Настольная игра «Зельеварение. Правила игры Зельеварение поле

От 2 до 6 игроков
От 40 до 90 минут
Сложность игры: Простая
Развитие навыков: Стратегия, внимательность

С игрой «Зельеварение» вы можете почувствовать себя учеником магической школы. Только строгого преподавателя в черной мантии нет за плечом. Составляйте волшебные зелья из необычных компонентов и, главное, делайте это быстрее и лучше соперников.

Об игре

Настольная игра зельеварение была придумана еще в 2005 году Сергеем Мачиным, отцом многих российских настолок. Он не скрывает, что идею он почерпнул из серии книг о Гарри Поттере. На карточках много названий, знакомых фанатам юного волшебника, мечтающим попасть на настоящий урок зельеварения. Это, а также сбалансированная механика, позволило игре завоевать популярность не только в России, но и за рубежом.

Геймплэй у нее спокойный, даже вдумчивый. Она отлично развивает внимательность и память, а также навык продумывать свои действия на несколько ходов вперед. Освоить правила на практике можно одну партию, но на то, чтобы стать настоящим мастером, потребуется время. В среднем на один заход уходит от получаса до часа.

Игра выдержала несколько переизданий. Сейчас ее поклонникам доступна базовая версия «Зельеварение. Практикум» и два дополнения – «Университетский курс» и «Гильдия алхимиков». «Зельеварение. Подарочный набор» включает в себя все три сета.

Количество игроков

Игровой процесс рассчитан на участие от 2 до 6 человек, но вдвоем играть скучновато – меньше интриги и динамики. По возрасту нижней планки для участников нет, но игра рекомендуется только с 10 лет из-за необходимости постоянно анализировать ситуация за карточным столом.

Категории игроков

Пожалуй, всех игроков можно разделить на две группы – любители, берущие в руки колоду время от времени, и профессионалы, которых с радостью примет любая гильдия алхимиков. Профи знают все карты и их сочетания назубок, для них проводят настоящие турниры.

Цель игры

Победителем в игре становится тот, кто заработает больше очков. Начисляют их за сваренные зелья и собранные артефакты. Все они имеют свою «цену», и нужно планировать – собрать несколько «дешевых» или рискнуть и попытаться получить «дорогой».

Если ваша цель – сделать кому-нибудь интересный подарок, то пригодится настольная игра «Зельеварение. Подарочный набор». Это возможность для всей семьи или дружной компании провести много вечеров, постигая тайны алхимии.

Упаковка и дизайн

Коробка базового набора 20 на 20 сантиметров стилизована под магическую книгу в старинном переплете коричневого цвета. Дополнения «Университетский курс» и «Гильдия алхимиков» выполнены в виде «окованных» ящичков, синего и красного. Карты дополнений также имеют «рубашки» своего цвета, поэтому с основными не перемешиваются.

Упаковка подарочного издания на треть больше по формату, чем у «Практикума», ведь она содержит не одну, а три колоды.

В базовом комплекте

  • 76 карт,
  • счетчик очков,
  • 6 цветных фишек и
  • правила.

Игровая механика, правила, особенности

Представьте, что вы попали на урок зельеварения. В шкафу разложены странные и очень странные ингредиенты, из которых вам предстоит составить необычные эликсиры. Ваша задача – сделать это как можно эффективнее. Иначе гильдия алхимиков вас не дождется – так и останетесь за ученической партой.

Правила

Правила на первый взгляд достаточно запутанные, но на практике достаточно одной партии, чтобы освоится.

Все карточки разделены на две части и могут быть сыграны либо в качестве элемента, либо как рецепт.

Элемент – составной компонент зелья. Он указывается в нижней половине листа. Всего их 16. Из них собирают простые зелья и эликсиры. В текущем ходу доступны только те элементы, что лежат в шкафу.

Рецепт записан в верхней части с указанием названия и очков, которые можно заработать, собрав его. Собирают рецепты только на своем ходу и только из лежащих на столе элементов. Рецепты разные по сложности, и они сами могут выступать компонентами более замысловатых рецептов. Поэтому нужно быть внимательными и играть так, чтобы соперники не могли воспользоваться результатами вашего труда.

Начало игры

Начинается урок зельеварения с того, что каждый игрок выбирает себе фишку и ставит ее на счетчик очков. По нему можно насчитать до 40 баллов. Первый игрок определяется жеребьевкой.

Колода тасуется, каждый участник получает по 4 карты. Оставшаяся колода кладется рубашкой вверх, снимается 4 верхние карточки и выкладываются на стол (он же шкаф элементов).

Ход

На своем ходу игрок вытягивает из колоды одну карту себе и играет одну любую с руки. Он объявляет, рецепт это или элемент. Если элемент, то сыгранную карту отправляют в шкаф. За каждый компонент, которого до этого в шкафу не было, игрок получает одно очко. В случае дублирования очки не начисляются, а карточка кладется поверх уже имеющейся, и брать можно будет только верхнюю.

