Моя любимая ферма — обзор настольной игры «Агрикола. Новое издание

«Агрикола» (Agricola) в новом издании – глубокая стратегическая настольная игра, которая перенесет игроков в крестьянский быт Европы конца 17 века. Создатель Уве Розенберг разработал развлечение за 3 месяца и не мог и подумать, что на протяжении стольких лет «Агрикола» будет входить в десятку бестселлеров и соберет множество мировых наград. Партия потребует сосредоточенности и большого количества времени, занимает примерно от 90 до 180 минут .

Уровень сложности : Выше среднего

Количество игроков : 1 -6

Развивает навыки : Сообразительность, Коммуникабильность, Планирование

Что в комплекте?

Увлекательная и неповторимая настольная игра «Агрикола» богата следующими компонентами:

  • главный планшет, собирающийся пазлом;
  • расширения, наполненные таблицей подсчета очков и дополнительным действиями – 2 шт.;
  • планшеты с фермами – 4 шт.;
  • планшет для выполнения особых улучшений – 1 шт.;
  • квадратные жетоны комнат, полей – 39 шт.;
  • альтернативные жетоны для 2-х и 3-4 человек – 2 шт.;
  • «подработка» для игры без карточек на руках – 1 шт.;
  • жетоны еды – 44 шт.;
  • маркеры с подсказками для ознакомительной версии – 3 шт.;
  • маркеры товаров – 10 шт.;
  • карточки – 120 шт.;
  • блокнот;
  • лист наклеек;
  • брошюра с правилами игры;
  • приложение к правилам;
  • деревянные фишки.

Теперь ты фермер

Агрикола – игра, которая поможет в полной мере ощутить себя фермером, стремящимся прокормить семью и преуспеть в хозяйстве. Минуя ячейки с действиями, землевладельцу придется обменивать ресурсы, заводить потомство, собирать урожай и кормить семью. Участникам «Агриколы» потребуется немало времени, чтобы превратить двухкомнатную избу в каменное жилье с хлевами неподалеку.

Что можно делать?

Действия «Агриколы» бывают двух видов: расход и добыча ресурсов. Они приблизят молодую пару к созданию приусадебного хозяйства:

  1. Вспахивать и засеивать участок овощами и зерном.
  2. Разводить животных, среди которых коровы, свиньи и овцы.
  3. Выполнять задания, получая за это дополнительные преимущества по окончании партии.
  4. Расширять дома и перестраивать их.
  5. Возводить ограды и хлева для скота.
  6. Перестраивать деревянный дом в мазанку, позже в каменный.
  7. Обустраивать новые комнаты.
  8. Заводить детей, которые будут помогать по хозяйству.

Война за ресурсы

Из 14 раундов каждому в игре «Агрикола» следует по максимуму выжать пользу и эффективность из разрешенных действий. Безмятежно развиваться невозможно, происходит вечная нехватка ресурсов и велика конкуренция с соперниками. Это вытекает из того, что в игре «Агрикола» систематически наступает время «урожая» – период, когда кормится семья, сдаётся в игровой банк по 2 единицы еды за каждого родича. При недостаточном количестве еды участника «Агриколы» настигают штрафные очки, которые будут вычитаться из финальных баллов за партию. Поэтому игрокам необходимо не только улучшать хозяйство, но и регулярно добывать жетоны еды, прокармливая семью.

Какие ресурсы бывают?

Несколько сыгранных партий дают понять, что «Агрикола» насчитывает два главных источника пропитания: взращивание зерна или разведение живности. Для первого случая потребуется добыча зерна, вскапывание грядок на участке, строительство плиток и выпекание хлеба. Второй случай сопровождается установкой загонов, хлевов, разведением коров и свиней, сооружением необъятной кухни.

Вам понравится: Бэнг! Великолепная восьмёрка

Как можно всё улучшить?

На протяжении партии «Агриколы» игрок вправе получить Карту улучшений. В правом верхнем углу указана её цена, а снизу – эффект. Также возможные улучшения (колодец, очаг, каменная печь, гончарная мастерская и другие) дают участникам дополнительные победные баллы при финальном подсчете.

Всё вырастили? Можно и детей рожать

После того, как игроки вырастили дерево, построили дом, остается только родить сына. Семья фермеров в «Агриколе» обязательно нуждается в ребенке, ведь он подрастет и начнет помогать родителям на поле.

Дипломатия тоже важна

«Агрикола» подразумевает деление обязательств между работниками и управление ресурсами. При каждом числе участников ощущается дефицит ресурса. Чтобы избежать этого, игрокам «Агриколы» потребуются нерушимые стратегии, которые принесут ожидаемых плодов.

Кому понравится?

  • любителям экономических стратегий, любящих просчитывать каждый последующий шаг;
  • детям от 12 лет, которые готовы вникнуть во все нюансы;
  • тем, кто знакомится с миром настольных игр, ведь «Агрикола» на шестом месте мирового рейтинга настолок. Разработчики создали упрощенный режим для знакомства;
  • станет полезным подарком на праздник друзьям и близким;
  • семьям, которые проводят увлекательные вечера за настольными развлечениями.

Правила игры


Ввиду несложных правил нельзя назвать игру «Агрикола» трудной для восприятия. Коробка содержит 2 книги с инструкциями, каждую из которых следует внимательно изучить.

Семьи живут собственным хозяйством, каждый работает и надеется лишь на себя. Прямого взаимодействия и противостояния между участниками нет – обмен ресурсов, помощь сопернику и нанесение вреда невозможны.

Разница между количеством участников в «Агриколе» довольно небольшая. Заключается она в количестве стартовых ячеек, на которые встают играющие в начале первого раунда. Партия длится аналогично – то же число раундов, карты профессий и улучшений не меняются.

Структура хода в партии «Агрикола. Новое издание»:

  • фаза подготовки. Начинается она с того, что игрок берет верхнюю карточку действий и кладет ее в соответствующую ячейку. В первом раунде 4 этапа, во втором – 3, в третьем –6, в четвертом –1.
  • рабочая фаза – основной этап, когда участники размещают родича на ячейку с действием. На каждой ячейке располагается родич одного игрока. Если у играющего не хватает персонажа для прохождения этапа, то он пропускает данное действие.
  • фаза возвращения родичей – когда участники проделали необходимые действия с персонажами, родичи помещаются обратно в комнаты;
  • сбор урожая – участники «Агриколы» убирают урожай, дают еду членам семьи и разводят новых животных, однако этап включен не во всех раундах.

Подготовка к игре


Перед началом партии «Агриколы» следует выполнить подготовку компонентов:

  1. Взять личный планшет игрока и выберите цвет своих компонентов. Двух родичей поместите в избу в разные комнаты. Остальные же составляющие образуют запас.
  2. Сформируйте стопки жетонов комнат и полей. Жетоны в «Агриколе» двусторонние, один содержит комнаты в мазанке и каменном доме, другой – комнаты в избе и поля.
  3. Соберите пазл из поля, который действует для любой партии, подсоедините заключительную часть с подсчетом очков и дополнительными действиями, необходимую для текущего количества игроков.
  4. Определитесь, будете ли использовать карты в «Агриколе», а также дополнительные планшеты с действиями.
  5. Возьмите карточки особых улучшений и разложите в последовательности на планшете с улучшениями.
  6. Возьмите карты простых улучшений оранжевого цвета, перетасуйте их и раздайте каждому по 7 штук.
  7. Возьмите карты профессий и сформируйте колоду исходя из числа играющих. Они содержат пометки, чтобы без труда получилось создать стопку. Для 2-х участников игры потребуются лишь карты «1+», для двух – «1+» и «3+», для 4-х – весь набор профессий. Раздайте каждому также по 7 штук.
  8. Сформируйте колоду карт действий.
  9. Выберите начинающего партию «Агриколы», вручите ему соответствующий жетон и 2 жетона еды. Всем остальным полагается 3 жетона еды.
  10. Расположите по кучкам всех видов животных, стройматериалы, посевные материалы, жетоны еды рядом с полем так, чтобы было удобно провести партию.

