Ведущий: Чей бобер?

Игрок: Мой бобер (И.п). Я закрываю бобра (В.п) другим бобром (Т.п).

В безударной позиции:

Ведущий: Чей волк?

Игрок: Мой домик (И.п). Я закрываю волка (В.п) волк[ам] (Т.п).

Ведущий: Чья белка?

Игрок: Моя белка (И.п). Я закрываю белку (В.п) другой белк[ай] (Т.п).

Игру «Лото» можно проводить и по другим правилам. Здесь уже отрабатывается практическое употребление предлога «на» и только окончания Винительного падежа:

Ведущий: Чья лиса?

Игрок: Моя лиса. Я кладу лису на лису.

… волка на волка.

Настольная игра «Домино»

В игре «Домино» удобно отрабатывать падежные окончания Винительного и Дательного падежей.

Например: Я кладу лису к лисе. Я кладу домик к домику.

Здесь же отрабатывается практическое употребление предлога [к].

Настольная игра «Парочки»

В игре «Парочки» удобно отрабатывать практическое употребление Винительного падежа и окончаний множественного числа существительных.

Игрок: Я нашел жука и жука. У меня жуки. Парочка получилась.

Игрок: Я нашел козу и козу. У меня козы. Парочка получилась.

Настольная игра «Чего не стало?»

Окончание Родительного падежа существительных удобно отрабатывать в игре «Чего не стало?». В этой игре формируется понятие «ряд», необходимое для фонематического анализа.

Какая картинка первая? … последняя?

Покажи вторую картинку.

Например:

Кого не стало? Лисы.

Кого не стало? Кота.

Во всех этих настольных играх развивается фонематический слух. Даже если ребенок не удерживает слоговую структуру слова, этого не надо требовать, главное, чтобы он правильно произнес окончания:

  • белку белк[ай],
  • домик домик[ам],
  • лису лисой,
  • кладу собаку к собак[и], змею к зме[йэ],
  • нет дома (кота лисы белки).

Как видите, развитие фонематического слуха тесно связано с формированием грамматических обобщений.

Во время проведения настольных игр удобно автоматизировать правильное произношение звуков, их дифференциацию. Здесь подбирается материал, насыщенный отрабатываемыми звуками.

Соболева Наталья Владимировна,
логопед,
ГБДОУ №73 Кировского района,
г. Санкт Петербург

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Цель: развивать связную монологическую речь у детей.

1. упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя;
2. закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
3. учить детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета;
4. воспитывать умение выслушивать других и дополнять услышанный рассказ; помочь усвоить некоторые правила поведения.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Умение говорить – это не только правильное и четкое произношение звуков родного языка и отдельных слов, но и умение согласовывать слова по родам, падежам и числам, грамотно составлять словосочетания, предложения и небольшие рассказы. Всему этому в занимательной игровой форме учит развивающая настольная игра «Речевой тренажер». Простые правила доступны даже самым маленьким игрокам, поэтому игра может стать первой игрой вашего малыша.

Сюжет игры понятен каждому ребенку. Малышам предстоит отправиться на день рождения к одному из персонажей игры и совершить увлекательное сказочное путешествие по красочному игровому полю. Игроки смогут прокатиться на поезде, пароходе, ракете, метро, воздушном шаре, ковре-самолете и других видах транспорта и встретиться с веселыми зверюшками и героями сказок.

При встрече с каждым новым персонажем игроку предстоит познакомиться с ним и ответить на его вопросы. За персонажа говорит взрослый, а ребенок должен поддержать беседу. Получатся маленькие сценки-диалоги, которые помогут ребенку потренировать речевые навыки и сделают его более вежливым, коммуникабельным и уверенным в себе. Многоступенчатая методика занятий позволяет взрослому, играющему с детьми, учесть степень подготовленности каждого ребенка и давать правильные задания. Малыши смогут начать с самого простого – коротких односложных ответов, а дети постарше научатся давать развернутый ответ на поставленный вопрос и составлять связный рассказ, включая в него произошедшие ранее события.

Взрослый должен стремиться как можно полнее использовать наглядный материал, задавая детям вопросы о том, как они попали на эту клетку, кого уже встретили, кто идет вместе с ними, что одето на герое, о каких его свойствах и особенностях известно малышу из книг, мультфильмов и рассказов взрослых. Полезно апеллировать к непосредственному опыту ребенка, предлагая ему вспомнить, куда он еще ездил на машине или поезде, что он знает о разных видах транспорта, о зверях и предметах, их внешнем виде, применении, месте обитания. Чем большие успехи делает малыш, тем разнообразнее и неожиданнее должны быть вопросы встречных персонажей. Методику занятий и список вопросов вы найдете в инструкции. Слова набора специально подобраны так, чтобы детям приходилось иметь дело с разнозвучными окончаниями, родами и числами. Процесс обучения строится, как лесенка, и дает быстрый результат. Чаще играйте с ребенком в эту игру, и он научится говорить красиво и правильно.