Если игрок решает сыграть рецепт, то он кладет его перед собой, берет нужные составляющие из шкафа и помещает их рубашкой вверх на него. Когда требуется более сложный компонент, собранный ранее, то его можно брать как из лежащих перед собой, так и перед противниками. Если используются рецепты, собранные другими игроками, то «донор» получает очки тоже – но вполовину меньше. Элементы такого рецепта отправляются назад в шкаф. Всегда выгоднее составлять из собственных компонентов, чтобы соперникам не доставались дополнительные очки.

Заклятья

Занятия по алхимии были бы однообразны, если бы не заклятия. Они бывают нескольких видов, и их можно сыграть либо как элемент, либо как заклятие. Если используется опция «заклятие», то карточка кладется в шкаф как элемент, очков не приносит, но игрок совершает то, что позволяет заклятие.

Заклятье познания дает возможность взять в руку из шкафа любую верхнюю карту. Дальше игрок может действовать, будто ход и не начинался.

Заклятье разрушения разрушает любой из собранных рецептов игрока (но не чужие). Одну из карт участник оставляет перед собой, и она считается собранным рецептом. Остальные элементы при разрушении рецепта возвращаются в шкаф. После этого можно сыграть еще одну с руки.

На следующем ходу игрок берет две карты, а не одну. Заклятье пригождается, когда нужно получить уже использованные элементы или рецепт, записанный на одном из них.

Заклятье трансформы позволяет один из своих собранных рецептов трансформировать в любой рецепт из лежащих в шкафу. Все карточки, связанные с изначальным рецептом, отправляются в шкаф, а новый считается собранным, но не приносит очков. Далее можно продолжать ход.

В дополнении «Гильдия алхимиков» появляется еще три заклятья: заклятье Трансмутации, заклятье Трисмегиста и заклятье Атанорум. В «Университетском курсе» целых десять новых заклятий.

Получается, с помощью заклятий можно сыграть за ход не одну, а несколько карт. Не является нарушением правил использовать на одном ходу нескольких заклятий. На следующем ходу игрок добирает в руку карты до пяти.

Рецепты

Создание зелий – процесс непростой, ведь даже варенье не сваришь без инструкции. Разные типы рецептов собираются из разных компонентов. Чем выше сложность зелья, чем больше на нем можно заработать очков.

Простой эликсир требует два элемента. Сложный эликсир – три элемента. Великий эликсир – два простых эликсира. Порошок – простой эликсир и элемент. Талисман – простой и сложный эликсиры. Существо – простой эликсир и или сложный эликсир, или порошок. Великий талисман – два любых талисмана. Верховный эликсир – два любых великих эликсира.

Можно использовать для создания более сложных вещей не только тот рецепт, что лежит перед ним, но и собранный другим игроком.

Как определить победителя

Игра идет до тех пор, пока остаются карты в колоде и на руках. Побеждает тот, кто наберет самое большое количество баллов. Чтобы видеть, сколько очков вы набрали, не забывайте двигать фишки на счетчике. Впрочем, ситуация может измениться в последний момент, если кто-то разом соберет Верховый эликсир и Великий Талисман Магии из собственных запасов и получит солидный куш, обойдя соперников на повороте.

Дополнения

Настольная игра «Зельеварение. Практикум» имеет два дополнения. Каждое из них основательно усложняет игру, а не просто увеличивает число карт на столе. Их можно использовать по отдельности или оба сразу. «Зельеварение. Подарочное издание» включает все три колоды, новые счетчики и большую удобную коробку для их хранения.

«Университетский курс»

В дополнительной колоде 63 карты. При игре они не смешиваются с базовым набором, а лежат отдельной колодой, и игрок выбирает сам, откуда набирать карточки.

В начале игры участники получают на руки 4 карты из «Практикума» и 2 – из «Университетского курса». В шкаф, как и раньше, выкладывается 4 карты из основного набора.

Ход состоит из трех фаз. В начале хода игрок добирает в руку до 7 карт. Если их по какой-то причине больше, то сбрасывать нет необходимости. Во второй фазе он должен либо взять еще одну (если карт меньше 8), либо сыграть имеющуюся. В третьей фазе необходимо сыграть карту.

Появляется ряд новых карт. Элементарная магема заменяет один любой элемент в рецепте. За нее не даются очки, если она выкладывается в шкаф. Эликсир универсальности можно использовать вместо любого двухкомпонентного эликсира. Порошок жизни заменяет любой порошок. Новый артефакт – Крупица совести – позволяет отнять 5 очков у лидирующего игрока.

«Зельеварение: практикум» делает вас одним из учеников школы магии, выполняющего практическую работу по получению эликсиров, выведению магических существ и зачарованию амулетов. Чем больше полезных рецептов вы выполните, тем больше очков получите в конце игры - и тем больше ваш шанс на победу.

Это карточная игра?