Вам понравится: Проект Манхэттен

Цель игроков

Цель игры «Агрикола» – прокормить семью, развить собственную ферму, которая принесет наибольшее число баллов при подсчете в конце партии. Из ветхого жилища постепенно появится огромный комплекс, то есть будет улучшаться приусадебное хозяйство.

Механика

Один игрок объявляется начинающим, после чего порядок формируется по часовой стрелке. Один за другим участники ставят родича на ячейку действий, пока каждый не разместит своих героев. Очевидно, играющие будут мешать друг другу, ведь на ячейку поля приходится лишь один родич за раунд.

Первое действие в игре «Агрикола» – застройка фермы. Родич выставляется на ячейку поля, далее решается, жилище или хлев построить. Когда игрок заплатил количество ресурсов, купив, например, две комнаты избы, они пристраиваются к стартовым комнатам на планшете. Это значит, что между уже размещенными комнатами и купленными не должно быть промежутка на поле, они продолжают друг друга.

Если родичи живут в избе, нельзя пристроить каменные комнаты и другие. Но во втором этапе «Агриколы» попадется карта «Перепланировка жилища», за фиксированные ресурсы возможно выполнение операции – дом может стать мазанкой или каменным домом. Значит, комнаты, ранее являющиеся дополнением избы, становятся частью нового здания, они также заменяются соответствующими карточками.

Комнаты в «Агриколе» необходимы, чтобы там жили родичи, а чем их больше на ферме, тем больше действий участник может делать за 1 раунд. Они ограничены пятью людьми.

Хлева строятся один за другим на пустых ячейках планшета. Они могут не соединяться с другими хлевами, то есть могут располагаться в любом пространстве. Максимальное число – 4 штуки.

И попрошайничать не стыдно

В конце всякого этапа игры «Агрикола» фермеры производят сбор урожай. С каждого засеянного поля собирается по одному зерну и овощу. Затем родичи кормят свою семью. Иногда еды не хватает, придется производить обмен урожая на еду, а также приготовить её, используя улучшения. Когда жетонов всё равно не достает, участнику «Агриколы» необходимо идти побираться: за каждый недостающий жетон берутся карточки «Попрошайничество», которые вычтут баллы при подсчете.

Подсчёт победных очков

Следует дать некоторое представление о том, как распределяются баллы в игре «Агрикола». В скобках указывается число, которое зачисляется полностью за категорию.

  • родич дает 3 очка (15);
  • комната каменного жилища – 2 очка (8);
  • 4 поля – 3 очка (3);
  • 6 свиней – 3 очка (3);
  • 8 овец – 4 очка (4);
  • каждый хлев на пастбище – 1 очко (1);
  • пастбище – 1 очко (2);
  • 4 зерна или 1 овощ – 1 очко (2).

Вычитаются баллы в «Агриколе» за:

  • за недостающий тип животного (-1);
  • за каждый свободный участок владения (-2).

Получается, вся ферма оценивается в 35 баллов.

Помимо этого существуют и Карты улучшений: простые и особые, за которые также начисляются баллы, указанные на самих карточках. Например, «Ткацкий станок» дарит 1 очко, а «Столярная мастерская» – 2.

Вам понравится: Улей (Hive)

Некоторые карточки в «Агриколе» приносят дополнительные победные баллы при выполнении особых условий: 8 овец добавляют «Ткацкому станку» еще 2 очка, а 5 древесины дополняют «Столярную мастерскую» также двумя очками.

Баллы начисляются и за профессии. Так, за «Хватстуна» реально получить 9 очков за улучшения, которые участник произвел в ходе игры.

Кто выиграл?

Победителем игры «Агрикола» объявляется участник, чья ферма по завершении партии принесет большее количество баллов. Партия длится ровно 14 раундов. Игра подразумевает не только набор победных очков, но и наличие штрафных, которых вряд ли удастся избежать. Баллы можно заработать за родичей, каменное жилище, животных, наличие хлевов и пастбищ. Считается, что для новичка в «Агриколе» отличным результатом будет набор 30 очков, а 40 очков – уже эталон.

Можно играть и одному?

Игра «Агриола» настолько сбалансирована, что можно провести партии и в одиночку. Партия начинается с 0 еды. Он продолжает один ход другим. Позиции, расположенные в левой части левой доски, свободны. Партия «Агриколы» не особо отличается по правилам от игры двоих и более участников.

Существует несколько исключений:

  • Взрослому необходимо 3 единицы Пищи во время сбора урожая, новорожденному требуется 1 единица.
  • Позиция действия «3 леса» отдает 2 единицы леса.
  • Если требуется, передать игроку слева Мелкое Усовершенствование, то оно удаляется из игры, так как другого участника в игре просто нет.

Дополнения

Популярная стратегия «Агрикола» насчитывает 15 различных приложений, но все они не локализованы:

  • Agricola L-Deck;
  • CZ-Deck, расширение, основанное на чешских знаниях и истории;
  • Z-Deck;
  • X-Deck;
  • O-Deck;
  • NL-Deck;
  • Farmers of the Moor Expansion;
  • Through the Seasons;
  • The Legendary Forest Deck;
  • The Goodies Expansion;
  • Agricola: Gamers’ Deck;
  • Ereigniskarten;
  • Belgium Deck;
  • World Championship Deck;
  • France Deck.

Она вряд ли сообщит что-то сильно новое бывалым игрокам, да бывалые и в оригинале прочитают, просто она мне понравилась =). Названия карт по-русски, к сожалению, не могу проверить: нет локализации под рукой, т.ч. если кто поправит — спасибо.

Итак, вы купили шедевр Уве Розенберга, игру «Агрикола». Вы изучили правила, сыграли несколько раз, возможно, даже потратились на деревянные или глиняные фигурки животных. Отлично, но как же выиграть в эту зубодробительную игру? Попробуем разобраться.

Эта статья написана в основном о стандартной игре, включающей карты Занятий (Occupations) и Простых улучшений (Minor Improvements), хотя основные идеи из неё пригодятся и при игре в семейную версию. Основная разница между стандартной и семейной игрой в том, что без карт вы получите меньше очков. Даже с хорошими картами сложно хорошо сделать всё, без карт же это и вовсе невозможно. Но даже в семейной игре есть проверенные методы и стратегии, которые позволят вам создать сбалансированную и (более-менее) симпатичную ферму. Итак, с чего начать?

С прибавлением!

В игровом механизме «Агриколы» есть много важных деталей, но важнее всего увеличивать ваше семейство. Чем больше у вас родичей, тем больше у вас действий; чем больше у вас действий, тем больше у вас очков. Это помимо того, что сами родичи приносят по три очка каждый в конце игры. Правда, это ведь так просто... Чем раньше вы получите нового члена семейства, тем больше у вас будет действий в течение игры. Каждый игрок имеет в начале 2 родичей, т.е. гарантированные 28 действий за игру. Если вам удастся сделать Прибавление в семействе в 5 раунде (как правило, раньше оно недоступно, если только у вас нет специальной карты), вы совершите на 9 действий больше.

