Что наша жизнь игра кто. Кто первым сказал фразу, что наша жизнь игра? Ещё одно лирическое отступление

Стало вдруг интересно узнать, кто первым сказал фразу, что наша жизнь игра? В поисковике набрал и нажал поиск, выдало несколько ответов, вот они:

1. "Сказал Пушкин"
2. "Пушкин... Пиковая дама..."
3. "Жизнь - театр, и каждый в нем играет свою роль." Так сказал Шекспир
4. "Таки так! Умный человек - Шекспир."

А теперь, я приведу отрывок толкования на святого Матфея Евангелиста, данное нам святым отцом Иоанном Златоустом, сказанные им за многие-многие столетия до Шекспира и Пушкина.

"Итак,взлюбленные,убоимся услышать эти слова. Жизнь наша - не игра, или лучше сказать, настоящая жизнь - игра , но будущая - не игра. А может быть, и не игра только, но и хуже того. Не смехом оканчивается, но и большой причиняет вред тем, которые не хотят тщательно благоустроять самих себя. Скажи мне: чем мы, созидающие великолепныя домы, различаемся от детей,
играющих и строящих домики? Какое различие между их обедом и нашею роскошью?
Нет никакого, - разве только то, что мы это делаем с мучением. Если же мы не
примечаем ничтожности всего этого, нет в том ничего удивительного, потому что
мы еще не сделались мужами. А когда сделаемся, то узнаем, что все это детские
забавы. Приходя в зрелый возраст, мы смеемся над детскими занятиями, хотя в
детском возрасте почитаем эти занятия весьма важными и, собирая черепки и
грязь, тщеславимся не менее тех, которые строят высокие стены. И однако,
состроенное нами скоро разрушается и падает; да если бы и стояло, на что нам
годилось бы? Так и великолепные наши домы. Они ведь не могут принять гражданина
небесного, и не захочет обитать в них тот, кто имеет высшее отечество; но как
мы ногами разрушаем детские игрушки, так и он своим духом ниспровергает наши
здания. И как мы смеемся над детьми, плачущими о разрушении построенного ими
домика, так и он не только смеется, но и плачет, когда мы рыдаем о своих домах,
потому что он имеет сострадательное сердце, и видит для нас великий от этого
вред. Итак, будем мужами. Долго ли нам пресмыкаться по земле? Долго ли
величаться камнями и деревьями? Долго ли играть? И если бы только играли! Нет,
мы оставляем и самое спасение свое. И как дети, пренебрегающие учением, а
занимающиеся играми только, подвергаются жестоким наказаниям, так и мы, истощив
все старание свое на житейские занятия, и оказавшись не в состоянии дать на
деле отчет в духовном учении, который после смерти потребуется от нас, понесем
крайнее наказание. И никто не может избавить нас, хотя бы то был отец, хотя бы
брат, или другой кто-либо. Но все, чему мы преданы ныне, погибнет, а мучение
происходящее от этого будет бесконечное и непрестанное. Так это случается и с
детьми, когда отец за их леность совершенно истребляет все их детские игрушки,
и чрез то заставляет их непрестанно плакать. А чтобы увериться тебе в истине
слов моих, я представлю такую вещь, которую люди более всего почитают достойною
уважения, именно, богатство, и противопоставлю ему душевную добродетель, какую
тебе угодно: тогда ты ясно увидишь всю нищету его. Итак, представим двух людей
(я уже не говорю о любостяжании, а о богатстве, правильно приобретенном), и
один из них пусть умножает свое имение, пусть переплывает моря, обрабатывает
землю и употребляет всякие другие способы к приобретению; хотя я и не знаю,
может ли он, так поступая, делать законное приобретение, но положим, что он
приобретает выгоды законным образом. Пусть будет так; пусть он покупает поля,
рабов и прочее, пусть не будет в этом приобретении его ни одной неправды.
Напротив, другой, столь же богатый, пусть продает свои поля, продает домы,
золотые и серебряные сосуды, подает требующим; пусть облегчает участь бедных,
врачует больных, помогает находящимся в нужде; пусть разрешает от уз, одних
выводит из рудокопней, других освобождает от удавления, пленников освобождает
от наказания... На чьей стороне хотели бы вы быть? Впрочем, я еще не сказал о
будущем, но пока о настоящем. Итак, кому из них хотели бы вы последовать: тому
ли, который собирает золото, или тому, который избавляет других от несчастья?
Тому ли, который покупает поля, или тому, который определил себя на служение
роду человеческому? Тому ли, который окружен множеством золота, или тому,
который увенчан бесчисленными похвалами? Не уподобляется ли этот последний
некоему ангелу, сшедшему с небес для исправления прочих людей? А другой не
похож ли более на какое-то дитя, которое собирает все без цели и смысла, нежели
на возрастного? Если же и законное приобретение богатств так достойно смеха, и
есть знак крайнего безумия, то как не назвать того несчастнейшим из всех, кто
еще и неправедно собирает его? Если же и теперь он достоин великого смеха, то
каких слез достойна будет жизнь его по смерти, когда присоединится к тому
геенна и лишение царствия."