Обучающая настольная «Речевой тренажер» рассчитана на количество игроков от 2 до 5 и предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Участие взрослого обязательно. Средняя продолжительность одной игровой партии 20 минут.

Пусть ваш малыш учится с удовольствием! Давайте поможем ему в этом!

© Производитель: ООО «Русский Стиль». 2009-2013 г.



Фирма «Русский стиль» один из ведущих производителей развлекательных, развивающих и обучающих игр и игрушек для детей на российском рынке. Она делает все возможное, чтобы интересные и полезные игры были доступны по цене как можно большему количеству покупателей и оправдывали их наилучшие ожидания. Выбирая игру для своих детей или в подарок, помните, что высокая цена гарантирует не интерес, а качество и готовность к игре ее комплектующих, и зачастую обусловлена только тем, что все уже вырезано, а картон у игрового поля потолще. Если вам не лень потратить перед первой игрой 5-10 минут и самостоятельно вырезать карточки и фишки, то, отдавая предпочтение продукции фирмы «Русский Стиль», вы сможете приобрести для своих детей гораздо больше хороших настольных игр, превосходящих художественным оформлением, понятностью правил, сбалансированностью и интересом игрового процесса многие гораздо более дорогие отечественные и зарубежные игровые продукты.

Почему нашим детям нужны словесные игры?

Игры, подталкивающие детей к активному разговору - хорошее пособие для развития правильно поставленной и грамотной речи в будущем. Они помогают ребенку выстроить последовательную линию событий при пересказе или сочинении. Вы наверняка наблюдали, как многие дети скачут с одного на другое, когда что-то рассказывают, в итоге получается каша. Это частый случай, потому как сами взрослые нередко делают то же самое)) Это очень мешает в школе, а дальше и на работе. Вот и появляются потом в нашей жизни курсы ораторского мастерства и грамотной речи.

К тому же, сегодня у нас на лицо дефицит живого общения. Мы больше переписываемся в сети, обмениваемся смс, настроение выражаем смайликами. В крайнем случае звоним по телефону, и еще реже встречаемся лично, чтобы поболтать.

Какие игры для развития речи купить малышам?

Развивающие игры - хороший выбор для детей от 2-3 лет . Это логические игры с карточками-картинками для развития речи. Дети обожают придумывать и сочинять, так почему бы не использовать это им на благо?)) Игра построена на составлении рассказа по картинкам. Начинаешь с одной карточки, затем вытягиваешь новую и придумываешь развитие событий своей истории, так продолжается, пока гусеница не закончится. Конечно, не сразу все идет гладко, детей бывает сложно разговорить. Но по ходу игры они так увлекаются, что начинаются настоящие чудеса в решете))) Помимо этого в комплекте есть и другие варианты игры с карточками - на память, выделение общих признаков, сравнение предметов и др.

Игровые наборы магнитов тоже отличное пособие для развития речи малышей через игру. С фигурками на магнитах можно придумать кучу историй, разыграть любимые сказки, поиграть в ферму и тд. События могут разворачиваться прямо на холодильнике! (или купите магнитную доску).

Популярные детские игры для развития речи

Эти игры должны быть у вас в статусе "семейных". Ведь в них интересно играть дружной компанией. Семейные вечера не за телеком, а за настольными играми обещают быть весьма нескучными. Возьмем хотя бы - веселое соревнование на отгадывание слов. Вам нужно объяснить свое слово пантомимой, рисунком или другими словами так, чтобы соперник его отгадал. У нас есть "Активити" для малышей, для детей 6+ и старше 12 лет.

Лингвистическая игра - стала любимой домашней игрой во многих семьях. Если вы умеете читать, тогда она для вас)) Хорошая альтернатива классическим кроссвордам. Что вы выберете: скучать в кресле за кроссвордом одному или сразиться в "слова" с домочадцами? Сейчас появились приятные новшества - буквы и игровое поле стали магнитными, что очень удобно. Кто играл, поймет о чем мы.

Также в "Жили-были" вы можете купить интересные игры для сказочников "Мир сказочных историй" от Риппол-классик . Вот где есть разгуляться фантазии! Игры очень "вкусные" как внешне, так и по начинке. Подробнее о них вы можете прочитать . Они прошли наш тест-драйв на "отлично", надеемся, понравятся и вам.

Похожие публикации