Как же быстро увеличить семейство? Итак, для начала вам нужна комната, т.е. 5 дерева и 2 тростника. Вы должны постараться собрать их к концу первого этапа (первых 4 раундов). Насколько эти ресурсы доступны, будет зависеть от количества игроков и от их карт. В идеале вы соберёте эти ресурсы за три действия... При игре на двоих это могут быть 3 дерева, 3 дерева, 2 тростника. В игре на четверых Тростник + Камень + Еда [ТКЕ] — отличное действие. Вы можете совершить 4 действия (3 дерева, 2 дерева, ТКЕ, ТКЕ). Это даст вам всё необходимое для постройки комнаты, плюс 2 дополнительные еды (достаточно для первого урожая) и пару камня, который вам определённо пригодится в дальнейшем.

При игре на 5 игроков собрать ресурсы может оказаться ещё проще, т.к. есть 4 дерева и Тростник + Камень + Дерево. Используйте их, и вам остался ещё один тростник. В игре на 3 может быть сложнее, т.к. вас трое на одну клетку, собирающую тростник. Если только у вас нет карты, позволяющей заменить или уменьшить количество тростника, необходимого для строительства (например, Деревянная крыша (Brushwood Roof), которая позволяет использовать дерево вместо тростника, или Лестница (Ladder), которая удешевляет вам комнаты), кто-то, вероятно, не успеет собрать ресурсы для комнаты до второго этапа. Остается ещё клетка «Возмите любой ресурс», которую можно занять, чтобы получить один тростник, но без карт, которые позволят вам взять оттуда что-то ещё (например, Рыбак с сетью может дать вам 1 тростник и 2 еды), это довольно слабый ход. В игре на троих особенно важно вовремя брать фишку Первого игрока.

Таким образом, мы подобрались к тому, как важно вовремя становиться Первым игроком. Как правило (хотя и не всегда), игроки не станут брать единственный тростник с обычной собирающей тростник клетки, потому что есть варианты получше. Это значит, что во 2 и 4 раундах можно будет взять 2 тростника — ровно столько нужно для комнаты. Как наверняка получить этот тростник? Занять клетку первого игрока в 1 или 3 раунде и первым действием в следующем раунде забрать тростник. При этом не забывайте, что другие игроки будут стремиться к тому же самому, так что не рассчитывайте, что клетка Первого игрока будет ждать вас до конца раунда: возможно, придётся потратить своё первое действие на на неё, чтобы опередить их. А если вы уже Первый игрок? Единственный способ остаться им — опять же занять клетку Первого игрока.

Получить дерево обычно проще, но не жадничайте. Не ждите, пока клетка соберёт 6 или даже 4 дерева. Действия в начале игры менее эффективны, чем в конце. В игре на троих совершенно нормально потратить 2 действия на 3 дерева и 2 дерева, чтобы обеспечить себе постройку комнаты. Больше — лучше? Да... Но если вы будете ждать, пока дерево накопится, его, скорее всего, заберут ваши соперники.

Когда у вас уже есть эти волшебные 5 дерева и 2 тростника, вам всё ещё нужно собственно построить комнату. Тут стоит обратить внимание, какие ресурсы есть у других игроков. Одно то, что у вас есть ресурсы на комнату, ещё не значит, что вам нужно сразу её строить. Если больше никто не может построить комнату, можно подождать, пока появится Прибавление в семействе, или пока кто-то ещё соберёт нужные ресурсы, и тогда сразу же строиться, пока вас не опередили. За редким исключением (например, Пристройка — Wooden Hut Extension), ваши соперники не могут опередить ваши действия. Но не забывайте следить, как смена Первого игрока влияет на порядок хода. Допустим, идёт 4 раунд, и вы Первый игрок. Своим первым действием вы забираете 2 тростника, теперь у вас достаточно ресурсов для комнаты. У следующего игрока пока только 3 дерева и 2 тростинка, и он забирает жетон Первого игрока. Теперь ваш ход... Ваш соперник не может пока построить комнату, можно подождать, так? Не вполне... Если вы не построите комнату, соперник может своим вторым действием взять дерево и затем первым действием в следующем раунде построить комнату. Это может сильно повлиять на игру, ведь вам придётся ждать постройки комнаты до 6 раунда, а прибавления в семействе, возможно, ещё дольше.

Эта гонка особенна остра в игре на 4-х, когда четверо игроков соревнуются за одну клетку комнаты и одну — прибавления в семействе. Если прибавление в семействе появляется только в 7 раунде, может статься, что что один из игроков расширит семейство только в 10 раунде. Часто в игре на четверых возникает ситуация, которую опытные игроки называют очередью за прибавлением. У вас уже есть комната, вы ждёте, пока откроется действие прибавления. Когда один из игроков его занимает, игрок слева от него забирает маркер Первого игрока, чтобы обеспечить себе прибавление в следующем раунде, и так до последнего игрока в очереди. Постарайтесь не оказаться этим последним игроком! Если вы последним расширяете жилище, попробуйте собрать ресурсы на 2 комнаты сразу (10 дерева и 4 тростника минус скидки за счёт карт). Тогда вы сможете окупить поздее получение третьего родича, построив 2 комнаты за одно действие (тогда как остальные, скорее всего, потратили действие на одну) и, возможно, первым заполучив четвёртого родича.

Играете карту — используйте карту

Очень легко слишком растеряться от обилия карт или слишком увлечься ими. Выбирая, какие карты играть и когда это делать, постарайтесь руководствоваться двумя важными правилами. Во-первых, пригодится ли вам эта выложенная карта в ближайшие несколько раундов? Нет смысла играть Добытчика камня (Stone Carrier, возьмите дополнительный камень каждый раз, когда берёте камень) в первом раунде игры на двоих. Как минимум, вы не сможете воспользоваться им до 5 или даже до 7 раунда. Напротив, Добытчика глины (Clay Worker, возьмите дополнительную глину каждый раз, когда берёте дерево или глину) можно использовать сразу же. И отсюда мы приходим ко второму правилу — сыграв карту, используйте её. Если вы потратили действие, чтобы сыграть Полевого сторожа (Field Watchman, вспашите поле каждый раз, когда совершаете действие «возьмите 1 зерно»), используйте его. Если вы после этого возьмёте одно зерно за всю игру, карта была бесполезной. Основа успеха в «Агриколе» — эффективность, и карты используются, как правило, чтобы сделать больше за меньшее количество действий. Всегда помните, что сыгранная карта стоит действие.

Хорошим примером будет Пахарь (Plough Maker, когда вы берётесь за вспашку поля, вы можете вспахать второе, заплатив 1 еду). Звучит неплохо, не так ли? Когда как. Без этой карты вспахать 2 поля стоит 2 действия. С ней — 2 поля по-прежнему стоят 2 действия (одно на занятие, одно на вспашку) плюс 1 еду (возможно, больше — смотря каким действием вы сыграли занятие). Это неэффективно. Если вы возьмётесь за вспашку ещё раз, вы получите 4 поля за 3 действия и 2-3 еды. Чтобы в Пахаре действительно был смысл, надо пахать три раза. Это 4 действия на 6 полей. Есть ли у вас карты, дающие дополнительное зерно или овощи, или бонус за много полей? Если нет, вам, возможно, и вовсе не стоило его играть. Никогда не играйте карту, чтобы сыграть карту. На занятие уходит драгоценное действие, убедитесь, что оно не напрасно.

Простые улучшения — приятные вещи, но сопротивляйтесь соблазну сыграть их все. До тех пор, пока вы не спокойны полностью за свою ферму, НИКОГДА не используйте клетку Простое/Особое улучшение ради простого улучшения. Лучше подождите возможности сыграть Первый игрок + простое улучшение. И не играйте простое улучшение просто потому, что оно у вас есть. Этот Амбар может выглядеть очень привлекательно (надо потратить 3 дерева или 3 глины, чтобы получить 3 зерна в будущем), но не упустите ли вы возможность построить на эти ресурсы комнату или очаг? Именно поэтому простые улучшения, которые ничего не стоят и не имеют требований (как Коза или Лошадь), очень ценятся в драфте. Если они у вас есть, у вас всегда будет возможность сыграть что-нибудь вместе с Первым игроком или прибавлением в семействе.