Слова из арии Германна оперы «Пиковая дама» (премьера - 7 декабря 1890 г.) русского композитора (1840 - 1893) по повести поэта (1799 - 1837).

"Г е р м а н н

Что наша жизнь? Игра!

Добро и зло - одни мечты!

Труд, честность - сказки для бабья.

Кто прав, кто счастлив здесь, друзья?

Сегодня ты, а завтра я!"

Фраза о том, что жизнь подобно карточной игре (то есть, непредсказуема, как выигрыш в карточной игре) известна во многих языках. Например, в романе «Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye , 1951 г.) американского писателя (1919 - 2010) учитель Спенсер говорит главному герою (гл. 2):

"Жизнь игра, парень. Жизнь игра которую каждый играет согласно установленным правилам" (Life is a game, boy. Life is a game that one plays according to the rules).

Из арии Германна оперы «Пиковая дама» и другая известная фраза: .

Примеры

Передача "Что? Где? Когда?"

Слова из либретто оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама" "Что наша жизнь? Игра! " использовалась в передаче "Что? Где? Когда?" (транслируется с 1975 года).

"Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем" , 2015 г., перевод на русский язык Царев В. М. 2016 г.:

"Нравится вам это или нет, но жизнь – игра . Кто бы ни опровергал эту истину, кто бы просто ни отказывался сам играть, остается брошенным на обочине, а я этого не хотел."

Эти строки из эпиграммы, написанной Пушкиным 170 лет тому назад, можно в известной мере отнести и к самому автору, страстному, увлекающемуся человеку, азартному игроку:

Поэт-игрок, о Беверлей-Гораций,
проигрывал ты кучки ассигнаций,
И серебро, наследие отцов,
И лошадей, и даже кучеров -
И с радостью на карту,
на злодейку,
Поставил бы
тетрадь своих стихов...

В карты тогда играло все великосветское общество обеих столиц.

«В Москве составилось общество богатых игроков... Он приехал в Петербург. Молодежь к нему нахлынула, забывая балы для карт и предпочитая соблазны фараона обольщениям волокитства».

А в ненастные дни
Собирались они
Часто;
Гнули — Бог их прости! -
От пятидесяти
На сто.
И выигрывали,
И отписывали
Мелом.
Так в ненастные дни,
Занимались они
Делом.

В преферанс во времена Пушкина практически не играли, пик его популярности в России пришелся на вторую половину прошлого века. Серьезные солидные игроки играли тогда в вист и его североамериканскую разновидность бостон.

«Генералы и тайные советники оставили свой вист, чтобы видеть игру, столь необыкновенную».

Это Пушкин пишет в «Пиковой даме» о третьем, решающем дне — когда Германн поставил на карту (как ему казалось, на туза) 188 тысяч.