Да, для игры в «Зельеварение» используются карты, каждая из которых содержит рецепт или заклинание и элемент. Вы можете использовать любую из них в качестве компонента нового эликсира - или же как рецепт для сборки. Фактически, каждый ход вам придётся оценивать стол (где другие игроки будут класть в Шкаф компоненты и собранные эликсиры), свою руку (что важнее - получить немного очков сейчас - или же надеяться на огромный куш в конце игры?), а также прогресс игроков. Дело в том, что различные эликсиры сами по себе становятся компонентами более сильных (и более сложных) алхимических творений: поэтому сборкой всего одного простого зелья вы можете дать вашему конкуренту возможность собрать очень дорогой амулет.

Насколько сложна игра?

Для освоения и изучения правил достаточно одной партии. Для того, чтобы полностью понять всю прелесть «Зельеварения» и оценить тончайшие стратегические моменты, потребуется несколько месяцев. Чтобы иметь возможность победить на серьёзном турнире, нужно обладать не только железными знаниями таблицы элементов и полной схемы рецептов игры, но и чётко представлять себе, что именно будут делать ваши оппоненты и в каких ситуациях. «Зельеварение» прекрасно развивает логическое мышление, внимательность и память.

Для кого эта игра?

  • Для спокойных вечеров в компании друзей;
  • Для дороги и ожидания;
  • «Зельеварение» очень хорошо смотрится в качестве семейной игры, особенно, если ваш ребёнок - девочка;
  • Для всех поклонников серии «Гарри Поттер» - ведь игра практически выстроена по аналогичному курсу зельеварения описываемой в книге школы.
  • Издание выполнено в хорошем качестве, по детализации нюансов и тщательности иллюстраций видно, что авторы с любовью отнеслись к своему детищу. Благодаря простой картонной упаковке игра достаточно экономична, а, значит, доступна практически каждому. Однако несмотря на то, что коробка в виде древней магической книги выполнена из картона, выглядит она всё равно очень сочно и красочно.К «Зельеварению» выпущено два дополнения, существенно меняющих игровой процесс.

    Третье издание

    В конце 2010 года вышло новое издание, которое сейчас продаётся во всех магазинах «Мосигры». Оно отличается жесткой коробкой, новыми фишками и новыми счётчиками очков.

    Что в коробке?

  • 76 игровых карт в специальном пластиковом пакете;
  • Счетчик очков из 2-х частей;
  • 6 пластиковых фишек;
  • Правила игры на русском языке.









  • Школа Чародеев и Магов - место, где возможны самые невероятные превращения. Желаете получить великий эликсир вечной любви? Для этого достаточно смешать любовное зелье и эликсир верности. Для талисмана телепортации понадобятся раствор вечности и зелье полёта, а из эликсира тайного зрения и телепатического снадобья и вовсе получится сверхъестественное создание - сказочный василиск. Проводить алхимические опыты можно до бесконечности, но не следует забывать и об учебном плане: тот из школьников, кто лучше всех освоит практический курс зельеварения, будет без экзаменов принят в Университет Высшего Волшебства.

    «Зельеварение. Практикум» - это настольная карточная игра, участники которой зарабатывают победные очки, создавая волшебные эликсиры, снадобья, порошки и талисманы. Каждый такой рецепт состоит из двух или трёх ингредиентов, в качестве которых могут выступать как базовые элементы (такие как энергия мысли, камень крови или глаз змеи), так и другие зелья. Победитель определяется по сумме очков за собранные им рецепты.

    В роли магических субстанций и их составляющих выступают специальные карты. В верхней части каждой из них указан рецепт: название эликсира, порошка, талисмана или существа, его изображение, ценность в победных очках и необходимые ингредиенты. В нижней части расположен один из шестнадцати элементов - астральная энергия, зуб дракона, цветок папоротника, корень мандрагоры и т. п. В начале игры участники получает на руку по четыре карты, и ещё четыре выкладываются лицом вверх посередине стола - в так называемый шкаф элементов. Кроме того, каждый игрок ставит две фишки своего цвета на нулевые деления счётчиков победных очков (один отмечает единицы, другой - десятки).

    Игроки ходят по очереди. В свой ход участник сначала берёт на руку одну карту с верха колоды, а затем должен разыграть одну карту с руки. Сделать это можно одним из двух способов: либо поместить карту в шкаф элементов, либо собрать указанный на ней рецепт. Когда игрок добавляет в шкаф такой элемент, которого там ещё не было, он получает 1 победное очко. Рецепт же приносит очки согласно своей ценности (от 2 до 10 баллов), однако для его сбора на столе должны присутствовать все необходимые ингредиенты. Элементы можно брать только из шкафа, другие зелья - как у себя, так и у других игроков, однако в последнем случае соперник, у которого позаимствовали готовый рецепт, тоже получит очки. Партия продолжается, пока не будут разыграны все карты - как из колоды, так и с рук участников. Затем тот, кто набрал больше всего очков, становится победителем.