Источники пищи

Теперь вы знаете, как получить больше родичей и как играть только нужные карты, но остается ещё один больной вопрос... Как прокормить семейство в пору урожая. Кажется, что очень здорово иметь 4 родичей в 6 раунде, но вы будете думать иначе, если не сможете их прокормить.

Самый простой механизм получения пищи состоит из Очага или Плиты повара — и, в общем-то, и всё. Как только у вас есть одно из этих особых улучшений, вы можете брать животных и немедленно готовить из них пищу. Если у вас есть Очаг, и вы своим действием забираете 3 овец, вы можете сразу сделать 6 еды, даже если вам негде их держать. Поверьте, так написано в правилах. Или ещё лучше, вы можете приготовить 2, оставить одну в доме и приготовить её в любой момент, когда понадобится. Когда в 8-9 раунде появится свинья, а в 10-11 корова, можно получать ещё больше еды.

Рано полученный Очаг может сыграть очень важную роль в игре, поэтому полезно первым забрать 2 глины. Но смотрите внимательно... Если клетка Особого улучшение откроется только в 3 или 4 раунде, кто-нибудь может перехватить у вас дешёвый Очаг. А когда улучшение для готовки есть у двоих или более игроков, животные становятся менее надёжным источником пищи.

Ещё есть Рыбалка и, в игре на 4-5 игроков, Бродячие артисты, но, если только у вас нет карт, дающих дополнительную еду или ресурсы с этих клеток (как Удочка, Fishing Rod), они не могут быть надёжным источником еды, особенно ближе к концу игры, когда нужно кормить много ртов. Если у вас нет Очага или Плиты, вам не хватит одних клеток еды. Если у вас нет карт, помогающих добывать еду, вам нужно готовить животных... Или печь хлеб.

Второй основной способ добывать пищу — это выпечка хлеба, которая может быть очень эффективной, когда процесс налажен, но наладить его без карт непросто. Взгляните на Глиняную печь... Вам потребуется 3 глины и 1 камень, чтобы построить её (это минимум 3 действия, чтобы добыть ресурсы и купить карту), после чего всё ещё нужно зерно для выпечки. Не делайте эту типичную ошибку новичков, не будьте неэффективными. Взять 1 зерно, а затем использовать действие Посев и Выпечка только для выпечки — это не источник пищи. Это 2 действия на 5 еды, и их придётся повторять снова и снова. На самом деле, нужно взять зерно один или два раза за игру. Вот тут-то и начинается фермерство. Если вы хотите строить стратегию на выпечке, вот пример того, как это можно делать.

Выполните следующие 5 действий до конца 7 раунда: вспашка поля, вспашка поля, взять 1 зерно, взять 1 зерно, засеять оба поля. Затем каждый урожай, начиная со следующего, вы будете получать по 2 зерна. Когда поля опустеют, засейте их снова (для этого нужно 2 зерна, 4 остаётся на хлеб), к этому моменту у вас, возможно, уже будет ещё поле, и вы сможете посадить там овощи. Теперь вы можете выпекать хлеб, не тратя такие ценные в середине игры действия на взятие зерна. Построив глиняную печь, вы сразу сможете выпечь 5 еды из зерна. Впоследствии, если необходимо, вы можете использовать Посев и выпечку для получения ещё 5 еды, но в идеале к этому времени вы уже вспахаете ещё поле и сможете ещё и посеять тем же действием. Эффективность, в первую очередь эффективность!

На механизм добычи еды нужно потратить некоторые усилия, и без сильных карт вы вряд ли запустите его до 8 раунда, но если всё получится, прокорм семьи перестанет быть головной болью. Часто ранний запуск механизма добычи еды происходит ценой других игровых достижений (например, прибавления в семействе), но как только этот механизм заработает, вы сможете тратить меньше действий на прокорм семьи, чем ваши оппоненты, и в конечном счёте нагнать упущенное.

Ферма должна быть всесторонне развитой

Хорошо, теперь вы можете увеличивать семейство, вы играете только полезные карты и вы поняли, как прокормить своих родичей? Всё в порядке, да? Пока ещё нет. Цель игры — очки. Считая очки за разные действия, помните о двух вещах: во-первых, об отрицательных очках за отсутствие чего-либо (например, -1 очко за 0 овец), и во-вторых, за пустые клетки фермы. Каждая пустая клетка отнимает у вас 1 очко в конце игры. Но поскольку все начинают с -13 очков, проще считать, что каждая использованная клетка прибавляет 1 очко. Помня об этом, постарайтесь сделать следующее:

Улучшение дома

Наконец, какого размера делать дом и когда его перестраивать? Две частые ошибки новичков: во-первых, они строят слишком большой дом, во-вторых, забывают про перестройку. Первое — размер дома. В большинстве игр можно и нужно построить дом из 4 комнат. В игре на 2-3 игрока без подходящих карт на 5-тикомнатный дом, скорее всего, не хватит тростника или дерева. Если только у вас нет карт для удешевления строительства, вам следует удовлетвориться 4-комнатным домом, а затем поймать Неожиданное прибавление в семействе, которое появляется в 12 или 13 раунде. (Это чаще всего означает, что надо первым действием в 11 раунде стать Первым игроком.) Если вы можете построить 5-тикомнатный дом, отлично. Но не стремитесь к этому, забывая про всё на свете. Ближе к концу игры набрать 5 дерева может быть очень тяжело, особенно, если вы ещё не построили изгородей. А 2 тростника? Он понадобится вам для перестройки. Так мы подходим ко второй ошибке... Не забывайте перестраиваться! Перестройка — одно из самых эффективных действий в игре. Во-первых, очки. Перестройка 4-хкомнатного дома в мазанку или каменный дом даёт 4 очка за одно действие — это очень эффективно. Более того, вместе с тем вы получаете дополнительное мощное действие. В большинстве случаев вторым действием будет Особое или простое улучшение.

Самое лучшее в перестройке — всегда видно, кто за столом готов к ней, и соответственно планировать свои действия. Допустим, вы пекарь и готовы построить глиняную печь. Вы единственный, у кого есть 3 глины и 1 камень, вы знаете, что никто, кроме вас, её не купит. Но что, если действие Особое или простое улучшение недоступно. Хотя, как правило, оно используется для особых улучшений, ничто не мешает вашему сопернику занять его для простого и расстроить таким образом ваши планы. Но если вы единственный, кто готов к перестройке... Вы с гарантией получите своё особое улучшение. В случае со стратегией пекаря соберите следующие ресурсы: 7 глины, 1 тростник, 1 камень. Теперь, раз ни у кого нет средств на перестройку, вы можете перестроиться и купить печь одним действием — не боясь, что вас заблокируют. Если всё получится, у вас будет 6 очков и 5 еды за одно действие. Что особо эффективно.

Не так грандиозно, но всё же эффективно... Если у вас есть Очаг, действие перестройки отлично подходит, чтобы заменить очаг на плиту (бесплатно). В общем, перестройка не только приносит вам очки, она даёт вам отличную возможность сыграть особое улучшение. Вы вряд ли захотите затевать перестройку без какого-нибудь улучшения; если только это конец игры, и у вас нет другой возможности получить очки. Сама по себе перестройка ничего не даёт вашей ферме, так что подождите возможности совместить её с полезным улучшением (или изгородями в 14 раунде). Но, как и всегда, не забывайте о других игроках. В последних раундах, если вы ещё не перестроились, следите за тем, кто собрал достаточно ресурсов. Если идёт 13 раунд, и на подходе 5 перестроек (возможно, включая игрока, у которого достаточно ресурсов для перестройки сначала в мазанк, затем в дом), явно будет охота на действия перестройки.