Играл Германн против банка (который держал Чекалинский) в фараон. Остановимся несколько подробнее на этой игре и происходящих в повести драматических событиях.

Правила фараона чрезвычайно просты: понтер из одной колоды вытаскивает желаемую (известную только ему) карту и кладет рубашкой вверх на стол. Банкомет берет другую колоду, тасует ее и начинает раздавать карты по одной на две кучки. Если карта банкомета, равная по номиналу карте понтера, ляжет налево от него — выигрывает понтер, направо — банкомет.

Игра эта сродни «орел-решка»: вероятность выигрыша и проигрыша одинаковы. Математическое ожидание выигрыша равно нулю (0,5*1 + 0,5*(-1) = 0), а значит, игра является справедливой (безобидной). Здесь, однако, присутствует один нюанс.

При неограниченно долгой игре против казино с бесконечным капиталом даже в безобидную игру понтера неизбежно ждет банкротство. Не избежал бы его и Германн, если бы, желая значительно преумножить свой капитал (47 тысяч), ставил постоянно на эту сумму против "проведшего весь век за картами и нажившего некогда миллионы" Чекалинского. Поэтому, чтобы превратить 47 тысяч в 376, он, как ни странно, выбрал правильную стратегию, загибая, как и азартный Чаплицкий, «пароли» и «пароли-пе». И хотя вероятность выиграть три раза подряд «семпелем» всего 12,5% (1/23), она все же значительно выше вероятности набрать эту сумму, играя, по примеру осторожного Сирина, «мирандолем» (вероятность, к примеру, сделать семикратное «руте» равно 1/128).

Германну, увы, не повезло — он обдернулся: «вместо туза у него стояла пиковая дама». Повезло читателям — появилась прекрасная повесть.

И хотя близкий друг Пушкина поэт Петр Вяземский писал:

Друзья! Кто хочет быть умен,
Тот по пословице поступит:
Продаст он книги, карты купит, —

(Риторика на грани казуистики)

Человек – играющее животное.

Чарльз Лэм

Давайте, в конце концов, разбираться, что есть наша жизнь, кто мы в ней и зачем?

Эти вопросы волновали людей на протяжении тысячелетий, мы не первые, кто этот вопрос ставит ребром. Но ответов или множество, или нет совсем. Великие умы, как правило, ставили вопрос о смысле жизни, не отвечая на него, чаще они только предполагали тот или иной вариант ответа. И Боже меня сохрани заявить, что жизнь – это то-то, смысл её в том-то, а потому жить надо так, а не иначе.

П.И. Чайковский в «Пиковой даме» написал чудную арию Герману, и не знающие оперу люди слышали знаменитый тезис героя: «Что наша жизнь? – Игра!..», частенько используют его, как цитату, совершенно не придавая значения смыслу и фразы и самой арии, где дальше поётся: «…сегодня ты, а завтра я…» С этих позиций и рассмотрим утверждённую редакцией тему.

«Нас не спрашивают, хотим мы рождаться на этот свет или нет». Мало кто не знает такого постулата, мало кто им не пользуется. Опять же, не придавая этому значения. Обстоятельства, эмоции, стрессы и прочее вынуждают нас произносить подобные словосочетания. Другое дело, когда твой ребёнок подходит и или в лоб спрашивает, или в запале выкрикивает: «Зачем вы меня родили?!» И тут мамы с папами в растерянности разводят руками – ответить-то нечего.

Кто-то когда-то (врать не буду, не помню) связал вышеприведённый постулат с игрой: действительно, это игра такая с Высшим, Он не спросил нас, Он дал нас родителям, а те, соответственно, дали нам жизнь. И давай, друг, играй, а то проиграешь. И мы играем, каждый, как может. Играем всю жизнь. Похожа жизнь на игру? Безусловно!

Любая игра предполагает цель, надо дойти до некоего финала, кого-то обойти, обыграть, самому при этом выиграть, набрав N-ое количество очков. Притом, что правила в такой игре более чем свободны и условны. И каждый шурует к намеченной цели в соответствии со своим воспитанием, уровнем интеллекта, кругозором, степенью претензий и притязаний и прочими прибамбасами.