    Как правило, рецепты требуют строго определённых ингредиентов. Например, настой прорицания можно изготовить только из мушрумов и кристаллов воздуха, а чтобы получить порошок судьбы, надо к этому настою добавить перо феникса. Однако два самых дорогих, «десятиочковых» рецепта - великий талисман магии и верховный эликсир - можно собрать соответственно из двух любых талисманов и двух любых великих эликсиров. Кроме того, в нижней части этих рецептов указан не один, а сразу три элемента - игрок вправе воспользоваться любым из них, когда забирает такую карту из шкафа. Другие особые карты - заклятья, которые позволяют получить нужные зелья «обходным путём». Так, заклятье познания позволяет забрать на руку любую карту из шкафа элементов, а заклятья трансформы и разрушения превращают собранный игроком рецепт в другой. Приобретённые таким образом рецепты сами по себе очков не дают, но могут быть использованы для создания более ценных субстанций.

    «Зельеварение» - это настольная игра для самой широкой аудитории. В неё с одинаковым удовольствием играют в семейном кругу и на турнирах, дети и взрослые, мужчины и женщины. Особенно много поклонников «Зельеварение» нашло среди любителей фэнтези, фантастики и ролевых игр.

    Если у Вас есть любые вопросы по правилам нашей игры, будем рады ответить на специальном форуме о ней на международном портале BoardGameGeek на русском языке.

    Награды и звания

    Непосредственно после своего появления на свет «Зельеварение», несмотря на свою популярность, не заслужило ни одной премии — просто потому, что в 2005 году в России не существовало наград для настольных игр. Формальное признание игра получила к своему пятилетию: в 2010 году авторитетные блогеры назвали её лучшей российской настолкой последних пяти лет и самой известной отечественной игрой. Тогда же «Зельеварение» получило звание любимой игры детского ролевого конвента «Деткон» и вошло в зал славы красноярской выставки «Мипл». Кроме того, «Зельеварение» было включено в список «настольных игр, в которые интересно играть взрослым вместе с детьми», опубликованный в русской версии журнала Forbes.

    Серия игр Зельеварение предлагает изучить основы алхимии в игровой форме. Это общепризнанный настольный хит, полюбившийся многим игрокам. Практикум позволит с головой окунуться в атмосферу волшебства, в процесс создания необычных снадобий и эликсиров, уникальных ингредиентов и сказочных существ. Игра придется по вкусу любителям размеренных и неторопливых карточных пасьянсов или желающим отдохнуть от чрезмерно сложных игр-стратегий с длительными партиями.

    Игроки окажутся в роли учеников школы магии, где научатся готовить разнообразные снадобья, порошки и эликсиры. Чем больше им удастся создать - тем больше получится заполучить победных очков. Каждая карточка в игре - это одновременно и рецепт, и ингредиент. По выбранному рецепту можно собрать какой-либо настой, однако компоненты для него нужно брать исключительно из шкафа ингредиентов. Начиная с создания совсем простых снадобий, постепенно вы перейдете к более сложным рецептурам: порошка судьбы, большого и малого эликсиров любви, вы даже сможете сотворить магическое существо, огненную саламандру или сказочного единорога. Впрочем, попробуйте сыграть - и сами все узнаете.

    Алгоритм игры совсем несложен, вам не придется запоминать огромные своды правил. При необходимости, на каждой карточке можно прочитать краткие рекомендации касательно того или иного рецепта. Зельеварение научит вас думать на несколько ходов вперед, постоянно совершать выбор: готовить зелье из того, что есть, или же рисковать, подкидывая в шкаф новые ингредиенты. Волшебное оформление игры и спокойная атмосфера позволит вам расслабиться с друзьями и приятно провести время.

    Комплектация:

    • 76 карт;
    • счетчик очков (2 поля);
    • 12 фишек;
    • правила игры.
  • Видео к настольной игре Зельеварение: Практикум

  • Отзывы к настольной игрe Зельеварение: Практикум

    Андрей

    Отличная спокойная семейная игра с очень приятными иллюстрациями. Непонятно, почему возраст от 10 лет. Сыну 6, а дочке 8 и мы играем всей семьёй наравне) Интереснее всего играть 3-5 человек, играя вшестером, игра затягивается, а при игре вдвоем немного скучновато, из-за того, что взаимодействовать можно только друг с другом. Планируем скоро купить дополнения!

    Ответ: Рады, что игра полюбилась всей семье! Кстати, помимо дополнений есть также другие варианты данной игры, это игры Варенье и Кулинариум.

    Наталья

    В доме много настольных игр, но эта лучшая. Куплен полный комплект дополнений и уже больше 5-ти лет играем всей семьей (от 7 до 70 лет) и не устаем от нее. Очень рекомендую.

    Ответ: Очень и очень рады за вас!Кстати, если хотите немного освежить впечатление,то обратите внимание на игру Кулинариум) Это тоже самое, но в ином исполнении)

    Алена

    Игра Зельеварение мне понравилась.Оформление супер.На подарок и цена,и содержание просто нет слов.Спасибо магазину!

    Ответ: Рады, что игра вам понравилась) Кстати, не забудьте, что у неё есть 2 дополнения, которые значительно расширяют игру! Ну, а если совсем влюбитесь в механику игры, то обязательно обратите внимание на игры Варенье и Кулинариум. Они очень похожи на Зельеваренье!)