Заключение

Естественно, все эти правила — основа, на которую могут сильно повлиять карты, как ваши, так и соперников. Не забывайте, что карты соперников могут затронуть вас не меньше, чем их владельцев. Если ваш соперник играет Соломенную крышу (Brushwood Roof, позволяет использовать дерево вместо тростинка для расширения и перестройки), ему, вероятно, не понадобится клетка тростника, и остальным игрокам его больше достанется. Ранняя перестройка имеет смысл, если у вас есть Домоправитель (House Steward), который позволяет играть Прибавление в семействе как неожиданное при наличии мазанки. Карты каждый раз меняют игру, но, тем не менее, описанные стратегии чаще всего помогут вам сыграть лучше.

Описание товара

Если вам нравятся неспешные стратегические настолки, можете купить игру «Агрикола (новое издание)». Она получила множество наград как самая лучшая семейная игра и стала признанным лидером в мире стратегий. Настолка придется по душе тем, кто успел оценить «Пуэрто Рико» и «Гавр».

Новое издание существенно отличается от предыдущего. Количество карт изменилось с 360 до 120, специальные игровые планшеты заменили собой карты стартовых действий, а максимально возможное число участников теперь равно четырем.

Почему стоит обратить внимание на игру?

Игрокам предстоит перевоплотиться в земледельцев, которым нужно создать и развить свое фермерское хозяйство. Каждый участник представляет одну семью, обладающую на старте одним небольшим участком земли и маленьким домиком. Хозяевам необходимо выращивать скот и строить для него места обитания, обрабатывать поля, выращивать овощи и зерно.


Одна партия состоит из 14 раундов. В ее процессе игроку нужно выбирать членов семьи и отправлять их на определенные работы, которых становится все больше. Изначально доступно всего два человека, но по ходу игры их количество увеличится. Для этого нужно расширять жилище дополнительными комнатами. Всех членов семьи необходимо накормить в конце раунда, заканчивающегося Урожаем.


Каждый ход состоит из таких фаз:

  • Подготовительная. Добавляется дополнительная ячейка для совершения действий.
  • Работа. Члены семьи перемещаются на выбранные ячейки.
  • Возвращение по домам. После окончания работы родственники идут отдыхать.
  • Сбор урожая. Фаза, в которой нужно накормить семьи и собрать созревший урожай.

Интереса игре добавляет необходимость выстраивать специальные загоны и изгороди для животных – в противном случае они могут просто сбежать. Перед тем, как начать сеять зерно, следует вспахать поле.

Игра прекращается после того, как будет отыгран 14-й раунд и собран последний урожай. Победителем будет признан тот, кто наберет наибольшее количество игровых очков. Они начисляются за полученное зерно и овощи, животных и членов семьи, занимающих отдельные комнаты.


За каждую незанятую клетку участка начисляются штрафные очки. При равном количестве баллов выигрывает участник, получивший максимальное количество строительных материалов.

Если вы хотите хорошо провести вечер с друзьями или в кругу семьи, можете купить игру «Агрикола (новое издание)». Она поможет развить стратегические навыки, обеспечит веселое и увлекательное времяпровождение.

С наступлением дачного сезона сотни людей берут мотыги, лопаты, бережно снимают с подоконников рассаду молодого укропа и отправляются за город вкусить прелести деревенской жизни. С первыми петухами эти отважные борцы с колорадскими жуками вгрызаются в личный земляной надел, стараясь вырастить на грядках спелую брюкву. Отдохнув таким образом около десяти часов, счастливые и довольные труженики шести соток возвращаются в свой загородный дом, чтобы, обняв поросёнка, спокойно уснуть под звуки цикад... Сегодня на Розовом диване - хозяйстворазвивающая настольная игра Агрикола.

Безусловно, в одиночку справиться с миниатюрным фермерским хозяйством невозможно, поэтому к отдыху на природе подключаются родственники и члены семьи, которые с радостью оказывают посильную помощь. К концу сезона на грядках обильно колосится брюква, среди побегов которой радостно бегают выводки похрюкивающих поросят. А на центральной площади коллективного садоводства проводятся конкурсы на самый большой корнеплод. Употребить в пищу взрощенных на свежем навозе и представленных на суд жюри мутантов отважится лишь человек с крепкими нервами. Но вид картофелины величиной с арбуз, согласитесь, любого завораживает.

Хочу обрадовать тех, кто обделён земельным участком и лишён возможности ощутить все прелести сельскохозяйственного отдыха. Вместо шести соток вы можете приобрести небольшую, но увесистую коробочку, и с головой окунуться в увлекательный садово-огороднический мир.

Вес игры позволит засаливать капусту - небольшая прямоугольная коробочка отяжелит руку килограмма на три. Внутри ёмкость до самого верха заполнена компонентами: игровые поля, колоды карт, горы деревянных фишек, стопки тайлов и пособие начинающему землепашцу.

Перед вами - краткие правила игры, отображённые на обратных сторонах индивидуальных планшетов игроков. Изучите внимательно эти картинки, воспользоваться ими во время игры не удастся, так как...

Все события происходят на противоположной стороне картонки. Здесь напечатаны земельные наделы, размечены специальные поля событий, указаны места для карт. Поэтому, чтобы взглянуть на памятку, придётся перевернуть картонку, и, тем самым, стереть с лица земли всё ваше приусадебное хозяйство вместе с постройками. Непостижима логика дизайнеров...

Хочу обратить внимание на то, что "Агрикола" подразумевает два режима: семейный и продвинутый (также можно играть соло). В обзоре я расскажу о семейной версии, с которой я рекомендую вам начать свой сельскохозяйственный путь. Семейный вариант отмечен специальным белым символом на синем фоне (правое верхнее поле на фотографии).

В игре множество карт, которые призваны разнообразить игровой процесс. Большая половина используется в продвинутой версии игры.

Каждый крестьянин должен стремиться к просвещению, и в этом ему помогут 166 занятий, которые позволят получить определённые навыки (продвинутая версия игры). Кто не работает, тот идёт попрошайничать: 8 карт распределяются между голодающими агрикольцами и отнимут в конце игры призовые очки. 5 памяток (по максимальному числу игроков) содержат список основных событий и принцип подсчёта победных очков.

136 простых улучшений (продвинутая игра) позволят повысить эффективность сельскохозяйственных угодий и принесут в конце игры победные очки. 10 особых улучшений (семейная игра) облегчат жизнь фермерам, претендентам на победу необходимо заработать хотя бы одну карту для осуществления своей мечты. В противном случае о лидерстве можно забыть...

В игре 6 этапов, и 14 специальных карт обозначат действия, которые будут доступны игрокам. Рекомендую перед игрой ознакомиться с данной колодой, это существенно повысит шансы на победу.

16 зелёных карт используются в зависимости от количества игроков. Эти карточки аналогичны по смыслу колоде этапов и вводят в игру различные действия. Карты двусторонние, одна сторона используется в семейном варианте (верхний ряд), обратная - в продвинутом (нижний ряд). Число в левом верхнем углу указывает количество игроков, при котором используется данное действие.

32 двусторонних квадратных тайла символизируют пашню; каменный, деревянный и глиняный дома. Множители 3,4 и 5 используются для упорядочивания запасов ресурсов в личном резерве, 36 маркеров еды помогут прокормить семью, а 3 кругляшка со стрелочкой и бравым фермером символизируют приход дорогих гостей.

Пять землевладельцев со своими семьями могут попытать счастья и создать образцово- показательное хозяйство всем на зависть. Члены семьи представлены дисками (по 5 каждого цвета), каждой семье принадлежит 4 хлева и 15 изгородей своего цвета. Жёлтый цилиндр обозначит первого игрока.