Где-то в первой трети дистанции нам становится совершенно ясно, насколько эта игра сложна, мудрёна, жестка и даже жестока. Кто-то приостанавливается, кто-то сходит с дистанции, кто-то сбавляет обороты, а кто-то продолжает шуровать, прыгая с уровня на уровень, не думая о партнёрах по этой игре: лишь бы достичь цели первым и урвать по пути крупный куш. А дети наши смотрят на нас и внимают…

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Я актёр, игра – моя стихия, моя жизнь. Азарт мне свойственен по природе профессии. Только не стоит путать этот азарт с азартом, скажем, карточного игрока. Суть этих азартов разная. Меня будоражит азарт познания, исследования. Вслед за другим классиком, Шекспиром, я могу утверждать, что «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры, и каждый не одну играет роль».

Согласитесь, великий англичанин был прав. За полтора десятка лет на сцене я перемерял столько масок, что иногда с трудом различаю, где я, а где сыгранный мной персонаж. Это издержки профессии. Собой оставаться трудно, и не только на сцене. Но, с другой стороны, профессия моя обязывает меня наблюдать жизнь, наблюдать за людьми, за их проявлениями в разных ситуациях, за тем, как их характер, темперамент, интеллектуальная составляющая влияют на эти проявления. И с каждым годом убеждаюсь в верности формулировки Шекспира. Все играют, все!!! И дети, в том числе.

На этом лирическое отступление закончено и продолжается размышление на заданную тему.

Любая игра – некое постижение, определённый набор опыта. С повышением уровня игры опыт увеличивается, познания множатся. Повышение уровня предполагает бонусы. Это закон игры, закон жизни.

Игра навязывается ребёнку с самого начала его жизни. Сначала дитя приучается улыбкой отвечать на родительскую улыбку, потом, играя, ребёнок учится ходить, запоминать, говорить, что-то делать. По мере взросления, ставки в этой игре растут: «Сделай то-то!» — «А что мне за это будет?» Знакомо? Знакомо.

Но это с одной стороны… С другой стороны, ребёнка окружает сегодня такое количество информации, что даже взрослый человек переварить не в состоянии. Телевидение – главный поставщик информации. Как результат, дети становятся агрессивнее, меркантильнее, неуправляемее.

ЕЩЁ ОДНО ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

У меня много друзей среди детей. Один парнишка (8 лет) с ходу придумывает такие виды оружия, такие способы пыток, что диву даёшься. Даже его интеллигентнейшие родители частенько пребывают в ступоре. А парень играет, показывая, как что-то взрывается, как кто-то разлетается на кусочки.

Другой мальчонка (3 года) обожает своего отца и ни во что не ставит бабушку с дедушкой (родители сознательно ограничивают его в просмотре телевизора, очень скрупулёзно следят за тем, что он смотрит, предлагают ему конкретные фильмы и мультики), он сочинитель в свои годы, его богатая фантазия бурлит и изливается на взрослых, и бабушка с дедушкой не могут соответствовать его игровым и энергетическим запросам. Мой племянник (7 лет) уже несколько лет бредит Человеком-Пауком.

Он прибегает к родителям и сообщает, что победил злодеев (до этого мы несколько часов слышали вопли и крики, стоны и рычания, разного рода «тыдыщ!», «уау!», «бах!»), а кто эти злодеи, почему они злодеи для него не важно. При этом они все используют наши выражения, словечки из телевизора, сюжеты импортных мультиков, как правило, с канала «Jetix» или ему подобных.

Бессмыслица, агрессия, насилие становятся условием игры, имя которой жизнь. Это, скажем так, предлагаемые обстоятельства данного уровня, и мы, игроки, должны угадать правила своего поведения на этом уровне, должны пройти его, провести по нему своих детей, обрести свой опыт, снабдить опытом своих детей и перейти на следующий уровень.