    Елена

    Игра просто великолепная!!! Народ КУПИТЕ эту игру!! Это семейная игра, которая понравится всем!!!.. Спасибо любимому магазину!!!

    Ответ: Благодарим за такой теплый и эмоциональный отзыв! Насчет игры полностью согласны. Также рекомендуем вам познакомиться с такими играми как Эволюция, 7 драконов токайдо и каркассон https://www..php?page=edit&id=1777 Благодарим за такой теплый и эмоциональный отзыв! На счет игры полностью согласны Так же рекомендуем вам познакомится с такими играми как Эволюция 7 драконов, Токайдо и Каркассон, и кстати, к игре Зельеварение есть два дополнения)

  • «-Подойди поближе, сейчас я тебе покажу один уникальный рецепт. Подай мне, пожалуйста, вон с той полкикорень мандрагоры , сейчас добавим щепотку волшебного порошка…

    Мы уже давно пытаемся создать философский камень, мы начинающие волшебники и должны доказать, что мы способны на многое. Но что-то не получается. То авокадо-кадавр из колбы вылезет, то эманация власти получится, а один раз даже получился единорог. Но философский камень никак не получается. Говорят, есть такие элементы, как кристалл воздуха и цветок папоротника, смешав которые у нас получится то, что мы ищем. Кстати, вот любовное зелье я видел на полке у соседа, украду, пока он не видит, чай сам такое делать не умею…»

    Вот такая волшебная книга

    Первая российская игра, которую я попробовал, когда пришёл в мир настольных игр в 2006 году. Популярная до безумия. Если спросить у людей на форуме в то время, во что лучше всего поиграть в компании друзей или с детьми, на самом первом месте по ответам всегда было Зельеварение . По Зелью проводились даже турниры, в которых принимали участие как парни, так и девушки, которые нечасто можно увидеть в мире настольных игр. Вот и я сразу же купил базовый набор и долгими вечерами обкатывал игру со знакомой. Игра пошла на ура. Правила очень простые, нам не пришлось перечитывать их, пару игр конечно поподглядывали в листочек с правилами, но потом нужда в этом отпала. Самое главное, что мне обычно и одной партии хватало, а вот у знакомой игра вызывала дикий восторг и она просила сыграть ещё и ещё. Уже многие это подтверждают, что игра имеет «девичий» оттенок, т.е. это значит, что девушки влюбляются в игру сразу же.

    Суть игры.

    Сперва следует упомянуть, что есть базовый набор и 2 дополнения к нему. Дополнения немного меняют цель игры, поэтому начнём с базового набора.

    Полный комплект второго издания «Практикума»

    В этой коробке, которая иллюзорно представляет собой книгу, находится 76 карт, фишки, поле для подсчёта очков и правила. Так как карты в этой игре находятся в постоянном обращении, лучше всего сразу одеть их в протекторы. Качества они приемлемого. У меня второе издание игры, поэтому фишки тут, честно говоря, слабенькие – маленькие, которы нужно самому вырезать и склеить в пирамидки. Поэтому лучше всего вместо них взять что-нибудь покрупнее, например хотя бы разноцветные кубики. С кубиками будет проще считать количество кругов, которые вы прошли на поле подсчёта очков.

    Поле и diy фишки

    Карты состоят из двух частей. Одна часть – рецепт (сверху), вторая – элемент (снизу). Так же на карте написано, сколько очков вы получите, если соберете данный рецепт. Собственно и суть игры сводится к тому, чтобы набрать больше очков, чем ваши оппоненты. Собираем рецепты, получаем очки, используем карты заклинаний, выкладываем элементы на стол, опять получаем очки – вот и вся игра.