18 свиней, 21 овца и 15 коров готовы примкнуть к преуспевающей семье и с радостью найдут свой второй дом на планшетах игроков. В дисковом мире ресурсы тоже дисковые (чтобы фермерам не обидно было): 15 белых жетонов тростника, по 27 коричневой глины и жёлтого зерна, по 18 чёрных камней и оранжевых овощей, 33 кругляшка древесины.

Где-то там, в недрах коробки, затерялся блокнот для записей, в котором удобно подсчитывать очки.

Утро на агрикольном дворе.

Если вы городской житель и впервые сменили офисный молот на колхозный серп, то выберите семейный вариант игры.

Оппоненты пополняют личный запас дисками семьи, изгородями и хлевами своего цвета. Каждый игрок получает индивидуальные шесть соток и размещает на них своё хлипкое двухкомнатное жилище, сколоченное из досок. Счастливый отец семейства и его верная спутница въезжают в загородный дворец, получив карту - памятку по управлению хозяйством. Первый игрок берёт цилиндр жёлтого цвета и две еды, остальные - по три еды.

Карты особых улучшений размещаются на планшете в соответствии с картинками. Для экономии места картонку можно не использовать, а выложить карты в ряд.

В центре стола расположите 3 специальных картонки раундов (крайний левый модуль располагается необходимой стороной вверх). Отсортируйте в порядке возрастания синие карты раундов и положите стопку рубашкой вверх неподалёку, рядом - карты попрошаек.

В зависимости от числа игроков отберите зелёные карты и расположите их произвольным образом на планшете необходимой стороной вверх (я выбрал семейный вариант и пример для трёх игроков). Все маленькие диски ресурсов, фигурки животных и тайлы образуют общий резерв.

С первыми петухами.

Каждый раунд начинается с того, что на поле размещается картинкой вверх новая карта из синей колоды. Карты размещаются колонками (на поле есть подсказки). Тем самым на поле появляется новое действие, доступное игрокам.

Затем во все локации, отмеченные стрелочками, выкладываются диски ресурсов и фигурки животных (количество указано в локациях). Обращаю ваше внимание на то, что добавление ресурсов происходит каждый раунд, и они могу накапливаться (ограничений на количество нет).

На этом подготовка к текущему раунду закончена.

Первым ходит обладатель жёлтого цилиндра. Он размещает один диск члена семьи с личного поля в любую локацию по выбору и немедленно выполняет указанное действие. Затем в игру вступает следующий игрок и так далее по часовой стрелке, пока все не выставят своих работников на поле. В одну локацию можно разместить только один диск!

Обращаю ваше внимание на то, что действие выполняется незамедлительно, поэтому на фотографии красный и синий диски должны были немедленно забрать в личный запас тростник и дерево (их можно использовать в текущем раунде).

Выполнив действия, игроки забирают всех своих подопечных обратно в дом. Затем, если не наступила фаза "Сбора урожая" (отмечена внизу последних четырёх столбиков), начинается новый раунд игры. Игра заканчивается после 14 раунда: происходит заключительный сбор урожая и итоговый подсчёт очков.

Итак, общее представление о ведении агрикольского хозяйства вы получили, теперь пристально взглянем на действия, которые и составляют основу игрового процесса.

Как вы помните, один член семьи может выполнить одно действие. Поэтому количество работников необходимо увеличивать (плодитесь и размножайтесь). Делается это при помощи "Прибавления в семействе". В локацию добавляется ещё один диск (единственная локация, где может находиться 2 диска одновременно), а в конце раунда новорожденного необходимо разместить в одну из комнат.

Увы, в одной комнате может жить только один работник, поэтому не забываем строить дополнительные отсеки в своём сарае. Сделать это можно при помощи действия "Комнаты". Деревянная жилплощадь стоит 4 дерева (на стены) и 2 камыша (на крышу). Ресурсы тратятся из личного запаса, а новый тайл обязательно должен примыкать к предыдущим по горизонтали или по вертикали.

Комфорт необходим всем, поэтому жилище можно перестроить, но модернизировать необходимо все комнаты разом (дискриминация родственников недопустима). Улучшение с фанерной постройки до глиняного бунгало стоит 1 глина за каждую комнату (необходимо обмазать ей стены), а также "один тростник на всех, сэр ". Отныне пристраивать к зданию можно только соответствующие по типу комнаты. Хотите "палаты белокаменные" - извольте заплатить по камню за комнату и вновь "один тростник...".

Дом - это прекрасно, но необходимо чем-то прокормить свою круглодеревянную семью. Для этого строим загоны для скота и пашем землю. С землёй всё просто - за одно действие вспахали один участок (положите тайл) и затем до конца игры можно на нём сеять что угодно, включая арбузы (убрать с планшета разработанное поле нельзя). Последующие тайлы пашни размещаются таким образом, чтобы они соприкасались с предыдущими.

Загоны необходимы для скота. За одно действие можете выстроить сколько угодно загонов (стандартно: одно дерево - одна доска). Существует обязательное условие: загон необходимо завершить полностью (доски должны его огораживать со всех сторон). При этом края поля, пашни и дом границами не являются. Зато можете использовать ранее построенные загоны.

Одна клетка в загоне может вместить двух животных, в одном загоне могут находиться животные только одного типа. Помимо этого, одного животного можно содержать в доме (приятно иметь личного хрюнделя).

Хлев (маленький деревянный домик) размещается на свободной клетке игрового поля (или в загоне) и позволяет содержать одно животное (вне загона), либо увеличить вдвое поголовье в загоне (можно держать не 2 особей в квадрате, а четырёх).

В фазу "Сбор урожая" все вспаханные и засеянные поля приносят урожай, который можно использовать в качестве еды (снимите по одному диску с пашни в запас). Затем необходимо прокормить семью, вручив каждому сородичу по два жетона с миской (рождённым в текущем раунде - по одному). Если кому-то еды не хватит, то игрок получает карточку "Попрошайки", и это позорное клеймо остаётся с ним до конца игры, отнимая три победных очка. Можете использовать карты особых улучшений (если они у вас есть) для более эффективного использования урожая.

Далее - одна пара одинаковых животных каждого типа приносит приплод в виде одной особи, которую необходимо либо разместить на игровом поле в загон или в свободный хлев, либо немедленно сбросить в резерв, если условия не позволяют. При этом не важно, будут содержаться родители и приплод в одном квадрате (загоне) или нет.

На жниве пашни.

Работать в качестве сеятеля не просто, а очень просто. Из брошенного в землю одного диска зерна немедленно вырастает ещё два, взятых из запаса. Брюква, к сожалению, такого прироста не даёт и приносит всего лишь один диск. Зерно можно обменять на жетоны еды в соотношении 1:1. Но есть вариант получше...

Воспользуйтесь особым улучшением и получите много вкусной и полезной пищи. Например, кирпичная печь, построенная из глины и камня, перерабатывает один диск зерна в пять жетонов еды. То есть эффективность собранного урожая зерновых возрастает в пять раз! Вы можете перерабатывать животных, глину, дрова и прочее. Одним словом, кормите своих подопечных соевым продуктом, состав которого им лучше не знать... Помимо этого, каждое улучшение приносит в конце игры победные очки, указанные на карте.

По окончании 14-го раунда игра заканчивается, и наступает пора подводить итоги. Начнём с того, что каждый неосвоенный квадрат игрового пространства отнимает одно очко. Тоже самое происходит, когда у вас менее двух вспаханных полей, совсем нет загонов, в амбарах отсутствует зерно и овощи, а мор выкосил весь скот (странно, что вы сами всё ещё живы). Чем лучше вы вели хозяйство, тем больше победных очков получите в соответствии с таблицей. Степень комфорта вашего жилища также имеет свою цену.