Примеры эти, в общем-то, частные, может, покажутся кому-то мелковатыми и даже ворчливыми, но это, естественно, лишь часть паззла. (Вот, кстати, ещё одно сравнение жизни и игры.)

Продолжаю.

Учитывая тему, дальнейший разговор теперь может идти исключительно о правилах этой игры. Об их обнаружении, формулировании для себя, о следовании им и (ни в коем случае не или!) о несоблюдении их. Самое примечательное, что правила в этой игре установлены самими игроками. Не нами, а теми, кто играл задолго до нас. Мы пользуемся их опытом, присваиваем его себе, опять же – соответственно нашим представлениям о них (правилах), нашему интеллекту, характеру, темпераменту…

«Всё когда-то уже было…» Жизнь развивается по спирали. История человечества – это история костюма, прежде всего. Насколько трудно, к примеру, сегодняшним литераторам, до них столько всего сочинено, проанализировано, что, кажется, тем для исследований уже не осталось. И они по новой ворошат уже проанализированные темы, вертят принятые предками постулаты и истины так и этак, часто высасывают из пальца новые смыслы, вскрывают «ложь веков». Чем не игра? И подобные действия не всегда продиктованы только лишь их желанием остаться в числе лучших игроков, о чём в любой игре свидетельствует Галерея Почёта.

Но ведь что ещё интересно: на чужих ошибках человек учится редко, только на своих. А научившись, обжегшись, столкнувшись, задним умом понимает, что это «когда-то уже было». Вот и получается, что опыт – это количество шишек на твоей голове. Так в любой игре: карты сошлись именно так, кубики выдали именно такую комбинацию, именно на ту кнопку ты нажал, проходя уровень. А расклад правил при этом был такой-то…

Жизнь-игра предлагает великое множество соблазнов. Можно даже считать, что соблазны эти и есть своеобразные правила игры. Жизнь-игра предлагает бессчётное множество путей, они тоже суть правила. Как в русской былине: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь — …»

Не выбрать свой путь, то есть не принять те или иные правила игры, невозможно. С одной стороны нас зазывают религии, с другой соблазняют пороки, с третьей – познания, с четвёртой… Да много их, путей, спору нет. И начав шагать по одному пути, мы или продолжаем идти по нему, или же перебегаем на иную дорогу. И так по кругу, и без конца, и без конца.

Одно можно сказать с уверенностью, чтобы выводить на какую-то жизненную дорогу своих детей, надо определиться со своей. Трудно это крайне, господа взрослые люди, вы это не хуже меня знаете. Но надо. Иначе, в случае с детьми, выйдет сказка про белого бычка. Будут дети наши ходить по кругу, аки козлик, к колышку привязанный.

На встрече со зрителями Андрея Миронова студенты-щукинцы спросили: «Как жить?». Он ответил: «Честно.» Играть надо честно. Если жизнь – это игра, то и давайте играть по правилам. Закономерен вопрос: что это за правила, которые самим себе формулировать нужно? О чём вы вообще ведёте речь, если на протяжении всей статьи только и распинаетесь, что о неких эфемерных понятиях да о непонятном опыте предков?

А речь я веду именно о том, друзья мои, что мы в наш век скоростей настолько положились на технический прогресс и известный только нам «авось», что совершенно забыли, кто мы, откуда. Про «зачем» я вообще лучше умолчу. Факт остаётся фактом: мы стали ленивы, мы стали невежественны и невежливы, скудоумны, непытливы и потрясающе неинтересны сами себе. Осознать себя без опыта ушедших поколений – НЕЛЬЗЯ! С собой определиться не можем, чего же мы от детей требуем, господа?

Правила игры, название которой «ЖИЗНЬ», у нас под носом, их нужно только разглядеть и принять. И вовсе не стоит смотреть на эту игру взглядом обречённого. Надо играть! Так вышло, что играем мы все и всегда, кто-то больше, кто-то меньше, кто-то удачливей, кто-то не очень, но результат в любом случае зависит только от нас.