    А теперь подробнее. В начале игры каждый игрок набирает по 4 карты в руку, потом ещё 4 карты выкладываем на стол в ряд – это будет наш так называемый «шкаф». Так вот все карты, что у нас на руках – это только рецепты, а те, что в шкафу – элементы. Т.е. мы не можем использовать элементы на руках, а рецепты брать из шкафа. Остальные карты кладутся с стопочку рядом со шкафом – это наша колода, из которой мы будем добирать карты. В начале нашего хода мы берем одну карту из колоды. У нас всегда в начале хода должно быть на руке 5 карт, т.е. если придётся взять не одну, а 2 или 3 карты, главное, чтобы на руке оказалось 5 карт. Одну взяли, а одну должны сыграть. Смотрим внимательно на свои карты на руках, которые являются рецептами, и смотрим в шкаф – что мы можем оттуда взять. Рецепт собирается как правило из двух элементов (бывает из трёх), если нужные нам элементы есть в шкафу, мы их берем, называем рецепт, который собираем, и кладем элементы рубашкой вверх на рецепт, но так, чтобы было видно его название. Затем смотрим на рецепте, сколько баллов мы набрали, собрав его. Простые рецепты приносят 2-3 очка. Двигаем фишку на это количество баллов, а ход передаем другому. Может так получится, что на ваши рецепты нету ни одного элемента. Тогда мы выкладываем из руки любую карточку, которая на наш взгляд не очень нужна, в шкаф. И наша карта становится уже элементом. Если такой элемент в шкафу уже есть, мы кладем карту на него, если нету, кладем рядышком и получаем одно очко, потому что это новый элемент. Более сложные и приносящие больше очков рецепты собираются из уже готовых рецептов, выложенные на столе. При этом можно использовать не только свои рецепты, но и брать чужие. Создавая сложный рецепт, мы забираем карты готовых рецептов, кладем их рубашкой вверх на новый рецепт, а оставшиеся карты после разрушения рецептов кладутся обратно в шкаф. Если нужный элемент находится у оппонента в виде собранного рецепта, мы его забираем, при этом оппонент обязан его отдать (даже если он ему самому нужен, в этом и подвох), мы получаем очки за собранный рецепт, и оппонент тоже получает, если вы у него что-то забрали, но только половину от тех очков, что получили вы. Допустим, вы получили 6 очков, взяв рецепт у игрока, то он получит за это 3. Так что конечно выгоднее собирать сложные рецепты из своих собранных рецептов. Верховные эликсиры или талисманы могут вам принести 10 очков. Сначала обычно все собирают простые рецептики, потом создавая всё более сложные и сложные.

    Чтобы было ещё интереснее, в игре есть карты заклятий. Они тоже лежат в колоде вместе со всеми картами. Заклятья бывают трёх видов – познания, разрушения и трансформы. Заклятие познания позволяет нам взять в руку карту из шкафа элементов как рецепт. Допустим, в шкафу лежит очень крутая карта, которая нам очень нужна, с помощью карты познания мы сможем её забрать, тут же сыграв её или оставив на следующий ход. Пожалуй, это самая лучшая карта заклятия в «Практикуме». Заклятье разрушения поможет нам разрушить собранный нами рецепт (чужой рецепт разрушить этой картой нельзя). Одну из карт разрушенного рецепта (включая даже собранный рецепт) можно оставить на столе как готовый рецепт, только карт на него никаких класть не надо, очки мы за него не получаем, а остальные карты из рецепта уходят в шкаф. И тут же можно использовать этот новый рецепт для создания более сложного другого рецепта. А заклятье трансформы позволяют нам заменить любой собранный нами рецепт на рецепт из шкафа, который кладется на стол вместо старого, очки за него не получаем.

    Вот так мы и играем, пока не закончатся карты не только в колоде, но и на руках. Наигравшись в базовый набор, можно и присмотреться к дополнениям.

    Вот такая маленькая коробочка дополнения

    Это первое дополнение к базовому выпуску. В маленькой коробочке находится новые 63 карты. В целом я бы назвал это дополнение «наводнением заклятий». Вам мало было трёх первоначальных? Вот вам много новых других. Что у нас появилось нового в этом дополнении:

    — новый элемент – элементарная магема. На мой взгляд очень хорошая штучка. Магемой можно заменить любой элемент в шкафу, что уменьшает головную боль при поиске нужных элементов. Правда, если вы захотите выложить магему в шкаф, то она вам не принесет очков, даже если её в шкафу до этого не было.

    — новый эликсир универсальности. Собирается из двух любых элементов. Его можно заменить в рецепте любым другим простым эликсиром. Тоже очень занятная штука.

    — новый порошок жизни – аналогично как эликсир действует, только заменяет порошки.

    — новые талисманы. Появились младшие талисманы и талисман чародейства (собирается из трёх любых младших). Самая интересное, пожалуй, нововведение. Эти талисманы дают бонусы, собравшим их. Например, младший талисман полезности даёт всегда очко за выкладываемый вами элемент в шкаф, даже если такой там уже есть. Мало того, даже за магему вы получите 1 очко. Младший талисман роста даёт в начале хода одно очко, если у любого другого игрока больше очков, чем у вас. Талисман чародейства просто собирается из трёх младших талисманов и даёт 8 очков.

    — новый артефакт – крупица совести. Самая глупая карта по моему мнению. Эту карту можно передать на своём ходу любому игроку, у которого больше очков чем у вас. Получив эту карточку, он получит -5 очков. Достаточно глупая и в какой-то мере жестокая карта, которую мы в своей компании забанили. Когда играли вдвоем, то получалось, что зачастую просто передавали эту карту друг другу почти каждый ход (когда примерное равенство очков было). Когда играли в большей компании, то карта тоже не прижилась и мы её использовали просто как элемент, выкладываемый в шкаф.

    — новые заклятья. Много-много новых заклятий. Заклятье магического познания работает как обычная карта познания. Заклятье низвержения похожа на заклятье разрушения с оговорками. Заклятье многообразия – игрок может взять 3 карты из любых колод (очень хорошая карта). Заклятье ускоряет позволит сыграть 2 карты подряд (шикарно!). Магический водоворот – трах-бабах на столе – все карты ингредиентов у всех игроков уходят в шкаф элементов. А ещё есть заклятье трансфигурации, «запретного леса», необходимости, созидания.