Не забудьте прибавить к этому победные очки за различные карты, заработанные вами во время партии, а также вычесть "очки позора" за попрошайничество. Итоговый результат выявит самого успешного агрикольца, который становится председателем правления агрикольного товарищества.

Вечером, на агрикольной завалинке.

В обзоре я лишь кратко упомянул основные моменты семейной игры. Локаций множество, и перечислять свойство каждой в обзоре не представляется возможным. А ведь существует ещё вариант "продвинутого" фермерства, подразумевающий использование множества карт и дополнительных локаций...

Игра завоевала множество наград, и получила она их по праву. Агрикола - интересная и глубокая игра на развитие, великолепно оформленная в "фермерском" стиле. Во время партии создаётся ощущение, что вы действительно развиваете своё хозяйство, вспахиваете поля, разводите животных... Здесь нет места случайности, поэтому каждое действие необходимо обдумывать, а каждый неверный шаг имеет последствия. Чем больше ваша семья, тем шире возможности, но и еды потребуется больше. А для получения еды необходимо эффективно развивать животноводство и земледелие. Одним словом - микроэкономика.

Есть у "Агриколы" несколько особенностей.

Начну с того, что партия заканчивается слишком неожиданно. Только вы развились, только почувствовали вкус жизни, а уже наступил 14-й раунд и итоговый подсчёт. Планы были грандиозные, но так и не удалось их реализовать... Также настоятельно рекомендую играть с новичками в семейный вариант игры без использования дополнительных карт.

Когда-то давно я впервые сел играть с опытными игроками по продвинутым правилам и после этого возненавидел игру. Мне казалось, что случайность правит балом, а соперники выигрывают только за счёт карт. Только к концу партии я разобрался "что к чему", но было поздно...

По прошествии года я вновь взялся за фермерское хозяйство, но по семейным правилам и... полюбил игру. И до сих пор я играю с друзьями и семьёй именно по этим правилам, нисколько не жалею, а игра доставляет мне и окружающим удовольствие. Поэтому, если не хотите отбить у знакомых желание садиться за игровой стол - сыграйте с ними пару партий в семейном варианте. А потом подумайте - нужны ли вам дополнения...

Отдельно отмечу качество полей данного издания - они идеально прямые. Я помню "агрикольские сопки" первого выпуска, увиденные мной у друга. Возомнив себя мостами над бурной рекой, индивидуальные поля изгибались столь усердно, что ещё чуть-чуть, и они могли превратиться в туннели. Урезонить картон было невозможно, поэтому почва земельного надела была подвержена эрозии, а животные тихо брели к краю поля, подгоняемые досками загонов. Вслед им неслась хижина с вопящими от эмоций жильцами...

К моему неописуемому восторгу ничего подобного в моей коробке я не обнаружил, поэтому смело можете остановить свой выбор в пользу локализации. Тем более, в "отечественном" варианте кубики животных заменены на фигурки - приятный бонус...

(лат. — земледелец) — это настолка о нелёгких фермерских буднях, придуманная Уве Розенбергом, немецким игроделом, известным благодаря таким играм как Bohnanza , Mamma Mia! , Le Harve и, конечно же, сама Agricola .

Игра повествует о жизни европейских фермеров времён XVII века и предлагает взять на себя управление небольшим семейством, владеющим клочком земли. Начав с семейной пары, проживающей в двухкомнатном деревянном домике, в процессе игры игрокам предстоит вскапывать поля и засеивать их овощами и зерном, строить загоны для домашних животных и разводить скотину, пристраивать к хижине новые комнаты и обкладывать её кирпичом, а после — камнем, мастерить всяческие полезные приспособления, рыбачить, заготавливать дерево, добывать глину и даже заводить детей. И, самое важное, между всем этим не забывать о пропитании своей семьи.

B Agricola могут играть до 5 человек (правилами предусмотрен и сольный вариант). Длительность партии варьируется в зависимости от числа участников и определяется по формуле «количество игроков х 30 минут». Так, партия вдвоём длится примерно час, а игра на пятерых около двух с половиной часов.

Внутри коробки с игрой скрывается целое богатство:

  • 5 ферм игроков;
  • 3 игровых поля с нанесёнными на них клетками действий (одно из них — с «семейным» вариантом на обороте);
  • поле крупных улучшений;
  • карты:
    • 169 жёлтых карт занятий;
    • 139 оранжевых карт мелких улучшений;
    • 10 красных карт крупных улучшений;
    • 14 синих карт раундов;
    • 16 зелёных карт действий;
    • 5 коричневых карт попрошайничества;
    • 5 карт-памяток;
    • 3 карты с наименованием колод (колода E, колода I, колода K);
  • деревянные фишки:
    • 5 наборов фишек игроков пяти цветов (синий, зелёный, красный, белый, фиолетовый), состоящие из 5 дисков — членов семьи, 4 хлевов и 15 оград;
    • 33 круглых тёмно-коричневых фишки дерева;
    • 27 круглых светло-коричневых фишек глины;
    • 15 круглых белых фишек тростника;
    • 18 круглых чёрных фишек камня;
    • 27 круглых жёлтых фишек зерна;
    • 18 круглых оранжевых фишек овощей;
    • 21 фишка овец (белые кубики);
    • 18 фишек свиней (чёрные кубики);
    • 15 фишек коров (коричневые кубики);
    • фишка первого игрока;
  • прочее:
    • 33 коричневых/серых тайла полей/каменных комнат;
    • 24 коричневых/оранжевых тайла деревянных/глиняных комнат;
    • 36 жёлтых жетонов еды достоинством «1»;
    • 9 жетонов-множителей (для еды, ресурсов или животных);
    • 3 круглых жетона (с изображением «гостя» на обороте);
    • блокнот с листками для подсчёта очков;
    • правила игры.

Как видите, в игре целая куча компонентов. Тут и игровые поля, и три сотни карт, персональные поля самих игроков, около двух сотен деревянных фишек ресурсов и животных, да ещё и всякие картонные тайлы. Один лишь список компонентов уже настраивает на мысли о том, что перед нами непростая игра.

Действительно, не относится к числу лёгких игр, которые можно разложить первый раз в жизни и тут же сесть играть. Здесь этот номер не пройдёт — нужно сначала внимательно изучить правила, понять, что к чему, и только потом садиться за игру. С другой стороны, Agricola не относится к играм-«монстрам» с высоким порогом вхождения, требующим значительных усилий и временных затрат на обучение. Если за столом хоть кто-то знает правила, обучить игре новичков не составит труда. И, хотя наверняка первая партия окажется проигрышной, освоить «Агриколу» , разобраться в правилах, понять принципы игровых ходов и подсчёта очков можно с первого раза.

Кроме того, разработчиками предусмотрено два варианта игры — обычный и облегчённый «семейный», с которого и нужно начинать знакомство с настолкой. В «семейном» варианте не используются игровые карты, что позволяет игрокам сосредоточиться на базовых игровых действиях, понять их значение и усвоить все аспекты игры. И только, отыграв три-четыре «семейных» партии, можно переходить к полному варианту, где используются карты занятий и мелких улучшений, позволяющие играть более эффективно и совершать множество новых или дополнительных действий.

Отдельно нужно отметить, что игровые карты — это, фактически, единственные компоненты, где используется внутриигровой текст. Помимо них на игровом поле ещё нанесены наименования действий, но все они снабжены поясняющими рисунками. Так что, даже имея нелокализованную версию Agricola , можно успешно играть в «семейный» вариант с людьми, абсолютно не владеющими английским.