Судьба? Рок? Фатум? Вы ещё Парок вспомните, тех, что из Древней Греции. Они, может и есть, но уж если и обращаться к грекам за примером, то следует помнить, что эти граждане всегда старались богов обставить, обспорить и даже облапошить. А иудейский Яхве вообще предоставил человеку самому определять свою судьбу. Не знали? Вот видите…

Простите, дорогие читатели, если чем-то задел ваше самолюбие, никого обидеть я не хотел. В мои цели вовсе не входило учить или давать рецепты, я желал лишь обозначить проблему в соответствии с темой. Но наблюдения мои за жизнью, за людьми, за самим собой заставляют меня делать эти неутешительные выводы. В какой-то момент своей жизни я чётко понял, что блюдечка с голубой каёмочкой не бывает в природе, хотя чертовски хочется, чтобы оно существовало. А если оно и возникает где-то, то чуть позже за него приходится платить.

И это главное правило игры. И надо познавать, надо прочерчивать себе путь, оглядываясь на рядом идущих, поддерживая, подталкивая кого-то вперёд, аккуратно обходя кого-то на поворотах, разочаровываясь в ком-то, обретая что-то и кого-то, теряя, прощаясь… Игра эта – увлекательна, познавательна. «Если бы знать, если бы знать, если бы знать!..» — восклицали чеховские три сестры. Но знать наперёд невозможно, в том и интерес. Узнать, что за поворотом, можно только заглянув за него. История вообще не терпит сослагательного наклонения.

ПОСЛЕДНЕЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Мой любимый поэт Юрий Левитанский написал такое стихотворение:

Я медленно учился жить.

Ученье трудно мне давалось.

К тому же часто удавалось

урок на после отложить.

И снова, снова к тем азам,

в бумагу с головой заройся.

Сезам, — я говорю, — откройся!..

Не отворяется Сезам.

Можно было привести его полностью, да и не только его, у Левитанского отличные стихи. Но я сознательно не привожу. Найдите, прочтите, узнайте себя.

И снова за игру! Ставки растут.

Олег Теплоухов

«Вся наша жизнь - игра, а люди в ней - актёры» Вильям Шекспир. Монолог Жака из комедии «Как вам это понравится»

Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
(перевод)

Что наша жизнь? Игра!

Фраза из арии Германна оперы «Пиковая дама» (премьера - 7 декабря 1890 г.) Петра Ильича Чайковского по повести Пушкина Александра Сергеевича.
Автор либретто - Модест Ильич Чайковский (1850—1916), брат П. И. Чайковского:

«Г е р м а н н:

Добро и зло - одни мечты!
Труд, честность - сказки для бабья.
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья?
Сегодня ты, а завтра я!»

В сети известны другие вариации стихов на эту известную тему. Ниже представлены только некоторые из них.

Алексей Жарков

Вся жизнь игра, а люди в ней актёры.
Недаром говорил Шекспир!
У каждого есть маска наготове.
Которую достать, готовы в миг.

Пытаясь спрятать все проблемы.
Меняя маски каждый миг.
Мы путаемся к сожалению,
Какой нас путь сейчас постиг.

Путь одиночества нам близок и понятен.
И вроде окружают все тебя!
И создаются красок впечатления,
Но это лишь иллюзия твоя.

В реальности вокруг один театр.
Актёры сплошь и тут и там.
Ведь жизнь игра, а люди в ней актёры.
Такая участь у тебя:
Живем играть, меняем маски,
Меняем маски, чтоб играть.

Инна Власкина

Что наша жизнь - игра или реальность?
На людях исполняем роль,
В душе храним мы наши тайны,
Всю нашу суть, эмоции и боль.

«Жизнь - игра!», - сказал Шекспир,
Забудь слова, уйди со сцены,
Останься ты собой самим,
Живи в гармонии со всеми.

Похожие публикации