    Теперь у нас в игре уже не одна колода, а две. Одна – базовые карты «Практикума», вторая – «Университетский курс». При этом уже не 2 фазы хода игрока, а 3. Первая – взять карту, вторая – взять карту или сыграть карту с руки, третья – только сыграть с руки. Карты можно добирать с любой колоды. В начале хода берется 4 карты базовых и 2 дополнения. В начале хода у вас должно быть не более 8 карт. В остальном по сути ничего не изменилось практически.

    А вот по игре изменилось многое. Время игры увеличилось значительно. Разыграть обе колоды становится по времени гораздо дольше. В связи с чем нужно договариваться – либо долго и нудно разыгрывать все карты, либо играть до определенного количества очков. Если у Практикума геймплей получался простой такой, спокойный (собрали, положили, одолжили у соседа, собрали, получили много очков), то в Университетском курсе из-за карт заклятий на столе начинает твориться полнейший хаос. Собрали, разрушили, опять разрушили, сделали новый рецепт, поломали, заклятье, заклятье, бац — магический водоворот и всё в тартарары… Очень много происходит действий и порою даунтайм становится невыносимым, если играешь с серьёзным человеком, нацеленным определенно на победу. Он высчитывает самые оптимальные решения, чтобы получить максимальное количество очков со своего хода, при этом помешав сопернику собрать что-то важное. В колоде дополнения всё-таки заклятий гораздо больше, а вот собирать рецепты мне почему-то гораздо интереснее, чем играть заклятья. Поэтому в начале хода рука тянется взять карту из Практикума, нежели из дополнения. К тому же запомнить, как играет конкретное заклятье трудновато. Они немного похожи друг на друга и порою надо внимательно вчитываться, чтобы сыграть её правильно, не обидев ни себя, ни соперников, не нарушив правила. В связи с чем немного теряется фан от игры. Если Практикум больше похож на лёгкий пасьянс под чаёк в тёплой хорошей компании, то с Университетским курсом всё больше становится похоже на стратегию, в которой надо больше шевелить мозгами даже в такой простой игре, казалось бы, какой она является. И кстати… Згрызла научная – шедевр дополнения по бестиарию Зелья =)

    И вот появляется второе дополнение.

    Гильдия алхимиков.

    По сравнению с Университетским курсом изменился только цвет коробки и карт

    До этого дополнения суть в игре была одна – набирай очки, собери больше всех баллов, когда закончатся карты в колодах и ты победитель. В этом дополнении есть одно очень классное нововведение, которое оживляет игру – мы пытаемся создать философский камень.

    В начале игры каждый игрок вытягивает взакрытую карточку Последовательностей Великого Делания. Что это за карта я сейчас расскажу. На карте вам предлагается 3 последовательности. Последовательность состоит из 7 этапов рецептов, в конце которых вы можете создать философский камень (его три вида всего). Игроки должны поэтапно сверху вниз собирать рецепты, можно одновременно собирать 3 цепочки. Наша задача привести одну из цепочек к созданию философского камня. Когда кто-либо из игроков его создаст, игра заканчивается и мы обращаем своё внимание на набранные очки. У кого из игроков их больше, тот и победил. В последовательностях есть очень много нюансов. Например, если у вас на руке находится нужный рецепт для последовательности, его не обязательно собирать, можно просто сразу выложить его на стол в качестве компонента цепочки и получить очки. Из цепочки можно забирать рецепты, но только если они не являются последними. И вы можете забрать, и ваши соперники в том числе. Игра приобретает другой смысл. Ведь можно собрать рецепт, получить за него очки, а потом этот же рецепт положить в цепочку и опять получить за него очки. Мы уже не просто собираем всё, что попало, а собираем конкретные рецепты, чтобы получить как можно больше очков. И чтобы не собрать случайно рецепт, который заберет соперник и создаст философский камень, при этом порядочно обогнав вас по очкам. Т.е. с дополнением мы получили немного другую игру. Либо же довели до логического конца суть игры.

    Вот эти карточки подарили нам практически новую игру

    Ещё мы получили 3 новых заклятья. Заклятье трансмутации самое читерское из всех заклятий в дополнении. Оно позволяет пропустить звено в цепочке последовательности и завершить сразу следующий этап. Заклятье трисмегиста – игрок берет 5 карт из колод, но 2 должен вернуть назад (можно старые из руки, можно и только что взятые). Заклятье атанорум – можно взять рецепт из шкафа, положить его на стол, но взамен в шкаф мы должны поместить карту из руки (по сути, повторение старых заклятий).