Партия в Agricola начинается с того, что в центр стола выкладываются игровые поля, а перед каждым игроком помещается его персональная ферма. На неё выкладываются две деревянные комнаты, а в них выставляются два члена семьи (круглые деревянные диски). Жребием определяется первый игрок, которому выдаётся соответствующий жетон. Также он получает 2 еды, а все остальные игроки — по три.

Итак, перед нами разложенная : рядом с каждым игроком находится небольшое поле, на котором располагается его ферма и члены семьи, а в центре стола находится одно большое поле, поделённое на множество небольших полей-клеточек. Именно на этих действиях и сосредотачивается внимание игроков. Ходы здесь делаются так: начиная с первого игрока, все участники игры по очереди берут одного из членов своей семьи со своей фермы и выставляют его на одно из действий, указанных на игровом поле. После этого сразу же разыгрывается эффект выбранного действия, и право хода переходит к следующему игроку, который также выставляет на одном из действий члена своей семьи. Когда все игроки используют всех своих людей, начинается следующий ход.

Так чем же приходится заниматься по ходу партии? Вот краткий перечень действий, которые придётся совершить каждому фермеру:

  • добывать дерево, глину, камень, тростник, зерно, овощи и еду;
  • строить новые комнаты;
  • заводить детей;
  • перестраивать деревянный дом в глиняный, а затем — в каменный;
  • вскапывать поля;
  • засеивать вскопанные поля зерном и (или) овощами;
  • возводить ограды и хлева для домашнего скота;
  • разводить овец, свиней и коров.

Неподготовленного игрока знакомство с «Агриколой» может напугать. Шутка ли, столько разных действий, причём с самого первого хода доступно около десятка. Попробуй-ка выбрать среди них самое выгодное. Тут ведь и глаза разбегаются, и новичку разобраться сходу очень непросто.

На самом деле всё не так уж и сложно. Все действия можно условно разделить на две группы: добыча ресурсов и потребление ресурсов. В первую группу попадают все «собирательные» клетки: добыть дерево, добыть глину, добыть еду, добыть пшено, вскопать поле, завести животных. Ко второй группе относятся действия, позволяющие преобразовать ранее полученные ресурсы во что-нибудь полезное в домашнем хозяйстве. Например, с помощью действия «построить ограды» можно возвести из имеющегося дерева загоны для скота, клетка «построить комнаты» позволяет увеличить жилую площадь, при помощи поля «посадить грядку» можно поместить ранее добытое пшено на ранее вскопанную грядку.

Собственно, производство (точнее, добыча) и потребление ресурсов — это и есть краеугольный камень, на котором строится вся игра. Но не стоит думать, что тут всё просто, мол, насобирал дерева, построил хижину, добыл еды и живёшь в шоколаде. В игре немало ресурсов, а способов использования их ещё больше. И, что самое главное, всегда чего-то не хватает. Масла в огонь добавляет правило, по которому каждое действие можно использовать только один раз в ход, так что игрок постоянно вынужден вставать перед нелёгким выбором.

Вообще, игра очень хорошо даёт понять, что такое дефицит. Сколько бы вы в неё ни играли, вечно будет ощущаться недостаток чего-нибудь. Поначалу вы будете ощущать нехватку еды, потом — дерева, после — глины, затем — животных, в конце-концов, ходов. И это нормально.

Партия всегда длится ровно 14 ходов, и за это время игроки должны максимально развить своё хозяйство. В конце игры за каждый аспект развития фермы начисляются победные очки. Причём, игроки обязаны уделять внимание всем областям, поскольку в противном случае они будут оштрафованы. Получается, что за 14 ходов каждый игрок должен «выжать максимум» из предоставленных ему возможностей и максимально эффективно использовать своих людей для развития фермы. Но безмятежно развиваться не получится не только из-за постоянной нехватки ресурсов и конкуренции с другими игроками. Дело в том, что в игре регулярно наступают «урожаи» — время, когда нужно кормить своих людей, сдавая в игровой банк по 2 еды за каждого члена семьи. Нехватка еды жестоко карается штрафными очками, так что голодать очень невыгодно. Поэтому игроки должны не только развивать хозяйство, но и регулярно добывать еду, обеспечивая пропитание своей семьи.

После нескольких партий вы поймёте, что в игре есть два основных источника пропитания: разведение животных или выращивание зерна. В первом случае вы строите загоны и хлева, заводите овец и свиней, сооружаете простенький очаг или просторную кухню и жарите мясо. Во втором — добываете зерно, вскапываете грядки, строите плиту и выпекаете хлеб. Но это лишь основные варианты добычи пищи, наряду с которыми вам предстоит открыть ещё множество способов.

Все семьи живут натуральным хозяйством, а это означает, что каждый работает только на самого себя и надеяться можно только на себя. Никакого прямого взаимодействия или противостояния между игроками здесь нет. Меняться ресурсами нельзя, напрямую вредить противнику — тоже. Максимум, что можно сделать — занять какое-нибудь действие, в котором нуждаются ваши оппоненты, либо стащить у них из под носа нужные ресурсы. В общем, серьёзно насолить противнику можно с большим трудом. Верно и обратное — подыграть кому-то нельзя, так что в «Агриколе» вы никогда не столкнётесь с «семейным подрядом», когда влюблённая парочка помогает друг другу или кто-то из игроков откровенно «вытягивает» другого.

Однако — это ни в коем случае не многопользовательский пасьянс. Пусть конкуренция и взаимодействие между игроками здесь неявное, но оно имеется. И одних лишь «битв за действия» здесь хоть отбавляй. Помните слово «дефицит»? При игре вдвоём всегда идёт соревнование за глину и камень, когда за столом собираются трое игроков — на вес золота идёт тростник, вчетвером остро строит конкуренция за «размножение».

Очень важно, что в игре практически не бывает случайностей. Каждый ход игрокам становится доступным одно новое действие, но выходят они всегда в более-менее предсказуемом порядке. Ещё есть карты занятий и мелких улучшений, но при игре с ними можно использовать вариант «драфт», спасающий от неудачных (или, наоборот, особо удачных) раздач.

Ещё один плюс — в «Агриколе» нет провисаний и даунтайма. Положенная в основу игры механика «выставления рабочих» позволяет игрокам друг за другом делать «микро-ходы». Фактически, действия совершаются всё время и без остановок. Паузы бывают, но они связаны исключительно с нервным переживанием — куда поставить своего фермера, какое действие выбрать.

Что мы имеем в итоге? Богатая на комплектацию и качественная игра, одинаково хорошо приспособленная для игры в одиночку, вдвоём, втроём, вчетвером и впятером. Два варианта правил: семейный и обычный. Динамичные ходы, значимые решения, ощутимую конкуренцию, непохожие друг на друга партии, и, главное, непередаваемое чувство гордости за клочок картона, на котором к концу партии возникает твоя собственная маленькая ферма. Такие игры появляются не чаще, чем раз в пять, а то и в десять лет.

В заключение приведу краткое резюме игры Agricola :

  • 2007 — Meeple Choice Award;
  • 2008 — International Gamers Award;
  • 2008 — Spiel de Jahres;
  • 2008 — BoardGameGeek Golden Geek;
  • 2009 — игра года на BoardGamer.ru.

В общем зачёте у этой игры около двух десятков наград. Думаете, мало? Тогда вот вам ещё факт: с 2008 по 2009 год эта игра занимала 1 место в общем ТОПе настолок на BoardGameGeek и только в 2010 уступила его прежнему лидеру (Puerto Rico ), сместившись на вторую позицию.

Собственно, на этом месте вы должны закончить чтение и срочно бежать за «Агриколой» в магазин, потому как мимо вас проходит одна из самых-самых лучших в мире настольных игр. Поверьте, с ней стоит познакомиться. Пренебречь такой возможность — это преступление.

Похожие публикации