    Это дополнение требует для игры наличие Практикума. Играется тоже в две колоды, как и Университетский курс. Я не играл в это дополнение только с Практикумом. В компании мы играли сразу с двумя допами одновременно (это позволяют правила). Второе дополнение играется отлично. Даже вдвоём философский камень можно собрать достаточно быстро (один круг поля подсчёта очков пройти придётся точно). Колоды у нас ни разу не заканчивались – мы всегда создавали камень. Игра определенно стала лучше. Вот только Университетский курс как правило никто не берет из колоды. Во-первых, там нету ни одного необходимого звена из цепочки в последовательности. Во-вторых, у многих игроков суть сводится к следующему – активно шафлить колоды заклятиями трисмегиста, перебирать шкаф в поисках нужного рецепта заклятием познания или атанорум, а так же рыть колоду Гильдии Алхимиков в поиске заклятья трансмутации. В итоге собирается цепочка быстро, а недостающие этапы перепрыгиваются заклятием. Потом остаётся только найти в колоде нужный камень. Конечно, нужные камни могут находится у других игроков в руках, они могут специально придержать эти карты, чтобы самим обойти игрока по очкам и сыграть их в самом конце. Но я практически всё время играл в Зелье вдвоём и тактика у моей оппонентки была одинаковой, которую я описал выше. При этом действительно, она чаще всего побеждала. Может быть ещё потому, что всё-таки я хотел получить больше удовольствия играя всеми колодами, а вот она использовала только базовую и колоду второго дополнения. Мы могли сыграть несколько раз в один присест и игра не очень надоедала при этом.

    Общее впечатление.

    И мы уже готовы к игре!

    Теперь расскажу о своём отношении к игре. Так повелось, что в основном игре ставят оценки 5-6 по 10-балльной системе. К тому же большинство опытных игроков критикует игру, а кое-кто и вовсе называет её УГ. Я не принадлежу к таким комментаторам и критикам, потому что мне удалось сыграть в Зелье с хорошей компанией, и партии у нас были очень веселые. Так ведь бывает, что не пошла игра в вашей компании 4-5 человек и хоть ты тресни нету удовольствия от игры. Особенно это касается опытных игроков, которые играли в очень сложные настолки, а тут им принесли Зелье и попробуй влюбись в неё после Dominion , Agricola или Twilight Imperium . Я играл в Зелье практически всё время вдвоём с человеком, которая была девушкой и ей эта игра ооочень нравилась. Всё-таки говорят правильно, что игра эта по большей части «девичья». Женский пол влюбляется в Зельеварение моментально. А вот был у меня случай, когда я собрал дома мужскую компанию. Мы поиграли в ККИ Легенда Пяти Колец несколько партий мультиплейер, потом в Anima побегали, и в конце я решил побаловаться лёгкой простой игрой в Зельеварение . Быстро объяснил правила, всем всё ясно, но надо было видеть грустные и задумчивые лица игроков, которые не могли никак понять, как от ЭТОГО можно получить фан. Я подсказываю, что мол смотри, у соседа слева есть очень нужная тебе карта, забирай и ты выходишь в лидеры! А тот мне сонно – да… а… ну ладно… это, давай что ли её сюда… В конце игры победитель не шибко радовался победе, а остальные сказали, что не поняли, что в игре веселого, и играть вряд ли ещё будут. Поэтому не нужно искать в Зельеверении мозгодробительной сложности, уникальных тактик, многообразия ходов. В компании суровых мужчин игра не пойдёт, а вот если у вас дамы, можно играть. Муж с женой, одна семья против другой семьи, просто разношерстная компания девочек и мальчиков. Главное, чтобы меньше было людей грустных и загруженных. Знакомая, с которой я всё время играл, так и вовсе понапридумывала картам свои названия сходу, которые ей больше нравились – лохудра, капля, чучундра, трава и прочее. Фантазии нет предела=)

    Лично я считаю Университетский курс очень слабеньким дополнением. Из него никто не хочет брать карты при игре в 2 дополнения, а если возьмут, то потом ломают голову, зачем мне нужно это заклятие, если и без него всё нормально было. Поэтому Гильдия алхимиков очень нужна была игре, без него Зелье было бы скучнее.

    Ещё хочу добавить, что мне не весь арт на картах нравится. Баньши так и вовсе ерунда какая-то, нарисованная за минуту, о чём кстати не говорил на форумах только ленивый. Есть веселые карты, есть не очень. Не нравятся фишки в моём издании. Да и поле для подсчёта очков тоже слабенькое (я использую обычный счётчик). Уже вышло третье издание игры, в котором можно найти новую уникальную карту, что меня тоже печалит, ибо никакой другой возможности кроме как купить игру, чтобы получить эту карту, вроде бы и нету. А желания покупать новое издание ради одной карты у меня отсутствует. Есть вроде бы набор, который содержит все дополнения в одной коробке, вот его бы я и рекомендовал приобретать. Игра отлично подходит для тех, кто только начал своё путешествие по миру настольных игр. Это очень хорошая игра российской компании «Столица» по небольшой цене.

    Мне нравится игра. Я могу понять тех, кто критикует Зельеваренье , но сам становлюсь на сторону тех, кто познал прелесть игры=) Поэтому:

    Моя оценка 8/10 . Приятного Вам Зельеваренья !

    Похожие публикации